Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Пермь
29.11.2018 года Дело № А50-27725/18
Резолютивная часть решения объявлена 28.11.2018года.
Полный текст решения изготовлен 29.11.2018 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Герасименко Т.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Седлеровой С.С., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления образования администрации Очерского муниципального района (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Земскому собранию Очерского муниципального района Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице Контрольно-счетной палаты Очерского муниципального района
третье лицо: Управление финансов и налоговой политики администрации Очерского муниципального района (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании частично недействительным и отмене предписания от 01.08.2018,
при участии:
от заявителя: ФИО1, предъявлен паспорт; ФИО2, по доверенности от 02.08.2017, предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица: ФИО3, по доверенности от 24.09.2018, предъявлен паспорт;
от третьего лица: не явились, извещены надлежащим образом;
У С Т А Н О В И Л :
Управление образования администрации Очерского муниципального района (далее – заявитель, Управление) обратилось в суд с заявлением и признании недействительным и отмене предписания от 01.08.2018, вынесенного Земским собранием Очерского муниципального района Пермского края в лице Контрольно-счетной палаты Очерского муниципального района (далее – заинтересованное лицо, КСП ОМР), в части пунктов 1, 2, 3 резолютивной части.
Определением от 13.11.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление финансов и налоговой политики администрации Очерского муниципального района.
В обоснование требований заявитель указывает на незаконность оспариваемого ненормативного акта, поскольку заинтересованным лицом при проведении проверки сделаны ошибочные выводы о том, что заявителем допущены нарушения бюджетного законодательства. По мнению заявителя, представленные им документы подтверждают правомерное использование выделенных ему бюджетных средств в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В судебном заседании представители Управления поддержали доводы заявления и письменных пояснений, просят удовлетворить заявленные требования.
Заинтересованное лицо с требованиями не согласно по мотивам, изложенным в письменном отзыве и дополнительных пояснениях, оспариваемый ненормативный правовой акт считает законным, считает, что он не нарушает права заявителя, при этом указывает, что проверка проведена в соответствии с требованиями действующего законодательства, при этом выявлены факты нецелевого использования заявителем бюджетных средств.
В судебном заседании представитель КСП ОМР поддержал доводы отзыва и дополнений, считает, что основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют, вместе с тем признает что выделенные средства бюджета использованы в соответствии с теми целями, для реализации которых они были представлены, при этом, по мнению заинтересованного лица, спорная сумма денежных средств направлена на реализацию полномочий, не относящихся к деятельности Управления (допущено превышение полномочий). Более того, заинтересованное лицо указывает ,что частично предписание исполнено – изменены наименования должностей, что, как считает КСП ОМР, также свидетельствует о правомерности предписания.
Управление финансов и налоговой политики администрации Очерского муниципального района представило отзыв на заявление, поддерживает позицию заявителя. Третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, просит рассмотреть его без участия своего представителя.
Как следует из материалов дела, в рамках реализации полномочий по исполнению внешнего муниципального финансового контроля, установленных Федеральным законом Российской Федерации от 07.02.2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - Закон № 6-ФЗ), в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате Очерского муниципального района, утвержденного Решением Земского Собрания Очерского муниципального района от 01.06.2018 года №191, на основании Плана проверок на 2018 год, Приказа Контрольно-счетной палаты Очёрского муниципального района от 20.06.2018 года в Управлении было проведено контрольное мероприятие – проверка законности, результативности, эффективности использования бюджетных средств, муниципального имущества, за период 2016 год, 2017 год и 1 полугодие 2018 г., оформленная актом от 18.07.2018 г.
По результатам контрольного мероприятия выявлено, в том числе неправомерное использование средств бюджета Очерского муниципального района в общем объеме 728 044 руб. 29коп. на расходы, которые согласно Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона № 232 - ФЗ, не относятся к полномочиям органов местного самоуправления в сфере образования, в том числе в объеме 562 261 руб.86коп.(491 641 руб.02коп. 3 ставки методиста + 70 620 руб. 84 коп. 0,5 ставки методиста) на финансирование расходов направленных на оплату труда и ежемесячные выплаты по оплате труда за 1 полугодие 2018 года 3,5 ставок «методиста», в объеме 19 490 руб. направленных на финансирование курсов повышения квалификации «методистов»; в объеме 42 000 руб. на финансирование расходов по оплате медицинских услуг по проведению обследования детей и подростков, в объеме 21 913руб. 31коп. на финансирование расходов по организации семинара, а также на финансирование оплаты труда и ежемесячных выплат 0,5 ставки «специалиста по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» 82 379,12 руб.
