Арбитражный суд Пермского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь
12 апреля 2012 года Дело № А50-26272/2011
Резолютивная часть решения объявлена 5 апреля 2012 г.
Полный текст решения изготовлен 12 апреля 2012 г.
Арбитражный суд Пермского края в составе:
судьи Мухитовой Е. М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сечейко Т. А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Компания «Ассорти»
к Управлению по развитию потребительского рынка администрации г. Перми, предпринимателю ФИО1
о признании действий незаконными, муниципальных контрактов недействительными
при участии
от заявителя: ФИО2, доверенность в деле, предъявлен паспорт
от ответчика, Управления по развитию потребительского рынка администрации г. Перми: ФИО3, доверенность в деле, предъявлен паспорт, ФИО4, доверенность в деле, предъявлен паспорт
от ответчика, предпринимателя ФИО1: не явился
Общество с ограниченной ответственностью «Компания «Ассорти» обратилось в арбитражный суд с заявлением к о признании незаконными решения Управления по развитию потребительского рынка администрации г.Перми (далее – УРПР) от 26.10.2011 г. и от 28.10.2011 г б/н об отказе в подписании муниципального контракта с протоколом разногласий с ООО «Компания Ассорти» на поставку продуктов питания для обеспечения продовольственного запаса г. Перми, а именно масла подсолнечного (извещение № 0156300046811000004); решения УРПР от 26.10.2011 г. и от 28.10.2011 г б/н об отказе в подписании муниципального контракта с протоколом разногласий с ООО «Компания Ассорти» на поставку продуктов питания для обеспечения продовольственного запаса г. Перми, а именно молока сгущенного, крупы (извещение № 0156300046811000005); решения УРПР от 26.10.2011 г. и от 28.10.2011 г б/н об отказе в подписании муниципального контракта с протоколом разногласий с ООО «Компания Ассорти» на поставку продуктов питания для обеспечения продовольственного запаса г. Перми, а именно сахара, рыбных консервов, крупы (извещение № 0156300046811000006); недействительными решения Комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд управления по развитию потребительского рынка администрации г. Перми от 03.11.2011 г. об уклонении ООО «Компания «Ассорти» от заключения муниципального контракта на поставку масла подсолнечного (извещение № 0156300046811000004), молока сгущенного, крупы (извещение № 0156300046811000005), сахара, рыбных консервов, крупы (извещение № 0156300046811000006) незаконными, а протоколы решений Комиссии УРПР от 03.11.2011 г.; муниципальный контракт от 17.11.2011 г. на поставку продуктов питания для обеспечения продовольственного запаса г. Перми, а именно масла подсолнечного (извещение № 0156300046811000004), заключенный между УРПР и ИП ФИО1.; муниципальный контракт от 17.11.2011 г. на поставку продуктов питания для обеспечения продовольственного запаса г. Перми, а именно молока сгущенного, крупы (извещение № 0156300046811000005), заключенный между УРПР и ИП ФИО1; муниципальный контракт от 17.11.2011 г. на поставку продуктов питания для обеспечения продовольственного запаса г. Перми, а именно сахара, рыбных консервов, крупы (извещение № 0156300046811000006), заключенный между УРПР и ИП ФИО1 (с учетом уточнения заявленных требований).
Требования заявителя мотивированы тем, что ООО «Компания «Ассорти» направляло в УРПР в предусмотренный законом срок протоколы разногласий 24.10.2011 г., а затем 28.10.2011 г., указав в соответствии с ч. 4.1. ст. 41.12. Закона положения проекта контракта, не соответствующие извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме, документации об открытом аукционе в электронной форме и заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме, а именно указало на неверные и не соответствующие действительности данные личности директора Общества, приведенные в контракте. 24.10.2011 г. ООО «Компания «Ассорти» направляло оператору электронной площадки документы и сведения об изменении данных участника заказа. 31.10.2011 г., получив от УРПР в третий раз на подписание проекты контрактов с теми же нарушениями, не имея возможности в силу тех же причин их подписать, Общество направило в УРПР документ с очередным разъяснением необходимости подписания направленных ранее протоколов разногласий в связи со сменой руководства Общества и назначением нового директора, который и должен подписывать муниципальные контракты. УРПР, неверно оценив указанные положения Закона о размещении заказов требовало подписания контракта лицом, не являющимся директором Общества, доводы Общества были проигнорированы, чем были нарушены не только его права и законные интересы, но и в связи с незаключением муниципальных контрактов требования безопасности и гражданской обороны. В связи с незаконностью признания Общества уклонившимся от заключения муниципальных контрактов и самого отказа в заключении контрактов, решение Комиссии УРПР о заключении контрактов с ИП ФИО1 как следствие незаконного решения, необходимо также признать незаконным, а заключенные 17.11.2011 г. с ИП ФИО1 контракты в силу ст. 168 ГК РФ недействительными.
