ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-25017/12 от 18.02.2013 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

ул. Екатерининская, 177, г. Пермь, 614068

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

18 февраля 2013 года

Дело № А50-25017/2012

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Васильевой Е.В.,

рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства дело по заявлению Открытого акционерного общества «Сбербанк России» (ОГРН 1027700132195, ИНН 7707083893) в лице Западно-Уральского банка ОАО «Сбербанк России»

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю
 (ОГРН 1055901619168, ИНН 5904122386),

третье лицо – Богданов Олег Владимирович,

о признании незаконным и отмене постановления от 23.11.2012 № 404-07,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Сбербанк России» в лице Западно-Уральского банка ОАО «Сбербанк России» (далее – заявитель, общество, Банк) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 23.11.2012 № 404-07 о привлечении к ответственности по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс) в виде штрафа в размере 20 000 рублей, вынесенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее – административный орган, Управление).

В обоснование заявленных требований общество ссылается на отсутствие события правонарушения, предусмотренного указанной выше нормой.

Административный орган в установленный судом срок представил материалы по делу об административном правонарушении и отзыв на заявление, в котором выразил несогласие с заявленными требованиями.

Третье лицо отзыв на заявление не представило.

Рассмотрев в порядке, установленном ст.228-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), представленные сторонами доказательства и изложенные в письменном виде пояснения, возражения и доводы, суд установил следующие обстоятельства и пришел следующим выводам.

Административным органом на основании заявления гражданина Богданова О.В. (вх. №2551 от 17.08.2012) и документов, представленных Банком по запросу Управления, возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 14.4 КоАП РФ и проведено административное расследование (определение от 03.09.2012) (л.д.117).

По результатам проведенного расследования составлен протокол об административном правонарушении от 05.10.2012 № 07-422 (л.д.129), в котором отражено нарушение обществом законодательства в сфере защиты прав потребителей, выразившееся в невыполнении в установленный срок обязанности по переводу денежных средств гр. Богданова О.В.

Протокол составлен в присутствии Куделькиной Н.В. и Усольцева А.Н. – представителей общества по доверенности. О времени и месте составления протокола общество извещено телеграммой, полученной 02.10.2012 (л.д.128), о рассмотрении дела об административном правонарушении – телеграммой от 13.11.2012 (л.д.131).

По итогам рассмотрения протокола с иными материалами по делу об административном правонарушении административным органом в соответствии с компетенцией, установленной статьей 23.49 КоАП РФ, вынесено постановление от 23.11.2012 № 404-07, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 ст. 14.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.

Копия постановления вручена заявителю 06.12.2012 (л.д.13-14), в суд с настоящим заявлением он обратился 17.12.2012, то есть в установленный частью 2 ст.208 АПК РФ срок.

Проверив оспариваемое постановление в соответствии с ч.7 ст.210 АПК РФ, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения требований.

Согласно части 1 ст.14.4 КоАП РФ продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии со ст.9 Федерального закона от 26.01.1996 № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей).

Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.1 ст.1 Закона о защите прав потребителей).

Согласно ст. 848 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное.

Между Банком, в его Казанском отделении, и гр. Богдановым О.В. 13.02.2007 заключен договор о вкладе «Пенсионный-Плюс Сбербанка России» (л.д.121) (далее – Договор от 13.02.2007). 01.02.2012 гражданином открыт аналогичный вклад в Пермском отделении Банка (л.д.122). В этот же день клиент представил в Пермское отделение Банка заявление о переводе всех денежных средств со своего счета в Казанском отделении на свой счет в Пермском отделении (л.д.112). 10.05.2012 клиентом повторно представлено в Банк аналогичное заявление (л.д.113).

В силу ст. 849 ГК РФ банк обязан по распоряжению клиента выдавать или перечислять со счета денежные средства клиента не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета.

Согласно статье 80 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», действовавшей до 30.06.2012, общий срок осуществления платежей по безналичным расчетам не должен превышать два операционных дня, если указанный платеж осуществляется в пределах территории субъекта Российской Федерации, и пять операционных дней, если указанный платеж осуществляется в пределах территории Российской Федерации.

Пунктом 5 статьи 5 действующего Федерального закона от 27.06.2011 №161-ФЗ «О национальной платежной системе» установлено, что перевод денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, осуществляется в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика или со дня предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета.

