ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-23497/20 от 18.01.2021 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Пермь      

25.01.2021 года                                                             Дело № А50-23497/20

    Резолютивная часть решения объявлена 18 января 2021 года.

    Решение в полном объеме изготовлено 25 января 2021 года.

       Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Амелиной Е.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зыряновой М.А., рассмотрел в судебном заседании заявление Главного управления Министерства внутренних дел российской Федерации по Пермскому краю о привлечении третьего лица по делу по заявлению Главного управления Министерства внутренних дел российской Федерации по Пермскому краю (614990, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (614045, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании бездействий, третье лицо: Федеральная служба Войск национальной гвардии Российской Федерации (111250, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>).     В заседании приняли участие:

от заявителя: ФИО1, доверенность № 6 от 27.0.2020, удостоверение, диплом;

от заинтересованного лица: не явился, извещен;

 от третьего лица: ФИО2, доверенность №Д/Р-55 от 09.01.2020, паспорт, диплом.

У С Т А Н О В И Л:

          Главное управление Министерства внутренних дел российской Федерации по Пермскому краю (далее по тексту – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее по тексту – заинтересованное лицо), содержащим следующие требования:

- признать незаконным бездействие, выражающееся в непринятии решения об указании в карте Реестра федерального имущества балансовой стоимости капитальных вложений в сумме 214 948,00 руб. и об исключении  из реестра федерального имущества сведений о капитальных вложениях (затратах) по объекту незавершенного строительства «Спальный корпус п/л «Дзержинец» (Дом спорта) по адресу: <...>» (карта РФНИ В23260010658), отраженное в письме от 28.08.2020 №59-07/8322;

- обязать указать в карте реестра федерального имущества (РНФИ №23260006045) в разделе 2.3. балансовую стоимость в размере 214 948,00 рублей и издать распоряжение об исключении из реестра сведений о капитальных вложениях в объект незавершенного строительства «Спальный корпус п/л «Дзержинец» (Дом спорта) по адресу: Пермский край, с. УстьКачка, ул. Дубровская, 1» с балансовой стоимостью 214 948,00 руб.

     В судебном заседании 18.01.2021 представителем заявителя заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Пермское президентское кадетское училище имени Героя России ФИО3 войск национальной гвардии Российской Федерации». Рассмотрев ходатайство о привлечении к участию в деле третьего лица, суд  отказал в удовлетворении ходатайства.

      В обосновании заявленных требований заявитель суду пояснил, что им предприняты все исчерпывающие меры, направленные на исключение из карты Реестра федерального имущества сведений о капитальных вложениях в объект.

На основании приказа ГУВД Пермской области от 26.08.2004 №894 «О передаче незавершенных строительством объектов» объект незавершенного строительства балансовой стоимостью 214 948,00 рублей передан на баланс Лицея милиции, однако соответствующие изменения в баланс ГУ ООКСа ГУВД Пермской области и реестр федерального имущества внесены не были.

В мае 2007 года по заявке ГУ ООКСа оценочной компанией ООО «Тереза» проведена оценка достроенного объекта незавершенного строительства, по результатам которой установлено, что рыночная стоимость двухэтажного кирпичного здания Дома спорта по состоянию на 18.05.2007 г. составляет 13 600 000,00 рублей, а балансовая стоимость объекта составляет 214 948,00 рублей (отчет от 18.05.2007 Ж75-1/07-РН-А).

С 2007 года затраты по объекту учитывались в балансе ГУ ООКСа по счету бюджетного учета 106.00 «Вложения в нефинансовые активы» по рыночной стоимости 13 600 000,00 рублей ошибочно, так как оценка стоимости объекта по рыночной стоимости возможна только введенного в эксплуатацию объекта, при этом затраты на строительство, фактически произведенные ГУ ООКС, составляли 214 948,00 рублей.

Приказом ГУ МВД России по Пермскому краю от 31.12.2010 №1379 ГУ ООКС ГУВД по Пермскому краю было реорганизовано путем присоединения к ГУ МВД России по Пермскому краю. ГУ МВД России по Пермскому краю является правопреемником ГУ ООКС ГУВД по Пермскому краю.

По итогам служебной проверки, утвержденной начальником ГУ МВД России по Пермскому краю 30.09.2019, принято решение: Центру финансового обеспечения (ЦФО) ГУ МВД России по Пермскому краю отразить в бухгалтерском учете ГУ МВД России по Пермскому краю объект незавершенного строительства «Спальный корпус п/л «Дзержинец» по адресу: <...> по фактически произведенным затратам в сумме 214 948 рублей и внести соответствующе изменения в реестре федерального имущества.

