ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-27026/14 от 19.04.2016 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

25 апреля 2016 года

  Дело № А50-27026/2014

Резолютивная часть решения объявлена 19 апреля 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 25 апреля 2016 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Мещеряковой Т.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению публичного акционерного общества «Т Плюс» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Пермскому краю (ОГРН <***>,
ИНН <***>) о признании недействительными решений от 18.06.2014 №№ 2480, 2481, 2482 и обязании возвратить сумму излишне уплаченного налога,

при участии:

от заявителя – ПАО «Т Плюс»: ФИО2 по доверенности от 10.12.2015, предъявлен паспорт;

от налогового органа – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Пермскому краю: ФИО3 по доверенности от 12.01.2016 № 03-15/00279, предъявлено удостоверение № 590306, ФИО4 по доверенности от 17.03.2016, предъявлено удостоверение № 590061,

установил:

открытое акционерное общество «Волжская территориальная генерирующая компания»  обратилось в арбитражный суд с требованиями к Межрайонной ИФНС России № 9 по Пермскому краю (далее – ответчик, налоговый орган, инспекция) о признании недействительными решений об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 18.06.2014 №№ 2480, 2481, 2482, а также об обязании инспекции произвести возврат излишне уплаченного налога на имущество организаций за 2010-2012гг. в сумме 4 878 841 руб.

Определением суда от 20.03.2015 производство по делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу № А50-19278/2014.

Определением председателя суда от 10.04.2015 на основании частей 3 и 4 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) произведена замена судьи Васильевой Е.В. на судью Мещерякову Т.И.

Протокольным определением от 02.10.2015 производство по делу возобновлено.

Протокольным определением от 02.10.2015 в порядке части 4 статьи 124 АПК РФ судом изменено наименование заявителя открытого акционерного общества «Волжская территориальная генерирующая компания» на Публичное акционерное общество «Т Плюс» (далее – заявитель, общество).

Определением суда от 26.10.2015 производство по делу приостановлено до рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации кассационной жалобы по делу № А50-19278/2014.

Определением суда от 04.04.2016 производство по делу возобновлено.

В судебном заседании обществом в устной форме заявлено ходатайство об уточнении заявленных требований в части признания недействительными оспариваемых решений налогового органа с учетом принятого Управлением Федеральной налоговой службы по Пермскому краю (далее – УФНС России по Пермскому краю) 29.02.2016 решения о частичной отмене оспариваемых решений. Представитель общества пояснил, что в части требований об обязании возвратить налог требования сохраняются в первоначальном объеме.

       Уточнения заявленных требований приняты судом в порядке части 1 статьи 49 АПК РФ.

В обоснование заявленных требований обществом указано, что оспариваемые решения не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности. Общество полагает, что имело право на применение налоговой льготы, предусмотренной пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Неправильное определение налогоплательщиком кода ОКОФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504, при постановке объекта основных средств на учет не может служить основанием для отказа в признании его права на налоговую льготу. При применении права на льготу имущество должно соответствовать примечаниям перечня имущества, утвержденного в установленном порядке по своему наименованию и функциональному назначению, что инспекцией учтено не было. При этом в соответствующем Перечне даются наименования сложных технологических объектов, относящихся к линиям электропередач, а также к сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, и соответствующие этим объектам коды ОКОФ. Полагает, что при вынесении решений инспекцией были использованы недопустимые доказательства, заключение экспертов получено с нарушением норм НК РФ. Кроме того, полагает, что ответчиком были допущены и иные процессуальные нарушения.

В судебном заседании представитель заявителя доводы заявления поддержал в полном объеме.

Ответчик с заявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Полагает, что в результате технической экспертизы, проведенной в рамках налоговых проверок установлены объекты основных средств, осуществляющих транспортирующие функции, по которым инспекцией были предоставлены налоговые льготы, и объекты основных средств, участвующие в генерации (производстве) и потреблении электроэнергии, по которым налоговая льгота не может быть предоставлена. Считает, что нарушений при проведении проверок со стороны ответчика допущено не было. Все действия соответствуют требованиям НК РФ.

В судебном заседании представители ответчика поддерживают позицию, изложенную в письменных пояснениях по делу.

Исследовав материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил следующее.

Заявитель по настоящему делу в соответствии со статьей 373 НК РФ является плательщиком налога на имущество.

20.08.2013 обществом в инспекцию представлены уточненные налоговые декларации по налогу на имущество организаций за 2010-2012 г.г. (л.д. 126-143 т. 1).

12.09.2013 общество обратилось в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на имущество организаций №УФС/ПФ/990
за 2010-2012 г.г. (заявление от 10.09.2013, л.д. 144-145 т. 1).

Инспекцией на основе уточненных налоговых деклараций по налогу на имущество организаций за 2010-2012 г.г., представленных обществом 20.08.2013, проведены камеральные налоговые проверки.

В ходе проверки установлено, что основным видом деятельности заявителя, указанным в предыдущей налоговой декларации, является оптовая торговля электрической и тепловой энергией (без их передачи и распределения) код ОКВЭД 51.56.4 (в соответствии с Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст), в проверяемых декларациях обществом указан код ОКВЭД 40.10.11 – производство электроэнергии тепловыми электростанциями.

В связи с осуществляемой деятельностью основными средствами производства общества являются электростанция, электрические и тепловые сети. На территории Орджоникидзевского района г. Перми расположены объекты обособленного подразделения общества -  ТЭЦ-13.

По итогам проведенных налоговым органом камеральных налоговых проверок представленных заявителем уточненных (корректирующих) налоговых деклараций по налогу на имущество организаций за 2010, 2011 и 2012 годы, инспекцией составлены акты налоговых проверок от 04.12.2013
№ 3344, № 3340 и № 3303 (л.д. 1-34 т. 2).

По результатам рассмотрения материалов налоговых проверок инспекцией вынесены: решение от 18.06.2014 № 2480 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения  (л.д. 41-68 т. 1), которым обществу начислен налог на имущество организаций в сумме 1 374 628 руб. за 2010 год; решение от 18.06.2014
№ 2481 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения  (л.д. 69-96 т. 1), которым обществу начислен налог на имущество организаций в сумме 2 088 876 руб. за 2011 год;  решение от 18.06.2014 № 2482 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (л.д. 97-125 т. 1), которым обществу начислен налог на имущество организаций в сумме 2 323 555 руб. за 2012 год. Указанными решениями в привлечении общества к ответственности на основании пункта 1 статьи 109 НК РФ отказано в связи с отсутствием события налогового правонарушения.

