АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ
Екатерининская, д.177, Пермь, 614068
www.perm.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Пермь
04 июля 2018 года Дело № А50-22941/2017
Резолютивная часть решения объявлена судом 22 июня 2018 года.
В полном объеме решение изготовлено 04 июля 2018 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Катаевой М.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пастуховой Е.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Перми (ОГРН <***>; ИНН <***>),
Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконными действий,
третьи лица: индивидуальный предприниматель ФИО2, индивидуальный предприниматель ФИО3, Департамент дорог и транспорта администрации города Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>),
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО4 (доверенность от 11.07.2017, паспорт);
от ГУ МВД России по Пермскому краю – ФИО5 (доверенность от 30.01.2018, паспорт);
от Управления МВД Россиипо г. Перми – ФИО6 (доверенность от 27.12.2017, удостоверение), ФИО7 (доверенность от 05.06.2018, удостоверение);
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением (с учетом принятого судом ходатайства об уточнении требований – т.1 л.д. 100-101) о признании незаконными действий Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю (далее – ГУ МВД России по Пермскому краю) и Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Перми (далее - Управление МВД Россиипо г. Перми) по аннулированию регистрации транспортных средств с регистрационными номерами В011PC/159, В 018 PC/159, В 192 СН/159, В 199 СН/159, В 602 СМ/159, В 568 ОУ/159.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования, дополнив позицию в письменных объяснениях (т. 2 л.д. 98-101, 124-125).
Представители заинтересованных лиц не согласились с заявленными требованиями по основаниям, изложенным в отзывах на заявление (т. 2 л.д. 83-86, 111-115).
Исследовав материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Предпринимателю ФИО1 на праве собственности принадлежат автобусы «MAN» и «MERCEDES» с государственными регистрационными номерами В011PC/159, В 018 PC/159, В 192 СН/159, В 199 СН/159, В 602 СМ/159, В 568 ОУ/159, что подтверждается паспортами транспортных средств (т. 1 л.д. 14-27).
Автобусы используются для осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок города Перми на основании договоров, заключенных Департаментом дорог и транспорта администрации города Перми с индивидуальными предпринимателями ФИО2, ФИО3 (т. 2 л.д. 88-97).
В 2014 году на указанные транспортные средства отделом ГИБДД УМВД России по г. Перми были выданы свидетельства о соответствии транспортных средств с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности, установлено соответствие транспортных средств экологическому классу Евро 5.
На основании указанных свидетельств в МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю совершены регистрационные действия по внесению в регистрационные документы данных, связанных с изменением экологического класса.
19.06.2017 начальником ГУ МВД России по Пермскому краю по материалам служебной проверки утверждено заключение, в котором содержится указание о рассмотрении вопроса о прекращении действия выданных свидетельств о соответствии транспортных средств с внесенными в их конструкции изменениями требованиям безопасности в связи с несоответствием конструкции транспортных средств сведениям, указанным в документах (т. 2 л.д. 54-73).
07.07.2017 заявителю Управлением МВД Россиипо г. Перми направлено уведомление № 40/20-11333 о прекращении регистрации транспортных средств в случае непредставления в 10-дневный срок в регистрационное подразделение ГИБДД Пермского края выданных на основании действующего законодательства свидетельств о соответствии транспортных средств, с внесенными в их конструкции изменениями требованиям безопасности (т. 1 л.д. 11-13).
10.07.2017 начальником Управления МВД России по г. Перми утверждено заключение, согласно которому свидетельства о соответствии конструкции транспортных средств с внесенными в их конструкцию изменениями требованиям безопасности признаны недействительными как выданные в нарушение требований Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720 и Приказа МВД России от 07.12.2000 № 1240 (т. 1 л.д. 73-85).
11.07.2017 ГУ МВД России по Пермскому краю сообщило Управления МВД России по г. Перми о принятом решение о прекращении (аннулировании) регистрации транспортных средств (т. 1 л.д. 86).
12.07.2017 Управление МВД России по г. Перми направило предпринимателю уведомление № 40/20-11567 о прекращении регистрации транспортных средств в связи с признанием регистрации недействительной, а также сообщено о недействительности ранее направленного уведомления от 07.07.2017 № 40/20-11333 (т. 1 л.д. 87-88).
Предприниматель, не согласившись с действиями по аннулированию регистрации транспортных средств, считая их не соответствующими действующему законодательству и нарушающими его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания оспариваемых действий и решений незаконными суду необходимо установить наличие в совокупности двух условий: несоответствие закону, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в дело документы в совокупности с пояснениями представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно п. 3, 4 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
После внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия.
Согласно пунктам 2 и 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее - Постановление № 938) и пунктам 1, 2 положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711, регистрацию автотранспортных средств и проверку указанных документов осуществляет Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
Единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации автомототранспортных средств установлен «Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденными Приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» (далее – Правила № 1001).
