Арбитражный суд Пермского края
Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Пермь
25.01.2016 года Дело № А50-22962/15
Резолютивная часть решения объявлена 19.01.2016 года.
Полный текст решения изготовлен 25.01.2016 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи А.А. Неклюдовой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Головизниной, рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по иску Акционерного общества «Камская долина» (614066, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)
к ответчику: 1) общество с ограниченной ответственностью «Новая городская инфраструктура Прикамья» (614065, <...> ОГРН <***>, ИНН <***>);
2) Муниципальное предприятие «Пермводоканал» (614039, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным (ничтожным) раздел 5 договора №140ПП/01/10/12.
В судебном заседании приняли участие
от истца: ФИО1 – представитель по доверенности от 01.12.2015, предъявлен паспорт;
от ответчиков: 1. ФИО2 – представитель по доверенности от 17.05.2013, предъявлен паспорт;
2. ФИО3 – представитель по доверенности № 47 от 07.05.2015, предъявлен паспорт.
установил:
АО «Камская долина» обратилось в суд с иском к ответчикам, ООО «Новая городская инфраструктура Прикамье», МП «Пермводоканал», предъявив исковые требования о признании недействительным (ничтожным) раздела 5 договора № 140ПП/01/10/12 оказания услуг по подключению к сетям водоснабжения.
Истец на заявленных исковых требованиях настаивает по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Указал, что с учетом выданных ОАО «Камская долина» технических условий (по состоянию на октябрь 2009-ноябрь 2011 года), заключения договора о подключении (март 2013 года) и норм действовавшего на тот момент законодательства, подключение строящегося жилого дома по ул. Чернышевского, 15б в Свердловском районе г. Перми должно было осуществляться без взимания платы. Полагает, что приложении № 4 к Договору на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения № 140ПП/01/10/12 «Мероприятия по подключению объекта капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения, выполняемые Предприятием и Обществом» в части водоотведения было указано, что для подключения жилого дома по ул. Чернышевского 15б за счет вносимой заказчиком платы за подключение будет реализован проект под кодом WWC8a-2 «Строительство новых канализационных сетей для обеспечения комплексной застройки (реконструкции) территории в кв. 269, ограниченной ул. Чернышевского, ул. Н. Островского, р. Егошихой». Срок выполнения мероприятий был установлен договором о подключении и составил период с даты заключения договора и по дату подключения объекта к сетям водоотведения. Объект был сдан в эксплуатацию 18.12.2013, соответственно, мероприятия должны были быть выполнены в период с 01.10.2012 по 18.12 2013. В части мероприятия под кодом WWC8a-2, указанным в договоре, в период внесения заказчиком платы за подключение (конец 2012- весь 2013 год) "Инвестиционная программа не предусматривала какого-либо финансирования (в графе «Объем финансирования мероприятия за счет всех источников финансирования» в годах 2012- 2013 указаны прочерки, что также подтверждает, что взимание оплаты за подключение объекта по договору о подключении было неправомерно. Указанные обстоятельства, по мнению истца, свидетельствуют о ничтожности раздела 5 договора № 140ПП/01/10/12. Указал, что с учетом редакции ст. 181 ГК РФ, действующей на период заключения договора, течение трехгодичного срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение сделки, поскольку договора в редакции протокола разногласий подписан сторонами 28.03.2013, то срок истечет только 28.03.2016. Ссылается на то, что решение УФАС по Пермскому краю по делу № 420-15-а от 20.10.2015 оспаривается в рамках дела № А50-26800/2015, также подана апелляционная жалоба на решение Арбитражного суда Пермского края по делу № А50-22964/2014.
