ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-24079/13 от 03.02.2014 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

ул. Екатерининская, 177, г. Пермь, 614068

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

3 февраля 2014 года Дело № А50-24079/2013

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Васильевой Е.В.,

рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Магистраль-Трейд» (ОГРН 1025900507698, ИНН 5902125832)

к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ОГРН 1065902004354, ИНН 5902293298)

о признании незаконным и отмене постановления от 12.11.2013 № 01-03/115-13 о назначении административного наказания,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Магистраль-Трейд» (далее – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее – административный орган, Министерство) от 12.11.2013 № 01-03/115-13 о привлечении к ответственности по части 1 ст.8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс) в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

В обоснование требований Общество указывает на недоказанность вменяемого ему правонарушения (факта оставления ликвидной древесины), нарушение его права давать объяснения и замечания при составлении протокола, отсутствие угрозы охраняемым общественным отношениям.

Административный орган заявленные требования не признает, в представленном отзыве ссылается на доказанность выявленного нарушения, надлежащее извещение Общества о времени и месте составления протокола, вынесение постановления с учетом представленных заявителем возражений.

Рассмотрев в порядке, установленном ст.228-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), представленные сторонами доказательства и изложенные в письменном виде пояснения, возражения и доводы, суд установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.

На основании договора аренды лесного участка от 10.06.2008 №108 с Министерством Общество с целью заготовки древесины приняло во временное пользование лесные участки, находящиеся в государственной собственности; местоположение участков: Пермский край, Гремячинский муниципальный район, ГКУ «Чусовское лесничество», Средне-Усьвинское участковое лесничество, в том числе кварталы №№96-187.

В лесной декларации, представленной в Министерство 20.12.2011, Общество заявило об использовании с 01.01.2012 по 31.12.2012 леса по договору от 10.06.2008 №108 для заготовки древесины способом сплошной рубки, в том числе в квартале №140 Средне-Усьвинского участкового лесничества, выделе №8 на делянке №1 площадью 7,5 га. Заявленный объем заготовки: 244 куб. м ели, 122 куб. м пихты и 855 куб. м березы.

После завершения работ по заготовке древесины мастером леса участкового лесничества с участием представителя Общества Лункина В.А. 17.06.2013 проведены освидетельствование и приемка лесосеки (делянки) №1 в квартале №140 выделе №8. По результатам осмотра места рубки (заготовки древесины) выявлено наличие на этом месте невывезенной в срок древесины (березы) объемом 4,5 куб. м, что отражено в пункте 16 акта осмотра от 17.06.2013.

Рассмотрев данный акт, государственный лесной инспектор Катырев Г.В. составил 22.10.2013 в отношении Общества протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст.8.25 КоАП РФ, копия которого с информацией о времени и места рассмотрения административного дела (на 12.11.2013) направлена Обществу заказной почтой и вручена ему органом почтовой связи 30.10.2013.

По результатам рассмотрения протокола Министерством вынесено постановление от 12.11.2013 № 01-03/115-13 о привлечении Общества к административной ответственности по ч.1 ст.8.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Частью 1 ст.8.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил заготовки древесины, в том числе для юридических лиц в виде предупреждения или административного штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В соответствии с ч.3 ст.16 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

В силу ч. 9 ст. 29 ЛК РФ правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Правила заготовки древесины (далее также – Правила) утверждены Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 № 337.

Согласно п.12 Правил рубка лесных насаждений на каждой лесосеке, трелевка, частичная переработка, хранение и вывоз заготовленной древесины осуществляется лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации.

Не допускается оставление невывезенной в установленный срок древесины на лесосеке (подп. «з» п.13 Правил).

Порядок учета невывезенной древесины имеется в Указаниях по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов, утвержденных Приказом Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 01.11.1983 №130. В пункте 38 этих указаний говорится, что при освидетельствовании подлежит учету вся не вывезенная с лесосек древесина. Древесина считается вывезенной с мест рубок, если она подвезена к складам у сплавных путей, железных и шоссейных дорог, к установкам и приспособлениям для переработки, а также к складам у лесовозных дорог или другим складам, устроенным в местах, согласованных с лесхозом и указанных в лесорубочном или лесном билете.

Поскольку согласно лесной декларации срок окончания заготовки древесины истек 31.12.2012, Общество должно было вывезти заготовленную древесину не позднее 31.12.2012.