Таким образом, поручения гр. Богданова О.В. от 01.02.2012 и 10.05.2012 о переводе денежных средств подлежали исполнению Банком никак не позднее пяти рабочих дней (не позднее 08.02.2012 и 16.05.2012 соответственно). Однако в нарушение предписанного законодательством срока перевод денежных средств Банком произведен только в августе 2012г., что подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Привлекая заявителя к ответственности, административный орган исходил из того, что у заявителя имелась реальная возможность по соблюдению императивных норм действующего законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований действующих нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере защиты прав потребителей. При этом Банк при должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей мог выявить нарушения законодательства, регулирующего правоотношения с участием потребителей, и предпринять своевременные меры по их устранению.

Довод заявителя о том, что исполнение поручения гр. Богданова О.В. оказалось невозможным в связи с тем, что в заявлениях клиента о переводе и в юридическом деле клиента, сформированном в рамках договора, заключенного 13.02.2007, паспортные данные клиента не совпадали, в связи с чем было невозможно произвести идентификацию клиента и установить действительное волеизъявление на перевод денежных средств, судом отклонен по следующим основаниям.

Согласно пункту 1.1 Положения об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утв. Банком России 19.08.2004 № 262-П (далее – Положение об идентификации клиентов № 262-П), кредитная организация обязана идентифицировать лицо, находящееся у нее на обслуживании (далее - клиент), при совершении банковских операций и иных сделок в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

По пункту 2.1 Положения об идентификации клиентов в целях идентификации клиента, установления и идентификации выгодоприобретателя кредитной организацией осуществляется сбор сведений и документов, предусмотренных приложениями 1 - 3 к Положению, документов, являющихся основанием совершения банковских операций и иных сделок, а также иной необходимой информации и документов.

Согласно Приложению 1 к указанному Положению осуществляется сбор сведений, в том числе, о реквизитах документа, удостоверяющего личность: серия и номер документа, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ, и код подразделения (если имеется).

Соответственно, при заключении договоров на оказание банковских услуг, а также при поступлении от клиентов поручений, относительно находящихся на их счетах денежных средств, банк обязан идентифицировать обратившееся за оказанием банковской услуги лицо.

Согласно пункту 1.2 Инструкции Банка России от 14.09.2006 № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» (далее – Инструкция № 28-И) открытие клиенту банковского счета, счета по вкладу (депозиту) производится только в том случае, если банком получены все предусмотренные настоящей Инструкцией документы, а также проведена идентификация клиента в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту) кредитная организация должна идентифицировать клиента в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 1.6 Инструкции Банка России от 14.09.2006 № 28-И).

Согласно 5.1 Инструкции Банка России от 14.09.2006 № 28-И для открытия физическому лицу - гражданину Российской Федерации счета по вкладу в банк представляется документ, удостоверяющий личность физического лица.

Кроме того, как следует из п.2.4 Договора от 13.02.2007 года Банк вправе для последующей идентификации вкладчика затребовать от вкладчика контрольную информацию, указанную в разделе «Вкладчик».

Указанное право Банка, предусмотренное в договоре полностью согласуется с положением п.2.11 Положения об идентификации клиентов № 262-П. В случае возникших сомнений в достоверности сведений, Банк был обязан в соответствии с п.2.6 Положения об идентификации клиентов № 262-П провести повторную идентификацию клиента.

Вместе с тем, материалы дела не содержат сведений о том, что Банк предпринимал меры к идентификации клиента, в том числе путем сверки данных о ранее выданном паспорте, содержащихся в паспорте гр. Богданова О.В.

Инструкция от 22.12.2006 №1-3-р, на которую ссылается заявитель, является внутренним документом Банка, который не может противоречить требованиям федерального законодательства.

С учетом изложенных обстоятельств суд признает правильными выводы административного органа о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.

Размер штрафа установлен в минимальном размере санкции ч.1 ст. 14.4 КоАП РФ, что свидетельствует о принятии административным органом смягчающих ответственность обстоятельств.

Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности судом не установлено. Оспариваемое постановление вынесено компетентным органом (ст.23.49 КоАП РФ), в пределах годичного срока данности, предусмотренной ст.4.5 КоАП РФ для нарушений законодательства в сфере защиты прав потребителей.

Фактических обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, не установлено.

Исходя из изложенного, оспариваемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Госпошлина по настоящему делу не взыскивается, так как заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагается (ч.4 ст.208 АПК РФ).

Руководствуясь статьями 168-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л :

отказать открытому акционерному обществу «Сбербанк России»
 (ОГРН 1027700132195, ИНН 7707083893) в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю от 23.11.2012 № 404-07 по делу об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Судья Е.В. Васильева