КСП ОМР посчитало, что Управление неправомерно использовало средства бюджета Очерского муниципального района на оплату полномочий, не относящихся к полномочиям Управления образования как органа местного самоуправления в сфере образования (в том числе в связи с введением в штат должностей педагогических работников), что в соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием средств местного бюджета Очерского муниципального района.
На основании выданного заинтересованным лицом предписания от 01.08.2018 заявителю предписано, в том числе:
- привести штатное расписание Управления в соответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Положением об Управлении образования администрации Очерского муниципального района и другими нормативно-правовыми актами федерального, регионального, муниципального законодательства Российской Федерации (п 1 резолютивной части);
- обеспечить возврат в бюджет Очерского муниципального района, бюджетных средств в сумме 728 044руб.29коп. использованных не по целевому назначению:
на оплату труда и ежемесячные выплаты на оплату труда 3 ставок методистов (по КВСР 900 КФСР0709 КЦСР 0280100110 КВР 111 КОСГУ 211 - 377 604руб.47коп.; по КВСР 900 КФСР0709 КЦСР 0280100110 КВР 119 КОСГУ213-114 036руб.55коп.);
на оплату труда и ежемесячные выплаты на оплату труда 0,5 ставки методиста (по КВСР 900 КФСР0709 КЦСР 0280120010 КВР 111 КОСГУ211 - 54 240руб.28коп.; по КВСР900 КФСР0709 КЦСР0280120010КВР 119 КОСГУ213-16380руб.56коп.);
расходы, связанные с курсами повышения квалификации 3 методистов (по КВСР 900 КФСР 0709 КЦСР 0280100110 КВР 244 КОСГУ 212 -11 890 руб.; по КВСР 900 КФСР 0709 КЦСР 0280100110 КВР 244 КОСГУ226 - 7 600 руб.);
оплата труда и ежемесячные выплаты по оплате труда 0,5 ставки специалиста по работе с детьми с ограниченными возможностями (по КВСР 900 КФСР 0709 КЦСР 0280100110 КВР 111 КОСГУ 211 -63 271руб.21коп.; по КВСР 900 КФСР 0709 КЦСР 0280100110 КВР 119 КОСГУ 213 -19107руб.91коп.);
расходы на оплату медицинских услуг по проведению обследования детей и подростков (по КВСР 900 КФСР 0709 КЦСР 0280100110 КВР 244 КОСГУ226 - 42 000руб.);
расходы по организации семинара (по КВСР 900 КФСР 0709 КЦСР 0280100110 КВР 244 КОСГУ 226 -21 913руб.31коп.) (п.2 резолютивной части);
- обеспечить соблюдение требований Трудового кодекса Российской Федерации (п.3 резолютивной части).
Полагая, что данное предписание в вышеуказанной части не соответствует бюджетному законодательству, Управление обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением по настоящему делу.
Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71 АПК РФ приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ст. 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к бюджетным правоотношениям, в частности, относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе контроля за использованием средств бюджета.
Установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относится к бюджетным полномочиям субъекта Российской Федерации (ст. 8 БК РФ), установление и исполнение расходных обязательств муниципальных образований относится к бюджетным полномочиям муниципальных образований (ст.9 БК РФ).
Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных законом (п.5 ст.86 этого же кодекса).
В соответствии со ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В соответствии со ст. 306.2 БК РФ бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Статья 38 БК РФ определяет в основе использования денежных средств принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства предоставляются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Согласно ч.3.1 ст.270.2. БК РФ представления и предписания органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля составляются и направляются объектам контроля в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ).
Контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (4.1 ст. 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ, ч.1 ст. 18 Закона Пермского края от 12.09.2011 № 808-ПК «О Контрольно-счетной палате Пермского края».). В случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, контрольно-счетные органы направляют в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписание (ч.4 ст. 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ, ч.4 ст. 18 Закона Пермского края от 12.09.2011 № 808-ПК «О Контрольно-счетной палате Пермского края»).
Судом установлено, материалами дела подтверждено и заявителем не опровергнуто, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом, в рамках предоставленных ему полномочий в связи с выявлением нарушений, зафиксированных в акте проверки.
Основанием для вынесения оспариваемого предписания в оспариваемой части явились выводы заинтересованного лица об осуществлении расходов с превышением предоставленных полномочий.
Оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам, установленным ст. 71 АПК РФ, суд считает выводы заинтересованного лица необоснованными, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 89 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» управление в сфере образования осуществляется органами местного самоуправления.
В силу п. 1.1. Положения об Управлении образования администрации Очерского муниципального района утвержденного решением Земского собрания Очерского муниципального района Пермского края №29 от 07.05.2014 (далее - Положение) Управление является отраслевым, функциональным органом администрации Очерского муниципального района Пермского края, входит в ее структуру и обеспечивает осуществление полномочий администрации в сфере образования.
Финансирование деятельности Управления осуществляется за счет средств бюджета Очерского муниципального района (пункт 1.9. Положения).
Судом установлено, материалами дела подтверждено и лицами, участвующими в деле, не опровергнуто следующее.
В 2016 году согласно ведомственной структуры расходов районного бюджета (Приложение № 8 решения Земского собрания Очерского муниципального района от 28.12.2015 года № 283 «О бюджете Очерского муниципального района на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов») расходы на содержание Управления образования администрации Очерского муниципального района предусмотрены по подразделу 0709 «Другие вопросы в области образования».
Первоначальная бюджетная смета на 2016 год утверждена начальником Управления образования в объеме 8 839 842руб., что соответствует решению Земского собрания Очерского муниципального района от 28.12.2015 № 283.
Кассовое исполнение расходов за 2016 год составило 9 747 096руб. 19коп. (рост «плюс» 907 254руб. 19коп:
+260 500руб. уведомление об изменении лимитов бюджетных обязательств от 02.02.2016г.
+689 440руб. уведомление об изменении лимитов бюджетных обязательств на 01.11.2016г.
На 2017 год бюджетная смета утверждена в объеме 9 234 549руб.55коп. в соответствии с решением Земского собрания Очерского муниципального района от 22.12.2016 года № 66 «О бюджете Очерского муниципального района на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». Кассовое исполнение расходов за 2017 год составило 8 966 791рруб.39коп.(изменения «минус» 267 758руб.16коп.).
С учетом норм Бюджетного кодекса РФ на 2018 год разработан и утвержден «Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы Управления образования администрации Очерского муниципального района» Приказом Управления от 21.12.2017 года № 159.
Бюджетная смета на 2018 год утверждена в объеме 10 761 561 руб.63коп. в соответствии с решением Земского собрания Очерского муниципального района от 22.12.2017 года № 54 «О бюджете Очерского муниципального района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». Кассовое исполнение расходов за 1 полугодие 2018 года составило 4 423 058руб.44коп.
При этом фактов использования бюджетных средств не в соответствии со статьями расходов, на которые они предоставлены, в ходе проверки заинтересованным лицом не установлено.
В отношении всех сумм, которые, по мнению заинтересованного лица, использованы не по целевому назначению, судом установлено и КСП ОМР признано, что бюджетные средства использованы исключительно в соответствии с теми целями, на которые были выделены.
С учетом положений статьи 38 БК РФ, которая, как указано выше, определяет в основе использования денежных средств принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства предоставляются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей, оснований для выводов об использовании средств не по целевому назначению у суда при таких обстоятельствах не имеется.
Указания заявителя на использование бюджетных средств на цели, которые не относятся к полномочиям заявителя, с учетом вышеизложенного о нецелевом использовании средств бюджета свидетельствовать не могут.
Кроме того, соответствующие указания суд считает недоказанными, при этом исходит из следующего.
Согласно п.11 ч.1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения в сфере образования муниципального района относятся:
-организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);
-организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации);
-создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;
-а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:
организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);
организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации);
создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;
создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;
обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;
учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района;
осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.
Указанным законом к иным полномочиям органов местного самоуправления, в сфере образования отнесены следующие полномочия:
-учреждение органами местного самоуправления именных стипендий (ч.13 ст. 36);
-обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов в случаях и в порядке, которые установлены органами местного самоуправления (ч.4 ст.37);
-обеспечение форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием) обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами местного самоуправления (ч.6 ст. 38);
-организация бесплатной перевозки обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав одного муниципального района, осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций (ч.2 ст.40);
-органы местного самоуправления муниципальных районов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей (ч.5 ст. 63);
-за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей), и ее размер (ч.2 ст.65);
-организация мониторинга системы образования (ч.4 ст.97).
