ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-2717/09 от 17.03.2009 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь

17 марта 2009г. № дела А50–2717/2009

Арбитражный суд Пермского края в составе: судьи Щеголихиной О.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ИФНС России по Свердловскому району г. Перми

к лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, - индивидуальному предпринимателю Бирилло Валентине Антоновне,

о привлечении к административной ответственности,

при участии:

от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,

от лица, привлекаемого к ответственности: не явился, извещен надлежащим образом,

установил:

ИФНС России по Свердловскому району г. Перми обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Бирилло В.А. к административной ответственности по ч.2 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в заседание суда представителей не направили. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, отзыв (возражения) на заявление не представило.

В порядке ч.3 ст.205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, суд установил следующее:

Бирилло В.А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя за ОГРНИП 305594809400010 (л.д.14).

29.01.2009г. должностными лицами ИФНС России по Свердловскому району г. Перми проведена проверка соблюдения ИП Бирилло В.А. требований законодательства в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Проверкой установлено, что в кафе, расположенном по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Хлебозаводская, 25, ИП Бирилло В.А. осуществляет розничную торговлю следующей алкогольной продукции:

- водка «Путинка», дата розлива – 14.08.2008г., емкостью 0,5 л, в количестве 1 бутылки,

- шампанское «Российское» полусладкое, дата розлива – 09.07.2008г., емкостью 0,75 л, в количестве 1 бутылки, - без сертификатов соответствия, товарно-транспортных накладных (далее по тексту – ТТН), справок к ТТН (на продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации), что отражено в акте № АЛКО-409799/9 от 29.01.2009г., составленном по результатам проверки (л.д.11).

В этот же день на указанную алкогольную продукцию был наложен арест (л.д.13).

Полагая, что Бирилло В.А. совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.16 КоАП РФ, должностным лицом ИФНС России Свердловскому району г. Перми 02.02.2009г. составлен протокол № 61 об административном правонарушении (л.д.9). Протокол составлен в присутствии предпринимателя Бирилло В.А., о чем свидетельствует подпись последней в соответствующем разделе протокола.

В соответствии с ч.1 ст.28.8 КоАП РФ заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности.

В соответствии с п.1 ст.26 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 № 102-ФЗ) (далее по тексту – Закон № 171-ФЗ) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается оборот алкогольной продукции без соответствующих лицензий, а также розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных ст.10.2 указанного Федерального закона.

В соответствии с п.1 ст.10.2 Закона № 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется при наличии товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации); уведомления (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции).

При этом алкогольная продукция, оборот которой осуществляется при полном или частичном отсутствии вышеуказанных сопроводительных документов, считается продукцией, находящейся в незаконном обороте (п.2 ст.10.2 Закона № 171-ФЗ).

В соответствии с ч.2 ст.14.16 КоАП РФ поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии со ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно п.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Из представленных материалов дела об административном правонарушении усматривается наличие в действиях Бирилло В.А. вменяемого ей состава правонарушения, которое выразилось в осуществлении розничной продажи алкогольной продукции при отсутствии сертификата соответствия, ТТН, справок к ТТН на алкогольную продукцию, произведенную на территории Российской Федерации.

Посьмашная Д.В., работающая в кафе, где ИП Бирилло В.А. осуществляет предпринимательскую деятельность, в должности бармена-официанта, по факту выявленного нарушения пояснила, что товаросопроводительные документы на алкогольную продукцию находятся у предпринимателя (л.д.12).

Предприниматель Бирилло В.А. факт отсутствия у нее документов, подтверждающих легальность оборота изъятой алкогольной продукции, не оспаривает (л.д.9).

Как свидетельствуют материалы дела, документов, подтверждающих легальность оборота спорной алкогольной продукции, ни проверяющему органу в ходе проверки, ни суду представлено не было.

С учетом изложенного, в действиях ИП Бирилло В.А. имеются признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.16 КоАП РФ.

Однако суд принимает во внимание то обстоятельство, что налоговый орган в силу действующего законодательства не является органом, уполномоченным контролировать розничную реализацию алкогольной продукции. При этом суд исходит из следующего.