Решением УФНС России по Пермскому краю от 12.09.2014 № 18-18/358 по апелляционной жалобе общества решения инспекции от 18.06.2014
№№ 2480, 2481, 2482 оставлены без изменения (л.д. 71-77 т. 3).

Решениями УФНС России по Пермскому краю от 29.02.2016 пункты 2 резолютивных частей решений  от 18.06.2014 №№ 2480, 2481, 2482 в части доначисления налога на имущество организаций по сетям тепловым магистральным и отводам от магистральных трубопроводов в сумме 51 899 руб., 323 070 руб. 39 коп., 540 961 руб. 72 коп. отменены. В остальной части решения оставлены без изменения. УФНС России по Пермскому краю обязало инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.

Полагая, что названные решения инспекции в соответствующей части нарушают права и законные интересы налогоплательщика, общество в порядке пункта 2 статьи 138 НК РФ, а также части 4 статьи 198 АПК РФ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198, статьями 200, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В Пермском крае налог на имущество организаций установлен Законом Пермской области от 30.08.2001 № 1685-296 «О налогообложении в Пермском крае».

Налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (подпункт 3 пункта 1 статьи 21, пункту 1 статьи 56 НК РФ).

При этом положения законодательства о налогах и сборах, предусматривающие налоговые льготы, не подлежат расширительному толкованию (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2005 № 41-О).

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

В силу пункта 11 статьи 381 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013, до вступления в силу Федерального закона от 29.11.2012 № 202-ФЗ) освобождаются от налогообложения организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

Перечень имущества, относящегося к объектам, поименованным в пункте 11 статьи 381 НК РФ, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504 «О Перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций» (далее - Перечень № 504).

В названном Перечне указан код ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов) и наименование имущественного объекта. Кроме того, Перечень содержит графу «Примечание», в котором имеется краткая характеристика имущественных объектов.

Объектом классификации материальных основных фондов в соответствии с ОКОФ является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.

При этом структура кодов ОКОФ состоит из: X0 0000000 - раздел,
XX 0000000 - подраздел, XX XXXX000 - класс, XX XXXX0XX - подкласс, XX XXXXXXX - вид.

Поэтому в соответствии с Перечнем №504 подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в Перечне, с учетом иерархической структуры кодов (если иное не указано в самом Перечне).

Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе «Примечание», состав имущественных объектов которой является закрытым.

В связи с тем, что коды объектов основных средств по ОКОФ являются более детализированными, чем указанные в Перечне, определение льготируемого имущества, относящегося к соответствующему разделу Перечня, в случае несовпадения инвентарного кода объекта по ОКОФ с кодом ОКОФ, указанным в Перечне, производится по совпадению фактического наименования имущества с примечаниями Перечня, а также, если в соответствии с проектно-сметной документацией на объект данное имущество является неотъемлемой технологической частью объекта, код по ОКОФ которого включен в Перечень, и соответствует основным понятиям, определенным в ОКОФ, и признакам целевого назначения группировок объектов ОКОФ.

Право на применение льготы законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов обложения налогом на имущество, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках). ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения. При этом само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества.

Таким образом, право на налоговую льготу возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий: 1) имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 11 статьи 381 НК РФ; 2) имущество поименовано в Перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации;
3) имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Из материалов дела следует, что основным видом деятельности общества является производство и реализация электрической и тепловой энергии; основным средством производства являются ТЭЦ-13. Основной вид деятельности общества – оптовая торговля электрической и тепловой энергии без их передачи и распределения (код ОКВЭД 51.56.4 в соответствии с постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст).

В связи с осуществляемой деятельностью основными средствами производства налогоплательщика являются электростанция, электрические и тепловые сети – ТЭЦ-13.

Теплоэлектроцентраль (ТЭЦ) - это разновидность тепловой электростанции, которая не только производит электроэнергию, но и является источником тепловой энергии в централизованных системах теплоснабжения (в виде пара и горячей воды, в том числе и для обеспечения горячего водоснабжения и отопления жилых и промышленных объектов).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики - лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.

Объекты электроэнергетики определены как имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, подачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства (статья 3 Закона об электроэнергетике).

Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ
«О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) общество отнесено
к теплоснабжающей организации, на балансе которого находятся объекты, необходимые для теплоснабжения.

В составе Перечня № 504 указано в том числе, имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью.

Налогоплательщиком заявлена льгота по коду льготы 2010238 в соответствии с пунктом 11 статьи 381 НК РФ, то есть в отношении линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Поскольку понятие «линии энергопередачи» в налоговом законодательстве отсутствует, для уяснения этого понятия необходимо руководствоваться понятиями и терминами гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 11 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу пункта 4 статьи 539 и пункта 1 статьи 548 ГК РФ правила §6 «Энергоснабжение» применяются, в том числе к договору снабжения электрической энергией, а также отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть.

Таким образом, к «линиям энергопередачи», о которых идет речь в пункте 11 статьи 381 НК РФ и Перечне № 504, следует относить, в частности, линии электропередачи и линии теплопередачи (иначе - тепловые сети).

При этом из анализа норм права следует, что законодатель предусмотрел льготирование не всего имущества, а только имущества, непосредственно участвующего в процессе передачи энергии.

Перечень электросетевых объектов, входящих в состав линий энергопередачи, а также сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов, утвержден Министерством энергетики Российской Федерации 25.04.2001 и согласован с МНС России и Минфином России, указанный перечень разработан на основании ГОСТ 24291-90, ГОСТ 19431-84, СНиП 3.05.06-85 «Электротехнические устройства», «Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей» и «Правил устройства электроустановок», данный перечень является действующим до настоящего времени.

Согласно правовым подходам, изложенным в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 21.07.2009, определении Верховного Суда Российской Федерации
от 17.11.2014 № 305-КГ14-3662, обязанность по предоставлению доказательств в обоснование правомерности применения налоговых льгот возлагается на налогоплательщика.

Как следует из оспариваемых ненормативных актов инспекции от 18.06.2014, основанием для доначисления заявителю налога на имущество организаций за 2010, 2011 и 2012 годы по результатам камеральных проверок представленных заявителем уточненных (корректирующих) налоговых деклараций по этому налогу, с учетом полученного заключения экспертов Центра независимых судебных экспертиз «ТЕХЭКО» № 231/2014  (постановление от 25.02.2014 № 1 о назначении технической-идентификационной экспертизы) (л.д. 70-73 т. 2) послужили выводы налогового органа о необоснованном применении обществом предусмотренной пунктом 11 статьи 381 НК РФ налоговой льготы в отношении соответствующих объектов.

