ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-22964/15 от 14.12.2015 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Пермь       

18.12.2015 года                                                                 Дело № А50-22964/15

Резолютивная часть решения объявлена 14.12.2015 года.

Полный текст решения изготовлен 18.12.2015 года.

Арбитражный суд в составе судьи Овчинниковой С.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по иску акционерного общества «Камская долина»  (юридический адрес: 614066, г. Пермь, ул. Стахановская, 45,  ОГРН 1025900893886, ИНН 5904004015)

к ответчикам: 1. муниципальному предприятию «Пермводоканал» (юридический адрес:  614039,  г. Пермь, Комсомольский проспект, 47, ИНН 5906000986; ОГРН 1025901373695)

2. обществу с ограниченной ответственностью «Новая городская инфраструктура Прикамья» (614088 г. Пермь, ул. Архитектора Свиязева, 35, ОГРН 1035900082206; ИНН 5902817382)

о  признании недействительным (ничтожным) договора в части

при участии представителя истца Сабитовой Е.М – по доверенности от 19.12.2012,

представителя ответчика МП «Пермводоканал» Панова И.А. – по доверенности от 07.05.2015,

представителя ответчика ООО «Новогор-Прикамье» Егоровой Е.А. – по доверенности от 14.05.2013,

установил:

Акционерное общество «Камская долина» (далее истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском о признании недействительным (ничтожным) раздела 5 договора № 141ПП/01/10/12 от 04.10.2012 оказания услуг по подключению к сетям водоснабжения и водоотведения.

В судебном заседании истец на иске наставил, пояснил суду, что с учетом выданных ОАО «Камская долина» технических условий и норм действовавшего на тот момент законодательства РФ, подключение строящегося жилого дома по ул. Чернышевского, 15г в Свердловском районе г. Перми должно было осуществляться без взимания платы.

При этом истец не оспаривает тот факт, что инвестиционная программа по развитию системы водоснабжения и водоотведения города Перми на 2006-2025, утвержденная решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 № 8 (в редакции решения Пермской городской Думы от 22.11.2011. № 218, действующей в момент заключения спорных договоров) содержит мероприятия по реконструкции ВНС «Южная» и ГНС-5, относящиеся к мероприятиям по увеличению мощности сетей водоснабжения и водоотведения (сооружений на трубопроводах) и обеспечивающие доступ к услугам водоснабжения и водоотведения вновь строящихся объектов капитального строительства, в т.ч. объектов заказчика, водоснабжение и водоотведение которых осуществляется посредством указанных станций.

Вместе с тем, истец полагает, что приложении № 4 к Договору на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения №141ПП/01/10/12 «Мероприятия по подключению объекта капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения, выполняемые Предприятием и Обществом» в части водоотведения было указано, что для подключения жилого дома по ул. Чернышевского 15 г. за счет вносимой заказчиком платы за подключение будет реализован проект под кодом WWC8a-2 «Строительство новых канализационных сетей для обеспечения комплексной застройки (реконструкции) территории в кВ. 269, ограниченной ул. Чернышевского, ул. Н. Островского, р. Егошихой». Срок выполнения мероприятий был установлен договором о подключении и составил период с даты заключения договора и по дату подключения объекта к сетям водоотведения. Объект был сдан в эксплуатацию 05.12.2013, соответственно, мероприятия должны были быть выполнены в указанный период.

В части мероприятия под кодом WWC8a-2, указанным в договоре, в период внесения заказчиком платы за подключение (конец 2012- весь 2013 год) "Инвестиционная программа не предусматривала какого-либо финансирования (в графе «Объем финансирования мероприятия за счет всех источников финансирования» в годах 2012- 2013 указаны прочерки, что также подтверждает, что взимание оплаты за подключение объекта по договору о подключении было неправомерно.

Указанные обстоятельства, по мнению истца, свидетельствуют о ничтожности договора от 01.10.2012.

