ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-23753/15 от 14.12.2015 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Пермь       

14.12.2015 года                                                           Дело № А50-23753/2015

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Власовой О.Г., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон дело по заявлению открытого акционерного общества «Авиадвигатель»                  (ОГРН  1025900890531, ИНН 5904000620)

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае (ОГРН 1045900087287,                    ИНН 5902293026)

об отмене  постановления № 57-15/317 от 29.09.2015

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «Авиадвигатель» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Пермском крае (далее – административный орган, управление) об отмене постановления № 57-15/317 от 29.09.2015, которым общество привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

В обоснование заявленного требования общество указывает на отсутствие в его действиях (бездействии) признаков вменяемого административного правонарушения, поскольку основанием для переоформления паспорта сделки послужило продление срока действия Контракта, КПП общества не изменялось, при этом, указание в паспорте сделки КПП крупнейшего налогоплательщика не создало трудностей в идентификации заявителя как резидента. Срок давности привлечения к административной ответственности считает пропущенным. Кроме того, полагает, что заявитель не подлежит привлечению к административной ответственности в связи с малозначительностью деяния.

В установленный судом срок административным органом представлены в материалы дела отзыв на заявление и материалы административного дела.

Административный орган с заявленными требованиями не согласен в полном объеме, указывая на доказанность состава административного правонарушения, отсутствие процессуальных нарушений при привлечении заявителя к административной ответственности, считает, что основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления отсутствуют.

Рассмотрев материалы дела, исследовав письменные доказательства, судом установлено следующее.

Должностными лицами управления на основании приказа от 04.08.2015 № 101 проведена плановая проверка в отношении открытого акционерного общества «Авиадвигатель» по вопросам соблюдения валютного законодательства Российской Федерации и актов валютного регулирования в период с 01.01.2014 по 31.07.2015.

В ходе проверки соблюдения установленных порядка и сроков предоставления форм отчета по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, установленных правил оформления (переоформления) паспортов сделок выявлены нарушения требований пункта 6.1 Инструкции Центрального Банка Российской Федерации № 138-И и Приложения № 4 к Инструкции от 04.06.2012 № 138-И. Данные нарушения отражены в акте проверки от 28.08.2015 № 8.

Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении  №57-15/317 от 17.09.2015.

По результатам рассмотрения дела 29.09.2015 административным органом, в пределах полномочий определённых статьёй 23.60 КоАП РФ, вынесено оспариваемое постановление № 57-15/317, согласно которому общество привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Общество, не согласившись с данным постановлением, обратилось в арбитражный суд Пермского края с рассматриваемым заявлением.

Как следует из материалов дела, ОАО «Авиадвигатель» заключило 04.05.2011 контракт № 804/07546819/01611 с нерезидентом - Государственным предприятием «Николаевский авиаремонтный завод «НАРП», Республика Украина, на оказание инжиниринговых услуг по исследованию технического состояния двигателей.

По данному контракту паспорт сделки № 12120002/1481/1115/3/1 оформлен в филиале ОАО «Сбербанк России» - Пермское отделение № 6984 10.12.2012, без указания суммы. Дата завершения исполнения обязательств - 31.12.2013.

На основании письма нерезидента от 19.02.2015 исх. № 571/48-В стороны продляют действие контракта до 31.12.2016.

Паспорт сделки был переоформлен 20.02.2015 на дату завершения исполнения обязательств 31.12.2016. В заявлении о переоформлении паспорта сделки указан раздел № 3 графы № 6 с новым значением - 31.12.2016.

Однако код причины постановки на учет (далее - КПП) в переоформленном 20.02.2015 паспорте сделки обществом указан неверно – 590150001.

Согласно положению Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ использование валютных ценностей в качестве средства платежа между резидентом и нерезидентом является валютной операцией (п. п. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1). К валютным ценностям относятся иностранная валюта и внешние ценные бумаги (п. 5 ч. 1 ст. 1).

Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям и осуществления валютного контроля может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами (ч. 1 ст. 20).

Паспорт сделки используется органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля (ч. 5 ст. 20). Центральный банк РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их предоставления (ч. 4 ст. 5). Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля (уполномоченным банкам) устанавливается Центральным банком Российской Федерации (п. 2 ч. 3 ст. 23). На основании Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ Центральным банком Российской Федерации разработана Инструкция от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».