Как указано выше, Управление осуществляет свою деятельность на основании Положения, обеспечивает осуществление полномочий в сфере образования.
Задачи Управления образования определены пунктом 2.3. Положения:
организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Очерского муниципального района;
организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации);
создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;
осуществление функций и полномочий учредителя в отношении подведомственных муниципальных образовательных организаций в порядке, установленном муниципальными правовыми актами;
обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;
осуществление учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями Очерского муниципального района;
обеспечение эффективного функционирования и развития системы образования на подведомственной территории, участие в пределах полномочий в разработке и реализации программ в сфере образования;
организация отдыха детей в каникулярное время;
обеспечение целевого и эффективного использования выделенных бюджетных средств.
Материалами дела подтверждено, что с января 2018 года в штатное расписание Управления образования администрации Очерского муниципального района введены 3,5 ставки должности «методиста».
При этом, по мнению заинтересованного лица, Управление неправомерно использовало средства бюджета Очерского муниципального района на финансирование расходов направленных на оплату труда и ежемесячные выплаты по оплате труда за 1 полугодие 2018 года 3,5 ставок «методиста» и 0,5 единицы специалиста по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также расходы на повышение квалификации методистов, не относящихся к полномочиям Управления образования как органа местного самоуправления в сфере образования.
Между тем управление системой образования в соответствии с подпунктом 5, 8 пункта 2 статьи 89 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, включает в себя, в том числе информационное и методическое обеспечение деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования; подготовку и повышение квалификации работников органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.
Система оплаты труда работников Управления образования, не вошедших в реестр муниципальных должностей муниципальной службы, устанавливается Постановлением администрации Очерского муниципального района №792 от 28.12.2017 «Об утверждении Положения об оплате труда работников Управления образования администрации Очерского муниципального района, не вошедших в реестр муниципальных должностей муниципальной службы»
Материалами дела также подтверждено и заинтересованным лицом не опровергнуто, что штатное расписание Управления образования администрации Очерского муниципального района принято в полном соответствии с нормативно-правовыми актами; утверждено начальником Управления образования, согласовано начальником Управления финансов и налоговой политики администрации Очерского муниципального района и Главой муниципального района - Главой администрации Очерского муниципального района «09» января 2018.
В штатном расписании в разделе «отдел качества образования» содержатся, в том числе должности методиста 3,5 единицы и 0,5 единицы специалиста по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Указанные специалисты («методисты» и «специалист по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья») являются работниками Управления и выполняют свои трудовые обязанности в рамках функций, предусмотренных Положением об Управлении (например, выполняют функции указанные в пунктах 3.1.38, 3.1.39, 3.1.49, 3,1.52 раздела 3 Положения), что нашло свое отражение в трудовых договорах с этими работниками.
В отношении указаний заинтересованного лица на то, что указанные специалисты являются педагогическими работниками ,суд отмечает следующее.
В абзаце 2 части 2 статьи 57 ТК РФ установлено, что если в соответствии с ТК, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Должность «методист», как и «специалист по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Управления образования не относятся к должностям муниципальной службы, не предусматривают наличие каких либо льгот и компенсаций, либо ограничений. В этом случае квалификационный справочник будет носить не обязательный, а рекомендательный характер и наименования должностей в штатном расписании могут отличаться от наименований, указанных в данных справочниках. Аналогичная позиция приведена в Письме Федеральной службы по труду и занятости от 7 мая 2010 г. N 1357-6-1.
Пунктом 21 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено понятие педагогический работник - как физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Соответственно, лицо, занимающее должность «методист» в организации, не осуществляющей образовательную деятельность, не может считаться педагогическим работником.
Нормативно-правовые документы, на которые ссылается заинтересованное лицо, касающиеся оплаты труда педагогических работников и иных вопросов, связанных с ними, к Управлению образования не относятся, и применены быть не могут, так как Управление образование не является образовательной организацией и не осуществляет образовательную деятельность.
Иного из материалов дела не следует, суду не доказано.
Таким образом, вывод контрольно-счетной палаты о том, что денежные средства, направленные на оплату труда и ежемесячные выплаты по оплате труда работникам Управления образования (методистам, специалисту по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья) и расходы, связанные с курсами повышения квалификации 3 методистов за первое полугодие 2018 года, являются нецелевым расходованием бюджетных средств, не соответствует законодательству и является не верным.
