ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-25235/20 от 16.12.2020 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

23 декабря 2020 года                                                        Дело № А50-25235/2020

Резолютивная часть решения объявлена 16 декабря 2020 года.

Полный текст решения изготовлен 23 декабря 2020 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Мухитовой Е.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гилязетдиновой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Исполняющего обязанности Пермского межрайонного природоохранного прокурора советника юстиции Дарипова Р.А.

к лицу, привлекаемому к административной ответственности, - Обществу с ограниченной ответственностью «Пермский завод масел» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ,

при участии:

от заявителя: ФИО1, предъявлено удостоверение, доверенность;

от ответчика: ФИО2, предъявлен паспорт, доверенность;

установил:

Исполняющий обязанности Пермского межрайонного природоохранного прокурора советник юстиции Дарипов Р.А. (далее – заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Пермский завод масел» (далее – общество, ответчик, ООО «ПЗМ») к администра­тивной ответст­венности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Фе­дерации об административ­ных правонарушениях (да­лее – КоАП РФ).

В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивает.

Представитель ответчика просит в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям письменного отзыва, просит назначить санкцию в виде предупреждения, также указал на отсутствие состава административного  правонарушения.

Заслушав представителей сторон и исследовав материалы дела, арбитражный суд первой инстанции установил следующее.

Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения ООО «ПЗМ» законодательства об охране окружающей среды.

В ходе проверки установлено, что общество осуществляет деятельность по сбору, утилизации и транспортированию отходов III-IV классов опасности по адресу: <...>, на основании лицензии от 29.06.2018 № (59)-5945-СТУ в сфере обращения с отходами, выданной Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю.

На основании решения единственного акционера Закрытого акционерного общества «Пермский завод масел» от 27.04.2018 № 1/2018 данное общество реорганизовано путем преобразования в ООО «ПЗМ».

07.10.2020 помощником Пермского межрайонного природоохранного прокурора с участием директора ООО «ПЗМ», старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, ведущего инженера филиала «ЦЛАТИ по Пермскому краю» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» оперуполномоченного УЭБ и ПК ГУ МВД России по Пермскому краю осмотрена территория по адресу: <...>, на которой расположены объекты ООО «ПЗМ», в том числе цех переработки отработанных масел и парк емкостей для хранения масел и отходов масел. На момент осмотра в цехе переработки отработанных масел утилизировались отработанные масла. В день осмотра в цехе работали следующие работники ООО «ПЗМ»: технолог ФИО3, старший аппаратчик ФИО4 и аппаратчик ФИО5

Опрошенный 12.10.2020 директор ООО «ПЗМ» ФИО6 пояснил, что Общество осуществляет деятельность по производству нефтепродуктов на производственной площадке по адресу: <...>. На производственной площадке ООО «ПЗМ» отработанные масла (отходы) компонуются по схожему составу в емкостном парке - место временного хранения отработанных масел и готовых масел. Из емкостного парка отработанные масла перемещаются в производственный цех, где они утилизируются. Утилизация заключается в выпаривании на оборудовании воды из отработанного масла, а также его фильтрация от механических примесей. В результате этих процессов получается базовое масло, на основе которого путем добавления пакета присадок изготавливается продукция - масло. ООО ПЗМ» утилизирует отходы масел минеральных, индустриальных, турбинных, трансформаторных, гидравлических, моторных и других. Конкретный перечень отработанных масел указан в лицензии на обращение с отходами I-IV классов опасности № (59)-5945-СТУ от 29.06.2018, выданной Управление Росприроднадзора по Пермскому краю. Все отработанные масла, как отход, имеют III класс опасности. Участие в процессе утилизации отходов в ООО «ПЗМ» предполагается для следующих должностей: начальник производства, заместитель начальника производства, старшие аппаратчики, аппаратчики. Обучение на право работы с отходами I-IV классов опасности прошли: начальник производства ФИО7, заместитель начальника производства ФИО8, старшие аппаратчики ФИО9, ФИО10, ФИО4 Аппаратчики ФИО14, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО5 не прошли обучение на право работы с отходами I-IV классов опасности.

В соответствии с разделом 2 п.п. 2.1-2.20 должностной инструкции аппаратчика, утвержденной директором Закрытого акционерного общества «Пермский завод масел» 11.01.2016 (правопредшественник ООО «ПЗМ») на аппаратчика возлагаются обязанности по работе на оборудовании. Например, смешивание материалов (п. 2.1); прием, подготовка используемого сырья, загрузка его в аппарат (п. 2.2); регулирование процесса подачи и загрузки, перемешивание (п. 2.4); управление технологическим процессом смешивания и регулирование его параметров в соответствии с рабочими инструкциями (п. 2.10) и др.

Должностной инструкцией технолога производства, утвержденной директором ООО «ПЗМ» от 09.06.2018, предусмотрены следующие должностные  обязанности:  контролирует  соблюдение  технологических дисциплин производства (п. 2.1.7), поддерживает работу производства с производителями материалов и оборудования (п. 2.1.13), контролирует выполнение испытаний продукции и материалов (п. 2.1.14) и др.