Пунктом 3 Правил № 1001 установлено, что не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, в том числе, по следующим основаниям:
представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию;
представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах;
Как установлено п. 51 Правил № 1001, при наличии оснований, перечисленных в пункте 3 настоящих Правил, за исключением случаев наложения запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по решению главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по субъекту Российской Федерации. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск. Регистрационные знаки, принятые на основании соответствующего волеизъявления собственника (владельца) в соответствии с пунктом 42 Правил, подлежат хранению. Собственнику (владельцу) транспортного средства направляется письменное уведомление с указанием причин и оснований прекращения (аннулирования) регистрации транспортного средства.
Как следует из материалов дела, основанием для аннулирования регистрации принадлежащих предпринимателю транспортных средств послужило заключение Управления МВД России по г. Перми от 10.07.2017 о признании недействительными ранее выданных отделом ГИБДД Управления МВД России по г. Перми свидетельств о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
Данные свидетельства указывали на повышение экологического класса спорных транспортных средств до стандарта Евро 5, в связи с чем регистрирующим органом были осуществлены регистрационные действия по внесению в регистрационные документы указанных транспортных средств данных, связанных с изменением экологического класса.
Однако, по заключению от 10.07.2017 свидетельства о соответствии конструкции транспортных средств с внесенными в их конструкцию изменениями требованиям безопасности, в том числе на транспортные средства, принадлежащие заявителю, признаны недействительными как выданные в нарушение требований постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720 «Об утверждении Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» и Приказа МВД России от 07.12.2000 № 1240 «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору».
Факты нарушений требований нормативных правовых актов при выдачи свидетельств о соответствии транспортных средств изложены в заключении от 10.07.2017 и установлены по материалам служебной проверки, проведенной сотрудниками ОРЧ СБ ГУ МВД России по Пермскому краю по факту обоснованности выдачи свидетельств на транспортные средства, заключение по которой утверждено 19.06.2017.
Таким образом, регистрационные действия по внесению в регистрационные документы данных, связанных с изменением экологического класса, совершены в отсутствии надлежащего подтверждения их экологического класса безопасности.
Признание свидетельств о соответствии транспортных средств требованиям безопасности с момента их выдачи недействительными, указывает на то, что регистрационные действия по внесению изменений в регистрационные данные в отношении спорных транспортных средств были произведены регистрирующим органом по документам и сведениям, не соответствующим требованиям законодательства, в отношении транспортных средств, конструкция которых и внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также сведениям, указанным в представленных документах.
При таких обстоятельствах, регистрирующий орган, руководствуясь положениями пунктов 3, 51 Правил № 1001, на законных основаниях произвел аннулирование государственной регистрации принадлежащих предпринимателю транспортных средств.
Доводы заявителя об отсутствии оснований для признания недействительными свидетельств о соответствии конструкции транспортных средств требованиям безопасности подлежат отклонению.
В соответствии с п. 81 Технического регламента, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720 (далее - Технический регламент), внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая оценка его соответствия осуществляются по разрешению и под контролем подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 83 Технического регламента подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации вносит в паспорт транспортного средства номер свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
Наличие в паспорте технического средства номера свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности является необходимым условием для разрешения эксплуатации транспортного средства.
Министерство внутренних дел Российской Федерации приказом от 07.12.2000 № 1240 утвердило «Порядок контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения» (далее - Порядок), «Наставления по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения» (далее - Наставления).
Согласно указанным нормативным правовым актам базовым транспортным средством является сертифицированное в установленном порядке транспортное средство, в конструкцию которого вносятся изменения (п. 3 Порядка), под изменением конструкции транспортного средства понимается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения (п. 2 Наставлений).
Согласно п. 4 Порядка рассмотрение заявлений на внесение изменений в конструкцию транспортного средства осуществляется подразделением ГИБДД по месту учета транспортного средства. В заявлении подробно описываются вносимые изменения в конструкцию транспортного средства. При приеме заявления необходимо удостовериться в том, что в отношении транспортного средства, в конструкцию которого вносятся изменения, отсутствуют запреты или ограничения, наложенные судом, следствием, таможенными органами, органами налоговой полиции, органами социальной защиты населения.
В соответствии с п. 5 и 6 Порядка по результатам рассмотрения заявления подразделением ГИБДД принимается соответствующее решение. В решении по заявлению указываются порядок и условия оформления и выдачи свидетельства, а также необходимость получения заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию. Кроме того, в решении приводятся организации, в которых оно может быть получено.
Пункт 10 Порядка содержит исчерпывающий перечень оснований, когда указанное заключение не требуется, к которым не относится изменение конструкции транспортного средства в виде повышения экологического класса.
Пункт 14 Порядка устанавливает условия для выдачи свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности.
Согласно п. 14.3 Порядка по результатам рассмотрения представленных документов подразделение ГИБДД оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство или отказывает в его выдаче.
Как следует из материалов дела, в заявлениях на внесение изменений в конструкцию транспортного средства предпринимателем указано, что переоборудование транспортного средства произведено путем настройки электронной системы управления двигателем и топливной системы автомобиля с использованием диагностического оборудования и повышением в связи с этим до пятого экологического класса безопасности транспортного средства.
