ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-25878/2011 от 06.03.2012 АС Пермского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ

  614990, г.Пермь, ул.Луначарского, д. 3

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  14 марта 2012 года № дела А50-25878/2011

Резолютивная часть решения объявлена 06.03.2012, полный текст решения изготовлен 14.03.2012.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Н.В. Якимовой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А.Сечейко, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому муниципальным районам (ОГРН 1095916000487, ИНН 5916022442)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (ОГРН 1025900536749, ИНН 5902290360),

третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью «Специализированный консалтинг»,

о признании недействительными ненормативных актов,

при участии представителей сторон:

от заявителя – Курочкина С.А., предъявлен паспорт, доверенность от 12.12.2011;

от ответчика – Кротов И.И., предъявлено удостоверение, доверенность от 10.01.2011;

от третьего лица – не явились, извещены надлежащим образом,

установил:

Территориальным управлением Министерства социального развития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому муниципальным районам заявлено требование к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю о признании незаконными решения и предписания по делу о нарушении законодательства о размещении заказов от 18.11.2011г.

Свои требования заявитель мотивирует тем, что конкурсная документация соответствует требованиям Закона о размещении заказов, запрета объединять лоты по территориальному признаку Законом не установлено. Считают, что конкуренцию не ограничили. Представитель пояснил, что размещение заказа путем проведения совместных торгов является наиболее рациональным и эффективным способом размещения заказа. Территориальных управлений Министерства – 19, каждому необходимо разместить заказы по 5 государственным услугам, что в целом составит 95 лотов. Также указали, что ранее ООО «Специализированный консалтинг» принимали участие в аналогичных конкурсах, представили в подтверждение опись документов, входящих в состав заявки, и протоколы комиссии.

Антимонопольный орган с требованиями заявителя не согласен по мотивам, изложенным в письменном отзыве (т.3 л.д.9). Считают, что организаторами торгов неправомерно включены в состав одного лота услуги, оказываемые на разных территориях Пермского края. Необоснованное укрупнение лотов ограничивает круг хозяйствующих субъектов, в том числе исполнителей, относящихся к малому и среднему бизнесу, которые бы могли принять участие в торгах. Представитель пояснил, что за счет укрупнения лотов увеличивается и размер обеспечения заявки и размер обеспечения исполнения контрактов.

Третье лицо представителей в судебное заседание не направили, письменный отзыв не представили.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил:

28.10.2011 на официальном сайте было размещено извещение № 0156200002011000022 о проведении открытого конкурса на оказание государственной услуги «Сопровождение замещающих семей» (социально-психологические, социально-педагогические и социально-правовые услуги).

Действуя в соответствии с ч.6 ст.10 Закона о размещении заказов территориальные управления и межрайонные территориальные управления Министерства социального развития Пермского края решили проводить размещение заказа на оказание вышеуказанной государственной услуги путем проведения совместных торгов. Организатором совместных торгов определен Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому муниципальным районам.

Ознакомившись с конкурсной документацией, ООО «Специализированный консалтинг» посчитало, что ее положения ограничивают право хозяйствующих субъектов на участие в конкурсе, и обратилось в УФАС России по Пермскому краю с ответствующей жалобой (т.3 л.д.75).

В результате рассмотрения жалобы антимонопольный орган принял решение от 18.11.2011, которым жалоба ООО Специализированный консалтинг» признана частично обоснованной, в действиях Организатора торгов признаны нарушения ч.3 ст.22 Закона о размещении заказов, также антимонопольным органом выдано предписание ТУ Министерства социального развития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому муниципальным районам от 18.11.2011 (исх.№12257-11 от 05.12.2011) об устранении выявленных нарушений путем аннулирования торгов.

Не согласившись с принятыми решением и предписанием Пермского УФАС, Территориальное управление обратилась в арбитражный суд за защитой нарушенного права.

Оценив в порядке ст.71 АПК РФ документы, представленные в дело, в совокупности с объяснениями представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о размещении заказов, Закон №94-ФЗ), которым установлен единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

В соответствии с частями 1 и 2 ст.10 Закона №94-ФЗ размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме и без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Размещение заказов путем проведения конкурса регулируется главой 2 Закона. Под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Участник размещения заказа обладает правом обжалования действий заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, нарушающих права и законные интересы участника размещения заказа (ч.1 ст.57 Закона).