  Представитель ответчика МП «Пермводоканал» поддержал доводы отзыва, с иском не согласен, пояснил суду, что территория, на которой располагается жилой дом по ул. Чернышевского, 15 «г», является территорией комплексной застройки, которая требует выполнения ряда мероприятий на системе водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Инвестиционной программой. В связи с тем, что договор был заключен 01.10.2012, применению подлежит действовавшая на тот момент редакция Инвестиционной программы от 26.06.2012.

При этом, инвестиционная программа, утвержденная Решением Пермской городской думы от 29.01.2008 (в редакции, действующей на момент заключения договора), предусматривала реализацию мероприятий, указанных в Приложении № 4 к договору, за счет тарифа на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения (таблица 7.3. приложения № 7 к Инвестиционной программе). Данное обстоятельство является основанием для включения в договор № 141ПП/01/10/12 от 01.10.2012 условия внесения платы за подключение.

С учетом изложенного, ответчик полагает, что поскольку для установления платы за подключение требуется наличие мероприятий в инвестиционной программе (данный факт истцом не оспаривается), а не расходование полученной платы на предусмотренные мероприятия именно в момент ее получения, требования истца удовлетворению не подлежат.

Кроме того, ответчик отмечает, что перечисление истцом денежных средств в соответствии с условиями договора, свидетельствует о том, что истец считал договор заключенным, действительным и подлежащим исполнению.

Представитель ответчика ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» поддержал правовую позицию МП -«Пермводоканал, а также доводы отзыва на иск, полагает, что условия спорного договора о плате за подключение (раздел 5) соответствуют нормам законодательства, которые действовали на момент их заключения, а именно, Федеральному закону от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Правилам определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 и подп. 1 п. 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 №360.

Как следует из материалов дела, 01.03.2011 ОАО «Камская долина» были выданы технические условия № 02389 на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения, планируемых к строительству, трех 19-тиэтажных жилых домов (2 очередь строительства, в том числе жилого дома№ 15г по ул. Чернышевского), подземной автостоянки и детского сада по ул. Чернышевского в микрорайоне Красные казармы г. Перми.

В соответствии с техническими условиями подключение жилого дома предусматривалось в существующие сети водоснабжения и водоотведения, а именно: в части водоснабжения - от внутриквартального водопровода d=300 мм, построенного в рамках выполнения технических условий, выданных для подключения первой очереди строительства микрорайона Красные казармы, в части водоотведения - во внутриквартальную сеть канализации d300, 400 мм, также построенную в рамках выполнения мероприятий по подключению первой очереди строительства.

Со стороны МП «Пермводоканал» в адрес ОАО «Камская долина» был направлен проект договора на подключение №141ПП/01/10/12 от 01.10.2012, в соответствии с которым ОАО «Камская долина» должно было за подключение объекта внести плату в размере 9 687 800 рублей за подключение к сетям водоснабжения и 5 193 475 рублей за подключение к сетям водоотведения (п.5.1. договора, л.д. 9-17).

В приложении № 4 к Договору на подключение «Мероприятия по подключению объекта капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения, выполняемые Предприятием и Обществом» в части водоотведения было указано, что для подключения жилого дома по ул. Чернъшевского 15г за счет вносимой заказчиком платы за подключение будет реализован проект под кодом WWC8a-2 «Строительство новых канализационных сетей для обеспечения комплексной застройки (реконструкции) территории в кВ. 269, ограниченном ул. Чернъшевского, ул. Н. Островского, р. Егошихой». Срок выполнения мероприятий был установлен договором о подключении и составил период с даты заключения договора и по дату подключения объекта к сетям водоотведения. Объект был сдан в эксплуатацию 05.12.2013.

Со стороны ОАО «Камская долина» были предприняты попытки исключить из договора пункты о необходимости внесения платы за подключение (протокол разногласий от 01.10.2012). Однако впоследствии договор был подписан со стороны ОАО «Камская долина» в первоначальной редакции, то есть с учетом внесения платы за подключение. В полном объеме плата за подключение была внесена 28.08.2013 года.

Ответчик осуществил действия по подключению жилого дома к сетям водоснабжения и водоотведения.

Истец, полагая, что взимание платы за подключение противоречит п.14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры № 360 от 09.06.2007, обратился в суд с иском о признании раздела 5 договора ничтожным.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил следующее.

