ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-25878/10 от 20.01.2011 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь

21 января 2011г. Дело № А50-25878/2010

Резолютивная часть решения объявлена 20 января 2011г.

Полный текст решения изготовлен 21 января 2011г.

Арбитражный суд Пермского края в составе: судьи Щеголихиной О.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Архиповой Н.Р.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Пермскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта к лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, - ООО «Березникитранссервис-2» о привлечении к административной ответственности,

при участии:

от заявителя: Хабаров В.Б. (доверенность № 1 от 11.01.2011г., удостоверение № 10614),

от лица, привлекаемого к ответственности: не явились, извещены

Управление государственного автодорожного надзора по Пермскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту – УГАДН по ПК) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Березникитранссервис-2» к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Требования заявитель мотивировал тем, что общество, осуществляя перевозку пассажиров автобусами в пределах РФ на основании выданной лицензии, нарушило условия, предусмотренные специальным разрешением (лицензией).

Представитель административного органа в судебном заседании заявленные требования поддержал, просит привлечь ООО «Березникитранссервис-2» к административной ответственности.

Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, представителя в судебное заседание не направило.

Неявка лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в силу положений п.3 ст.205 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее по тексту - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, заслушав представителя административного органа, суд установил:

ООО «Березникитранссервис-2» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1055904553044 (л.д. 19 т.д. 2).

23.11.2010г. на основании распоряжения № 296 от 01.11.2010г. госинспектором Березниковского отдела УГАДН по Пермскому краю проведена плановая проверка ООО «Березникитранссервис-2» (л.д. 14-15).

Проверкой установлено, что ООО «Березникитранссервис-2», имея лицензию на перевозку пассажиров автотранспортом по территории Российской Федерации № АСС-59-300452 от 22.12.2005 г., сроком действия до 21.12.2010 года (л.д. 18), осуществляет предпринимательскую деятельность с нарушением лицензионных требований и условий, предусмотренных в лицензии и Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек…, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637 (далее по тексту – Положение о лицензировании перевозок).

Результаты проверки отражены в акте № 296 от 23.11.2010г. (л.д. 18-23).

23.11.2010г. должностным лицом Березниковского отдела УГАДН по ПК в отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении № 226, в котором отражено, что ООО «Березникитранссервис-2», осуществляя перевозки пассажиров, допустило следующие нарушения:

1. Не выполняет лицензионные требования, установленные п. 4 «б» Положения о лицензировании:

1.1не соблюдает требование п. 4.18 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса РФ № 2 от 08.01.97 года (далее «ПОБППА»);

1.2 не соблюдает порядок оформления и ведения путевой документации согласно требованиям приказа Минтранса РФ № 152 от 18.09.2008 года.

2. Не выполняет лицензионные требования, установленные п. 4 «в» Положения о лицензировании перевозок и ст.20 Федерального Закона от 10.12.95 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями от 02.03.99 года) в части организации проведения медицинских осмотров водителей;

3. Не выполняет лицензионные требования, установленные п. 4 «в» Положения о лицензировании перевозок и ст.20 Федерального Закона от 10.12.95 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями от 02.03,99 года) в части соблюдения установленного законодательством РФ режима труда и времени отдыха водителей;

4. Лицензиатом не внесены изменения в состав транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров.

Таким образом, по мнению административного органа, ООО «Березникитранссервис-2» совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, а именно, допустило нарушения п/п. «б», «в» п. 4 Положения о лицензировании перевозок, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, выразившиеся в несоблюдении п. 2.2, 4.18 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ№ 2 от 08.01.1997г., требования приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152, п. 3.3.3. Положения об обеспечении БДД в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минстранса РФ № 27 от 09.03.1995г., п.п. 4, 20, 23, 25, 29 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 № 15.

В соответствии с ч.3 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно п. 62 ст.17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ (в редакции от 05.02.2007г.), перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежат лицензированию.

Статьей 2 названного Закона понятие «лицензионные требования и условия» определено как совокупность предусмотренных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Согласно п. 4 Положения о лицензировании перевозок, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются:

а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;

б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;

в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;

г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации;

е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование;

ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации;

и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.

Учитывая вышеизложенное, анализ материалов дела, доводы административного органа, суд пришел к следующему.

Как установлено в ходе проверки и не опровергнуто на момент рассмотрения дела, ООО «Березникитранссервис-2» не выполняет лицензионные требования, установленные п. 4 «б» Положения о лицензировании (1), а именно:

1.1. не соблюдает требование п. 4.18 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса РФ № 2 от 08.01.97 года (далее «ПОБППА»); у лицензиата отсутствуют копии актов обследования дорожных условий автобусных маршрутов, необходимые для обеспечения соответствия подвижного состава дорожным условиям, проведения инструктажей водителей, уточнения схем опасных участков, нормирования скоростей движения автобусов;

1.2 не соблюдает порядок оформления и ведения путевой документации согласно требованиям приказа Минтранса РФ № 152 от 18.09.2008 года, так, во всех путевых листах, представленных на проверку, в сведениях о собственнике (владельце) транспортного средства не указывается номер телефона организации; а также не указывается имя и отчество водителя; показания спидометра (одометра) при выезде транспортного средства из гаража и его заезде в гараж не заверяются подписями уполномоченных лиц, назначенных руководителем с указанием фамилии и инициалов.