Ответчик, Управление по развитию потребительского рынка администрации г. Перми, в удовлетворении требований просит отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указывает на несостоятельность доводов заявителя, отсутствие нарушений прав и интересов заявителя в ходе проведения аукциона. Поясняет, что причиной отказа послужило то, что требования истца об указании в проектах контрактов цены единицы товара, стоимости товара в извещениях о проведении аукциона не содержится, внесение указанных поправок в проект муниципального контракта противоречит п. 4.1. ст. 41.12 Закона о размещении заказа. Документы, свидетельствующие о назначении ФИО5 на должность директора ООО «Компания «Ассорти», управлению и оператору электронной площадки не представлялись. В соответствии с поданными истцом заявками на участие в открытом аукционе в электронной форме, а также согласно документам и сведениям, содержащимся в реестре участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке, лицом, уполномоченным на подписание муниципальных контрактов с управлением является ФИО1 Единой комиссией по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд Управления правомерно было принято решение признать ООО «Компания «Ассорти» уклонившемся от заключения муниципальных контрактов и на основании п. 13 ст. 41.12 Закона заключить муниципальные контракты с ИП ФИО1, что нашло свое подтверждение при рассмотрении жалобы ООО «Компания «Ассорти» в УФАС по Пермскому краю. Решениями УФАС по Пермскому краю от 17.11.2011 действия единой комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд Управления были признаны правомерными, в удовлетворении жалобы ООО «Компания «Ассорти» было отказано. Также в настоящее время в связи с уклонением от заключения муниципальных контрактов ООО «Компания «Ассорти» внесено в Реестр недобросовестных поставщиков.
Ответчик, предприниматель ФИО1, присутствовавший на предварительном судебном заседании и представлявший интересы и истца (по доверенности), и ответчика, в судебное заседание не явился, отзыв не представил.
Заслушав представителей сторон, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
30.09.2011 Управление по развитию потребительского рынка администрации г. Перми разместило на сайте извещения о проведении открытых аукционов в электронной форме для заключения муниципальных контрактов на поставку продуктов питания для обеспечения продовольственного запаса города Перми в целях гражданской обороны № 0156300046811000006 на поставку сахара, рыбных консервов, крупы, № 0156300046811000005 на поставку молока сгущенного и крупы, № 0156300046811000004 на поставку масла подсолнечного.
В соответствии с протоколами от 19.10.2011 № 2 ЭА/1/2 подведения итогов открытых аукционов в электронной форме заявитель был признан победителем указанных выше аукционов.
24.10.2011 заявитель направил протоколы разногласий по каждому контракту, подписанные электронной цифровой подписью ФИО1
ООО «Компания «Ассорти» указало в протоколе разногласий на необходимость включения в приложение № 1 к контракту цены единицы товара, стоимости товара. Кроме того, Заявитель настаивал на включении в проект контракта сведений об ином директоре общества. ООО «Компания «Ассорти» предлагало указать другое лицо, выступающее директором - ФИО5 вместо ФИО1
Относительно полномочий лиц, представлявших интересы заявителя при проведении указанных выше аукционов и подписании муниципальных контрактов, усматривается следующее.