После вступления в силу Федерального закона от 21.04.2011 № 79-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», подателями жалобы могут быть как участник размещения заказа, подавший заявку на участие в торгах, так и участник размещения заказа, не подавший заявку, но при этом стремящийся по итогам рассмотрения своей жалобы привести документацию об аукционе в соответствие с требованиями Закона №94-ФЗ. Жалоба на положение конкурсной документации может быть подана участником размещения заказа до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе (ч.2 ст.57 Закона).

В соответствии с конкурсной документацией датой и временем вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе является 01.12.2011 09.50 (т.2 л.д.138). Жалоба ООО «Специализированный консалтинг» поступила в Пермское УФАС России 11.11.2011, следовательно, срок для подачи жалобы не пропущен.

На основании п.4 ч.4 ст.22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.

Конкурсная документация содержит пять лотов, в состав каждого лота включено по несколько территорий Пермского края.

Так, по лоту №1 – 7 заказчиков – 7 территориальных управлений Министерства соцразвития, 12 территорий: Александровский, Кизеловский, Губахинский, Гремячинский муниципальные районы, Соликамский городской округ, Соликамский, Чусовской, Горнозаводский, Березниковский, Усольский, Лысьвенский, Чердынский муниципальные районы.

Лот №2 - 4 заказчика, 10 территорий: Верещагинский, Карагайский, Ильинский, Сивинский, Краснокамский, Нытвенский, Оханский, Большесосновский, Очерский, Частинский муниципальные районы.

Лот №3 - 2 заказчика, территории Коми-Пермяцкого округа и Красновишерский муниципальный район.

Лот №4 - 5 заказчиков, 14 территорий: Чайковский, Чернушинский, Куединский, Октябрьский, Уинский, Кишертский, Суксунский, Ординский, Березовский, Осинский, Бардымский, Еловский, Кунгурский муниципальные районы и Кугурский городской округ.

Лот №5 – 2 заказчика, территории: г.Пермь, Пермский и Добрянский муниципальные районы.

В соответствии с ч.3 ст.22 Закона о размещении заказов конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Антимонопольным органом при проверке установлено, что оказание одним лицом социальных услуг на территории, подведомственной нескольким территориальным органам Министерства социального развития Пермского края, невозможно и крайне неэффективно. За счет укрупнения лотов увеличивается и размер обеспечения заявки и размер обеспечения контрактов.

Вывод антимонопольного органа об ограничении круга хозяйствующих субъектов, которые могли бы принять участие в торгах, в связи с укрупнением лотов судом признается правомерным.

Судом принимаются доводы заявителя о том, что два и более заказчика вправе осуществлять размещение заказов на оказание одноименных услуг путем проведения совместных торгов и о том, что Законом о размещении заказа не предусмотрено прямого запрета на объединение лотов по территориальному признаку.

Вместе с тем, указанные действия не должны приводить к ограничению количества потенциальных участников, оказывающих социальные услуги.

Заявитель указывает на минимальный процент обеспечения заявок – 0,5%, что составляет по лотам №1, №2, №3, №4, №5, соответственно - 161 тыс. руб., 109 тыс. руб., 62 тыс. руб., 155 тыс. руб., 137 тыс. руб.

Суммы обеспечения исполнения контракта по каждому лоту установлены от 1 млн. руб. до 6 млн.руб.

Вместе с тем, для некоторых хозяйствующих субъектов, оказывающих социальные услуги, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, указанные суммы могут быть значительными.

Оказание услуг социального характера одним лицом, т.е. выезд по месту жительства на территории разных далеко удаленных друг от друга районов Пермского края, затруднительно и неэффективно.

Доводы заявителя о том, что ранее ООО «Специализированный консалтинг» принимало участие в аналогичных конкурсах, а также о технических трудностях при проведении процедур конкурсов, судом отклоняются как несостоятельные.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в действиях Организатора торгов, включившего в состав одного лота услуги, оказываемые на разных территориях Пермского края, содержится нарушение требований ч.3 ст.22 Закона о размещении заказов.

Предписание об устранении нарушений требований Закона о размещении заказов путем аннулирования торгов с учетом выявленных нарушений, выдано антимонопольным органом правомерно, в рамках установленных полномочий.

С учетом вышеизложенного, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 168-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому муниципальным районам о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18.11.2011 отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru

Судья Н.В.Якимова