Согласно пункту 6 статьи 88 НК РФ при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.

В соответствии со статьей 95 НК РФ в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт. Согласно пункту 2 статьи 95 НК РФ вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение
не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.

В экспертном заключении Центра независимых судебных экспертиз «ТЕХЭКО» № 231/2014, на котором основаны выводы инспекции, отражены выводы привлеченных экспертов в отношении 41 объекта, как об оборудовании, обеспечивающем выработку, преобразование и передачу электро- и тепловой энергии до точки разграничения и не относящемся к линиям энергопередачи, и магистральным трубопроводам, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, согласно Перечню № 504 (л.д. 80-187 т. 2).

В пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе» отражена правовая позиция, в силу которой вопросы права и правовых последствий оценки доказательств относятся к компетенции суда.

Соответственно, содержащиеся в заключении № 231/2014 привлеченных налоговым органом экспертов выводы, носящие правовой характер, судом первой инстанции учтены при рассмотрении настоящего спора быть
не могут.

Вместе с тем указанное экспертное заключение Центра независимых судебных экспертиз «ТЕХЭКО» № 231/2014 в части, не касающейся правовых аспектов спора, может быть оценено в качестве письменного доказательства по настоящему делу (статья 75 АПК РФ).

При этом вопреки доводам налогоплательщика, назначение налоговым органом экспертизы в порядке статьи 95 НК РФ само по себе не возлагает
на общество как налогоплательщика дополнительных обязанностей
и не нарушает права заявителя.

Также судом отклоняются иные доводы общества о нарушении со стороны инспекции порядка проведения камеральных проверок, как опровергаемые материалами дела.

Налоговый орган при рассмотрении настоящего спора с учетом мнения экспертов настаивает на том обстоятельстве, что условием для отнесения имущества к подлежащему льготированию является наличие технологической связи между энергооборудованием и линией энергопередачи, а не физическое (территориальное) расположение указанных объектов. Сам факт наличия у заявителя линий энергопередачи, которым общество обосновывает наличие у него права на применение льготы,
не может являться основанием для отнесения спорных объектов основных средств к их неотъемлемой части, поскольку они не связаны с процессом передачи электрической (тепловой) энергии по смыслу Перечня № 504.

Основные средства, участвующие в генерации и потреблении электро- и тепловой энергии, в силу принципиальной разницы используемых технологий не выполняют функции транспортировки электро- и тепловой энергии и к линиям энергопередачи не относятся.

Налогоплательщиком не представлено доказательств того, что общество осуществляет свою деятельность в сфере электроэнергетики, следовательно, находящиеся на его балансе электрическое оборудование и сооружения, используемые для собственных и производственных нужд, не могут рассматриваться как линии электропередачи, к которым, согласно Закону об электроэнергетике, относятся электрические сети и иные объекты электросетевого хозяйства, входящие в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

В силу части 2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (часть 4 статьи 71 АПК РФ).

Суд, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ (заключение экспертов № 231/2014 Пермского представительства Центра независимых экспертиз «ТЕХЭКО» (л.д. 80-187
т. 2), технические паспорта объектов (том 5-6), инвентарные карточки объектов, схему электрических соединений (л.д. 116, 117 т. 8), Оперативную схему ТЭЦ-13, с учетом приведенного понятия «линий энергопередач», функционального назначения спорных объектов, пришел к следующим выводам.

Суд полагает, что у инспекции отсутствовали основания для отказа налогоплательщику в применении льготы в отношении следующего имущества.

Главный щит управления(инв. № 2064). Согласно инвентарной карточке код ОКОФ 110001090 «Прочие здания, кроме жилых, не включенные в другие группировки».

Налогоплательщик полагает, что данный объект можно отнести к льготируемым объектам по коду ОКОФ 114521012 «Здания электрических и тепловых сетей». Согласно графе «Примечание» льготированию подлежат инженерные сооружения для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей, общестанционного пункта управления, трансформаторной подстанции, блочной комплектной трансформаторной подстанции и т.д., закрытого распределительного устройства, переходного пункта, автоматического подпитывающего устройства маслонаполненных кабелей высокого давления, подпитывающего маслохозяйства маслонаполненных кабелей низкого давления, электролизной установки, компрессорной установки, преобразовательной подстанции (установки), павильонов тепловой сети, насосно-перекачивающих станций, зданий линейно-эксплуатационной службы, предназначенных для размещения электросетевого оборудования линий электропередачи и подстанций.

В материалы дела представлена техническая документация по данному объекту (л.д. 46 оборот - 105 т. 5)

В соответствии с технической документацией главный щит управления - это центральное помещение, где сосредоточены основные средства контроля. Назначение здания описывается в перечне инструкций ЭЕЦ по вторичной коммуникации Технического паспорта данного объекта.

Проанализировав представленные в материалы дела технический паспорт, инвентарную карточку учета объекта основных средств, соответствующие схемы,  фотоматериалы, суд приходит к выводу о том, что назначением указанного объекта является размещение специального оборудования электрических и тепловых сетей: главного щита управления.

В соответствии с  ГОСТ 24291-90 щит управления электростанции - совокупность пультов панелей с устройствами управления, контроля, сигнализации и защиты электростанции расположенных в одном помещении.

Согласно Нормам технологического проектирования тепловых электрических станций (далее - ВНТП 81) (пункты 8.37 - 8.43, 8.69, 9.1 - 9.7) с центрального щита управления (далее - ЦЩУ) производится управление выключателями линий, отходящих от шин повышенного напряжения, автотрансформаторов связи этих шин. Также с ЦЩУ производится управление разъединителями напряжением 220 кВ и выше, расположенными на ОРУ, которые сами по себе относятся к сетевому хозяйству (линиям электропередач). Также с помощью ЦЩУ осуществляется управление элементами связи электростанции с энергосистемой.

Следовательно, данный объект соответствует критериям общестанционного пункта управления, является неотъемлемой технологической частью линий электропередач (ЛЭП) напряжением.

На основании вышеизложенного суд считает, что заявленная налогоплательщиком льгота является правомерной. Соответствующие доводы налогового органа подлежат отклонению, как необоснованные.

