ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-26211/14 от 03.02.2015 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

10 февраля 2015 года                                                дело № А50-26211/2014

Резолютивная часть решения объявлена 03 февраля 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено 10 февраля 2015 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи  Плаховой Т.Ю.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коноваловой К.А. рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по заявлению Министерства здравоохранения Пермского края (ОГРН 1065902004629, ИНН 5902293308)

к лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, - обществу с ограниченной ответственностью «Аптеки «Будь здоров!» (ООО «Аптеки «Будь здоров!», ОГРН 1045900503186; ИНН 5904110013)

о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ,

при участии представителей:

от заявителя – не явились;

от лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении – не явились.

Министерство здравоохранения Пермского края обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Аптеки «Будь здоров!» (далее по тексту – Общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ, Кодекс), мотивируя требования результатами проверки, выявившей осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, участие своих представителей в судебном заседании не обеспечили. На основании ч. 3 ст. 205 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 10 час. 25 мин. 03/02/2015. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда в отсутствие представителей сторон.

Обществом представлен письменный отзыв на заявление, в котором ООО «Аптеки «Будь здоров!» относительно нарушений правил допуска сотрудников к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами указывает, что установленный трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности за данное нарушение в настоящее время истек. Кроме того, Общество поясняет, что предписание об устранении нарушений от 28.11.2014 № 28 исполнено.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

ООО «Аптеки «Будь здоров!» обладает лицензией № ЛО-59-03-000529 от 23.05.2014 на осуществление оборота наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений, выданную Министерством здравоохранения Пермского края (л.д. 45-54).

В период с 19 ноября по 28 ноября 2014 года должностными лицами Министерства здравоохранения Пермского края на основании Приказа № 1178-л от 24.09.2014 (л.д. 61-63) проведена плановая выездная проверка соблюдения лицензиатом ООО «Аптеки «Будь здоров!» лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Пушкина, д. 35, литер А (аптека готовых лекарственных форм), в ходе которой выявлены грубые нарушения требований, установленных лицензией.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки б/н от 28.11.2014 (л.д. 14-16) с приложением фотоматериалов.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Согласно ч. 1 ст. 28.2 Кодекса о совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении.

На основании результатов проверки 09.12.2014 должностным лицом Министерства здравоохранения Пермского края в отношении ООО «Аптеки «Будь здоров!» составлен протокол № 131 об административном правонарушении (л.д.6-8).

При составлении протокола присутствовал представитель Общества Жданкова Ю.А., которой были разъяснены права, вручена копия протокола, о чем свидетельствуют подписи в соответствующих разделах протокола.

Полномочия должностного лица Министерства здравоохранения Пермского края по составлению протокола об административном правонарушении (в частности, по пункту 4 статьи 14.1 КоАП РФ) предусмотрены ст. 28.2, 28.3 КоАП РФ, а также приказом Министерства здравоохранения Пермского края от 17.12.2012 № СЭД-34-01-06-681 «О Перечне должностных лиц, уполномоченных на составление протокола об административном правонарушении».

Полагая, что ООО «Аптеки «Будь здоров!» совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, Министерство здравоохранения Пермского края в соответствии с ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.

Обстоятельств, исключающих производство по делу в соответствии со ст. 24.5. КоАП РФ, а также нарушений прав лица, привлекаемого к административной ответственности, судом не установлено.

Согласно ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Субъектом данного административного правонарушения является лицензиат, осуществляющий предпринимательскую деятельность на основании выданной лицензии.

Согласно примечанию к ч. 4 ст. 14.1. КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ) лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензиат – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию.

В силу п. 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

В рассматриваемом случае лицензиатом является ООО «Аптеки «Будь здоров!»,  осуществляющее фармацевтическую деятельность, подлежащую лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1085 утверждено Положение о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (далее – Положение о лицензировании).

В соответствии с п. 6 Положения о лицензировании осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "р", "т" - "у", "х" и "ц" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с подп. «б» п. 5 Положения о лицензировании лицензиат при осуществлении деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений должен соблюдать порядок допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 № 892.

В силу подп. «т» п. 5 Положения о лицензировании лицензиат при осуществлении деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений должен соблюдать требования статьи 39 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» и порядка ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с их оборотом, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. № 644.

ООО «Аптеки «Будь здоров!» вменяется нарушение, выразившееся в допуске к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами сотрудника Ващишиной А.В., осуществившего продажу лекарственных препаратов, которая не имеет диплома и сертификата специалиста.

В письменном отзыве на заявление Общество указывает, что Ващинина А.В. не является работником ООО «Аптеки «Будь здоров!», а оказывает услугу на основании договора возмездного оказания услуг от 09.10.2014 № 264, который представлен в материалы дела. Кроме того, Общество ссылается на истечение срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение, выразившееся в несоблюдении правил допуска сотрудников к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами.

Изучив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о доказанности установленного административным органом в ходе проведения проверки факта несоблюдения 16.10.2014 Обществом правил допуска к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, что является нарушением требований подп. «б» п. 5 Положения о лицензировании.