В соответствии с п. 10 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 (ред. от 27.11.2010 г.) (действующими в период выдачи истцу технических условий), технические условия должны содержать следующие данные:

максимальная нагрузка в возможных точках подключения; срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе, в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ,

срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.

Согласно п. 24 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, система коммунальной инфраструктуры определяется как комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро- , газо-, тепло-, водоснабжения   и   водоотведения   до   точек   подключения   (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые  для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.

Сети инженерно-технического обеспечения - это совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений, пункт 20 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пункт 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83).

Таким образом, законодатель рассматривает понятие сетей как совокупность взаимосвязанных сооружений.

С учетом приведенных выше положений закона, требований о включении в технические условия перечня мероприятий, необходимых для подключения объекта, данные нормы не содержат, соответственно, отсутствие в технических условиях положений о мероприятиях по созданию (реконструкции) сетей водоснабжения и водоотведения, увеличению мощности и пропускной способности сетей водоснабжения и водоотведения, необходимых для подключения объекта, не означает, что их выполнение не требуется.

Таким образом, содержание технических условий, выданных истцу, не должно было включать в себя всего перечня мероприятий по строительству и реконструкции сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства с целью увеличения мощности и (или) пропускной способности данной сети.

В соответствии с п. 14 «Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры», утвержденных Постановления Правительства № 360 от 09.06.2007, если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса исполнителя по договору о подключении (далее - инвестиционная программа исполнителя) включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства (далее - тариф на подключение), размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта: капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки: - для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение.

Таким образом, из содержания приведенной нормы Правил №360 следует, что если в инвестиционную программу включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект, и установлены тарифы на подключение, то размер платы за подключение определяется исходя их нагрузки объекта и тарифа на подключение.

При этом согласно Правилам предоставления ТУ сети инженерно-технического обеспечения это совокупность имущественных объектов, непосредственно, используемых в процессе электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения. Понятия: «водопроводная сеть» и «канализационная сеть» также даны в Правилах пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства от 12.02.1999г. №167 (далее - Правила №167), в редакции, действующей в период спорных отношений, согласно которым: водопроводная сеть это система трубопроводов и сооружений на них, предназначенных для водоснабжения, канализационная сеть - система трубопроводов, коллекторов, каналов и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод.

Под водоснабжением согласно Правилам №167 понимается технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу питьевой воды, под водоотведением понимается технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.

Таким образом, согласно приведенным нормам Правил предоставления ТУ и Правил №167 сети водоснабжения и водоотведения это совокупность (система) трубопроводов и сооружений на них, в том числе водозаборных сооружений, насосных станций и пр., посредством которых обеспечивается водоснабжение (забор, подготовка и передача питьевой воды) и водоотведение (прием, передача сточных вод) строящегося (реконструируемого) объекта.

Соответственно, мероприятия по увеличению мощности и пропускной способности (созданию) какого-либо трубопровода и (или) сооружения в составе водопроводной сети/канализационной сети, посредством которой будет осуществляться водоснабжение/водоотведение строящегося объекта и к которой планируется подключить данный объект относятся к мероприятиям по увеличению мощности и пропускной способности сетей водоснабжения и водоотведения, к которым будет подключаться объект.

В спорный период на территории г. Перми действовала Инвестиционная программа по развитию системы водоснабжения и водоотведения города Перми на 2006-2025 гг., утвержденная решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 №8  (в редакции решения Пермской городской Думы от 26.06.2012 № 122).

В указанную инвестиционную программу (Табл. П-7.3. График реализации мероприятий Инвестиционной программы за счет тарифа на подключение к сетям инженерной инфраструктуры) включены, в частности, следующие мероприятия:

по водоснабжению - реконструкция ВНС «Южная» (код: WSP1), период реализации: 2012-2013 годы, строительство новых водопроводных сетей для обеспечения комплексной застройки (реконструкции) территорий в кв. 269, ограниченном ул. Чернышевского, ул. Н.Островского, р. Егошихой (код: WSD9a-2) период реализации: 2014-2016 годы

по водоотведению - мероприятия по строительству новых канализационных сетей для обеспечения комплексной застройки (реконструкции) территорий в кв. 269, ограниченном ул. Чернышевского, ул. Н. Островского, р. Егошихой (код: WWC8a-2) период реализации: 2014-2016 годы.

