Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Пермь
26 ноября 2021 года дело № А50-25507/2021
Резолютивная часть решения объявлена 24 ноября 2021 года.
В полном объеме решение изготовлено 26 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Плотниковой Т.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
ФИО1, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества «Т Плюс» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
о признании недействительным ненормативного правового акта
при участии:
от заявителя –ФИО2 по доверенности от 12.10.2020, предъявлены паспорт и диплом о наличии высшего юридического образования;
от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности от 11.01.2021 №3, предъявлены паспорт и диплом о наличии высшего юридического образования;
от третьего лица – не явились,
установил:
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 12.10.2020, предъявлены паспорт и диплом о наличии высшего юридического образования;
от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 11.01.2021 № 3, предъявлены паспорт и диплом о наличии высшего юридического образования;
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Пермская сетевая компания» (далее по тексту – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от 30.07.2021 № 6337 в части возложения на заявителя обязанности отражать в платежных документах информацию о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Определением суда от 18.10.2021 заявление принято к производству.
Определением от 09.11.2021 судом в порядке процессуального правопреемства произведена замена заявителя по делу № А50-25507/2021 общества с ограниченной ответственностью «Пермская сетевая компания» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) на его правопреемника – публичное акционерное общество «Т Плюс» (ОГРН <***>, ИНН <***>.
Требования заявителя мотивированы тем, что указанная в оспариваемом предписании информация не соответствует действительности, т.к. в столбце 3 раздела 3 квитанции, именуемом «Сведения о показаниях ОДПУ», показания ОДПУ отражены. При этом необходимость отображения в квитанции начальных и конечных показаний ОДПУ не предусмотрена ни «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила 354), ни рекомендованной формой платежного документа на оплату коммунальных услуг.
В судебном заседании представитель общества доводы, изложенные в заявлении, поддержал. Указывает, что предписание является незаконным в части возложения на заявителя обязанности отражать в платежных документах информацию о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии; в квитанции отражены текущие показания, что, по его мнению, не противоречит п.69 Правил № 354.
Представитель заинтересованного лица с заявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (л.д.25-27).
В судебном заседании представитель инспекции пояснил, что проанализировав платежные документы за апрель 2021 г., представленные в рамках проверки, установлено, что в разделе 3 «Сведения о показаниях ОДНУ» в столбце 5 «Объем услуги для распределения по ОДНУ», указано только количество тепловой энергии по ОДНУ, потребленной за расчетный период, в размере 218,87 Гкал. При этом подпунктом «е» пункта 69 Правил № 354 предусмотрено указание в платежных документах как общего объема каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленного в многоквартирном доме за расчетный период, так и показаний общедомового прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса. Соответственно, оспариваемое предписание, которым на общество возложена обязанность привести платежные документы в соответствие с требованием подпункта «е» пункта 69 Правил № 354, соответствует закону, прав заявителя не нарушает.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя начальника Инспекции ФИО4 от 30.06.2021 № 6337 30.07.2021 в отношении ООО «ПСК» проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований к платежному документу, выставляемому собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: <...> (л.д.28-31).
В ходе проверки уполномоченным должностным лицом установлено, что в платежных документах за апрель 2021 года, направляемых обществом собственникам жилых помещений, отсутствует следующая информация: адрес электронной почты, показанияколлективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, что является нарушением подпунктов «б», «е» пункта 69 Правил № 354.
Выявленные в ходе проверки нарушения зафиксированы в акте проверки от 30 июля 2021 г. № 6337, ООО «ПСК» выдано предписание от 30 июля 2021 № 6337 об устранении нарушений обязательных требований (л.д.36-41).
Полагая, что указанное предписание Инспекции в части возложения на заявителя обязанности отражать в платежных документах информацию о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы в сфере осуществления экономической деятельности, заявитель обратился в суд с заявлением в порядке гл. 24 АПК РФ.
В силу своей правовой природы предписание является ненормативным правовым актом, содержащим обязательные для выполнения адресатом требования об устранении установленных нарушений законодательства со сроком их исполнения и влекущим негативные последствия в случае игнорирования таких требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ст.ст. 200, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении спора о признании недействительным предписания государственного органа в предмет доказывания входит вопрос о наличии у органа, выдавшего предписание, соответствующих полномочий; оценивается соответствие предписания требованиям нормативных актов; устанавливается наличие нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Из положений ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), п.п. 3.1.1, 4.4 Положения об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 01.09.2014 № 913-п, следует, что Инспекция является уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор. Оспариваемое предписание вынесено инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (пункт 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ).
Состав и способы доведения информации до потребителя предусмотрены Правилами № 354, регулирующими отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающими права, обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг.
Под исполнителем коммунальных услуг понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
«Коммунальные услуги» - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Пунктом 69 Правил № 354 определен перечень информации, указываемой в платежных документах. Так, согласно подпункту «е» указываются сведения об общем объеме каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленные в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
Из материалов дела следует, что, на основании представленных Инспекции документов в ходе проверки установлено, что многоквартирный дом № 19 по улице Мильчакова города Перми оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии. Бойлер в многоквартирном доме отсутствует. Согласно акту повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 18 октября 2018 года узел учета тепловой энергии допущен в эксплуатацию в составе оборудования и опломбирован: ВКТ-7 № 231066 до 14 августа 2022 года; РС-100А № 49654 до 14 августа 2022 года; РС-100А № 49644 до 14 августа 2022 года; КТС-Б-130 № 1444980г до 15 августа 2022 года; КТС-Б-130 № 1444980х до 15 августа 2022 года (л.д.36-39).