В соответствии со ст.23 Закона № 171-ФЗ государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

Пунктом 1 Положения «О федеральной налоговой службе Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба (далее по тексту – ФНС) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Пределы предоставленной налоговым органам компетенции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции установлены п.п.5.1.2, 5.1.3 названного Положения (в редакции Постановления Правительства РФ от 10.08.2006 № 479), согласно которым ФНС осуществляет контроль и надзор за:

- представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- фактическими объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Подпунктом 4 п.6 Положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам № 783 от 16.10.2000, утратившего свою силу с изданием Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, прямо было предусмотрено, что к числу основных задач указанного Министерства отнесено осуществление государственного контроля производства и оборота этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции. Министерство осуществляло в установленном порядке лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и обеспечивало контроль за соблюдением условий указанной деятельности (п/п.15 п.7 Положения № 783 от 16.10.2000).

На момент проверки, согласно п.10 ст.18 Закона № 171-ФЗ, лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона только организациям. Полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы субъектом Российской Федерации органам местного самоуправления в соответствии со ст.7 настоящего Федерального закона.

В силу ст.7 Закона № 171-ФЗ органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции и за ее качеством.

Полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции на территории Пермского края осуществляет Министерство развития торговли и предпринимательства Пермского края.

Так, п.3.14.3 Положения о Министерстве развития торговли и предпринимательства Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 22.12.2006 № 102-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 24.08.2007 № 189-п), установлено, что одной из функций Министерства является осуществление полномочий по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции на территории Пермского края. Пунктом 3.17.1 названного Положения прямо предусмотрено, что Министерство осуществляет государственный контроль за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции.

Более того, протоколы о нарушениях п.2 ст.14.16 КоАП РФ вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (п/п.1 п.2 ст.28.3 КоАП РФ), должностные лица органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (п/п.63 п.2 ст.28.3 КоАП РФ), а также должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п/п.64 п.2 ст.28.3 КоАП РФ). При этом полномочия налоговых органов по осуществлению государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в том числе в области розничной продажи алкогольной продукции) отсутствуют.

В силу п/п.5 п.2 ст.28.3 КоАП РФ должностные лица налоговых органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст.15.3-15.9, 15.11, ч.3 ст.18.15, ч.3 ст.18.17, ч.1 ст.19.4, ч.1 ст.19.5, ст.ст.19.6 и 19.7 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 19.07.2007 № 141-ФЗ).

То есть нормами КоАП РФ компетенция должностных лиц налоговых органов определена четко и однозначно. Составление протокола за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в компетенцию налоговых органов не входит.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на момент составления протокола об административном правонарушении налоговый орган не обладал полномочиями по контролю в области розничной продажи алкогольной продукции.

В соответствии с п.7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 при выявлении в судебном заседании факта составления протокола об административном правонарушении неправомочными лицами суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

На основании изложенного заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Поскольку требования удовлетворению не подлежат, в соответствии с п.1 ч.3 ст.29.10 КоАП РФ алкогольная продукция, а именно: водка «Путинка», дата розлива – 14.08.2008г., емкостью 0,5 л, в количестве 1 бутылки, шампанское «Российское» полусладкое, дата розлива – 09.07.2008г., емкостью 0,75 л, в количестве 1 бутылки, - на которую протоколом от 29.01.2009г. наложен арест, подлежит передаче для уничтожения. В связи с этим ИФНС России по Свердловскому району необходимо принять меры по уничтожению в установленном порядке указанной алкогольной продукции.

Руководствуясь ст.ст.168-170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

ИФНС России по Свердловскому району г. Перми принять меры по уничтожению в установленном порядке алкогольной продукции: водка «Путинка», дата розлива – 14.08.2008г., емкостью 0,5 л, в количестве 1 бутылки, шампанское «Российское» полусладкое, дата розлива – 09.07.2008г., емкостью 0,75 л, в количестве 1 бутылки, - на которую протоколом от 29.01.2009г. наложен арест.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ruили Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья: Щеголихина О.В.