Арбитражный суд Пермского края
Екатерининская ул., дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Пермь Дело № А50-28189/2021
«15» февраля 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 8 февраля 2022 года. Полный текст решения изготовлен 15 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи В.Ю. Носковой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.А. Климовой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению автономной некоммерческой организации дополнительного образования детей «Буратино» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Департаменту образования администрации города Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>), Муниципальному образованию город Пермь в лице Департамента образования города Перми
(ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании задолженности в размере 483 259,80 руб., процентов, начисленных в порядке статьи 395 ГК РФ в размере 31 534, 37 руб.
при участии представителей:
от истца: ФИО1 по доверенности от 11.11.2021, предъявлен паспорт;
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 10.01.2022, предъявлен паспорт,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении о принятии заявления к производству,
установил:
автономная некоммерческая организация дополнительного образования детей «Буратино» (далее – истец, АНО «Буратино») обратилась в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением о о взыскании с Муниципального образования город Пермь в лице Департамента образования города Перми (далее – ответчик, Департамент) средств субсидии в сумме 483 259,80 руб., а также процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 31 534, 37 руб. (с учетом принятых судом уточнений предъявленных требований).
Определением суда от 19.11.2021 дело принято к рассмотрению судьей Шаламовой Ю.В.
Определением суда от 21.01.2022 осуществлена замена судьи, дело № А50-28189/2021 передано на рассмотрение судье Носковой В.Ю.
В обосновании заявленных требований истец указывает на неисполнение ответчиком обязанности по перечислению АНО «Буратино» субсидии на возмещение части затрат частным образовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми в возрасте до 8 лет на территории города Перми и имеющим лицензию на осуществление образовательной деятельности за период с февраля по декабрь 2020 года, ссылаясь на соответствие условиям, установленных Порядком предоставления субсидий частным образовательным организациям, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми в возрасте до 8 лет на территории города Перми и имеющим лицензию на осуществление образовательной деятельности, по возмещению части затрат, утвержденным Постановлением Администрации г. Перми от 28.03.2013 № 191 (далее – порядок, порядок № 191).
Департамент против удовлетворения предъявленных требований возражает по доводам письменного отзыва (л.д. 8 том 1), ссылается на несоответствие истца условиям предоставления субсидии, непредставление в полном объеме документов, подтверждающих размер фактически понесенных затрат.
В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении предъявленных требований настаивал, представитель Департамента поддержал доводы письменного отзыва, указал на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.
Рассмотрев материалы дела, исследовав письменные доказательства, заслушав объяснения сторон, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 11.11.2020 между истцом и ответчиком заключено соглашение № 059-08-01-30/5-4021 о предоставлении субсидии на возмещение части затрат, связанных с предоставлением услуги дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми в возрасте до 8 лет (далее – Соглашение).
В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных Департаменту как получателю средств бюджета города Перми, в размере 520 872 руб. 09 коп.
Разделом 3 названного соглашения предусмотрено, что субсидия предоставляется в соответствии с Порядком при предоставлении получателем субсидии в Департамент документов, подтверждающих факт произведённых затрат на возмещение которых предоставляется субсидия, а также иных документов, определенных в приложении № 1 к договору (пункт 3.1 Соглашения); и при условии достижения значений результатов предоставления субсидии, установленных согласно приложению № 2 к соглашению (пункт 3.1.3 соглашения).
Основанием предоставления субсидии является в том числе подписанные между получателем субсидии и Департаментом акты выполненных работ (пункт 3.2 соглашения).
Перечисление субсидии осуществляется ежемесячно на счет получателя в срок до 10 рабочих дней с даты подписания сторонами акта выполненных работ (пункт 3.3 соглашения).
16.11.2020 истцом в адрес Департамента направлено заявление о предоставлении субсидии в предусмотренном пунктом 2.1 соглашения размере с приложением документов, подтверждающих несение затрат, связанных с предоставлением услуги дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми в возрасте до 8 лет.
17.12.2020 между истцом и ответчиком подписаны акты №№ 1-4, 8-11 выполненных работ по договору от 11.11.2020 за периоды с 01.02.2020 по 31.05.2020, с 01.09.2020 по 31.12.2020. Переданные ответчику акты выполненных работ за период с 01.06.2020 по 31.08.2020 не подписаны ответчиком в связи с отсутствием лимитов на финансовое обеспечение данных затрат.