Ответчик, ООО «Новая городская инфраструктура Прикамье», против предъявленных исковых требований возражает по мотивам, изложенным в отзыве на исковое заявление. Полагает, что условия спорного договора о плате за подключение (раздел 5) соответствуют нормам законодательства, которые действовали на момент их заключения, а именно, Федеральному закону от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Правилам определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83, и подп. 1 п. 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 №360. Также указал, что в Инвестиционную программу по развитию систем водоснабжения и водоотведения города Перми на 2006-2025гг, утвержденную решением Пермского городской Думы № 8 (в редакции решения Пермского городской Думы от 26.06.2012 № 122) включены мероприятия по водоснабжению: реконструкция ВНС «Южная» период реализации 2012-2013 гг., строительство новых водопроводных сетей для обеспечения комплексной застройки (реконструкции) территории в квартале 269, ограниченном ул. Чернышевского, ул. Николая Островского, р. Егошихой период реализации - 2014-2016гг.; по водоотведению: по строительству новых канализационных сетей для обеспечения комплнксной застройки (реконструкции) квартала 269, ограниченном ул. Чернышевского, ул. Николая Островского, р. Егошихой период реализации - 2014-2016гг. Подключаемый дом по ул. Чернышевского, 15б находится в квартале 269, т.е. соответственно для строящегося объекта инвестиционной программой предусмотрены мероприятия по увеличению (созданию) мощности и пропускной способности сетей для подключения.
Ответчик, МП «Пермводоканал», против предъявленных исковых требований возражает по мотивам, изложенным в отзыве на исковое заявление. Указал, что территория, на которой располагается жилой дом по ул. Чернышевского, 15б, является территорией комплексной застройки, которая требует выполнения ряда мероприятий на системе водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Инвестиционной программой. В связи с тем, что договор был заключен 01.10.2012, применению подлежит действовавшая на тот момент редакция Инвестиционной программы от 26.06.2012. Инвестиционная программа, утвержденная Решением Пермской городской думы, предусматривала реализацию мероприятий, указанных в Приложении № 4 к договору, за счет тарифа на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения (таблица 7.3. приложения № 7 к Инвестиционной программе). Данное обстоятельство является основанием для включения в договор № 140ПП/01/10/12 условия внесения платы за подключение. Перечисление истцом денежных средств в соответствии с условиями договора, свидетельствует о том, что истец считал договор заключенным, действительным и подлежащим исполнению. Также ссылался на пропуск установленного ч.2 ст. 181 ГК РФ срока исковой давности, т.к. иск подан в октябре 2015 года, истец указал, что делал попытки исключить из договора условие о необходимости внесения платы за подключение, т.е. знал об этих обстоятельствах уже в момент заключения договора.
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, арбитражный суд установил:
Как следует из материалов дела, 09.11.2009 ОАО «Камская долина» были выданы измененные технические условия № 4343 на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения, планируемых к строительству, жилых домов, в том числе жилого дома№ 15б по ул. Чернышевского, (в редакции продленных технических условий № 110-15042 от 09.11.2011)
В соответствии с техническими условиями подключение жилого дома предусматривалось в части водоснабжения от существующих водоводов 2Д=600 мм. «Лисичинский» и №8 по ул. Чернышевского, в части водоотведения – в коллектор Д= 800 мм. по ул. Островского.
В технических условиях, выданных истцу, указывалось, что подключение объекта к сетям водоотведения будет осуществлено в коллектор Д= 800 мм. по ул. Островского, после ввода в эксплуатацию коллектора Д= 800 мм. по ул. Рабоче-Крестьянская от ул. Революции до ул. Орская, строительство которого осуществлялось ООО «Жилсоцинвест» для застройки микрорайона «Юбилейная-2».
Со стороны МП «Пермводоканал» в адрес ОАО «Камская долина» был направлен проект договора на подключение №140ПП/01/10/12 от 01.10.2012, в соответствии с которым ОАО «Камская долина» должно было за подключение объекта внести плату в размере 17 219 325 руб. 70 коп. за подключение к сетям водоснабжения и 9 231 005 руб. 70 коп. за подключение к сетям водоотведения (п.5.1. договора, л.д. 9-17).
Со стороны ОАО «Камская долина» были предприняты попытки исключить из договора пункты о необходимости внесения платы за подключение (протокол разногласий от 01.10.2012). Однако договор был подписан со стороны ОАО «Камская долина» в первоначальной редакции, то есть с учетом внесения платы за подключение. В полном объеме плата за подключение была внесена 02.09.2013.