Выполнение указанных мероприятий направлено на обеспечение дальнейшего развития городской инфраструктуры, освоения новых площадок комплексной застройки, предоставления комплекса услуг, оказываемых предприятием, для вновь подключаемых клиентов, что следует из п.2.1 раздела 2, п.2.1.1, п.2.1.2 главы 2 программы комплексного развития, утв. решением Пермской городской Думы от 24.10.2006 №271, реализация которой является целью инвестиционной программы (раздел: «Резюме» инвестиционной программы).

Подключаемый по спорному договору объект расположен по ул. Чернышевского, 15 «г» (п.2.1 договора), то есть территориально данный объект находится в кв. 269, что подтверждается схемой, представленной ответчиком в материалы дела.

Как указано выше для обеспечения застройки территории в данном квартале, соответственно и для строящегося объекта, инвестиционной программой предусмотрены мероприятия по строительству новых водопроводных и канализационных сетей, то есть, предусмотрены мероприятия по увеличению (созданию) мощности и пропускной способности сетей для подключения, в т.ч. строящегося объекта. Кроме того, для подключения строящегося объекта предусмотрено такое мероприятие как реконструкция ВНС «Южная», поскольку водоснабжение объекта осуществляется в т.ч. посредством данной станции.

Таким образом, вопреки доводу истца инвестиционная программа содержит мероприятия по увеличению мощности и пропускной способности сетей водоснабжения и водоотведения, к которым подключается строящийся объект истца, и срок их реализация приходится на период, предусмотренный договором для подключения объекта.

Так, согласно п.2.4 спорного договора дата подключения объекта к сетям водоснабжения и водоотведения определена периодом - не позднее 18 месяцев с даты заключения договора при условии выполнения заказчиком условий подключения, мероприятий по подключению и обязательств по внесению платы за подключение в полном объеме. Принимая во внимание, что спорный договор заключен сторонами 01.10.2012г., объект должен быть подключен не позднее 01.04.2014.

Выполнение указанных выше мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой согласовано сторонами в Приложении №4 к спорному договору и срок их выполнения согласно Приложению №4 определен - в пределах срока, установленного п.2.4 договора, то есть до 01.04.2014.

То обстоятельство, что объект фактически был подключен к сетям водоснабжения и водоотведения 23.12.2013, что подтверждается актом сдачи-приемки услуг по договору, не означает, что выполнение мероприятий, предусмотренных Приложением №4 к договору и инвестиционной программой не требуется, поскольку данные мероприятия согласно инвестиционной программе направлены на предоставление комплекса услуг для вновь подключаемых объектов, то есть подключение новых объектов перспективной застройки и существующей застройки, в отсутствие выполнения указанных мероприятий, приведет к отсутствию технической возможности водоснабжения и водоотведения объекта истца.

Кроме того, учитывая, что фактически истцом плата за подключение внесена, договор фактически исполнен сторонами, оснований для признания его в части ничтожным не имеется.

Суд также полагает необходимым отметить, что истец, полагающий взимание платы за подключение незаконным, вправе был не подписывать оспариваемый договор, выйти в суд за разрешением разногласий по договору подключения в порядке, предусмотренном статьями 450 - 452 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В любом случае, несоответствие размера платы за подключение и порядка его определения положениям соответствующих нормативно-правовых актов является основанием для изменения договора, а не признания его недействительным в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Доводы ответчика МП «Пермводоканал» о пропуске срока исковой давности, предусмотренного п.2 ст. 181 Гражданского кодекса Российской Федерации, судом отклоняются, поскольку в силу ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Законом не предусмотрено, что данная сделка является оспоримой.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

 Руководствуясь ст.ст. 168-171, 176, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Семнадцатый арбитражный апелляционный суд  в течение месяца со дня его  принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Судья

                                                           С.А.Овчинникова