В связи с тем, что в установленный пунктом 3.3 соглашения срок средства субсидии не были перечислены АНО «Буратино», истцом в адрес ответчика направлена претензия от 20.09.2021 № 2/2021 с требованием исполнить обязанность по перечислению субсидии за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 в сумме 482 219, 36 руб.
Ссылаясь на неисполнение в добровольном порядке требований претензии, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) полагает, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии с абзацем 5 статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Порядок предоставления субсидий по возмещению части затрат частным образовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми в возрасте до 8 лет на территории города Перми и имеющим лицензию на осуществление образовательной деятельности определен Порядком № 191.
В силу пункта 1.2 Порядка под присмотром и уходом за детьми понимают комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
Получателями субсидии являются частные образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми в возрасте до 8 лет на территории города Перми и имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Целью предоставления субсидии является обеспечение равных условий для поставщиков услуг образования различных форм в соответствии с муниципальной программой «Доступное и качественное образование» (пункт 1.3 Порядка).
Пунктом 1.5 порядка установлено, что право на получение субсидии, включение в реестр имеют частные образовательные организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми в возрасте до 8 лет на территории города Перми и имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности (далее - частные образовательные организации).
Получатель субсидии должен соответствовать на дату подачи заявки следующим требованиям:
отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
отсутствие просроченной задолженности по возврату в бюджет города Перми субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, а также иной просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед бюджетом города Перми;
получатель субсидии - юридическое лицо не должен находиться в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к юридическому лицу, являющемуся получателем субсидии, другого юридического лица), ликвидации, в отношении его не введена процедура банкротства, деятельность получателя субсидии не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а получатель субсидии - индивидуальный предприниматель не должен прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
в реестре дисквалифицированных лиц отсутствуют сведения о дисквалифицированных руководителе, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, или главном бухгалтере, являющегося юридическим лицом, об индивидуальном предпринимателе;
не должен являться иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50%;
не должен получать средства из бюджета города Перми на основании иных нормативных правовых актов на цели, указанные в пункте 1.3 настоящего Порядка (пункт 2.1 Порядка).
Департамент проверяет соответствие получателя субсидии требованиям, установленным пунктом 2.1 настоящего Порядка, обеспечивает рассмотрение заявки на соответствие форме, установленной приложением 1 к настоящему Порядку, проверяет соответствие приложенных к заявке документов перечню и требованиям, установленным пунктами 2.2, 2.3 настоящего Порядка, в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки и документов направляет получателю субсидии уведомление о включении в реестр или отказ о включении в реестр по основаниям, изложенным в пункте 2.10 настоящего Порядка (пункт 2.4 Порядка).
Получатель субсидии имеет право после устранения замечаний, указанных в уведомлении об отказе о включении в реестр, подать заявку повторно согласно пункту 2.2 настоящего Порядка (пункт 2.5 Порядка).
В силу пункта 2.6 порядка Субсидии предоставляются частным образовательным организациям на возмещение части затрат, связанных с предоставлением услуги по образовательным программам дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми в возрасте до 8 лет, за счет средств бюджета города Перми на основании договора о предоставлении субсидии по форме, утвержденной распоряжением заместителя главы администрации города Перми - начальника департамента финансов администрации города Перми (далее - договор о предоставлении субсидии) при соблюдении условий:
исключение из платы родителей (законных представителей), взимаемой частной образовательной организацией, суммы субсидии в расчете на 1 воспитанника, предоставленных данной организации из бюджетов всех уровней на возмещение части затрат;
в размере, не превышающем фактические затраты получателя субсидии на осуществление присмотра и ухода за детьми, в расчете на 1 воспитанника с представлением копий договоров и первичных учетных документов (счетов-фактур, актов сдачи-приемки выполненных работ, чеков, товарных накладных, платежных ведомостей, копий платежных поручений, реестров платежных поручений). Представляемые документы должны быть заверены печатью и подписью руководителя получателя субсидии (за исключением нотариально заверенных документов) с резолюцией «Копия верна», расшифровкой подписи должностного лица, заверившего копию.
Департамент в течение 10 рабочих дней с даты направления письменного уведомления о включении в реестр направляет в адрес получателя субсидии проект договора о предоставлении субсидии (пункт 2.7 Порядка).