Главное распределительное устройство (инв. № 2065). Код ОКОФ согласно инвентарной карточке 110001150 «Здания производственных насосных и компрессорных станций, трансформаторных подстанций». По мнению налогоплательщика, данный объект относится к льготируемым объектам по коду ОКОФ 114521012 «Здания электрических и тепловых сетей».

 Заявитель указывает, что спорное оборудование служит для приема и распределения электрической энергии, его функциональное назначение следует из положений главы 4 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 20.06.2003 № 242.

Техническая документация по указанному объекту представлена в материалы дела (л.д. 106-118 т. 5).

Распределительное устройство (РУ) - электроустановка, служащая для приема и распределения электроэнергии и содержащая коммутационные аппараты, сборные и соединительные шины, вспомогательные устройства (компрессорные, аккумуляторные и др.), а также устройства защиты, автоматики, телемеханики, связи и измерений (пункт 4.2.4 Правил устройства электроустановок, утвержденных Минэнерго России от 20.06.2003 № 242 (далее – Правила № 242)). При этом открытое распределительное устройство (ОРУ) - РУ, все или основное оборудование которого расположено на открытом воздухе; закрытое распределительное устройство (ЗРУ) - РУ, оборудование которого расположено в помещении. ГРУ - групповое распределительное устройство («СП 90.13330.2012. Свод правил. Электростанции тепловые. Актуализированная редакция СНиП II-58-75», утвержденных Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 282).

Обязательное наличие РУ на электростанции предусмотрено нормами технологического проектирования тепловых электрических станций ВНТП 81.

Анализ вышеприведенных технических норм и правил позволяет сделать вывод о том, что распределительные устройства предназначены для приема и распределения электроэнергии и имеют непосредственное соединение с линиями электропередачи.

Спорный по настоящему делу объект является сооружением, в котором размещено оборудование закрытого распределительного устройства 6кВ, т.е. данный объект  отнесен к имуществу, являющемуся неотъемлемой технологической частью сооружений, относящихся к линиям электропередачи (код 114521012) предусмотрено примечанием к Перечню № 504.

Из данных Инструкции по эксплуатации силовых трансформаторов ПТЭЦ-13, а также Инструкции по эксплуатации высоковольтных выключателей ПТЭЦ-13 следует, что Главное распределительное устройство представляет собой инженерное сооружение для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей.

Т.о., в отношении данного объекта налоговая льгота установленная пунктом 11 статьи 381 НК РФ  подлежит применению. В связи с данным обстоятельством у инспекции отсутствовали основания для отказа налогоплательщику в применении в отношении этого имущества льготы.

Открытое распределительное устройство 35 кВ (инв. № 20616103). Код ОКОФ согласно инвентарной карточке 143120162 «Устройства распределительные комплектные высокого напряжения напряжением до 35 кВ»). Льгота по объекту заявлена по коду ОКОФ 143120010 Аппаратура электрическая высоковольтная (более 1000 В) (выключатели, контакторы, разъединители, трансформаторы напряжения, конденсаторы, реле, предохранители, токопроводы, преобразователи тиристорные, приборы полупроводниковые силовые, теплоотводы и охладители). Согласно приложению: распределительные устройства высокого напряжения в отдельно стоящем здании (закрытые распределительные устройства), встроенные в здания и открытые распределительные устройства: выключатели, контакторы и реверсоры, разъединители, короткозамыкатели, отделители, заземлители переменного тока высокого напряжения, трансформаторы тока высоковольтные, трансформаторы напряжения высоковольтные, фундаменты, порталы, кабельные каналы с силовыми и контрольными кабелями цепей вторичной коммутации в пределах распределительных устройств, система аварийного слива масла, водоотводные и дренажные каналы, изолирующие подвески, сборные и соединительные шины, коммутационные аппараты, измерительные трансформаторы; разрядники (ограничители перенапряжений), токоограничивающие реакторы, высокочастотные заградители, конденсаторы связи, устройства защиты от перенапряжений, система заземления, устройства связи, устройства релейной защиты и автоматики, измерительные приборы, устройства биологической защиты и элементы, входящие в состав распределительных устройств.

Техническая документация по указанному объекту представлена в материалы дела (л.д.8-18 т. 6).

Как указано выше, распределительное устройство (РУ) - электроустановка, служащая для приема и распределения электроэнергии и содержащая коммутационные аппараты, сборные и соединительные шины, вспомогательные устройства (компрессорные, аккумуляторные и др.), а также устройства защиты, автоматики, телемеханики, связи и измерений (пункт 4.2.4 Правил № 242). При этом открытое распределительное устройство (ОРУ) - РУ, все или основное оборудование которого расположено на открытом воздухе.

Согласно представленного Паспорта открытого распределительного устройства ОРУ-110/35кВ строительная часть объекта представляет собой железобетонную конструкцию с кабельными каналами, коробами и разводками, технически данный объект представляет собой электроэнергетическое оборудование в виде трансформаторов связи.

Из анализа нормативной и технической документации следует, что Открытое распределительное устройство 35КВпредставляет собой аппаратуру электрическую, предназначенную для приема и распределения электроэнергии.

Соответственно у данного объекта имеет место совпадение фактическое наименование и функциональное назначение имущества с примечанием по коду ОКОФ 143120010 Перечня №504, что является основанием для предоставления льготы.

Ограждения из ЖБ панелей ОРУ-110 кВ (инв. № 2068017). Код ОКОФ согласно инвентарной карточке 124540031 «Ограды (заборы) и ограждения каменные и железобетонные»). Заявлена льгота по коду ОКОФ 143120010.

Согласно паспорту Открытого распределительного устройства ОРУ-110/35кВ Пермской ТЭЦ-13 (л.д. 2-4 т. 6) ограждение внешнее - железобетонное из плит 2500x2400x150 на железобетонных стаканах 385 п.м.; ограждение внутреннее (на территории ТЭЦ) - металлическое из труб диаметром 28 пролетами по 3-4м на железобетонных опорах, длина забора 170 п.м.

Данное ограждение по своему назначению является инженерно-техническим средством безопасности в виде охранного ограждения. Вместе с тем спорные ограждения являются неотъемлемой технологической частью Открытого распределительного устройства 35 кВ. 

С учетом изложенного ограждения из ЖБ панелей ОРУ-110 кВ  относятся к имуществу, подлежащему освобождению от налогообложения налогом на имущество организаций.

