ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-24245/19 от 16.09.2019 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

ул. Екатерининская, дом 177, г. Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

«21» октября 2019 года

Дело № А50-24245/2019

Резолютивная часть решения принята 16 сентября 2019 года. Полный текст решения изготовлен 21 октября 2019 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи С.В. Торопицина, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске Пермского края (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к открытому акционерному обществу «Соликамский магниевый завод» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании финансовых санкций в сумме 5 500 руб.,

лица, участвующие в деле, о наличии возбужденного производства и возможности представления в сроки, установленные в определении о принятии заявления к производству, доказательств, дополнительных документов, извещены надлежащим образом путём направления в их адрес копий определения о принятии заявления к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении о принятии заявления к производству,

УСТАНОВИЛ:

государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске Пермского края (межрайонное) (далее – Фонд, Управление, Управление ПФР, Пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд к открытому акционерному обществу «Соликамский магниевый завод» (далее – Должник, Страхователь, Общество, общество «Соликамский магниевый завод») с заявлением о взыскании финансовых санкций в виде штрафа в размере 5 500 руб.

В обоснование заявленных требований Фонд ссылается на нарушение Страхователем срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2017 год.

Должник против удовлетворения заявленных требований возражает по доводам, изложенным в письменном отзыве. В подтверждение своей позиции, указывает на несоблюдение Управлением установленной процедуры проведения проверки. Считает, что представление уточненных (исправленных) индивидуальный сведений, осуществлено Обществом в установленный законом пятидневный срок с даты получения акта проверки. Ссылается на письменные разъяснения Пенсионного фонда, которыми он руководствовался, что исключает наличие вины и, как следствие, отсутствие оснований для привлечения его к ответственности.

Дело рассматривается судом в порядке упрощенного производства без вызова сторон, путём исследования имеющихся в деле письменных доказательств (часть 5 статьи 227, статья 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).

Рассмотрев дело в порядке упрощённого производства, без вызова сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, по результатам проверки, проведенной с целью контроля правильности заполнения, полноты, порядка и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета СЗВ-СТАЖ «исходная» за 2017 год, Управлением выявлено расхождение в отношении 11 застрахованных лиц (члены совета директоров Общества), на которых сведения по форме СЗВ-СТАЖ в установленный срок – не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом Страхователем не представлены.

Указанное обстоятельство нашло отражение в акте от 13.02.2019, в котором предлагалось привлечь общество «Соликамский магниевый завод» к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ. Акт направлен должнику 14.02.2019 заказным письмом.

По результатам рассмотрения материалов проверки Фондом вынесено решение от 18.03.2019 № 203S19190007300, которым Страхователь привлечен к ответственности по абзацу 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 5 500 рублей (11 человек х 500 рублей).

Требованием от 08.04.2019, направленным должнику 10.04.2019, страхователю предложено уплатить указанную сумму штрафа в срок
до 26.04.2019.

Поскольку Управлением соблюдена процедура досудебного урегулирования спора посредством направления требования Должнику, а Страхователем в установленный срок задолженность не уплачена, Фонд обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о взыскании финансовой санкции.

Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71 АПК РФ полагает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.

На основании статьи 1 Закона №27-ФЗ Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Закона №27-ФЗ обязано представлять в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых оно уплачивает страховые взносы.

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету кадров.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Сведения подаются по формам, утвержденным Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 № 3п (далее – Постановление № 3п) «Об утверждении формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», формы «Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)», формы «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)», формы «Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)», порядка их заполнения и формата сведений".

Согласно приложению 1 «Тип сведений» по форме СЗВ-СТАЖ – выбирают один из предлагаемых кодов: «исходная», «дополняющая».

При заполнении формы отчета СЗВ-СТАЖ, согласно пункту 2.1.5 Постановления № 3п, в позиции «тип сведений» знаком «Х» отмечается тип представляемой формы: исходная, дополняющая или назначение пенсии.

Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Закона № 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 – 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Таким образом, статьей 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.

При этом формальный подход к наложению штрафа недопустим, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы (пункт 2.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 № 12-П,). Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.

В силу статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Абзацем 5 статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

В соответствии с пунктом 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, (далее – Инструкция) при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда РФ страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (пункт 39 Инструкции).

Из представленных документов следует, что по результатам проверки, проведенной с целью контроля правильности заполнения, полноты, порядка и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета СЗВ-СТАЖ «исходная» за 2017 год, Управлением выявлено расхождение в отношении 11 застрахованных лиц, на которых сведения по форме СЗВ-СТАЖ в установленный срок – не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом Страхователем не представлены.

В связи с чем, 14.02.2019 Должнику направлен акт от 13.02.2019 № 203S18190005405, в котором Страхователю предложено внести необходимые исправления и представить необходимые сведения о застрахованных лицах.

Доказательств направления Фондом отдельного уведомления об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий, как это предусмотрено абзацем 5 статьи 17 Закона № 27-ФЗ,  материалы дела не содержат. Данное обстоятельство Фондом не оспаривается.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что акт от 13.02.2019 № 203S18190005405 может быть расценен в качестве уведомления об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий.

В течение пяти дней с даты получения акта, а именно, - 25.02.2019, Общество представило «дополняющие» сведения по форме
СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2017 год в отношении 11 застрахованных лиц (членов совета директоров), следовательно, в соответствии с пунктом 39 Инструкции, нарушения, допущенные Обществом, устранены в установленный срок, а потому основания для привлечения к ответственности отсутствовали.

Необходимо также отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей и обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируется законодательством РФ о налогах и сборах.

Таким образом, к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом № 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования подлежат применению положения Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ).

Пунктом 2 статьи 109 НК РФ определено, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признается, – выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа), и (или) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.

В письменных разъяснениях Пенсионного фонда в виде памятки о ежемесячной отчетности на работающих застрахованных лиц (уточненная), направленной адресно на электронную почту Страхователя 29.07.2016, Пенсионный фонд рекомендует не предоставлять ежемесячную отчетность на работников, получающих вознаграждение, например, на членов Совета директоров Общества.

Аналогичные разъяснения также изложены в письме Пенсионного фонда РФ от 27.07.2016 № ЛЧ-08-19/10581, 13.07.2016 № ЛЧ-08-26/9856, Минтруда РФ от 07.07.2016 № 21-3/10/В-4587, в которых отсутствуют застрахованные лица, с которыми заключен трудовой договор или гражданско-правовой договор, на вознаграждения по которому в соответствии с законодательством РФ о страховых взносах начисляются страховые взносы, обязанность в представлении отчетности по форме СЗВ-М отсутствует.

11 застрахованных лиц, по которым в отчетность по форме СЗВ-СТАЖ «исходная» за отчетный период 2017 год Страхователем не включены сведения, являются членами Совета директоров Общества, соответственно, несвоевременное представление сведений в отношении членов Совета директоров вызвано тем, что Общество руководствовалось письменными разъяснениями Пенсионного фонда, что в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ исключает вину Страхователя. 

С учётом изложенного, представленными в материалы дела доказательствами не подтверждена правомерность привлечения общества «Соликамский магниевый завод» к ответственности, в связи с чем, основания для удовлетворения требований Управления Пенсионного фонда о взыскании с должника финансовых санкций у суда отсутствуют.

В силу статьи 112 АПК РФ при вынесении решения подлежат распределению судебные расходы.

Поскольку Управление от уплаты государственной пошлины освобождено в силу закона (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ), в удовлетворении заявленных требований отказано, распределение госпошлины не производится.

Руководствуясь статьями 167-171, 216, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске Пермского края (межрайонное) требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Пермского края в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

Судья                                                                               С.В. Торопицин