Фактический ежемесячный объем субсидии рассчитывается по формуле, закрепленной в пункте 2.14 Порядка и не может превышать фактические затраты получателя субсидии.
Субсидия предоставляется по следующим направлениям расходов: коммунальные услуги; содержание объектов недвижимого имущества (в том числе на арендные платежи); приобретение услуг связи; приобретение основных средств, материальных запасов; прочие работы и услуги, в том числе услуги по организации питания детей в возрасте до 8 лет; предоставление наборов продуктов питания детям из малоимущих семей в возрасте от 3 до 7 лет, как состоящим, так и не состоящим в контингенте дошкольных образовательных организаций, включенным в списки малоимущих семей, представленные государственным казенным учреждением «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края», за счет средств бюджета Пермского края.
Пунктом 2.19 Порядка определено, что в случае установления информации о факте (фактах) нарушения получателем субсидии условий предоставления субсидии, в том числе указания в документах, представленных получателем субсидии, недостоверных сведений, направлять получателю субсидии требование об обеспечении возврата субсидии в бюджет города Перми в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
В силу пункта 2.21 порядка результатом предоставления субсидии является количество детей, получающих услугу у получателя субсидии по образовательным программам дошкольного образования, присмотру и уходу за детьми, в возрасте до 8 лет. Плановое значение результата предоставления субсидии устанавливается договором о предоставлении субсидии.
Департамент ежемесячно предоставляет субсидии за фактически предоставленные получателем субсидии услуги за предыдущий месяц на основании подписанных получателем субсидии и Департаментом: счетов-фактур либо счетов; актов выполненных работ (пункт 2.23 Порядка).
В акте выполненных работ должны быть отображены все выполненные получателем субсидии работы со ссылкой на номер и дату договора о предоставлении субсидии, их объем, стоимость, начальные и конечные сроки; ведомости по предоставлению набора продуктов питания по форме, утвержденной руководителем получателя субсидии (в случае предоставления наборов продуктов питания детям из малоимущих семей).
В случае нарушения условий договора о предоставлении субсидий предоставление субсидии прекращается (пункт 4.3 Порядка).
Судом установлено и из материалов дела следует, что АНО «Буратино» имеет лицензию на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ от 12.02.2018 № 6002 по виду образования - дополнительное образование, подвид - дополнительное образование детей и взрослых.
В спорный период истцом оказывались услуги по присмотру и уходу за детьми в возрасте до 8 лет на основании договоров с родителями (законными представителями).
11.11.2020 между истцом и ответчиком заключено соглашение о предоставлении из бюджета города Перми субсидии, согласно которому ответчик принял на себя обязательство перечислить истцу субсидию в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных до Департамента, в размере 520 872 руб.
Сумма субсидии в расчете на 1 воспитанника, предоставленной истцу из бюджетов всех уровней на возмещение части затрат исключалась из платы родителей (законных представителей), взимаемой частной образовательной организацией.
Документы, подтверждающие фактические затраты получателя субсидии на осуществление присмотра и ухода за детьми, в расчете на 1 воспитанника с представлением первичных учетных документов (счетов-фактур, актов сдачи-приемки выполненных работ, чеков, товарных накладных, платежных ведомостей, копий платежных поручений, реестров платежных поручений) представлены истцом ответчику в полном объеме.
17.12.2020 между истцом и ответчиком подписаны акты №№ 1-4, 8-11 выполненных работ по договору от 11.11.2020 за периоды с 01.02.2020 по 31.05.2020, с 01.09.2020 по 31.12.2020. Переданные ответчику акты выполненных работ за период с 01.06.2020 по 31.08.2020 не подписаны ответчиком в связи с отсутствием лимитов на финансовое обеспечение данных затрат.
Общий размер понесенных истцом и подтвержденных документально затрат за 2020 год составил 483 259, 80 руб.
В силу пункта 3.3 соглашения, пункта 2.23 Порядка предусмотренная соглашением субсидия должна быть перечислена на счет получателя в срок до 10 рабочих дней с даты подписания сторонами акта выполненных работ, то есть не позднее 31.12.2020.
В нарушение условий соглашения данное обязательство ответчик в полном объеме не выполнил.
Доводы Департамента о несоответствии истца условиям предоставления субсидии на момент подачи заявки судом исследованы и отклонены как опровергаемые материалами дела.