Спорное правонарушение подтверждается копиями путевых листов за октябрь 2010г. (л.д. 25-37 т.д. 1).

Также, в ходе проверки административным органом установлено, что в организации не ведется полный и достоверный учет путевой документации.

Данное правонарушение подтверждается извлечением из журнала регистрации путевых листов и посадочными ведомостями за октябрь 2010г. (л.д. 138-154, 40-136 т.д. 1).

Так, в журнале регистрации путевых листов за 02, 03, 06, 08, 09, 11, 15, 17, 18, 23, 27, 29, 30 октября 2010 года отсутствует регистрация выданных путевых листов водителю Хуснутдинову В.А., который согласно данным посадочных ведомостей автостанции г.Березники в эти дни осуществлял перевозки пассажиров на регулярном пригородном маршруте «Березники - Соликамск» на автобусе рег. знак АЕ 684; соответственно, отсутствует регистрация путевых листов, выданных 10, 13, 14, 18, 21 октября 2010 года водителю Старикову В.И., осуществлявшему в эти дни перевозки пассажиров на регулярном пригородном маршруте «Березники - Соликамск» на автобусе рег. знак АЕ 61, что также подтверждается данными посадочных ведомостей автостанции г.Березники.

Также общество не выполняет лицензионные требования, установленные п. 4 «в» Положения о лицензировании перевозок и ст.20 Федерального Закона от 10.12.95 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями от 02.03.99 года) в части организации проведения медицинских осмотров водителей (2).

Так, в журнале регистрации предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей отсутствует регистрация прохождения водителем Хуснутдиновым В.А предрейсового и послерейсового медосмотра 02, 03, 06, 08, 09, 11, 15, 17, 18, 23, 27, 29, 30 октября 2010 года; не зарегистрировано прохождение водителем Стариковым В.И предрейсового и послерейсового медосмотра 10, 13, 14, 18, 21 октября 2010 года

Согласно данным посадочных ведомостей автостанции г.Березники в указанные дни водители Хуснутдинов В.А. и Стариков В.И. осуществляли перевозку пассажиров, но обществом не подтверждено прохождение данными водителями предрейсового и послерейсового медосмотра в эти дни.

Таким образом, общество не проводит медосмотры водителей в порядке и сроки, определенные Минздравом РФ, что является нарушением п.3.3.3. «Положения по обеспечению БДД в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом», утвержденного приказом Минтранса РФ № 27 от 09.03.95 года (далее «ПОБДД») и п.2.2 «ПОБППА».

Проверкой установлено, что ответчик не выполняет лицензионные требования, установленные п. 4 «в» Положения о лицензировании перевозок и ст.20 Федерального Закона от 10.12.95 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями от 02.03.99 года) в части соблюдения установленного законодательством РФ режима труда и времени отдыха водителей (3):

Так. обществом в трудовых договорах водителей установлен суммированный учет рабочего времени, но не установлена продолжительность проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей, продолжительность подготовительно -заключительных работ, учитываемых в составе рабочего времени, что является нарушением п.20 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей.

3.2 При анализе работы водителей установлено, что продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха водителей менее 12 часов, что является нарушением п.25 указанного положения (так водитель, Хуснутдинов В.А 07.10.2010 года (путевой лист № 776) закончил рабочую смену в 23  час. 00 мин., а 08.10.2010 года (посадочная ведомость № 53208101 время отправления с вокзала в 07 часов 05 минут), учитывая время подготовительно-заключительных работ, время прохождения работником предрейсового медосмотра и время нулевого пробега из гаража до автовокзала, водитель приступил к работе в 06 час. 40 мин. - отдых составил 7 часов 25 минут.

Аналогично не соблюдалась продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха водителя Хуснутдинова В.А. между сменами 10 и 11, 16 и 17 октября 2010 года, что подтверждается копиями путевых листов и посадочных ведомостей за октябрь 2010г.

3.3 Согласно представленному табелю учета времени, фактически отработанного водителями, и путевым листам за октябрь 2010 года нарушений режима труда водителей не усматривается. Однако при
 исследовании их в совокупности с посадочными ведомостями за октябрь 2010 года и графиками движения автобусов на маршрутах административным органом установлено, что лицензиат не соблюдал продолжительность рабочего времени водителей за учетный период, что является нарушением п. 23 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей.