Приказом ГУ МВД России по Пермскому краю от 07.09.2011 №924 «Вопросы государственного общеобразовательного учреждения «Лицей милиции» при ГУВД по Пермскому краю им. Героя России ФИО3» в отношении учреждения введены ликвидационные процедуры. В  октябре 2011 ТУ Росимущества в Пермском крае проведена внеплановая проверка сохранности, эффективности использования и использования по назначению федерального имущества, находящегося в оперативном управлении Лицея милиции, в ходе которой установлено, что в пользовании Лицея милиции находится 15 объектов недвижимого имущества, приобретенных учреждением за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе здание Дома спорта площадью 719,1 кв.м. с кадастровым номером 59:32:1960001:667. На момент проведения проверки сведения об указанном объекте в реестре федерального имущества и реестре имущества Пермского края отсутствовали.

В 2011 году Лицей милиции реорганизован в НОУ школа - интернат «Лицей полиции» имени Героя России ФИО3, затем в ГАОУ «Пермский кадетский корпус Приволжского федерального округа имени Героя России ФИО3» (далее по тексту-Кадетский корпус), учредителем которого являлся субъект Российской Федерации Пермский край.

В апреле 2013 г. на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 здание Дома спорта площадью 719,1 кв.м. с к.н. 59:32:1960001:667 было принято в состав казны Российской Федерации (запись о регистрации права от 11.04.2013 № 59-59-01/008/2013-098).

Распоряжением ТУ Росимущества в Пермском крае от 19.09.2014 № 440-р зданиес кадастровым номером 59:32:1960001:667передано в собственность Пермского края с балансовой и остаточной стоимостью 2990.654 тыс. рублей (по состоянию на 15.06.2009),о чем была сделана запись в ЕГРН от 15.10.2014 № 59-59-14/007/2014-253. Впоследствии, здание Дома спорта предоставлено Кадетскому корпусу в оперативное управление (приказ Минимущества Пермского края от 24.09.2014 № СЭД-31-02-2-02-870).

 Передача капитальных вложений в объект незавершенного строительства при переходе объекта в иную Форму собственности балансодержателем не осуществлялась.

В 2019 году в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 14.11.2019 №2685-р и от 19.12.2019 №3098-р Кадетский корпус передан в федеральную собственность, отнесен к ведению войск национальной гвардии Российской Федерации (далее по тексту-Росгвардия) и переименован в Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Пермское президентскоекадетское училище имени Героя России ФИО3 войск национальной гвардии Российской Федерации» (далее по тексту- Пермское президентское кадетское училище). В январе 2020 на здание Дома спорта зарегистрировано право собственности Российской Федерации.

В апреле 2020 Пермское президентское кадетское училище письмом уведомило ГУ МВД России по Пермскому краю о том, что принятие решения о приемке капитальных вложений в объект незавершенного строительства отнесено к компетенции Росгвардии (письмо от 22.04.2020 №2/280).

Департаментом строительства Росгвардии отказано в приемке капитальных вложений в объект «Спальный корпус п/л «Дзержинец» (Дом спорта), в сумме 214 948,00 рублей, так как данные капитальные вложения ранее уже переданы на баланс Лицея милиции в соответствии с приказом ГУВД Пермской области от 26.08.2004 №894 «О передаче незавершенных строительством объектов» (письмо от 19.05.2020 №22/3243).

На неоднократные письма об указании в карте Реестра федерального имущества балансовой стоимости объекта в размере 214 948,00 рублей и об исключении данных затрат, произведенных ГУ МВД России по Пермскому краю, ТУ Росимущества в Пермском крае отвечало отказом, так как не были представлены сведения, подтверждающие фактические затраты на сумму 214 948,00 рублей, что послужило  обращением заявителя  в суд с настоящими  требованиями.

С заявленными требованиями Территориальное управление не согласно, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В настоящее время в РФИ в карточке правообладателя ГУ МВД России по Пермскому краю учтены сведения о капитальных вложениях в объект незавер­шенный строительством «Спальный корпус п/л «Дзержинец» площадью 716,2 кв.м, расположенный по адресу: <...>, в размере 13 600 000,00 руб. РНФИ В23260010658.

Правопредшественником данных капитальных вложений являлось ГУ «ООКС ГУВД по Пермскому краю».

В свою очередь, сведения о капитальных вложениях в объект незавершен­ный строительством «Дом спорта», расположенный по адресу: <...> в РФИ отсутствуют.