Исходя из взаимосвязанного анализа положений Порядка в редакции, действовавшей на момент подачи АНО «Буратино» заявления о предоставлении субсидий, условиями получения субсидии являлось наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности и её осуществление на территории города Перми, которым истец отвечал.
Ни в указанном Порядке, ни в приложенных к нему образцах документов, подлежащих представлению для получения субсидии, не указывалось, что она предоставляется только на детей, получающих образовательные услуги в группах с 10,5-часовым или 12-часовым пребыванием.
Учитывая, что ни на момент рассмотрения досудебной претензии истца, ни на момент подготовки письменного отзыва на предъявленные требования основанием для отказа в перечислении субсидии наличие у истца задолженности по уплате в бюджет города Перми обязательств не являлось, принимая во внимание отсутствие в материалах дела документов, подтверждающих направление в адрес истца уведомления о расторжении соглашения от 11.11.2020 в одностороннем порядке, а также документов, подтверждающих наличие задолженности перед бюджетом города Перми до подписания актов выполненных работ, суд приходит к выводу о соответствии истца условиям предоставления субсидии на момент подачи соответствующей заявки.
Сопоставление представленных в материалы дела первичных документов, а также реестров документов, подтверждающих несение расходов АНО «Буратино», не выявило задвоения предъявленных к возмещению фактически понесенных затрат.
Первичные документы, представленные истцом в подтверждение фактического несения затрат, исследованы судом в ходе судебного разбирательства и признаны надлежащими.
Учитывая изложенное, требования истца о взыскании с ответчика невыплаченной по Соглашению суммы субсидии в размере 483 259, 80 руб. являются правомерными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Рассмотрев требование истца о взыскании процентов по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) суд приходит к следующим выводам.
Исходя из установленного порядка заключения сторонами договора на предоставление субсидии, предмета заключенного договора следует, что оно направлено на исполнение публичным образованием своих обязательств; источником предоставления субсидии являются бюджетные средства, то есть, плательщиком также является публичное образование, действующее в спорных правоотношениях через уполномоченные органы - в настоящем случае через муниципальное подразделение - Департамент образования г. Перми.
Департамент в данном случае выступает в качестве органа муниципального образования, осуществляющего исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органа местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
То обстоятельство, что стороной договора являлся Департамент, не изменяет природы спорных правоотношений, поэтому заключение рассматриваемого договора следует рассматривать как реализацию предусмотренного правовыми актами механизма исполнения публичным образованием своих обязательств.
Следовательно, порядок представления субсидии - в настоящем случае путем заключения соответствующих договоров, не означает, что последняя становится самостоятельным субъектом обязанности по предоставлению субсидии, поскольку, заключая договоры, ответчик не выступает в гражданском обороте в качестве самостоятельного субъекта права, реализующего свой интерес.
При таких обстоятельствах ответчика нельзя рассматривать как субъекта ответственности, предусмотренной статьей 395 ГК РФ.
В настоящем деле правоотношения сторон квалифицируются как бюджетные, и, поскольку в данном случае правоотношения по предоставлению субсидий возникают из норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, которым возможность применения гражданского законодательства, в том числе начисление процентов по статье 395 ГК РФ, не предусмотрена, основания для взыскания с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 ГК РФ, в том числе их начислением на сумму задолженности до момента фактического исполнения обязательства отсутствуют. В удовлетворении заявленных требований в указанной части следует отказать.
Иные доводы лиц, участвующих в деле, оценены судом и признаны не имеющими самостоятельного правового значения для рассмотрения настоящего спора.
В силу статьи 112 АПК РФ при вынесении решения подлежат распределению судебные расходы.
Учитывая, что законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов, в связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (пункт 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»).
С учетом итогов рассмотрения спора, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина в сумме 12 547, 90 руб. (пропорционально размеру удовлетворенных требований) (статьи 106, 110 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 110, 168-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л :
1. Требования автономной некоммерческой организации дополнительного образования детей «Буратино» (ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворить частично.
2. Взыскать с Муниципального образования город Пермь в лице Департамента образования города Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>) за счет казны муниципального образования город Пермь в пользу автономной некоммерческой организации дополнительного образования детей «Буратино» (ОГРН <***>, ИНН <***>) субсидию в размере 483 259 (четыреста восемьдесят три тысячи двести пятьдесят девять) рублей 80 копеек, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 12 547 рублей 90 копеек.
3. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте http://arbitr.ru.
Судья В.Ю. Носкова