Налогоплательщиком также была заявлена льгота по объектам Фундаменты под эл. оборудование, порталы в ячейке,  Маслоприемная емкость в ячейку № 13 ОРУ-110 Лит.Г30.

Фундаменты под эл. оборудование, порталы в ячейке (инв. № 9100103000000912). Код ОКОФ согласно инвентарной карточке 120001010 «Сооружения производственного назначения, не включенные в другие группировки»). Льгота по объекту заявлена по коду ОКОФ 143120010.

Согласно технической документации данный объект является фундаментом опор порталов ОРУ-35кВ и 15 ячеек ОРУ-110 кВ, следовательно, является частью электроустановки, служащей для распределения и транспортировки электрической энергии.

Положениями п.4.1.28, 4.2.203-4.2.206 Правил №242 установлено, что оборудование ОРУ (в частности трансформаторы и реакторы) должны устанавливаться на фундаментах. Эксплуатация открытого распределительного устройства без указанных объектов основных средств запрещена.

Маслоприемная емкость в ячейку № 13 ОРУ-110 Лит.Г30 (инв. № 9100103000000902). Код ОКОФ согласно инвентарной карточке 122812030 «Цистерны (баки), резервуары и другие емкости (кроме емкостей для сжатого или сжиженного газа) из черных металлов и алюминия»). Заявленная льгота по коду ОКОФ 143120010.

Данный объект - это емкость для приема масла с Т-3 при аварийной ситуации.

Согласно паспорту открытого распределительного устройства ОРУ-110/35кВ Пермской ТЭЦ-13 на площади, на которой располагается ОРУ-110/35кВ, имеется маслохозяйство (техническая документация л.д. 19-21 т. 6).

Маслохозяйство состоит из 1-этажного панельного здания размером 6х18 с четырьмя стационарными  маслоочистительными машинами и одной передвижной, с двумя открытыми площадками для хранения трансформаторного масла в емкостях различного объема. Площадки оборудованы  бетонными ограждениями против разлива масла.

Из технической документации следует, что маслоприемная емкость в ячейку № 13 ОРУ-110 Лит.Г30 является технологической частью открытого распределительного устройства ОРУ-110/35 кВ и относится к имуществу, подлежащему освобождению от налогообложения налогом на имущество организаций.

Таким образом, у налогового органа при вынесении оспариваемых решений отсутствовали правовые основания для отказа обществу в применении льготы по налогу на имущество организаций в отношении указанных выше объектов.

Кабельная эстакада между ХВО и гл. корпусом (инв. № 2068025, код ОКОФ согласно инвентарной карточке 122811250 «Эстакады и галереи»); Кабельная эстакада от ОРУ 110 кВ до ГТЭС с кабельн (инв. № 9100103000000903, код ОКОФ согласно инвентарной карточке 122811250 «Эстакады и галереи»); Совмещенная эстакада Литер Г32 (инв. № 9100103000000904, код ОКОФ согласно инвентарной карточке 122811250 «Эстакады и галереи»), Кабельный канал от эстакады до ГРП (инв. № 2068022, код ОКОФ согласно инвентарной карточке 120001010 «Сооружения производственного назначения, включенные в другие группировки»).

Заявлена льгота по коду ОКОФ 122811255 Сооружения для прокладки линий энергопередачи (кабельных, тепловых сетей).

Техническая документация представлена налогоплательщиком в виде пояснений и схем (л.д. 5-7 т. 6, л.д. 22-23 т. 6).

Понятийный аппарат указанным выше объектам изложен в п.п. 2.3.2, 2.3.3 Правил № 242, в Правилах устройства электроустановок, утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979, в ред. 20.06.2003.

Кабельным сооружением называется сооружение, специально предназначенное для размещения в нем кабелей кабельных муфт, а также маслоподпитывающих аппаратов и другого оборудования, предназначенного для обеспечения нормальной работы маслонаполненных кабельных линий. К кабельным сооружениям относятся: кабельные туннели, каналы, короба, блоки, шахты,  этажи, двойные полы, кабельные эстакады, галереи, камеры, подпитывающие пункты.

Кабельной эстакадой называется надземное или наземное открытое горизонтальное или наклонное протяженное кабельное сооружение. Кабельная эстакада может быть проходной или непроходной.

Кабельным каналом называется закрытое и заглубленное (частично или полностью) в грунт, перекрытие и т.п. непроходное сооружение, предназначенное для размещения в нем кабелей, укладку, осмотр и ремонт которых возможно произвести лишь при снятом перекрытии.

Соответственно данные объекты отнесены к сооружениям для прокладки линий энергопередачи,  входят в схему технологической связи энергопередачи и по своему функциональному назначению относятся к линиям энергопередачи.

Из анализа представленных в материалы документов (техническая документация, т. 6)  судом установлено, что данные объекты являются неотъемлемой частью линий энергопередачи, транспортирующих энергию.

Соответствующие доводы налогового органа подлежат отклонению. Суд полагает, что по данным объектам налогоплательщиком правомерно была заявлена налоговая льгота.

Электрокабельные линии от ГРП до главного корпуса (инв. № 20614514, код ОКОФ согласно инвентарной карточке 124521010 «Сооружения электроэнергетики);  Электрокабельные линии на эстакаде от ХВО до гл. корпуса (инв. № 20614518, код ОКОФ согласно инвентарной карточке 124521010 «Сооружения электроэнергетики»), Кабельные линии 0,4 кВ Литер СэЗ; 6 кВ Литер Сэ4; 1кВ Литер Сэ5; 6-10 к В Литер Сэ6 (инв. №№ 9100103000000913, 9100103000000914, 9100103000000915, 9100103000000916. Коды ОКОФ согласно инвентарным карточкам 124521010 «Сооружения производственного назначения, включенные в другие группировки»), Сети контрольных кабелей Литер Сс2, Литер Сс3 (инв. №№ 9100103000000917, 9100103000000918), код ОКОФ согласно инвентарным карточкам 124521010 «Сооружения производственного назначения, не включенные в друг группировки»).

Заявлена льгота по коду ОКОФ 1124521010 - кабельные линии электропередачи напряжением до 500 кВ включительно, кабель, стопоры, соединительные и концевые муфты, крепежные детали, устройства защиты, устройства сигнализации и связи, высокочастотные заградители, компенсирующие устройства и элементы, входящие в состав линий электропередачи, маслоподпитывающая аппаратура.

Линия электропередачи (ЛЭП) - электроустановка, состоящая из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенная для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором (ГОСТ 24291-90).