В соответствии с пп.1 п. 5. статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях реализации права каждого человека на образование, в том числе и органами местного самоуправления, создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В п. 3. ст. 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ указано, что дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
На основании пункта 2 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082) комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
Пункт 4 вышеуказанного Положения определяет, что в состав комиссии входят: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, педиатр, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог. При необходимости в состав комиссии включаются и другие специалисты.
Состав психолого-медико-педагогической комиссии утвержден Приказом Управления образования №93 от 12.09.2017 «О создании временной районной психолого-медико-педагогической комиссии при управлении образования», в котором ФИО4, являясь педагогом-психологом МБОУ «Очерская СОШ №3» входит в состав этой комиссии в качества психолога и председателя. 12.02.2018 в вышеуказанный приказ в целях актуализации информации были внесены изменения в связи с тем, что ФИО4 прекратила свои трудовые отношения с МБОУ «Очерская СОШ №3» и 08.02.2018 была принята на должность специалиста по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья на 0,5 ставки в Управление образования.
Указание заинтересованного лица на произведение расходов с превышением полномочий материалами дела также не подтверждено.
Более того, суд учитывает пояснения заинтересованного лица о том, что после проведения проверки Управлением изменены наименования спорных должностей, что, по мнению заинтересованного лица, свидетельствует об исполнении предписания в части необходимости приведения Положения об Управлении образования в соответствие с нормами действующего законодательства.
По мнению суда, само по себе наименование должности не может являться определяющим в том, является ли работник педагогическим работником. При этом суд учитывает пояснения заявителя о том, что должностные обязанности работников не изменены, их должностные обязанности обязанностями педагогических работников не являются и не являлись в момент проведения проверки.
Таким образом, использование бюджетных средств с превышением полномочий в соответствующей части суд считает неподтвержденным.
В отношении денежных средств, направленных на обследование детей, суд отмечает следующее.
Как указывает заявитель, для достижения цели и выполнения основных задач психолого-медико-педагогической комиссии (в достижении и выполнении которых заинтересованы и в том числе и органы местного самоуправления) необходимо качественное обследование детей.
В связи с этим Управлением образования в 2016, 2017 и 2018 годах с ГБУЗ ПК «Очерская центральная районная больница» заключались договоры возмездного оказания медицинских услуг, согласно которым специалистом ГБУЗ ПК «ОЦРБ» оказываются медицинские услуги - проведение обследования детей и подростков, имеющих проблемы в поведении, обучении; эмоционально-волевых нарушениях; подготовка рекомендаций и определение форм дальнейшего обучения.
Указанные расходы связаны с осуществлением полномочий в сфере образования, что не опровергнуто заинтересованным лицом, в связи с чем средства, направленные на предоставление указанных медицинских услуг не могут быть признаны нецелевым расходованием бюджетных средств.
Доказательств нарушения Управлением образования п 9 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 г. N 1082 в материалах дела не имеется.
Ссылки заинтересованного лица на нормы действующего законодательства в части полномочий органов местного самоуправления в сфере медицинского обеспечения суд отклоняет, как не имеющие самостоятельного значения для рассмотрения настоящего спора.
В отношении бюджетных средств, использованных на проведение семинара, суд отмечает следующее.
Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет оказание подведомственным муниципальным образовательным организациям организационную, информационную и методическую помощь в целях осуществления государственной, региональной, муниципальной политики в области образования, в том числе в части повышения квалификации педагогических и руководящих работников вышеуказанных образовательных организаций, других работников, осуществляющих деятельность в системе образования.
Материалами дела подтверждено, что семинар, организованный Управлением, предусматривал обучение руководителей учреждений и сотрудников, для выстраивания новой единой системы «детский сад - школа» в связи с реорганизацией в форме присоединения дошкольных образовательных учреждений к общеобразовательным учреждениям.
В соответствии с пунктом 4.1.3. Положения об Управлении, управление имеет право привлекать в установленном порядке для решения вопросов, отнесенных к сфере деятельности управления, научные и иные организации, ученых и специалистов на договорной (контрактной) основе, для осуществления возложенных на управление функций.
Следовательно, организация и проведение обучающего семинара не нарушает компетенцию образовательной организации, в действиях Управления отсутствуют нарушения подпункта 20 пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2002 № 273.
Более того, как указано выше, средства, выделенные Управлению, израсходованы в пределах выделенных ассигнований, дополнительно в течении поверяемого периода средства не выделялись, соответственно, произведенные расходы нецелевым использованием бюджетных средств не являются.