В Разделе II данной Инструкции установлен порядок оформления, закрытия, переоформления паспорта сделки, который предусматривает, что требования настоящего раздела распространяются на следующие договоры (контракты, соглашения, предварительные договоры, предложения о заключении таких договоров (соглашений), содержащие все существенные условия договора (оферта, публичная оферта), заключенные между резидентами и нерезидентами, проекты договоров (контрактов, соглашений), которые предусматривают осуществление валютных операций, связанных с расчетами через счета резидентов, открытые в уполномоченных банках, и (или) через счета резидентов, открытые в банках-нерезидентах (п. 5.1):

 - резидент, являющийся стороной по контракту, указанному в главе 5 Инструкции, оформляет в уполномоченном банке паспорт сделки в соответствии с приложением 4 к Инструкции (по форме 1 при осуществлении валютных операций по контракту) (далее - ПС) и осуществляет валютные операции, связанные с расчетами по контракту, только через свои счета, открытые в уполномоченном банке, оформившем ПС, либо в уполномоченном банке, принявшем на обслуживание контракт и ПС по нему, ранее оформленный в другом уполномоченном банке, и (или) через счет резидента, открытый в банке-нерезиденте (п. 6.1);

- договоры, в том числе агентские договоры, договоры комиссии, договоры поручения, предусматривающие при осуществлении внешнеторговой деятельности вывоз с территории Российской Федерации или ввоз на территорию Российской Федерации товаров, за исключением вывоза (ввоза) ценных бумаг в документарной форме (далее - контракт) (п. п. 5.1.1);

- договоры, в том числе агентские договоры, договоры комиссии, договоры поручения, за исключением договоров, указанных в подпунктах 5.1.1, 5.1.2 и 5.1.4 настоящего пункта, предусматривающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - контракт) (п. п. 5.1.3);

- требования настоящего раздела распространяются на контракты, сумма обязательств по которым равна или превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США (п. 5.2);

- резидент, являющийся стороной по контракту, указанному в главе 5 Инструкции, оформляет в уполномоченном банке паспорт сделки в соответствии с приложением 4 к Инструкции (по форме 1 при осуществлении валютных операций по контракту) (далее - ПС) и осуществляет валютные операции, связанные с расчетами по контракту, только через свои счета, открытые в уполномоченном банке, оформившем ПС, либо в уполномоченном банке, принявшем на обслуживание контракт и ПС по нему, ранее оформленный в другом уполномоченном банке, и (или) через счет резидента, открытый в банке-нерезиденте (п. 6.1);

- при внесении изменений и (или) дополнений в контракт, которые затрагивают сведения, содержащиеся в оформленном ПС, либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС (за исключением изменения информации о банке ПС), резидент направляет в банк ПС заявление о переоформлении ПС (п. 8.1);

- в одном заявлении о переоформлении ПС резидент может указать информацию о переоформлении нескольких ПС (п. 8.2);

- одновременно с заявлением о переоформлении ПС резидент представляет в банк ПС документы и информацию, которые являются основанием внесения изменений в ПС, за исключением случая, установленного пунктом 8.8 Инструкции (п. 8.3);

- документы и информация, которые указаны в пункте 8.3 Инструкции, представляются резидентом в срок не позднее 15 рабочих дней после даты оформления соответствующих документов, за исключением случаев, установленных пунктами 7.10 и 8.8 Инструкции.

- датой оформления документа, указанного в пункте 8.3 Инструкции, является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления (п. 8.4);

- банк ПС в срок, не превышающий три рабочих дня после даты представления резидентом заявления о переоформлении ПС и документов и информации, которые необходимы для переоформления ПС, проверяет заявление о переоформлении, полноту представленных документов, наличие и соответствие оснований для переоформления ПС и принимает решение о переоформлении ПС либо об отказе в переоформлении ПС.

Порядок заполнения паспорта сделки (ПС) отражен в Приложении № 4 к Инструкции от 04.06.2012 № 138-И (в ред. Указания Банка России от 14.06.2013 № 3016-У) согласно которому в пункте 1.4 «ИНН/КПП» Раздела 1 «Сведения о резиденте» ПС указывается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и для юридических лиц - код причины постановки на учет (КПП) в соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе (для филиала юридического лица указывается КПП, присвоенный филиалу юридического лица по месту его нахождения).

С учетом особенностей постановки на учет в налоговом органе крупнейших налогоплательщиков, предусмотренных в приказе Министерства финансов Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 85н «Об утверждении Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков», зарегистрированном Министерством юстиции Российской Федерации 28 июля 2005 года № 6834 («Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», 2005, № 32), при наличии у резидента - крупнейшего налогоплательщика нескольких КПП указывается КПП в соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе (п. 4).

Как установлено материалами дела, дата постановки на учет ОАО «Авиадвигатель» в ИФНС России по Свердловскому району г. Перми – 05.11.1992,  КПП – 590401001. Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю 09.03.2005 присвоен КПП крупнейшего налогоплательщика 590150001.

