ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-24173/10 от 02.06.2011 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

614990, г. Пермь, ул. Луначарского, 3

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

03 июня 2011 года № дела А50-24173/2010

Резолютивная часть решения оглашена 02.06.2011 г.

Полный текст решения изготовлен 03.06.2011 г.

Арбитражный суд Пермского края в составе:

судья Алексеев А.Е. (единолично),

при ведении протокола судебного помощником судьи Лесниковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению Муниципального учреждения здравоохранения «Медсанчасть №9 им. М.А. Тверье» (ОГРН 1025901213117)

к Государственному учреждению - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025900889002)

об оспаривании решения в части

В заседании приняли участие:

от заявителя: Козин И.А. по доверенности от 28.10.2010 г.;

от ответчика: Решетникова Г.С. по доверенности от 20.07.2010 г., Южакова Э.А. по доверенности от 20.01.2011 г.;

установил:

Муниципальное учреждение здравоохранения «Медсанчасть №9 им. М.А. Тверье» (ОГРН 1025901213117) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025900889002) о признании недействительным решения №479 от 12.10.2010 г. о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования в части непринятия к зачету:

расходов по выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком в сумме 115099 рублей 29 копеек;

расходов по выплате пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам в сумме 46 239 рубля 52 копейки.

Определением от 26.01.2011 г. производство по настоящему делу было приостановлено до вынесения постановления ФАС Уральского округа по делу №А50-13121/2010.

В связи с вынесением ФАС Уральского округа постановления №Ф09?652/11-С2 по делу №А50-13121/2010 производство по делу №А50?24173/2010 возобновлено протокольным определением от 02.06.2011 г.

В судебном заседании представитель заявителя на требовании настаивает по основаниям, изложенным в заявлении и письменных дополнениях к заявлению. Полагает, что при определении величины среднего заработка для целей исчисления размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет правомерно учитывать как заработок сотрудниц по основному месту работы, так и по месту работы на условиях внутреннего совместительства. По остальным основаниям поддерживает доводы заявления, ссылается на расчеты.

Представители ответчика против требований возражают, поддерживают доводы, изложенные в письменном отзыве и дополнительном отзыве. Считают, что оспариваемое решение в полном объеме соответствует действующему законодательству, прав заявителя не нарушает, просят в удовлетворении требований отказать.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Муниципальное учреждение здравоохранения «Медсанчасть №9 им. М.А. Тверье» является юридическим лицом (ОГРН 1025901213117) и зарегистрировано ГУ ПРО ФСС РФ в качестве страхователя за №5900140157.

Как следует из материалов дела, ГУ ПРО ФСС РФ проведена документальная выездная проверка страхователя по вопросам расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем – плательщиком единого социального налога в счет начисления единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования за период с 01.01.2007 г. по 31.12.2009 г.

По итогам проверки составлен акт №668 с/с от 16.09.2010 г., с учетом возражений страхователя составлен протокол о рассмотрении материалов проверки от 12.10.2010 г. №668 и вынесено решение №479 от 12.10.2010 г. о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем – плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования, согласно которому Фондом отказано в принятии к зачету расходов в общей сумме 194857 руб. 44 коп.

Не согласившись с решением в части непринятия к зачету расходов по выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком в сумме 115099 рублей 29 копеек, а также расходов по выплате пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам в сумме 46 239 рублей 52 копейки, заявитель обратился в арбитражный суд.

Оценив в совокупности доводы сторон и имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. ст. 9, 65, 71, 200 АПК РФ, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 16.07.1999 г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» Общество является страхователем по обязательному социальному страхованию в отношении граждан, работающих по трудовому договору.

В соответствии со статьями 7, 8 Федерального закона №165-ФЗ пособие по беременности и родам является страховым обеспечением, которое выплачивается застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая, в частности материнства.

Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (п. 2 ст. 6 Федерального закона №165-ФЗ).

В силу ст. 9 Федерального закона №165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.

Согласно п. 1 ст. 9, п.п. 6 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 16.07.1999 г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», ст.ст. 4, 13 Федерального закона от 19.05.1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», страхователи обязаны выплачивать состоящим с ними в трудовых отношениях застрахованным лицам (матери или отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком), ежемесячное пособие по уходу за ребенком, выплата указанного пособия производится за счет средств Фонда социального страхования РФ.

Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (ст. 22 Федерального закона №165-ФЗ).

В соответствии со ст. 256 ТК РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.

На основании ст. 257 ТК РФ право на отпуск по уходу за ребенком до достижения им (ими) возраста трех лет предоставляется также работникам, усыновившим ребенка (детей).

Согласно ст. 256 ТК РФ порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.

Абзацем 2 п. 1 ст. 13 Закона №81-ФЗ определено, что право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

На основании п. 1 ст. 14 закона №81-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается названным лицам со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

Размер и порядок выплаты данного пособия определены Федеральным законом №81-ФЗ, Положением о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 г. №865.

При этом ни нормами Закона №165-ФЗ, ни Закона №81-ФЗ, регулирующего назначение и выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2009 г., ни действующим в спорный период Положением о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 г. №865, возможность получения указанного пособия по месту работы по совместительству не ограничивалась.

Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлен в Положении об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 г. №375.

Согласно пункту 15 Положения №375 (в соответствующей редакции) во всех случаях для исчисления пособия используется средний дневной заработок. Средний дневной заработок определяется путем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период, на число календарных дней, приходящихся на этот период, за исключением календарных дней, приходящихся на периоды, указанные в пунктах 8 и 9 настоящего Положения.

На основании изложенного, все выплаты и вознаграждения, которые страхователь начислил работникам по трудовому договору, являются объектом налогообложения по единому социальному налогу, а также входят в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по беременности и родам, по временной нетрудоспособности и, соответственно, входят в средний заработок при начислении пособия по уходу за ребенком.

Наличие страхового случая и размер произведенных выплат Фондом не оспариваются.

Доводы Фонда о том, что выплата пособий по уходу за ребенком гражданам, работающим по совместительству, действующим законодательством не предусмотрена, судом отклонены, поскольку нормы законодательства, регулирующие назначение и выплату пособий, не содержат прямых ограничений на выплату пособия в зависимости от места работы (основного либо по совместительству).

В пункте 41 Положения о пособиях сказано о том, что пособие выплачивается по месту работы. Основанием для назначения пособия является предоставление отпуска по уходу за ребенком.

Положениями ст. 282 и ст. 287 ТК РФ установлено, что совместительство представляет собой выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. При этом заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом, оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором.

Согласно ст. 287 ТК РФ совместители пользуются всеми гарантиями и компенсациями, предусмотренными законодательством.

Возможность получения пособия по месту работы по совместительству нормами законодательства, регулирующего назначение и выплату пособий, не ограничена.

В соответствии со ст. 60.1 ТК РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).

Из материалов дела следует, что страхователь заключал с работниками одновременно трудовые договоры по основному месту работы и трудовые договоры на условиях внутреннего совместительства.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком начислялось страхователем исходя из среднего заработка работников как по основным трудовым договорам, так и по трудовым договорам, заключенным на условиях внутреннего совместительства.

Поскольку часть начисленного с зарплаты совместителей ЕСН поступает в бюджет ФСС, источник для выплаты пособия по уходу за ребенком и совместителям имеется.

В рассматриваемом случае имеет место внутреннее совместительство, при котором совпадает место работы работника и его работодатель.

Установленная Трудовым кодексом РФ гарантия (ст. 287) может иметь исключение только в случае, прямо предусмотренном законодательством. Ссылка Фонда на отсутствие прямого указания в законодательстве на возможность получения пособия по уходу за ребенком при совместительстве судом отклонена, поскольку основана на неверном толковании права.

Учитывая изложенное, вывод Фонда об отсутствии оснований для возмещения затрат по спорным выплатам, поскольку они должны производиться только по основному месту работы, является ошибочным, основанным на неправильном применении норм материального права.

По вышеуказанным мотивам доводы заявителя в части правомерности расходов по выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком в сумме 115099 рублей 29 копеек суд признает обоснованными.

Заявителем также оспаривается сумма непринятых Фондом расходов на выплату пособий по беременности и родам работникам в сумме 20981 руб. 80 коп.

