ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-2448/09 от 10.07.2009 АС Пермского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь

10.07.2009 года Дело № А50–2448/2009

Арбитражный суд Пермского края в составе

судьи Мартемьянова В.И.

при ведении протокола судебного заседания судьей,

вассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению ИФНС России по г. Чайковскому

  к Комитету по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения

о взыскании 1 346 308 рублей 53 копеек

от заявителя – не явился, извещен

от ответчика – не явился, извещен

ИФНС России по г.Чайковскому обратилась в арбитражный суд с заявлением к Комитету по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения о взыскании недоимки по налогу на имущество за 2 квартал 2007 г. в сумме 1 221 495 руб. и пени в сумме 124813 руб. 53 коп. Заявленные требования мотивированы невыполнением ответчиком обязанности по уплате налога на имущество организаций с учетом остаточной стоимости имущества на 01.01.07г., переданного комитету по управлению имуществом из МУ «Чайковское имущественное казначейство» на основании Закона Пермского края от 13.12.2006г. № 3420-806 «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Чайковского муниципального района».

Ответчик заявленные требования не признал, указывая на то, что обязанность по уплате налога в отношении переданного имущества возникла у него с момента постановки имущества на бухгалтерский учет в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Комитетом по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения была подана в ИФНС России по г.Чайковскому уточненная налоговая декларация по налогу на имущество за 6 месяцев 2007г. ИФНС России по г. Чайковскому проведена камеральная налоговая проверка указанной налоговой декларации, в ходе которой установлено, что в нарушение требований Главы 30 НК РФ среднегодовая стоимость имущества, рассчитанная на отчетную дату, определена без учета остаточной стоимости имущества, переданного на баланс комитета от МУ «Чайковское имущественное казначейство».

В соответствии с п. 11.1 ст. 154 Федерального Закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах местного самоуправления» безвозмездная передача имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с установленным Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разграничением вопросов местного значения и со статьей 50 указанного Федерального закона производится в порядке, установленном данной статьей. Основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями. Право собственности на имущество, передаваемое в указанном порядке, возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации.

В целях разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности Чайковского муниципального района, между вновь образованными городским и сельскими поселениями и муниципальным районом, в который они входят, принят Закон Пермского края от 13.12.2006г. № 3420-806 «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Чайковского муниципального района».

Статьей 2 указанного Закона Пермского края предусмотрено, что

право собственности вновь образованных поселений, входящих в состав Чайковского муниципального района, на передаваемое имущество, в том числе движимое имущество, ранее переданное поселениям для решения вопросов местного значения в безвозмездное пользование, возникает с 01.01.2007г.

Учитывая, что поселение, являясь собственником имущества с указанной даты, несет бремя содержания муниципального имущества, инспекция считает, что налог на имущество организаций в отношении переданного имущества подлежит уплате ответчиком с указанного момента, вне зависимости от фактической передачи имущества бюджетному учреждению и постановки его на бухгалтерский учет.

Возражая инспекции, ответчик указывает на отсутствие законных оснований для возникновения у него обязанности по уплате налога, начиная с 01.01.07г.

Суд считает доводы ответчика обоснованными в связи со следующим.

В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения налогом на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьей 378 Кодекса.

Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях ведется в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006г. № 25Н. Согласно указанной

Инструкции бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете", бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данной Инструкцией.

Имущество казны муниципальных образований относится к основным средствам, учитываемым на счете 010100000 (п.10 раздела 111).

Поступление и внутреннее перемещение основных средств оформляются актами о приеме-передаче объекта основных средств, зданий и сооружений и т.д. по форме № ОС-1, ОС 1а (п. 20).

Унифицированная форма акта ОС-1 содержит обязательный реквизит – дату, когда объект принят к учету.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, в том числе дату составления документа. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания. Таким образом, учитывая требования бухгалтерского учета, дата приема имущества на бухгалтерский учет не может быть ранее даты совершения хозяйственной операции по передаче (приему) имущества по акту приема-передачи, составленному по установленной форме. Как следует из актов приема-передачи, составленных по унифицированным формам № ОС-1а (акт приема-передачи зданий (сооружения), № ОС-16 (акт приема-передачи групп объектов основных средств) передача комитету имущества от МУ «Чайковское имущественное казначейство» и принятие его к бухгалтерскому учету состоялась одновременно 12.03.07г. и 23.04.07г.

Согласно п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

В соответствии с Положением об имуществе казны Чайковского городского поселения, утвержденного решением Думы Чайковского городского поселения от 18.01.2006г. № 54 и Положением о комитете по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения, утвержденного решением Думы Чайковского городского поселения от 20.12.2007г. № 392 (п.5.1.4) комитет по управлению имуществом является держателем казны Чайковского городского поселения. Передача собственником муниципального имущества в оперативное управление комитета имущества городской казны состоялась на основании Постановлений главы администрации Чайковского городского поселения от 26.03.2007г. № 402 и от 10.05.2007г. № 642. Согласно указанным постановлениям комитету по управлению имуществом Чайковского муниципального района было предписано поставить на учет в муниципальную казну имущество, передаваемое из муниципальной собственности Чайковского муниципального района в собственность Чайковского городского поселения согласно передаточному акту № 1, а также имущество, переданное по передаточным актам № 2 и № 3, При чем, датой постановки на учет имущества, переданного по актам №№ 2 и 3 считать 23.04.2007г.

Учитывая, что имущество было принято к бухгалтерскому учету в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета 12.03.07г. и 23.04.07г., оснований для возложения на ответчика спорной обязанности не имеется.

При этом в соответствии со ст. 374 НК РФ обязанность по уплате налога связана с моментом постановки имущества на бухгалтерский учет, а не с моментом возникновения права собственности на имущество у собственника бюджетного учреждения. Доказательств нарушения ответчиком порядка ведения бухгалтерского учета при постановке на учет имущества муниципальной казны инспекцией в нарушение ст. ст. 65, 200 АПК РФ не представлено.

Кроме того, вступившими в законную силу судебными актами арбитражного суда по спорам между теми же сторонами , о взыскании с ответчика недоимки по налогу на имущество за 1 квартал 2007 г., 9-12 месяцев 2007 г. по аналогичным заявленным по настоящему делу основаниям , в удовлетворении требований налогового органа было отказано.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Руководствуясь статьями 167, 169, 170, 171, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья В.И. Мартемьянов