Как указывалось выше, при оформлении паспорта сделки, при переоформлении его 20.02.2015 года общество должно было заявить о внесении изменений в пункт 1.4 ПС, изменив КПП в соответствии с положениями вышеприведенных нормативных актов.

В случае неверного указания ОАО «Авиадвигатель» КПП в пункте 1.4 Раздела 1 «Сведения о резиденте» ПС, оформленного до 01.10.2013, у общества возникает обязанность при первом после 01.10.2013 переоформлении ПС внести изменения в п. 1.4 ПС.

Таким образом, заявитель, при переоформлении 20.02.2015 ПС №12120002/1481/1115/3/1 обязано было указать в пункте 1.4  Раздела 1 «Сведения о резиденте» ПС КПП – 590401001

В переоформленном 20.02.2015 ПС № 12120002/1481/1115/3/1 общество указало КПП 590150001  (без учета новой редакции п. 4 приложения № 4 Инструкции № 138-И).

Согласно части 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Исходя из вышеизложенного обществом совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Довод заявителя о том, что законодательство РФ не содержит требования о приведении ранее оформленного паспорта сделки в соответствие с Указаниями банка России от 14.06.2013 № 3016-У, Информационным письмом ЦБ РФ от 07.05.2014 № 44 при переоформлении паспорта сделки судом исследован и отклонен как основанный на неверном толковании норм права.

Обязанность по соблюдению порядка оформления (переоформления) паспортов сделок в части подачи заявлений в установленные сроки с полным пакетом подтверждающих документов, лежит именно на резиденте.

В данном случае в паспорте сделки должен быть указан КПП, присвоенный налоговым органом по месту нахождения резидента, а неверное указание резидентом КПП в п. 1.4 паспорта сделки является нарушением требований Инструкции № 138-И.

Однако изменения в порядок заполнения п. 1.4 паспорта сделки внесены п. 1.59 Указания Банка России от 14.06.2013 № 3016-У, вступили в силу 01.10.2013, то есть после оформления паспорта сделки. Согласно ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Таким образом, на основании изложенного, указание в паспорте сделки, оформленном до 01.10.2013, неправильного КПП не является административным правонарушением, однако с 01.10.2013 у резидента возникает обязанность при первом после 01.10.2013 переоформлении паспорта сделки внести изменения в указанный пункт, поскольку по смыслу п. 6.1 Инструкции № 138-И паспорт сделки должен быть оформлен в соответствии с Приложением № 4 Инструкции № 138-И.

Следовательно, ОАО «Авиадвигатель» при переоформлении 20.02.2015 ПС№ 12120002/1481/1115/3/1 обязано было внести изменения в пункте 1.4 Раздела 1 «Сведения о резиденте» ПС, указав КПП – 590401001.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, всесторонне и полно исследовав все обстоятельства дела в совокупности, правомерно пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов административного дела общество извещено надлежащим образом.

Таким образом, заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.

Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. довод общества о том, что срок исковой давности привлечения к ответственности должен исчисляться с 22.10.2013 судом исследован и отклонен как основанный на неверном толковании норм права, поскольку обязанность по внесению изменений в пункт 1.4 ПС возникает у общества при первом после 01.10.2013 переоформлении ПС в случае неверного указания КПП в пункте 1.4 раздела 1 «Сведения о резиденте» ПС, оформленного до 01.10.2013.

Назначенное ему наказание соответствует минимальному размеру штрафа, предусмотренного в санкции ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ для юридических лиц.

Вместе с тем ст. 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление Пленума ВАС РФ № 10), если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 211 АПК РФ и ст. 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Пунктом 18 указанного Постановления Пленума ВАС РФ № 10 предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Сам по себе факт указания КПП крупнейшего налогоплательщика при переоформлении ПС не свидетельствует о наличии существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям, данное обстоятельство подлежит выяснению в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела. При этом положения ст. 2.9 КоАП РФ могут быть применены судом к любому совершенному правонарушению, запрета на применение ст. 2.9 КоАП РФ к каким-либо составам правонарушений Кодекс не содержит.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о малозначительности административного правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, отсутствия вредных последствий и в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания.

Устное замечание как мера ответственности за совершение вменяемого правонарушения является для заявителя в конкретном случае достаточным для достижения задач законодательства об административных правонарушениях, указанным в ст. 1.2 КоАП РФ.

С учетом изложенного, постановление № 57-15/317 от 29.09.2015 признается судом незаконным и подлежит отмене.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 168-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

1. Требования открытого акционерного общества «Авиадвигатель»                  (ОГРН  1025900890531, ИНН 5904000620) удовлетворить.

2. Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Пермском крае № 57-15/317 от 29.09.2015 о назначении открытому акционерному обществу «Авиадвигатель» административного наказания по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.

Судья                                                                       О.Г. Власова