Согласно приказам директора Общества о приеме на работу (переводе на другую работу) № ПЗМ-000025 от 05.10.2015, № 3 от 01.10.2018, № 2-п от 10.06.2018, № 3 от 22.04.2019, № 5 от 19.05.2020 ФИО11, ФИО13, ФИО12, ФИО14 и ФИО5 трудоустроены в организации на должностях аппаратчиков. Приказом директора ООО «ПЗМ» № 6 от 07.07.2020 ФИО3 принят на должность технолога производства.

В табелях учета рабочего времени ООО «ПЗМ» за сентябрь 2020 г. и октябрь 2020 г. имеются отметки о рабочем времени ФИО11, ФИО13, ФИО12, ФИО14, ФИО5, ФИО3

В силу приказа директора ООО «ПЗМ» № 010/2020 от 20.01.2020 ответственным за утилизацию отходов и допуск работников к работе с отходами II-IV классов опасности назначен начальник производства ФИО7

Опрошенный 14.10.2020 начальник производства ООО «ПЗМ» ФИО7 пояснил, что на производственной площадке ООО «ПЗМ» в емкостном парке работы по сбору (приему) поступающих отходов (отработанных масел) осуществляют старшие аппаратчики и аппаратчики. В цехе утилизации отработанных масел работы при утилизации отработанных, масел выполняют старшие аппаратчики и аппаратчики. Технолог производства определяет, какие работы производить с отходами. Он присутствует в емкостном парке при приеме (сборе) отходов (отработанных масел), визуально определяет тип отработанных масел (темное или светлое) до лабораторных исследований. На производстве (в цехе утилизации) технолог также бывает, определяет визуально тип отработанного масла до его исследования в лаборатории. Аппаратчики ФИО14, ФИО15, ФИО12, ФИО13, ФИО5 и технолог Калмыков не прошли обучение на право работы с отходами I-IV классов опасности.

По запросам природоохранной прокуратуры ООО «ПЗМ» предоставлены копии паспортов отходов III класса опасности, которые утилизируются на производственной площадке: отходы минеральных масел индустриальных, отходы минеральных масел турбинных, отходы минеральных масел трансформаторных, не содержащих галогены, отходы минеральных масел трансмиссионных, отходы минеральных масел моторных, отходы минеральных масел компрессорных, отходы минеральных масел гидравлических, не содержащих галогены. Также ООО «tl3M» предоставлены копии договоров купли-продажи масел, получаемых при утилизации отработанных масел, что подтверждает осуществление предпринимательской деятельности.

Учитывая изложенное, в нарушение подп. «а» п. 4 Положения о лицензировании  ООО  «ПЗМ»  допустило  к  деятельности  в  области обращения с отходами (сбор и утилизация отходов III класса опасности) работников (ФИО11, ФИО13, ФИО12, ФИО14, ФИО5, ФИО3), не имеющих профессиональней подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на пра з работы с отходами I-IV классов опасности, что свидетельствует о наличие действиях юридического лица признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

15.10.2020 по материалам проверки заявитель вынес в отношении предприятия постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

С заявлением о привлечении ответчика к административной ответственности заявитель обратился в арбитражный суд.

Частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), для юридических лиц в виде административного штрафа от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При этом в примечании к статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", одним из лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) является наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения о лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062, лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, в части выполнения работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - наличие у работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности.

Пунктом 4 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062, установлено, что грубым нарушением лицензионных требований является допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности;

Представленными суду материалами проверки подтверждается совершение ответчиком виновного действия, отраженного в постановлении, повлекшее несоблюдение названных норм.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5, ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В рассматриваемом случае, обществом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, в действиях ответчика усматривается вина в совершении вменяемого ему административного правонарушения.

При изложенных выше обстоятельствах суд усматривает в действиях общества состав правонарушения, ответственность за которое установлена  ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, соответствующие доводы представителя ответчика судом отклонены как не доказанные и противоречащие материалам дела.

Процессуальных нарушений при производстве дела об административном правонарушении арбитражным судом не установлено.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В п. 18, п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом первой инстанции не установлено,  С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения.

Согласно ч. 2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При определении наказания суд в силу ч. 2 ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитывает в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность то, что правонарушение совершено впервые. Доказательств наличия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суду не представлено.

Согласно ч. 1 ст. 4.1.1. названной статьи являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 указанного кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 данной статьи.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ответчик включен в названный реестр 10.07.2018 под категорией «малое предприятие».

Из материалов дела не следует, что ответчик ранее привлекался к административной ответственности по статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доказательств того, что совершенным ответчиком правонарушением причинен вред или возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также причинен имущественный ущерб, материалы настоящего дела не содержат.

При этом под угрозой причинения вреда следует понимать наличие реальной угрозы такого причинения, а не основанной лишь на формальном предположении о возможности ее возникновения.

Также совершенное правонарушение не предусмотрено в списке правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за совершение которых наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение.

В силу статьи 4.1.1 КоАП РФ при наличии совокупности предусмотренных законом оснований замена назначенного административного наказания в виде административного штрафа предупреждением является обязанностью суда.

Учитывая положения статей 3.4 и 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимая во внимание приведенные обстоятельства, суд считает возможным заменить обществу административного наказание в виде штрафа предупреждением.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Пермский завод масел» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 614065, <...>, литер Б, оф. 1) к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня изготовления в полном объеме через Арбитражный суд Пермского края.

Судья                                                                                            Е.М. Мухитова