Также в Территориальном управлении отсутствуют документы, подтвер­ждающие перепрофилирование объекта незавершенного строительством «Спаль­ный корпус п/л «Дзержинец» в объект капитального строительства «Дом спорта».

В ЕГРН учтены следующие сведения:

-нежилое здание «Здание дома спорта» общей площадью 719,1 кв.м, ка­дастровый номер 59:32:1960001:667, инвентарный номер 13102, условный номер 59-59-01/008/2013-098, расположенное по адресу: Пермский край, Пермский рай­он, Усть-Качкинское с/п, <...>, статус объекта «Ранее учтенный»;

-нежилое здание «Дом спорта» общей площадью 716,2 кв.м., кадастровый номер 59:32:0000000:3078, инвентарный номер 8972, условный номер 59:246:002:000060620, расположенное по адресу: Пермский край, Пермский рай­он, Усть-Качкинское с/п, <...>, статус объекта «Ра­нее учтенный».

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.11.2019 № 2685-р, поручения Федерального агентства по управлению гос­ударственным имуществом от 25.1 1.2019 № СК-06/39833, распоряжения Тер­риториального управления от 24.12.2019 № 784-р из собственности Пермского края в федеральную собственность было принято Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пермский кадетский корпус Приволжского федерального округа имени героя России ФИО3» как имущественный ком­плекс, включающий в том числе объект недвижимого имущества - здание дома спорта, имеющее характеристики: общая площадь 719,1 кв. м., кадастровый номер 59:32:1960001:667, расположенное по адресу: Пермский край, Пермский район, Усть-Качкинское с/п, <...>, первоначальной стои­мостью 2 990 654,00 руб., остаточной стоимостью 1 423 678,22 руб. по состоянию на 01.12.2019.Просит в удовлетворении требований отказать.

Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие  полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

 Как установлено судом и не оспаривается сторонами в настоящее время в РФИ в карточке правообладателя ГУ МВД России по Пермскому краю учтены сведения о капитальных вложениях в объект незавер­шенный строительством «Спальный корпус п/л «Дзержинец» площадью 716,2 кв.м, расположенный по адресу: <...>, в размере 13 600 000,00 руб. РНФИ В23260010658.

Правопредшественником данных капитальных вложений являлось ГУ «ООКС ГУВД по Пермскому краю».

В свою очередь, сведения о капитальных вложениях в объект незавершен­ный строительством «Дом спорта», расположенный по адресу: <...> в РФИ отсутствуют.

Также в Территориальном управлении отсутствуют документы, подтвер­ждающие перепрофилирование объекта незавершенного строительством «Спаль­ный корпус п/л «Дзержинец» в объект капитального строительства «Дом спорта».

В ЕГРН учтены следующие сведения:

-нежилое здание «Здание дома спорта» общей площадью 719,1 кв.м, ка­дастровый номер 59:32:1960001:667, инвентарный номер 13102, условный номер 59-59-01/008/2013-098, расположенное по адресу: Пермский край, Пермский рай­он, Усть-Качкинское с/п, <...>, статус объекта «Ранее учтенный»;

нежилое здание «Дом спорта» общей площадью 716,2 кв.м., кадастровый номер 59:32:0000000:3078, инвентарный номер 8972, условный номер 59:246:002:000060620, расположенное по адресу: Пермский край, Пермский рай­он, Усть-Качкинское с/п, <...>, статус объекта «Ра­нее учтенный».

Управлением  Россреестра по  Пермскому краю нежилое здание  «Дом спорта» площадью 716, 2 кв.м. с кадастровым номером 59:32:0000000:3078 снято с государственного кадастрового учета, как дублирующее здание с кадастровым номером 59:32:1960001:667.

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.11.2019 № 2685-р, поручения Федерального агентства по управлению гос­ударственным имуществом от 25.1 1.2019 № СК-06/39833, распоряжения Тер­риториального управления от 24.12.2019 № 784-р из собственности Пермского края в федеральную собственность было принято Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пермский кадетский корпус Приволжского федерального округа имени героя России ФИО3» как имущественный ком­плекс, включающий в том числе объект недвижимого имущества - здание дома спорта, имеющее характеристики: общая площадь 719,1 кв. м., кадастровый номер 59:32:1960001:667, расположенное по адресу: Пермский край, Пермский район, Усть-Качкинское с/п, <...>, первоначальной стои­мостью 2 990 654,00 руб., остаточной стоимостью 1 423 678,22 руб. по состоянию на 01.12.2019.