Иного из материалов дела не следует, суду не доказано.
Доводы заинтересованного лица об обратном суд отклоняет, как противоречащие совокупности доказательств, представленных в материалы дела.
Таким образом, материалами дела не подтверждено, что штатное расписание Управления не соответствует Федеральному закону от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному закону от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Положению об Управлении образования администрации Очерского муниципального района и другим нормативно-правовыми актами федерального, регионального, муниципального законодательства Российской Федерации (п 1 резолютивной части оспариваемого предписания); также не подтверждено наличие оснований для обеспечения возврата в бюджет Очерского муниципального района бюджетных средств в сумме 728 044руб.29коп. использованных не по целевому назначению: на оплату труда и ежемесячные выплаты на оплату труда 3 ставок методистов (по КВСР 900 КФСР0709 КЦСР 0280100110 КВР 111 КОСГУ 211 - 377 604руб.47коп.; по КВСР 900 КФСР0709 КЦСР 0280100110 КВР 119 КОСГУ213-114 036руб.55коп.); на оплату труда и ежемесячные выплаты на оплату труда 0,5 ставки методиста (по КВСР 900 КФСР0709 КЦСР 0280120010 КВР 111 КОСГУ211 - 54 240руб.28коп.; по КВСР900 КФСР0709 КЦСР0280120010КВР 119 КОСГУ213-16380руб.56коп.); расходы, связанные с курсами повышения квалификации 3 методистов (по КВСР 900 КФСР 0709 КЦСР 0280100110 КВР 244 КОСГУ 212 -11 890 руб.; по КВСР 900 КФСР 0709 КЦСР 0280100110 КВР 244 КОСГУ226 - 7 600 руб.); оплата труда и ежемесячные выплаты по оплате труда 0,5 ставки специалиста по работе с детьми с ограниченными возможностями (по КВСР 900 КФСР 0709 КЦСР 0280100110 КВР 111 КОСГУ 211 -63 271руб.21коп.; по КВСР 900 КФСР 0709 КЦСР 0280100110 КВР 119 КОСГУ 213 -19107руб.91коп.); расходы на оплату медицинских услуг по проведению обследования детей и подростков (по КВСР 900 КФСР 0709 КЦСР 0280100110 КВР 244 КОСГУ226 - 42 000руб.); расходы по организации семинара (по КВСР 900 КФСР 0709 КЦСР 0280100110 КВР 244 КОСГУ 226 -21 913руб.31коп.) (п.2 резолютивной части оспариваемого предписания). Кроме того не подтверждается факт несоблюдения заявителем требований Трудового кодекса Российской Федерации (п.3 резолютивной части оспариваемого предписания).
С учетом изложенного законность вынесения предписания в соответствующей части заинтересованным лицом не доказана.
Все иные доводы заинтересованного лица и представленные им доказательства исследованы судом и подлежат отклонению, как не имеющие самостоятельного правового значения для разрешения настоящего спора.
Таким образом, предписание заинтересованного лица в соответствующей части подлежит признанию недействительным как несоответствующее Бюджетному кодексу РФ и нарушающее права и обязанности заявителя.
При указанных обстоятельствах требования заявителя следует удовлетворить.
На заинтересованное лицо подлежит возложению обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ (судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны) расходы по уплате госпошлины по заявлению относятся на заинтересованное лицо.
Вместе с тем, поскольку заявитель, являющийся органом местного самоуправления, от уплаты госпошлины освобожден, распределение расходов по уплате государственной пошлины судом не производится.
Ошибочно уплаченная заявителем госпошлина подлежит возврату ему из федерального бюджета (ст. 104 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л:
Требования Управления образования администрации Очерского муниципального района удовлетворить.
Признать недействительным как несоответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации вынесенное Земским собранием Очерского муниципального района Пермского края в лице Контрольно-счетной палаты Очерского муниципального района предписание от 01.08.2018 в части пунктов 1, 2, 3 резолютивной части.
Обязать Земское собрание Очерского муниципального района Пермского края в лице Контрольно-счетной палаты Очерского муниципального района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Управления образования администрации Очерского муниципального района.
Возвратить Управлению образования администрации Очерского муниципального района (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета уплаченную по заявке на оплату расходов №1571 от 30.08.2018 государственную пошлину в сумме 3 000 (Три тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.
Судья Т.С. Герасименко