Указанное свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Вместе с тем согласно требованиям ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (при привлечении судом - 3 месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

Указанные административным органом  нарушения, установленные в ходе проверки, считаются оконченными в соответствующий день продажи лекарственных препаратов – 16.10.2014, с указанного времени следует исчислять срок давности привлечения к административной ответственности.

Таким образом, срок давности привлечения ООО «Аптеки «Будь здоров!» к административной ответственности за правонарушения, выразившиеся в несоблюдении правил допуска к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, истек 16.01.2015.

Доказательств совершения Обществом данного правонарушения в иные дни административным органом в материалы дела не представлено.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в привлечении Общества к административной ответственности за указанное нарушение.

При таких обстоятельствах в удовлетворении требования административного органа о привлечении ООО «Аптеки «Будь здоров!» к административной ответственности за нарушение правил допуска к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами следует отказать.

Относительно иных нарушений срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела в суде не истек.

Согласно п. 7 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 № 644, руководитель юридического лица назначает лиц, ответственных за ведение и хранение журналов регистрации, в том числе в подразделениях.

В соответствии с п. 6 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ Журналы регистрации должны быть сброшюрованы, пронумерованы и скреплены подписью руководителя юридического лица и печатью юридического лица.

Пунктами 10 и 13 указанных правил предусмотрено, что в журналах регистрации указываются как названия наркотических средств и психотропных веществ в соответствии с перечнем, указанным в пункте 1 настоящих Правил, так и иные названия наркотических средств и психотропных веществ, под которыми они получены юридическим лицом. Исправления в журналах регистрации заверяются подписью лица, ответственного за их ведение и хранение. Подчистки и незаверенные исправления в журналах регистрации не допускаются.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 09.12.2014, Обществом совершено административное правонарушение, выразившееся в ненадлежащем ведении Журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а именно: журналы скреплены подписью Т.В. Глухих, которая является заместителем директора по организационной работе ООО «УК «Новая фармация».

Кроме того, в ходе проведения проверки административным органом выявлено, что исправления в журналах регистрации не заверяются подписью лица, ответственного за их ведение и хранение.

Выявленные нарушения Общество не отрицает. Вместе с тем поясняет, что в настоящее время Журнал регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, скреплен подписью руководителя Общества, исправления в журнале заверяются подписью лица, ответственного за его ведение и хранение в силу Приказа от 16.12.2013 № 613/1 «Об ответственных лицах».

Из существа нарушений следует, что они относятся к подп. «т» п. 5 Положения о лицензировании.

Выявленные административным органом нарушения свидетельствуют о наличии в действиях ООО «Аптеки «Будь здоров!» события административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Вину Общества суд усматривает в том, что у него имелась возможность соблюдения установленных норм и правил, он  мог и должен был предвидеть последствия осуществления деятельности с нарушением действующего законодательства, однако пренебрег своими обязанностями и допустил совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ

Таким образом, административным органом установлено и зафиксировано в процессуальных документах совершение противоправного деяния, правонарушению дана надлежащая квалификация. Обстоятельств, исключающих производство по делу в силу  ст. 24.5. КоАП РФ, а также нарушений прав лица, привлекаемого к административной ответственности, судом не установлено. Срок привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 Кодекса и исчисляемый со дня обнаружения нарушений, на момент рассмотрения настоящего дела не истек.

Вместе с тем арбитражный суд полагает, что совершенное правонарушение возможно расценить как малозначительное.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Право суда на освобождение лица от административной ответственности в силу его малозначительности, с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств дела подтверждено в Определении Конституционного Суда РФ от 05.11.2003 № 349-0.

В п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Малозначительным является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

            Малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной и определяется в каждом конкретном случае, применительно ко всем обстоятельствам дела в совокупности.

По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, учреждению или государству. Поэтому административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.  

Оценив объем и характер выявленных нарушений с учетом пояснений, изложенных в отзыве ООО «Аптеки «Будь здоров!», суд считает возможным применение в данном случае ст. 2.9 КоАП РФ ввиду того, что допущенные нарушения, выразившиеся в отсутствии подписи руководителя в Журналах регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также в том, что исправления в указанном журналах не заверены подписью ответственного лица, являются несущественными, не причинили значительный ущерб охраняемым общественным интересам, наличие тяжких (вредных) последствий совершенного правонарушения не установлено, доказательств причинения вреда жизни и здоровью граждан административным органом суду не представлено. Кроме того, судом учтено, что Обществом приняты меры по исполнению порядка ведения указанных журналов.

В рассматриваемом случае руководитель Общества ошибочно полагал, что вправе передать полномочия по подписанию Журнала регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, иному лицу.

Согласно правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным СудомРФ в п. 17 Постановления Пленума № 10 от 02.06.2004, установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 206 АПК РФ и ст. 2.9. КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения и ограничивается устным замечанием.

Учитывая изложенное, требования административного органа удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Арбитражный суд  Пермского края       

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований Министерства здравоохранения Пермского края (ОГРН 1065902004629, ИНН 5902293308) о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Аптеки «Будь здоров!» (ООО «Аптеки «Будь здоров!», ОГРН 1045900503186; ИНН 5904110013)
к административной ответственности отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

    Судья                                                                       Т.Ю. Плахова