Пунктом 63 Правил заготовки древесины установлено, что после завершения работ по заготовке древесины в целях проверки соблюдения настоящих Правил, условий договора аренды лесного участка, проекта освоения лесов проводится осмотр и оценка состояния лесосеки, на которой закончена рубка лесных насаждений (далее осмотр мест рубок).

При заготовке древесины на лесных участках, предоставленных на праве аренды или постоянного (бессрочного) пользования, осмотр мест рубок осуществляется, как правило, в бесснежный период, но не позднее 2 месяцев со дня окончания заготовки древесины (пункт 64 Правил).

О дате и времени проведения осмотра мест рубок извещается лицо, осуществляющее заготовку древесины. Извещение направляется заказным письмом с уведомлением о вручении (пункт 65 Правил).

По результатам осмотра составляется акт осмотра мест рубок (приложение № 3 к настоящим Правилам), в котором указываются сведения о соблюдении (несоблюдении) положений, предусмотренных технологической картой, лесной декларацией, проектом освоения лесов.

При несоблюдении установленных правил и требований в акт осмотра мест рубок вносятся сведения о нарушениях, допущенных лицом, использующим леса при выполнении работ по заготовке древесины (пункт 66 Правил).

Материалами по делу об административном правонарушении подтверждается, что письмом от 15.04.2013 ГКУ «Чусовское лесничество» направило Обществу график осмотра мест рубок, указанных в его лесной декларации.

К назначенному времени от Общества явился Лункин В.А., предъявивший доверенность от 27.05.2013 №40 на право освидетельствования от имени Общества лесного участка в квартале №140, выделе №8 Средне-Усьвинского участкового лесничества.

Подписанием акта осмотра от 17.06.2013 данный представитель подтвердил наличие на месте рубке невывезенной в срок древесины объемом 4,5 куб. м. Копия акта представлена административным органом в материалы дела. О фальсификации данного доказательства Обществом не заявлено.

Установленные при осмотре обстоятельства свидетельствуют о нарушении Обществом Правил заготовки древесины, что влечет ответственность по части 1 ст.8.25 КоАП РФ.

Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 ст.1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Вина Общества административным органом исследована и отражена в оспариваемом постановлении. Доказательств невозможности соблюдения Правил заготовки древесины в силу чрезвычайных событий или иных обстоятельств, которые Общество не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него, в материалы дела не представлено.

Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, в бездействии Общества является доказанным.

Поскольку выявленное правонарушение несет в себе угрозу причинения вреда объектам растительного мира и окружающей среде, Обществу не может быть назначено наказание в виде предупреждения (ч.2 ст.3.4 КоАП РФ). По этим же основаниям правонарушение не может быть признано малозначительным (ст.2.9 Кодекса).

В соответствии со ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть принято по истечении двух месяцев, а за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды – по истечении одного года со дня его совершения. Так как Общество обязано было вывезти заготовленную древесину до 31.12.2012, рассматриваемое правонарушение считается законченными 31.12.2012. Следовательно, постановление о привлечении к административной ответственности от 12.11.2013 вынесено с соблюдением установленного срока давности.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении (на 22.10.2013) Общество извещено надлежащим образом – определением от 07.10.2013, полученным по почте 17.10.2013.

Довод заявителя о том, что его представитель на составление протокола не допущен под необоснованным предлогом (в связи с отсутствием паспорта), в связи с чем Общество было лишено предусмотренных Кодексом гарантий, судом исследован и отклонен по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.

В силу пункта 16 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» документ, заменяющий паспорт гражданина, – документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом. На территории Российской Федерации для граждан Российской Федерации такими документами являются: военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу); временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации); справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, удостоверение ветерана труда, которое было предъявлено явившимся на составление протокола Адриановым В.Н., удостоверяет лишь статус владельца указанного документа и не может служить документом, удостоверяющим личность для совершения юридически значимых действий. Следовательно, указанное лицо правомерно не допущено инспектором в качестве представителя Общества при составлении протокола.

Кроме того, как указывается самим Обществом в настоящем заявлении, представленные им письменные возражения и заявленные устные доводы рассмотрены и учтены Министерством при вынесении постановления.

Таким образом, заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.

Поскольку решение административного органа о привлечении общества к административной ответственности является законным и обоснованным, в удовлетворении заявленного требования следует отказать (ч.3 ст.211 АПК РФ).

В соответствии с ч.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 168-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л :

отказать Обществу с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Магистраль-Трейд» в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 12.11.2013 № 01-03/115-13 о привлечении к ответственности по части 1 ст.8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Судья Е.В. Васильева