Основанием для непринятия указанных расходов послужил вывод Фонда о том, что страхователь производил исчисление пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам в нарушение п. 11 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 №375 (в применимой редакции, действующей до 01.01.2011 г.).

Из материалов дела следует, что при исчислении указанных пособий работникам, у которых заработок в расчетном периоде отсутствовал, страхователь учитывал надбавки к окладу за работу во вредных и опасных условиях труда и выплаты стимулирующего характера.

В соответствии с пунктом 11 Положения (в применимой редакции, действовавшей по 31.12.2009 г.) в случае если застрахованное лицо в расчетном периоде и до наступления временной нетрудоспособности либо отпуска по беременности и родам не имело заработка, средний заработок определяется исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения).

Таким образом, выводы Фонда в соответствующей части признаются судом основанными на пункте 11 Положения и соответствующими законодательству.

Доводы заявителя судом отклонены как основанные на утратившем силу нормативно-правовом акте (Приказ Минздрава №377) с учетом того, что в рассматриваемой ситуации имеет место ситуация, когда застрахованные лица в расчетном периоде и до наступления временной нетрудоспособности либо отпуска по беременности и родам не имели заработка.

В качестве основания для оспаривания непринятых Фондом расходов в сумме 23184 руб. 37 коп. заявителем указывается на ст. 14 Федерального закона от 08.02.2003 №25-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2003 год», которым устанавливалось, что минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и минимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Вместе с тем Федеральным законом от 08.12.2003 №166-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2004 год» продление действия ст. 14 Закона №25-ФЗ не предусмотрено, а в 2007-2009 годах федеральными законами устанавливались только максимальные размеры пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.

В соответствии со ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Соответственно, установление работникам заработной платы ниже минимального размера оплаты труда противоречит Трудовому кодексу Российской Федерации.

Несоблюдение норм действующего трудового законодательства является деянием, за которое несет ответственность работодатель, а не Фонд социального страхования.

Кроме того, действующим законодательством не предусмотрен минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, а также не предусмотрена государственная гарантия в случае нарушения работодателями трудового законодательства при установлении заработной платы работникам ниже минимального размера оплаты труда.

Следовательно, в соответствующей части решение Фонда соответствует закону.

В качестве основания для оспаривания непринятых Фондом расходов в сумме 2073 руб. 35 коп. заявителем приводится довод о неправомерном неприменении уральского коэффициента при снижении пособий по временной нетрудоспособности.

Согласно позиции Фонда, при отсутствии уважительных причин нарушения режима страхователь должен был снизить размер пособия по временной нетрудоспособности за период с момента нарушения и до окончания временной нетрудоспособности и исчислить указанное пособие исходя из минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента

Между тем Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 19.09.1959 года N 1120 и Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02.07.1987 года N 403/20-155 были утверждены районные коэффициенты к заработной плате на территории Пермской области.

На территории Пермской области районный коэффициент установлен в размере 1,15.

Следовательно, месячная заработная плата и минимальный размер оплаты труда в Пермском крае подлежит исчислению с применением районного коэффициента. Иное толкование ст. 129, 133, 146, 148 ТК РФ привело бы к уравниванию оплаты труда работников за аналогичный труд в местностях с особыми климатическими условиями, к числу которых относится Пермский край, и без таковых, что противоречило бы законодательно закрепленным принципам социальной справедливости и равной оплаты за равный труд.

При таких обстоятельствах заявленные требования в соответствующей части подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ, ст. 333.21 НК РФ расходы по госпошлине относятся взысканием на ответчика в сумме 2 000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176, 200-201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

Требования удовлетворить частично.

Признать недействительным решение Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации №479 от 12.10.2010 г. о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования в части непринятия к зачету:

расходов по выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком в сумме 115099 рублей 29 копеек;

расходов по выплате пособия по временной нетрудоспособности в сумме 2073 рубля 35 копеек.

В остальной части в удовлетворении требований отказать.

Обязать Государственное учреждение - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025900889002) в пользу Муниципального учреждения здравоохранения «Медсанчасть №9 им. М.А. Тверье» (ОГРН 1025901213117) судебные расходы по государственной пошлине в сумме 2000 рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на официальном сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет: www.17aas.arbitr.ru.

Судья А.Е. Алексеев