Так, водитель Хуснутдинов В.А отработал в октябре 2010 года 23 смены (11 смен по 12 часов 50 минут и 12 смен по 9 часов 40 минут). Продолжительность суммированного рабочего времени за октябрь 2010 года составила 257 часов 10 минут, что превышает нормальное число рабочих часов в октябре (168 часов) на 88 часов 50 минут.

Аналогично водитель Стариков В.И. отработал в октябре 2010 года 19 смен по 9 часов 40 минут. Продолжительность суммированного рабочего времени за октябрь 2010 года составила 179 часов 40 минут, что превышает нормальное число рабочих часов за октябрь (168 часов) на 11 часов 40 минут.

Спорное правонарушение подтверждается копиями путевых листов, посадочными ведомостями, копией табеля учета рабочего времени за октябрь 2010 года и графиками движения автобусов на маршрутах (л.д. 25-37, 40-136 т.д.1; 4, 1-2 т.д. 2).

3.4 Также согласно выводам провкрки общество привлекает к работе водителей в выходной день, установленный для них графиком работы (сменности), что является нарушением п. 29 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей.

Так, водитель Хуснутдинов В.А. был привлечен к работе 2,36,8,911,15,17,18,23,24,29,30 октября 2010  года (согласно графику работы (сменности) за октябрь 2010г. и табелю учета рабочего времени за октябрь 2010 года указные е дни являются выходными днями).

Аналогично водитель Стариков В.И. был привлечен к работе 5,10,13,14,21октября 2010 года (согласно графику работы (сменности) за октябрь 2010г. и табелю учета рабочего времени за октябрь 2010 года данные дни являются его выходными днями.

Письменных распоряжений и письменного согласия водителей на работу в выходные день в соответствии со ст. 113 ТК РФ обществом не представлено.

Спорное правонарушение подтверждается копиями путевых листов, графиком сменности, табелем учета рабочего времени и посадочными ведомостями за октябрь 2010г. (л.д. 25-37, 40-136 т.д. 1; 3, 4 т.д. 2).

3.5. По данным проверки лицензиатом также в графиках работы (сменности) не устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха, что является нарушением п. 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей.

4. Лицензиатом на момент проверки не внесены изменения в состав транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров.

Так, обществом не сданы в лицензирующий орган лицензионные карточки автобусов с регистрационными знаками: АО 145, АО 147, АО 154, АЕ 539, АЕ 550,АЕ 565, АЕ 576, АЕ 598, АЕ 600, АЕ 607, АЕ 611, АЕ 612, АЕ 618, АЕ 616, что в свою очередь свидетельствует о нарушении обществом п.13 Положения о лицензии (однако, по мнению суда, данное нарушение Положения о лицензировании не может являться самостоятельным нарушением лицензионных условий, предусмотренных п.4 Положения, и, как следствие квалифицирующим признаком действий общества по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ).

Общество спорные правонарушения не оспаривает.

Учитывая вышеизложенное, суд считает правильным вывод заявителя о нарушении обществом п/п, п/п «б», «в» п. 4 Положения о лицензировании (эпизоды 1-3) и, как следствие, о наличии в действиях ответчика признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

Однако по эпизодам, подтверждаемым копиями путевых листов, посадочными ведомостями, табелем учета рабочего времени, графиком сменности, расписанием маршрутов за период с 01.10.2010г. по 20.10.2010г.

срок давности привлечения общества к административной ответственности на момент рассмотрения дела истек (ст. 4.5 КоАП РФ).

Обстоятельств, исключающих производство по делу, в соответствии со ст.24.5 КоАП РФ, а также нарушений прав лица, привлекаемого к административной ответственности, по иным эпизодам судом не установлено.

Таким образом, заявленное требование административного органа о привлечении ООО «Березникитранссервис-2» к административной ответственности подлежит удовлетворению.

При определении меры административного наказания суд учитывает тяжесть и количество допущенных обществом нарушений, степень вины лица привлекаемого к административной ответственности, привлечения общества к административной ответственности впервые. Таким образом, суд считает необходимым назначить меру административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Руководствуясь статьями 168-170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Березникитранссервис-2» (находящееся по адресу: 618550, Пермский край, г. Березники, ул. Карла Маркса, д. 103; ОГРН 1055900073285, ИНН 5911046295) к административной ответственности, предусмотренной частью ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

В расчетном документе на перечисление административного штрафа в качестве информации о получателе штрафа следует указать: Банк получателя – ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю, г. Пермь, БИК 045773001; Управление Федерального Казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Пермскому краю (Управление государственного автодорожного надзора по Пермскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), ИНН 590229040, КПП 590201001, Счет 40101810700000010003, КБК 1061169004004000140, ОКАТО 57408 000000.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru.

Судья: Щеголихина О.В.