Для получения свидетельств о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности вместе с заявлением собственников в качестве подтверждающих переоборудование документов по каждому из автобусов были представлены следующие документы: заключение экспертизы о технических характеристиках транспортного средства, выполненное НИИ ЭВМАШ, акт о переоборудовании транспортного средства и акты выполненных работ, указывающих на то, что переоборудование произведено НИИ ЭВМАШ путем настройки электронной системы управления двигателем и топливной аппаратуры автомобиля с применением диагностического оборудования, копии свидетельств о государственной регистрации НИИ ЭВМАШ, сертификат соответствия, выданный Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии НИИ ЭВМАШ, протокол испытаний единичного транспортного средства, проведенных НИИ ЭВМАШ, а также решение по заявлению, диагностическая карта, свидетельство о регистрации транспортного средства, заявление - декларация и платежный документ.
В решение по заявлению в отношении указанных транспортных средств подразделением ГИБДД указывалось на порядок и условия оформления и выдачи свидетельств, а также на необходимость получения заключения о возможности внесения изменений в конструкцию транспортного средства одной из организаций или завода-изготовителя.
Вместе с тем, заключение о возможности внесения изменений в конструкцию транспортного средства, выдаваемое организациями-изготовителями или уполномоченными на то организациями, подтверждающее возможность внесения изменений в конструкцию транспортного средства и устанавливающее конкретный порядок проведения необходимых для этого работ, в отношении транспортных средств, в конструкцию которых внесены изменения, предпринимателем не было получено.
Представленное заявителем заключение экспертизы о технических характеристиках транспортного средства, выполненное экспертом НИИ ЭВМАШ, не является заключением о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию - документ, в том числе по своему содержанию.
Основанием для признания недействительными свидетельств о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности послужило то обстоятельство, что НИИ ЭВМАШ не имело аккредитации на проведение работ по переоборудованию транспортных средств под экологические классы Евро 3, Евро 4, Евро 5 и не имело оснований на выдачу протоколов испытаний единичного транспортного средства с увеличением экологического класса.
Органом по сертификации Фонд сертификации «ФТОЛА-НАМИ» исполнителю услуг НИИ ЭВМАШ в рамках добровольной сертификации выдан сертификат № РОСС 1Ш.УГ15.М03821 со сроком действия с 22.04.2014 по 21.04.2017 на работы по техническому обслуживанию грузовых автомобилей и автобусов, код ОК 002 -93 (ОКУН): 017306, 017307, о чем в материалах дела имеется письмо от 02.02.2015 исх. № 17 (т. 2 л.д. 36-37). В этом же письме органом по сертификации указывается, что данные работы предусматривают только проверку и регулировку топливной аппаратуры двигателей и вне рамок действия выданных сертификатов соответствия могут быть использованы для целей переоборудования транспортных средств под экологические классы Евро 2, Евро 3, Евро 4, Евро 5, если организация будет дополнительно на то аккредитована (сертифицирована), без соответствующего сертификата соответствия на переоборудование транспортных средств организация не может выполнять эти работы.
Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163, подгруппой 017300 определено «Техническое обслуживание грузовых автомобилей и автобусов», кодом 017306 предусмотрена «Регулировка топливной аппаратуры бензиновых двигателей», кодом 017307 «Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей». Сведения, указанные в столбце «Дополнительная информация» сертификата № РОСС 1Ш.УГ15.М03821 не соответствуют видам работ, определенным кодом ОК002-93.
Следовательно, данным сертификатом соответствия работы по переоборудованию дизельных двигателей автобусов с целью изменения экологического класса не предусмотрены, сертификата соответствия на переоборудование транспортных средств под экологические классы, выданного НИИ ЭВМАШ, не представлено.
Таким образом, свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности были выданы в нарушение требований Технического регламента и Порядка № 1240, в связи с этим у Управления МВД России по г. Перми имелись основания для признания указанных свидетельств недействительными, аннулирование регистрации транспортных средств регистрационным органом произведено на основании п. 51 Правил № 1001 и при наличии на то оснований.
В случае устранения причин, явившихся основанием для прекращения регистрации, заявитель не лишен возможности восстановить регистрационный учет спорных транспортных средств, во внесудебном порядке.
В силу вышеизложенного суд не усматривает несоответствия оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту, равно как и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности (ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ), следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований расходы по уплате государственной пошлины относится на заявителя в порядке ст.110 АПК РФ.
При обращении в арбитражный суд заявитель предъявил платежное поручение № 540 от 20.07.2017, по которому уплатил государственную пошлину в размере 6000 руб. В связи с тем, что государственная пошлина по настоящему делу составляет 600 руб., оставшаяся сумма подлежит возврату заявителю как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 104, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований отказать.
Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 5 400 (Пять тысяч четыреста) руб. 00коп., излишне уплаченную по платежному поручению № 540 от 20.07.2017.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.
Судья Катаева М.А.