Воздушная линия электропередачи (ВЛ) - линия электропередачи, провода которой поддерживаются над землей с помощью опор, изоляторов (ГОСТ 24291-90).

       Линия электропередачи (КЛ) - линия электропередачи, выполненная одним или несколькими кабелями, уложенными непосредственно в землю, кабельные каналы, трубы, на кабельные конструкции (ГОСТ 24291-90).

Кабельной линией называется линия для передачи электроэнергии или отдельных импульсов ее, состоящая из одного или нескольких параллельных кабелей с соединительными, стопорными и концевыми муфтами (заделками) и крепежными деталями, а для масонаполненных линий, кроме того, с подпитывающими аппаратами и системой сигнализации давления масла (Правила устройства электроустановок, утвержденные Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979, в ред. 20.06.2003).

Согласно ГОСТ 24291-90 «Электрическая часть электростанций и электрических сети. Термины и определения», утвержденного Постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 № 34-3, кабельная линия электропередачи – линия электропередачи, выполненная одним или несколькими кабелями, уложенными непосредственно в землю, кабельные каналы, трубы и кабельные конструкции.

Из материалов дела следует, что спорные кабельные линии по своему функциональному назначению относятся к имуществу, осуществляющему транспортирующие функции.

Судом установлено, что указанные объекты входят в схему технологической связи энергопередачи и по своему функциональному назначению относятся к линиям энергопередачи, о которых идет речь в пункте 11 статьи 381 НК РФ и Перечне № 504.

Таким образом, судом установлено, материалами дела подтверждено и не оспорено инспекцией (часть 1 статьи 65, часть 3 статьи 189, часть 5 статьи 200 АПК РФ), что принадлежащее заявителю вышеперечисленное имущество по своему фактическому наименованию и функциональному назначению подлежит льготированию по пункту11 статьи 381 НК РФ.

Налоговый орган, обосновывая свою позицию, ссылается исключительно на выводы, содержащиеся в заключении экспертов № 231/2014.  Приведенные доводы налогового органа относительно того, что указанные выше объекты не являются составной частью линий электропередач судом отклоняются. То обстоятельство, что указанные объекты расположены в пределах Пермской ТЭЦ с учетом проанализированных нормативных актов и технической документации не свидетельствуют о том, что им не может быть присвоен код ОКОФ, указанный в Перечне №504, и соответственно,  с учетом функционального назначения у общества отсутствует право на применение пониженных ставок по данным объектам.

Таким образом, у налогового органа при вынесении оспариваемых ненормативных правовых актов отсутствовали правовые основания для отказа обществу в применении льготы по налогу на имущество в отношении указанных выше объектов.

Относительно иных объектов суд полагает, что налогоплательщиком
не доказано право на льготу по следующим основаниям.

Здание узла связи (инв. № 20621). Код ОКОФ согласно инвентарной карточке 110001090 «Прочие здания, кроме жилых, не включенные в другие группировки». Заявлена налоговая льгота по коду ОКОФ 114521012.

Техническая документация на данный объект представлена в материалы дела (л.д. 119-151 т. 5).

Из представленной документации следует, что здание состоит из производственных и вспомогательных помещений. В здании узла связи расположен диспетчерский коммутатор, а также иное оборудование, позволяющее организовать межстанционную, ведомственную связь, а также взаимодействие с телефонной сетью общего пользования.

Согласно ГОСТ Р 53801-2010 узел связи - это средства связи, выполняющие функции коммутации.

Сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи (статья 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»).

Поскольку в Перечень № 504 включены лишь те здания, которые являются зданиями электрических и тепловых сетей и предназначены для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей, упомянутого в примечании к объекту с кодом 114521012, следовательно, здание узла связи не относится к имуществу, подлежащему освобождению от налогообложения налогом на имущество организаций как не относящееся к линиям энергопередачи, и технологически связанным с ними объектам.

Иные доводы заявителя отклоняются, как необоснованные.

Главный корпус(инв. № 2062).  По мнению налогоплательщика, здание главного корпуса, которому изначально присвоен код ОКОФ 114521011 «здание электростанции», с учетом его назначения можно отнести к льготируемым объектам по коду ОКОФ 114521012.

Согласно техническому паспорту трехэтажное здание главного корпуса располагается на территории ТЭЦ-13 (<...>).

В главном корпусе находятся котельное и турбинное помещение
(5 паровых котлов и 2 водогрейных, 2 турбогенератора), РУСН 0,4 кВ (распределительное устройство для собственных нужд). Кроме того, в помещении  КТЦ  главного  корпуса  находится  теплофикационная  установка,  которая предназначена для подогрева сетевой воды и подачи ее потребителям (промышленным предприятиям, поселку, на собственные нужды ТЭЦ). В состав теплофикационной установки входят бойлеры  (предназначены для подогрева сетевой воды отработанным паром), водогрейные котлы (предназначены для подогрева сетевой воды и включаются в работу, если бойлеры и котел-утилизатор не могут покрыть заданную тепловую нагрузку), котел-утилизатор (предназначен для   утилизации тепла  и дымовых газов, уходящих из турбинной установки ГТЭ-16ПА, и получения горячей воды, используемой в системах теплоснабжения), то есть основное оборудование электростанции, являющееся источником электрической и тепловой энергии. Согласно инструкции по эксплуатации теплофикационной установки остальное оборудование, входящее в состав теплофикационной установки, носит вспомогательный характер.

Кроме того, согласно экспликации к поэтажному плану здания в Главном корпусе располагаются вспомогательные помещения (санитарно-бытовые помещения (душевые, сауна), кладовые и складские помещения и т.п.), предназначенные для размещения служб, не участвующих непосредственно в производственных процессах.

Согласно СП 90.13330.2012. Свод правил. Электростанции тепловые. Актуализированная редакция СНиП II-58-75, утвержденных Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 282, главный корпус тепловой электростанции - это здание или комплекс зданий сооружений, в которых размещено основное оборудование тепловой электростанции, обеспечивающее выработку электрической и тепловой энергии, непосредственно участвующее в этом процессе вспомогательное оборудование, а также, как правило, системы управления производственными процессами.

Таким образом, главный корпус ТЭЦ-13 располагается на территории электростанции, в нем установлено основное оборудование электростанции, являющееся источником электрической и тепловой энергии, то есть фактически является зданием электростанции, что соответствует коду ОКОФ 114521011, функциональным назначением которого является производство электрической и тепловой энергии, а не ее передача.