Решением собрания единственного учредителя ООО «Компания «Ассорти» от 27.09.2011 г. ФИО1 был освобожден от занимаемой должности директора и назначен с 28.09.2011 г. новый директор ФИО5 В соответствии с п. 8.8. Устава Общества единоличный исполнительный орган Общества - директор без доверенности действует от имени Общества и совершает сделки. То есть, смена исполнительного органа ООО произошла до размещения рассматриваемых заказов
Статьей 41.3 Федерального закона РФ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (Закон о размещении заказов) предусмотрена аккредитация участников размещения заказа на электронной площадке. Для обеспечения доступа к участию в открытых аукционах в электронной форме, осуществляемая оператором электронной площадки. Для получения аккредитации участник размещения заказа представляет оператору электронной площадки следующие документы и сведения: 1) заявление участника размещения заказа о его аккредитации на электронной площадке; 2) копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц), копия выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей), полученные не ранее чем за шесть месяцев до дня обращения с заявлением, указанным в пункте 1 настоящей части, копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), 3) копия учредительных документов участника размещения заказа (для юридических лиц), копии документов, удостоверяющих личность (для физических лиц); 4) копии документов, подтверждающих полномочия лица на получение аккредитации от имени участника размещения заказа - юридического лица (решение о назначении или об избрании лица на должность, в соответствии с которым такое лицо обладает правом действовать от имени участника размещения заказа - юридического лица без доверенности для получения аккредитации (далее - руководитель). В случае, если от имени участника размещения заказа действует иное лицо, также должна представляться доверенность на осуществление действий от имени участника размещения заказа, заверенная печатью такого участника размещения заказа и подписанная руководителем или уполномоченным им лицом. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, должна представляться копия документа, подтверждающего полномочия этого лица; 5) копии документов, подтверждающих полномочия руководителя. В случае, если от имени участника размещения заказа действует иное лицо, также представляются доверенности, выданные физическому лицу или физическим лицам на осуществление действий от имени участника размещения заказа по участию в открытых аукционах в электронной форме (в том числе на регистрацию на открытых аукционах), заверенные печатью участника размещения заказа и подписанные руководителем или уполномоченным им лицом. В случае, если такая доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, должна представляться копия документа, подтверждающего полномочия данного лица, заверенная печатью участника размещения заказа и подписанная руководителем участника размещения заказа; 6) заявление об открытии счета оператором электронной площадки для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, подписанное уполномоченным лицом; 7) идентификационный номер налогоплательщика участника размещения заказа; 8) решение об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа - юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки. В случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица, данное решение принимается в порядке, установленном для принятия решения об одобрении или о совершении крупной сделки. В иных случаях данное решение принимается лицом, уполномоченным на получение аккредитации от имени участника размещения заказа - юридического лица; 9) адрес электронной почты участника размещения заказа для направления оператором электронной площадки уведомлений и иных сведений в соответствии с настоящей главой (ч. 2). В срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления документов и сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, оператор электронной площадки обязан аккредитовать участника размещения заказа, обеспечить открытие такому участнику счета для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме или отказать участнику размещения заказа в аккредитации по основаниям, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, а также направить уведомление о принятом решении участнику размещения заказа (ч. 4). В случае внесения изменений в документы и сведения, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, замены или прекращения действия указанных документов (в том числе замены или прекращения действия электронной цифровой подписи) либо выдачи участником размещения заказа новых доверенностей на осуществление от имени участника размещения заказа действий по участию в открытых аукционах в электронной форме такой участник размещения заказа обязан незамедлительно направить оператору электронной площадки новые документы и сведения, уведомление о прекращении действия указанных документов, прекращении действия электронной цифровой подписи (ч. 10). Ответственность за достоверность информации, содержащейся в документах и сведениях, представляемых в соответствии с частями 2 и 10 настоящей статьи, в том числе электронных цифровых подписей, за действия, совершенные на основании указанных документов и сведений, за своевременное уведомление оператора электронной площадки о внесении изменений в документы и сведения, представляемые в соответствии с частью 2 настоящей статьи, замену или прекращение действия указанных документов (в том числе замену или прекращение действия электронной цифровой подписи) несет участник размещения заказа, представивший такие документы и сведения (ч. 11). В течение одного часа с момента поступления предусмотренных частью 10 настоящей статьи документов и сведений оператор электронной площадки обязан обеспечить размещение новых документов и сведений на электронной площадке или внесение изменений в представленные в соответствии с частью 2 настоящей статьи документы и сведения с указанием даты и времени поступления указанных документов и сведений. При этом оператор электронной площадки не осуществляет проверку достоверности информации, содержащейся в новых документах и сведениях, а также внесенных изменений в эти документы и сведения на соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации (ч. 12).