Истец, полагая, что взимание платы за подключение противоречит п.14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры № 360 от 09.06.2007, обратился в суд с иском о признании раздела 5 договора ничтожным.
В соответствии с п. 10 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 (ред. от 27.11.2010 г.) (действующими в период выдачи истцу технических условий), технические условия должны содержать следующие данные:
максимальная нагрузка в возможных точках подключения; срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе, в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ,
срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.
Согласно п. 24 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, система коммунальной инфраструктуры определяется как комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро- , газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.
Сети инженерно-технического обеспечения - это совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений, пункт 20 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пункт 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83).
Таким образом, законодатель рассматривает понятие сетей как совокупность взаимосвязанных сооружений.
С учетом приведенных выше положений закона, требований о включении в технические условия перечня мероприятий, необходимых для подключения объекта, данные нормы не содержат, соответственно, отсутствие в технических условиях положений о мероприятиях по созданию (реконструкции) сетей водоснабжения и водоотведения, увеличению мощности и пропускной способности сетей водоснабжения и водоотведения, необходимых для подключения объекта, не означает, что их выполнение не требуется.
Таким образом, содержание технических условий, выданных истцу, не должно было включать в себя всего перечня мероприятий по строительству и реконструкции сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства с целью увеличения мощности и (или) пропускной способности данной сети.
В соответствии с п. 14 «Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры», утвержденных Постановления Правительства № 360 от 09.06.2007, если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса исполнителя по договору о подключении (далее - инвестиционная программа исполнителя) включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства (далее - тариф на подключение), размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта: капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки: - для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение.
Таким образом, из содержания приведенной нормы Правил №360 следует, что если в инвестиционную программу включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект, и установлены тарифы на подключение, то размер платы за подключение определяется исходя их нагрузки объекта и тарифа на подключение.
При этом согласно Правилам предоставления ТУ сети инженерно-технического обеспечения это совокупность имущественных объектов, непосредственно, используемых в процессе электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения. Понятия: «водопроводная сеть» и «канализационная сеть» также даны в Правилах пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства от 12.02.1999г. №167 (далее - Правила №167), в редакции, действующей в период спорных отношений, согласно которым: водопроводная сеть это система трубопроводов и сооружений на них, предназначенных для водоснабжения, канализационная сеть - система трубопроводов, коллекторов, каналов и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод.
Под водоснабжением согласно Правилам №167 понимается технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу питьевой воды, под водоотведением понимается технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.
Таким образом, согласно приведенным нормам Правил предоставления ТУ и Правил №167 сети водоснабжения и водоотведения это совокупность (система) трубопроводов и сооружений на них, в том числе водозаборных сооружений, насосных станций и пр., посредством которых обеспечивается водоснабжение (забор, подготовка и передача питьевой воды) и водоотведение (прием, передача сточных вод) строящегося (реконструируемого) объекта.
Соответственно, мероприятия по увеличению мощности и пропускной способности (созданию) какого-либо трубопровода и (или) сооружения в составе водопроводной сети/канализационной сети, посредством которой будет осуществляться водоснабжение/водоотведение строящегося объекта и к которой планируется подключить данный объект относятся к мероприятиям по увеличению мощности и пропускной способности сетей водоснабжения и водоотведения, к которым будет подключаться объект.
В спорный период на территории г. Перми действовала Инвестиционная программа по развитию системы водоснабжения и водоотведения города Перми на 2006-2025 гг., утвержденная решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 №8 (в редакции решения Пермской городской Думы от 26.06.2012 № 122).
В указанную инвестиционную программу (Табл. П-7.3. График реализации мероприятий Инвестиционной программы за счет тарифа на подключение к сетям инженерной инфраструктуры) включены, в частности, следующие мероприятия:
по водоснабжению - реконструкция ВНС «Южная» (код: WSP1), период реализации: 2012-2013 годы, строительство новых водопроводных сетей для обеспечения комплексной застройки (реконструкции) территорий в кв. 269, ограниченном ул. Чернышевского, ул. Н.Островского, р. Егошихой (код: WSD9a-2) период реализации: 2014-2016 годы
по водоотведению - мероприятия по строительству новых канализационных сетей для обеспечения комплексной застройки (реконструкции) территорий в кв. 269, ограниченном ул. Чернышевского, ул. Н. Островского, р. Егошихой (код: WWC8a-2) период реализации: 2014-2016 годы.