Соответственно оснований полагать, что данное здание относится к зданиям электрических и тепловых сетей и подлежит льготированию, у суда не имеется.

В нарушение положений статьи 65 АПК РФ иного заявителем
не доказано.

Здание кот (изм. с января) (инв. № 206250001, код ОКОФ согласно инвентарной карточке 114521127 «Котельная районная»). Налогоплательщиком заявлена льгота по коду ОКОФ 114521012.

Котельная - это комплекс зданий и сооружений, здание или помещение с установленными в них теплогенераторами (котлами) и вспомогательным технологическим оборудованием, предназначенными для выработки тепловой энергии в целях теплоснабжения (СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», yтвержденный Приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288).

Согласно ГОСТ Р 50831-95 «Установки котельные. Тепломеханическое оборудование. Общие  технические  требования»  котельная  установка  -  это  совокупность котла вспомогательного оборудования.

Из материалов дела следует, что здание кот (изм. с января) - здание левобережной котельной, назначение - для выработки тепловой энергии.

Согласно технической документации  (л.д. 64-95 т. 6) в здании котельной установлено 4 паровых котла, размещается химводоочистка, трансформаторно-распределительная подстанция, щит КИПи, склад соли, бытовые помещения.

Основное оборудование котельной: котлы паровые, дымососы, вентилятор; вспомогательное оборудование: деаэраторы, насосы, подогреватели, охладители, редукционная установка, сепаратор непрерывной продувки котлов.

Котлы паровые предназначены для выработки перегретого пара, используемого для технологических нужд промышленных предприятий, на теплоснабжение системы отопления, вентиляции и горячего водоснабжения.

Поскольку котельная предназначена для производства тепловой энергии, следовательно, основное средство «Здание кот (изм. с января)» не может быть отнесено к имуществу, в отношении которого применяется льгота по пункту 11 статьи 381 НК РФ.

Центральный тепловой пункт(инв. № 206290036, код ОКОФ согласно инвентарной  карточке 114521012 «Здания электрических и тепловых сетей»). Налогоплательщиком заявлена льгота по коду ОКОФ 114521012 Здания электрических и тепловых сетей , примечания «Инженерные сооружения для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей, павильонов тепловой сети».

В соответствии с пунктом 3.12 Свода правил «СП 124.13330.2012 «СНиП 41-02-2003 Тепловые сети» тепловой пункт - сооружение с комплектом оборудования, позволяющее изменить температурный и гидравлический режимы теплоносителя, обеспечить учет и регулирование расхода тепловой энергии и теплоносителя. Тепловые пункты подразделяются на индивидуальные и центральные (ЦТП).

В тепловых пунктах предусматривается размещение оборудования, арматуры, приборе контроля, управления и автоматизации, посредством которых осуществляются преобразование вида теплоносителя или его параметров; контроль параметров теплоносителя: учет тепловых нагрузок, расходов теплоносителя и конденсата; регулирование расхода теплоносителя и распределение по системам потребления теплоты; защита местных систем с аварийного повышения параметров теплоносителя; заполнение и подпитка систем потребления теплоты; сбор, охлаждение, возврат конденсата и контроль его качеств; аккумулирование теплоты; водоподготовка для систем горячего водоснабжения («СНиП 41-02-2003. Тепловые сети»).

Сходное понятие теплового пункта приведено в Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России от 13.12.2000 № 285: «тепловой пункт» - совокупность устройств, предназначенных для присоединения к тепловым сетям систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, горячего водоснабжения и технологических теплоиспользующих установок промышленных и сельскохозяйственных предприятий, жилых и общественных зданий (индивидуальные - для присоединения систем теплопотребления одного здания или его части; центральные - то же, двух зданий или более) (пункт 1.9).

Как следует из представленных заявителем документов (л.д. 95 оборот -108 т. 6) в здании ЦТП расположены водоводяные подогреватели – 8 шт., насосы ГВС (горячего водоснабжения) – 2 шт., два тепловывода (КамГЭС, Поселок), запорная арматура и трубопроводы. Остальное оборудование имеет вспомогательное назначение.

Соответственно, ЦТП предназначено для преобразования вида теплоносителя и служит для присоединения систем отопления, то есть само назначение и функции центрального теплового пункта не в передаче тепловой энергии, а в ее преобразовании (производстве). Передача и распределение тепловой энергии осуществляется не через тепловые пункты, а через магистральные тепловые сети. Сам тепловой пункт не предназначен для транспортировки теплоносителя до теплопотребляющих установок.

Исходя из Перечня № 504 примечаний к нему, данный объект не может быть отнесен к зданиям электрических и тепловых сетей (код ОКОФ 114521012) либо к сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанного объекта.

Здание корпуса электротехнических устройств (инв. № 9100102000000496, код ОКОФ согласно инвентарной карточке 110001090 «Прочие здания, кроме жилых, не включенные в другие группировки»). Налогоплательщиком заявлена льгота по коду ОКОФ 114521012.

В соответствии с технической документацией в здание корпуса электротехнических устройств входит распределительное устройство (РУ) 6/0,4кВ ГТУ, которое осуществляет определение и управление электроэнергией собственных нужд ГТС-16ПА.

Здание корпуса электротехнических устройств - это здание с электротехническими устройствами ГТС-16ПА, для выработки электроэнергии.

Следовательно, здание корпуса электротехнических устройств не относится к имуществу, подлежащему освобождению от налогообложения налогом на имущество организаций как не относящееся к линиям энергопередачи, и технологически связанным с ним объектом.

По следующим объектам налогоплательщиком заявлена льгота по коду ОКОФ -124521126, согласно которому льготированию подлежат внутриплощадочные тепловые сети с запорной арматурой и колодцами и другим сопутствующим оборудованием для теплоснабжения компрессорных станций, газораспределительных станций, газоизмерительных станций.

Трубопровод т/сети котельной (инв. № 206250009, код ОКОФ согласно инвентарной карточке 120001110 «Трубопроводы технологические»).

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» тепловая сеть - это совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

Как следует из Перечня № 504, освобождению от обложения налогом на имущество подлежат не все тепловые сети, а лишь те из них, которые являются магистральными (код ОКОФ 124521126).

Согласно пункту 3.6 Свода правил СП 124.13330.2012 «СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети» магистральные тепловые сети - это тепловые сети (со всеми сопутствующими конструкциями и сооружениями), транспортирующие горячую воду, пар, конденсат водяного пара (теплоноситель) от выходной запорной арматуры (исключая ее) источника теплоты до первой запорной арматуры (включая ее) в тепловых пунктах.