Обязанности, предусмотренные ст. 41.3 Закона о размещении заказов, заявителем исполнены надлежащим образом не были, документы и сведения, направляемые ООО «Компания «Ассорти» в форме электронных документов, были подписаны электронной цифровой подписью ФИО1, не являвшимся директором Общества. Представленная в материалы дела доверенность от 21.10.2011 г., данная исполнительному директору ООО «Компания «Ассорти» ФИО1, не содержит полномочий на подписание муниципальных контрактов.
Доводы заявителя о том, что Управление по развитию потребительского рынка администрации г. Перми требовало подписания контракта лицом, не являющимся директором Общества, не нашли своего подтверждения в материалах дела.
В соответствии со ст. 41.12 Закона о размещении заказов по результатам открытого аукциона в электронной форме контракт заключается с победителем открытого аукциона в электронной форме, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником открытого аукциона в электронной форме, заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме которого в соответствии со статьей 41.11 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме (ч. 1). Заказчик, уполномоченный орган в течение пяти дней со дня размещения на электронной площадке указанного в части 8 статьи 41.11 настоящего Федерального закона протокола направляют оператору электронной площадки без подписи заказчика проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником открытого аукциона, с которым заключается контракт, сведений о товаре (товарный знак и (или) конкретные показатели товара), указанных в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме такого участника, в проект контракта, прилагаемого к документации об открытом аукционе в электронной форме (ч. 2). В течение одного часа с момента получения проекта контракта оператор электронной площадки направляет проект контракта без электронной цифровой подписи лица, имеющего право действовать от имени заказчика, участнику открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт (ч. 3). В течение пяти дней со дня получения проекта контракта участник открытого аукциона в электронной форме направляет оператору электронной площадки проект контракта, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта или предусмотренный частью 4.1 настоящей статьи протокол разногласий (ч. 4). Участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, направленному в соответствии с положениями настоящей статьи, направляет протокол указанных разногласий, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа, оператору электронной площадки. При этом участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий положения проекта контракта, не соответствующие извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме, документации об открытом аукционе в электронной форме и заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме этого участника размещения заказа, с указанием соответствующих положений данных документов. В течение одного часа с момента получения протокола разногласий оператор электронной площадки направляет такой протокол разногласий заказчику, в уполномоченный орган (ч. 4.1). В течение трех дней со дня получения от оператора электронной площадки протокола разногласий участника открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, заказчик, уполномоченный орган рассматривают данный протокол разногласий и без подписи заказчика направляют доработанный проект контракта оператору электронной площадки либо повторно направляют оператору электронной площадки проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания участника открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт (ч. 4.2).
В соответствии со ст. ст. 65, 68 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, обстоятельства, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться иными доказательствами.
Обстоятельства направления проектов муниципальных контрактов, протоколов разногласий и действий Управления по развитию потребительского рынка администрации г. Перми в ходе размещения указанных выше заказов были предметом рассмотрения в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, жалобы ООО «Компания «Ассорти» были признаны необоснованными, действия единой комиссии по размещению заказов Управления, соответственно, правомерными. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю 14.11.2011 г. вынесены решении, исх. №№ 11549- 11, 11550- 11, 115551- 11 от 17.11.2011 г., которые заявителем не оспорены, являются действующими, имеют значение при рассмотрении настоящего спора, то есть являются надлежащими доказательствами.
В соответствии со ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Суд, рассмотрев материалы и обстоятельства дела, каких-либо нарушений со стороны заказчика при проведении указанных выше торгов не усматривает.
В силу изложенного, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Государственная пошлина по делу в силу ст. 110 АПК РФ относится на заявителя. Заявителем была уплачена государственная пошлина 2000 рублей, то есть за одно требование, предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины по остальным требованиям. Для исчисления государственной пошлины, подлежащей уплате по делу в целом, суд считает возможным расценить требования, относящиеся к действиям Управления по развитию потребительского рынка администрации г. Перми как единое требование. Неуплаченная заявителем сумма государственной пошлины подлежит взысканию с заявителя в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 110, 168-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Компания «Ассорти» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 12000 рублей.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru.
Судья Е. М. Мухитова