Выполнение указанных мероприятий направлено на обеспечение дальнейшего развития городской инфраструктуры, освоения новых площадок комплексной застройки, предоставления комплекса услуг, оказываемых предприятием, для вновь подключаемых клиентов, что следует из п.2.1 раздела 2, п.2.1.1, п.2.1.2 главы 2 программы комплексного развития, утв. решением Пермской городской Думы от 24.10.2006 №271, реализация которой является целью инвестиционной программы (раздел: «Резюме» инвестиционной программы).
Подключаемый по спорному договору объект расположен по ул. Чернышевского, 15б (п.2.1 договора), то есть территориально данный объект находится в кв. 269, что подтверждается схемой, представленной ответчиком в материалы дела.
Как указано выше для обеспечения застройки территории в данном квартале, соответственно и для строящегося объекта, инвестиционной программой предусмотрены мероприятия по строительству новых водопроводных и канализационных сетей, то есть, предусмотрены мероприятия по увеличению (созданию) мощности и пропускной способности сетей для подключения, в т.ч. строящегося объекта. Кроме того, для подключения строящегося объекта предусмотрено такое мероприятие как реконструкция ВНС «Южная», поскольку водоснабжение объекта осуществляется в т.ч. посредством данной станции.
Таким образом, вопреки доводу истца, инвестиционная программа содержит мероприятия по увеличению мощности и пропускной способности сетей водоснабжения и водоотведения, к которым подключается строящийся объект истца, и срок их реализация приходится на период, предусмотренный договором для подключения объекта.
Так, согласно п.2.4 спорного договора дата подключения объекта к сетям водоснабжения и водоотведения определена периодом - не позднее 18 месяцев с даты заключения договора при условии выполнения заказчиком условий подключения, мероприятий по подключению и обязательств по внесению платы за подключение в полном объеме. Принимая во внимание, что спорный договор заключен сторонами 01.10.2012г., объект должен быть подключен не позднее 01.04.2014.
Выполнение указанных выше мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой согласовано сторонами в Приложении №4 к спорному договору и срок их выполнения согласно Приложению №4 определен - в пределах срока, установленного п.2.4 договора, то есть до 01.04.2014.
То обстоятельство, что объект фактически был подключен к сетям водоснабжения и водоотведения 23.12.2013, что подтверждается актом сдачи-приемки услуг по договору, не означает, что выполнение мероприятий, предусмотренных Приложением №4 к договору и инвестиционной программой не требуется, поскольку данные мероприятия согласно инвестиционной программе направлены на предоставление комплекса услуг для вновь подключаемых объектов, то есть подключение новых объектов перспективной застройки и существующей застройки, в отсутствие выполнения указанных мероприятий, приведет к отсутствию технической возможности водоснабжения и водоотведения объекта истца.
Кроме того, учитывая, что фактически истцом плата за подключение внесена, договор фактически исполнен сторонами, оснований для признания его в части ничтожным не имеется.
Суд также полагает необходимым отметить, что истец, полагающий взимание платы за подключение незаконным, вправе был не подписывать оспариваемый договор, выйти в суд за разрешением разногласий по договору подключения в порядке, предусмотренном статьями 450 - 452 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В любом случае, несоответствие размера платы за подключение и порядка его определения положениям соответствующих нормативно-правовых актов является основанием для изменения договора, а не признания его недействительным в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы ответчика МП «Пермводоканал» о пропуске срока исковой давности, предусмотренного п.2 ст. 181 Гражданского кодекса Российской Федерации, судом отклоняются, поскольку в силу ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Законом не предусмотрено, что данная сделка является оспоримой.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
В порядке ст.110 АПК РФ госпошлина по иску относится на истца как на проигравшую сторону
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.
Судья А.А. Неклюдова