Из технической документации следует, что данный объект теплосети непосредственно вносится к самому источнику тепла - котельной ТЭЦ-13 и не предназначен для транспортировки теплоносителя до теплопотребляющих установок, основания для его льготирования отсутствуют.

Сеть трубопроводов отопления Литер Ст (инв. № 9100103000000906, код ОКОФ согласно инвентарной карточке 120001110 «Трубопроводы технологические»). Налогоплательщиком заявлена льгота по коду ОКОФ 142911090 «Оборудование энергетическое прочее (технологическое оборудование газоперекачивающих станций; специальные средства монтажа и ремонта оборудования энергетического и тепловых сетей»).

Как следует из Перечня № 504, освобождению от обложения налогом на имущество подлежат не все тепловые сети, а лишь те из них, которые являются магистральными (код ОКОФ 124521126).

Как указано ранее, согласно пункту 3.6 Свода правил СП 124.13330.2012 «СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети» магистральные тепловые сети - это тепловые сети (со всеми сопутствующими конструкциями и сооружениями), транспортирующие горячую воду, пар, конденсат водяного пара (теплоноситель) от выходной запорной арматуры (исключая ее) источника теплоты до первой запорной арматуры (включая ее) в тепловых пунктах.

Согласно  техническому паспорту «Сеть  трубопроводов  отопления  Литер Ст» размещена от точки А до здания помещения датчиков КИП (ППГ), от здания помещения датчиков КИП (ППГ) до здания помещения блока газовой арматуры.

Из технической документации следует, что данный объект располагается в пределах главного корпуса ТЭЦ-13, непосредственно относится к источнику тепла и не предназначен для транспортировки теплоносителя до теплопотребляющих установок, основания для его льготирования отсутствуют.

Сеть трубопроводов сетевой воды Литер Стт2 (инв. № 9100103000000910, код ОКОФ согласно инвентарной карточке 120001110 «Трубопроводы технологические»).

Согласно техническому паспорту сеть трубопроводов сетевой воды состоит из трубопроводов общей протяженностью 470 п.м. (из стальных труб), задвижек, вентилей, штуцеров, насосов. Место расположения трубопроводов - от насосов в главном корпусе (лит ББ) по главному корпусу до котла утилизатора (лит Г28).

Следовательно, данный объект относятся к самому источнику тепла - ТЭЦ-13 и не предназначен для транспортировки теплоносителя до теплопотребляющих установок, основания для его льготирования отсутствуют.

Принимая во внимание изложенное, а также то, что обязанность доказывания правомерности соблюдения всех условий для соблюдения льготы лежит на налогоплательщике (определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2014 № 305-КГ14-3662 по делу № А40-98472/13), заявителем не подтверждено наличие оснований для получения налоговой льготы по вышеуказанным объектам.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что решениями инспекции неправомерно доначислен налог на имущество организаций за 2010-2012 г.г. по 10 объектам.

При таких обстоятельствах, оспариваемые заявителем ненормативные акты инспекции – решения от 18.06.2014 №№ 2480, 2481, 2482 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежат признанию частично недействительными.

В остальной части оспариваемые ненормативные правовые акты инспекции являются законными и обоснованными и требования заявителя в данной части удовлетворению не подлежат.

Относительно заявленного обществом имущественного требования о возврате излишне уплаченного налога на имущество организаций за 2010-2012 годы в сумме 4 878 841 руб. суд отмечает следующее.

Поскольку заявителем обосновано применена предусмотренная пунктом 1 статьи 381 НК РФ налоговая льгота по части объектов излишне исчисленный и уплаченный налог на имущество организаций за 2010-2012 г.г. в сумме  1 595 132 руб. 89 коп. подлежит возврату заявителю (подпункт 5 пункта 1 статьи 21, статья 78 НК РФ).

На основании пункта 6 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

С заявлением о возврате излишне уплаченного налога на имущество организаций заявитель обратился в инспекцию 12.09.2013 №УФС/ПФ/990 (л.д. 144-145 т. 1).

Судом установлено, что предусмотренный пунктом 7 статьи 78 НК РФ срок для обращения в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога и внесудебный (административный) порядок реализации права на возврат налога обществом соблюдены (пункты 33, 79 постановления Пленума  ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», постановления Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 17750/10).

Иные доводы заявителя и инспекции судом исследованы и признаны
не имеющими самостоятельного правового значения для рассмотрения настоящего спора по существу.

В силу статьи 112 АПК РФ при вынесении решения подлежат распределению судебные расходы.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ и с учетом пунктов 21, 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины в сумме 6 000 руб. по требованию неимущественного характера подлежат взысканию в пользу заявителя с налогового органа.

Расходы заявителя по уплате государственной пошлины в сумме
53 394 руб. 20 коп. по требованию имущественного характера относятся на налоговый орган пропорционально размеру удовлетворенных требований, то есть в сумме 15 166 руб. 14 коп.

Таким образом, с налогового органа в пользу заявителя подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в общей сумме
21 166 руб. 14 коп.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

1. Заявленные публичным акционерным обществом «Т Плюс» требования удовлетворить в части.

2. Признать недействительным, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Пермскому краю от 18.06.2014
№ 2480 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на имущество организаций за 2010 год в сумме 368 799 руб.

3. Признать недействительным, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Пермскому краю от 18.06.2014
№ 2481 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на имущество организаций за 2011 год в сумме 598 313, 61 руб.

4. Признать недействительным, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Пермскому краю от 18.06.2014
№ 2482 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на имущество организаций за 2012 год в сумме 628 020,28 руб.

5. Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы
№ 9 по Пермскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

6. Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы
№ 9 по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>)  возвратить публичному акционерному обществу «Т Плюс» (ОГРН <***>, ИНН <***>) излишне уплаченный налог на имущество организаций за 2010-2012гг. в сумме 1 595 132 (Один миллион пятьсот девяносто пять тысяч сто тридцать два) руб. 89 коп.

7. В удовлетворении остальной части требований отказать.

8. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу публичного  акционерного общества «Т Плюс» (ОГРН <***>, ИНН <***>) судебные расходы по оплате государственной пошлины по заявлению в сумме 21 166 (Двадцать одну тысячу сто шестьдесят шесть) руб. 14 коп.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Судья                                                                                 Т.И. Мещерякова