В рамках проведения проверки обществом в Инспекцию представлены акты допуска, распечатки с ОДПУ ТЭ, пояснения к расчету за коммунальные услуги по отоплению, копии платежных документов, поквартирный реестр площадей помещений и реестр нежилых помещений (л.д.43-66).
Проанализировав указанные документы, уполномоченным должностным лицом Инспекции установлено, что в платежных документах за апрель 2021г. в разделе 3 «Сведения о показаниях ОДНУ» в столбце 5 «Объем услуги для распределения по ОДНУ», указано только количество тепловой энергии по ОДНУ, потребленной за расчетный период, в размере 218,87 Гкал. При этом в столбце 3 «Текущие показания» указанного раздела также указано значение 218,87 Гкал. Однако данное значение не является текущими показаниями ОДНУ, а является количеством тепловой энергии, потребленной в расчетный период (месяц), поскольку в акте повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, представленном заявителем в ходе проверки, показания ОДНУ на момент приемки (02.04.2021) составляют 7 122,4 Гкал.
В обоснование своей позиции заявитель указывает, что в платежных документах текущие показания ОДПУ отражены, а необходимость отображения в квитанции начальных и конечных показаний ОДПУ не предусмотрена на Правилами № 354, ни рекомендованной формой платежного документа на оплату коммунальных услуг.
Примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и за предоставление коммунальных услуг и методические рекомендации по ее заполнению утверждены Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 26.01.2018 г. № 43/пр.
Исполнитель услуг вправе использовать собственную форму платежного документа. При этом в платежном документе подлежат указанию сведения, установленные п. 69 Правил № 354. И, вопреки доводам заявителя, объем информации, установленный Правилами № 354, отражен в Форме, утвержденной Приказом.
По смыслу положений Правил № 354 указание в платежном документе сведений, перечисленных в подпункте «е» пункта 69 Правил № 354, носит обязательный характер, поскольку направлено на предоставление потребителю сведений и информации, необходимых в целях правильного исполнения потребителями услуг обязанностей и реализации прав потребителей.
Материалами дела подтверждается тот факт, что заявитель как организация, выставляющая плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, не отразил в платежном документе всех обязательных показателей, используемых при расчете платы за жилищно-коммунальные услуги, в нарушение пункта «е» 69 Правил № 354 и приказа Минстроя России от 26.01.2018 № 43/пр «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг».
Как верно установлено заинтересованным лицом, в платежных документах отражено только количество тепловой энергии по ОДНУ, потребленной за расчетный период, в размере 218,87 Гкал. При этом в столбце 3 «Текущие показания» указанного раздела также указано значение 218,87 Гкал., в то время как данное значение не является текущими показаниями ОДНУ, а является количеством тепловой энергии, потребленной в расчетный период (месяц).
Следовательно, информация о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в нарушение пункта «е» 69 Правил № 354 обществом не отражена. Неисполнение же данной обязанности не может вести к нарушению прав собственников помещений. Доводимая до потребителя информация, должна быть понятной и исключающей возможность введения потребителя в заблуждение, платежный документ, выставляемый потребителю, должен отвечать требованиям, установленным Правилами № 354.
Довод общества со ссылкой на порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя установленный Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034иметодикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, утвержденной Приказом Минстроя России от 17.03.2014 № 99/пр, о том, что объем потребленной тепловой энергии за отчетный период определяется не как разница начальных и конечных показаний прибора учета, а объемы потребления тепловой энергии в разрезе суток и за период отражаются в распечатках прибора учета и в отношении ОДПУ тепловой энергии показаниями являются именно показатели расхода (объема) тепловой энергии, отраженные в распечатке, судом исследован и отклонен с учетом того, что указание в платежном документе сведений, перечисленных в подпункте «е» пункта 69 Правил № 354, в том числе, информации о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, носит обязательный характер, на что указано ранее.
С учетом тех документов, которые имелись в распоряжении Инспекции на момент проведения проверки, суд приходит к выводу о том, что факт выявленного в ходе проверки нарушения, послуживший основанием для вынесения оспариваемого предписания, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, заявителем не опровергнут, что свидетельствует о наличии у заинтересованного лица правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания, требования которого направлены на устранение выявленного нарушения.
Доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем мер, направленных на исполнение оспариваемого предписания, равно как и доказательств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя объективной возможности для соблюдения обязательных требований жилищного законодательства, материалы дела не содержат.
В оспариваемом предписании указаны нормы действующего законодательства, нарушенные заявителем, а также предписано устранить указанные нарушения. Каких-либо неясностей или неточностей оспариваемое предписание не содержит.
Поскольку оспариваемое в части предписание признано законным и обоснованным, оно не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не предусмотренных законом обязанностей на него не возлагает.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований, а также недоказанности совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, условий, предусмотренных частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 АПК РФ, в силу чего в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины по заявлению в сумме 3 000 руб. в связи с отказом в удовлетворении заявленных требований относятся на заявителя. Излишне уплаченная в составе платежного поручения № 11947 от 26.04.2019 государственная пошлина подлежит возврату заявителю на основании ст. 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Возвратить публичному акционерному обществу «Т Плюс» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из доходов федерального бюджета государственную пошлину по заявлению в размере 3499 (три тысячи четыреста девяносто девять) рублей, уплаченную в составе платежного поручения № 11947 от 26.04.2019.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.
Судья Т.Ю. Плотникова