В свою очередь, каждый факт хозяйственной операции подлежит оформле­нию первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерско­му учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяй­ственной жизни (ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Первичный документ, подтверждающий ошибочность переоценки размера капитальных вложений и достоверности данных бухгалтерского учета, в Террито­риальное управление со стороны ГУ МВД России по Пермскому краю представ­лен не был.

По причине отсутствия иных документов, выявленных разночтений в све­дениях РФИ и ЕГРН, у Территориального управления отсутствует возможность идентифицировать капитальные вложения с введенным в эксплуатацию объектом капитального строительства «Здание дома спорта» общей площадью 719,1 кв.м., кадастровый номер 59:32:1960001:667.Кроме того, в соответствии с Положением об учете федерального имуще­ства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447, данные для внесения объектов в РФИ представляются правообладателями.

Так как сведения о капитальных вложениях в объект незавершенный строи­тельством «Дом спорта», расположенный по адресу: <...>­ в РФИ не учитываются, а здание Дома спорта площадью 719,1 кв.м. с кадастровым номером 59:32:1960001:667 передано в собственность Пермского края с характеристиками, внесенными правообладателем в РФИ, документы, по­служившие основанием определения балансовой и остаточной стоимости здания Дома спорта площадью 719,1 кв.м. с кадастровым номером 59:32:1960001:667, в Территориальном управлении отсутствуют; документы, подтверждающие оши­бочность переоценки размера капитальных вложений с 214 948,00 руб. до 13 600 000,00 руб. и перепрофилирование объекта незавершенного строительством «Спальный корпус п/л «Дзержинец» в объект капитального строительства «Дом спорта», в Территориальное управление также не поступали.

Таким образом, идентификация капитальных вложений с введенным в экс­плуатацию объектом капитального строительства «Здание дома спорта» общей площадью 719,1 кв.м. кадастровый номер 59:32:1960001:667, находящемся в опе­ративном управлении ФГКОУ «Пермское президентское кадетское училище име­ни Героя России ФИО3» не  установлена.

       Первичный документ, подтверждающий ошибочность переоценки размера капитальных вложений и достоверности данных бухгалтерского учета, в Террито­риальное управление со стороны ГУ МВД России по Пермскому краю представ­лен не был.

 Принимая во внимание, что незаконное бездействие - это несовершение действий, совершение которых установлено законом, а ТУ Росимущества дан ответ на заявление Управления по основаниям и в порядке,  предусмотренном действующим законодательством, основания для удовлетворения заявления отсутствуют. Таким образом, исходя из существа заявленных требований, бездействие заинтересованным лицом не допущено. В указанной части заявленные требования удовлетворению не подлежат.

      Относительно требования об обязании ТУ Росимущества  указать в карте реестра федерального имущества (РНФИ №23260006045) в разделе 2.3. балансовую стоимость в размере 214 948,00 рублей и издать распоряжение об исключении из реестра сведений о капитальных вложениях в объект незавершенного строительства «Спальный корпус п/л «Дзержинец» (Дом спорта) по адресу: Пермский край, с. УстьКачка, ул. Дубровская, 1» с балансовой стоимостью 214 948,00 руб. суд приходит к следующим выводам.

          Порядок учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества, а также обеспечения полноты и достоверности содержащихся в реестре сведений о федеральном имуществе установлен Положением об учете федерального имущества, которое утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447. Положением об особенностях списания федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 834 (далее - Положение № 834) определены особенности списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за федеральными казенными предприятиями, федеральными государственными учреждениями (включая государственные академии наук и их подведомственные организации), федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами) и их территориальными органами, органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и их территориальными органами (далее соответственно - федеральное имущество, организации).    

          Согласно п. 2 Положения № 834 под списанием федерального имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием  федерального имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения. Пунктами 4, 4.1 Положения № 834 определен перечень имущества, о списании которого принимается соответствующее решение.

       В силу пункта 13 Положения № 834 после завершения мероприятий, предусмотренных актом о списании, утвержденный руководителем организации акт о списании, а также документы, представление которых предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», направляются организацией в месячный срок в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации, для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества.

      Поскольку какие-либо документы, подтверждающие источник и период финансирования капитальных вложений заявителем не представлено, оснований для удовлетворения заявленных требований в данной части также не имеется.

               В силу ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.  Поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, вопрос её распределения судом не рассматривается.

 Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

 В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его изготовления в полном объеме через Арбитражный суд Пермского края.

Судья                                                                                     Е.В.Амелина