ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-28221/19 от 28.10.2019 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

ул. Екатерининская, дом 177, г. Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Пермь

28.11. 2019 года

Дело № А50-28221/2019

Резолютивная часть решения принята 28.10.2019 года. Полный текст решения изготовлен 28.11.2019 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи С.В Торопицина, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске Пермского края (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к открытому акционерному обществу «Соликамский магниевый завод» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании финансовых санкций в размере 41 000 руб. за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного учета),

лица, участвующие в деле, о наличии возбужденного производства и возможности представления в сроки, установленные в определении о принятии заявления к производству, доказательств, дополнительных документов, извещены надлежащим образом путём направления в их адрес копий определения о принятии заявления к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении о принятии заявления к производству,

УСТАНОВИЛ:

государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске Пермского края (межрайонное) (далее – Фонд, Управление, Управление ПФР, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Пермского края к открытому акционерному обществу «Соликамский магниевый завод» (далее – Должник, Страхователь, Общество, Общество «Соликамский магниевый завод») с заявлением о взыскании финансовых санкций в виде штрафа в размере 41 000 руб. за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного учета).

В обоснование заявленных требований Фонд ссылается на нарушение Страхователем срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за отчетные периоды с января по декабрь 2017 года, сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2017 год.

Должник против удовлетворения заявленных требований возражает по доводам, изложенным в письменном отзыве. В подтверждение своей позиции, указывает на несоблюдение Управлением установленной процедуры проведения проверки. Считает, что представление уточненных (исправленных) индивидуальный сведений, осуществлено Обществом в установленный законом пятидневный срок с даты получения акта проверки (по форме СЗВ-М) и уведомления (по форме СЗВ-СТАЖ). Ссылается на письменные разъяснения Пенсионного фонда, которыми он руководствовался, что исключает наличие вины и, как следствие, отсутствие оснований для привлечения его к ответственности.

Дело рассматривается судом в порядке упрощенного производства без вызова сторон, путём исследования имеющихся в деле письменных доказательств (часть 5 статьи 227, статья 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).

Рассмотрев дело в порядке упрощённого производства, без вызова сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, по результатам проверки, проведенной с целью контроля правильности заполнения, полноты, порядка и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ за 2017 год, Управлением выявлены следующие расхождения: в установленный срок – не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, Страхователем не представлены сведения по форме СЗВ-М за отчетные периоды с января по май 2017 года в отношении 6 застрахованных лиц (члены совета директоров Общества); сведения по форме СЗВ-М за отчетный период июнь 2017 года в отношении 8 застрахованных лиц (члены совета директоров Общества); сведения по форме СЗВ-М за отчетные периоды с июля по декабрь 2017 года в отношении 7 застрахованных лиц (члены совета директоров Общества); в установленный срок – не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, Страхователем не представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год в отношении 2 застрахованных лиц.

Указанные обстоятельства нашли отражение в актах от 05.03.2019 №№ 203S18190008881, 203S18190008885, 203S18190008887, 203S18190008882, 203S18190008880, 203S18190008883, 203S18190008888, 203S18190008886, 203S18190008875, 203S18190008878, 203S18190008884, 203S18190008879 (вручены Должнику 15.03.2019); от 22.02.2019 № 203S18190006945, (направлен Должнику 25.02.2019, вручен 01.03.2019), в которых предлагалось привлечь Общество «Соликамский магниевый завод» к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ).

По результатам рассмотрения материалов проверки Фондом вынесены решения от 11.04.2019 №№ 203S19190010992, 203S19190010995, 203S19190010986, 203S19190010991, 203S19190010993, 203S19190010997, 203S19190010979, 203S19190010990, 203S19190010999, 203S19190010998, 203S19190010996, 203S19190010994 (вручены Должнику 22.04.2019); от 28.03.2019 № 203S19190008920 (направлено Должнику 03.04.2019, вручено 05.04.2019), которыми Страхователь привлечен к ответственности по абзацу 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 41 000 руб. ((500 руб. х 6 чел. х 5 мес.) + (500 руб. х 8 чел. х 1 мес.) +
(500 руб. х 7 чел. х 6 мес.) + (500 руб. х 2 чел.)).

Требованиями от 07.05.2019, направленными Должнику 08.05.2019, Страхователю предложено уплатить сумму штрафа в общей сумме 40 000 руб. в срок до 27.05.2019 (за Страхователем срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме
СЗВ-М).

Требованием от 22.04.2019, направленным Должнику 23.04.2019, Страхователю предложено уплатить сумму штрафа в размере 1 000 руб. в срок до 16.05.2019 (за нарушение Страхователем срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме
СЗВ-СТАЖ).

Поскольку Управлением соблюдена процедура досудебного урегулирования спора посредством направления требования Должнику, а Страхователем в установленный срок задолженность не уплачена, Фонд обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о взыскании финансовых санкций.

Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71 АПК РФ полагает, что требования Заявителя не подлежат удовлетворению.

На основании статьи 1 Закона №27-ФЗ Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Закона №27-ФЗ обязано представлять в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых оно уплачивает страховые взносы.

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, страхователи представляют сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ предусмотрена обязанность страхователя ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представлять о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Сведения подаются по формам, утвержденным Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 № 3п (далее – Постановление № 3п) «Об утверждении формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», формы «Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)», формы «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)», формы «Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)», порядка их заполнения и формата сведений».

Согласно приложению 1 «Тип сведений» по форме СЗВ-СТАЖ – выбирают один из предлагаемых кодов: «исходная», «дополняющая».

При заполнении формы отчета СЗВ-СТАЖ, согласно пункту 2.1.5 Постановления № 3п, в позиции «тип сведений» знаком «Х» отмечается тип представляемой формы: исходная, дополняющая или назначение пенсии.

Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п утверждены формы «Сведения о застрахованных лицах», согласно которым в пункте 3 страхователем должен указываться тип представляемой формы: «исхд» - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; «доп» - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; «отмн» - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

Ответственность за нарушение сроков представления указанных форм отчетности предусмотрена статьей 17 Закона № 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных
пунктами 2 – 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Таким образом, статьей 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.

При этом формальный подход к наложению штрафа недопустим, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы (пункт 2.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 № 12-П). Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.

В силу статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Абзацем 5 статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

При этом статьей 17 Закона № 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).

В соответствии с пунктом 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, (далее – Инструкция) при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда РФ страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (пункт 39 Инструкции).

Из представленных документов следует, что по результатам проверки, проведенной с целью контроля правильности заполнения, полноты, порядка и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета СЗВ-СТАЖ «исходная» за 2017 год, Управлением выявлено расхождение в отношении 2 застрахованных лиц, на которых сведения по форме СЗВ-СТАЖ в установленный срок – не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом Страхователем не представлены.

В связи с чем, 23.08.2018 Должнику вручено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий от 21.08.2018 № 4094/7, которым Страхователю предложено во избежание штрафной санкции представить пояснения с приложением поясняющих документов.

В течение пяти дней с даты получения уведомления, а именно, 30.08.2018, Общество представило скорректированную отчетность по форме
СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2017 год в отношении 2 застрахованных лиц, следовательно, в соответствии с пунктом 39 Инструкции, нарушения, допущенные Обществом, устранены в установленный срок, а потому основания для привлечения Общества к ответственности отсутствовали.

Как следует из текста решений от 15.04.2019, принятых Пенсионным фондом, сведения по форме СЗВ-М за отчетные периоды с января по май 2017 года в отношении 6 застрахованных лиц, за отчетный период июнь 2017года в отношении 8 застрахованных лиц, а также за отчетные периоды с июля по декабрь 2017 года в отношении 7 застрахованных лиц в установленный срок – не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, Страхователем не представлены.

Из материалов дела следует, что 25.02.2019, Общество самостоятельно представило «дополняющие» сведения по форме СЗВ-М за отчетные периоды с января по декабрь 2017 года в отношении застрахованных лиц, являющихся членами совета директоров. Данные документы приняты Управлением. Факт своевременного представления первоначальной формы СЗВ-М в отношении остальных застрахованных лиц Пенсионным фондом не отрицается.

Доказательств направления Фондом до 25.02.2019 уведомлений об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий, как это предусмотрено абзацем 5 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, материалы дела не содержат. Данное обстоятельство Пенсионным фондом не оспаривается.

Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, Общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что позволяет не применять к Заявителю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ.

Учитывая изложенное, законные основания для привлечения к финансовой ответственности, после самостоятельного устранения ошибок Обществом (25.02.2019), у Управления отсутствовали.

Необходимо также отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей и обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируется законодательством РФ о налогах и сборах.

Таким образом, к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом № 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования подлежат применению положения Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ).

Пунктом 2 статьи 109 НК РФ определено, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признается, – выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа), и (или) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.

В письменных разъяснениях Пенсионного фонда в виде памятки о ежемесячной отчетности на работающих застрахованных лиц (уточненная), направленной адресно на электронную почту Страхователя 29.07.2016, Пенсионный фонд рекомендует не предоставлять ежемесячную отчетность на работников, получающих вознаграждение, например, на членов Совета директоров Общества.

Аналогичные разъяснения также изложены в письме Пенсионного фонда РФ от 27.07.2016 № ЛЧ-08-19/10581, 13.07.2016 № ЛЧ-08-26/9856, Минтруда РФ от 07.07.2016 № 21-3/10/В-4587, в которых отсутствуют застрахованные лица, с которыми заключен трудовой договор или гражданско-правовой договор, на вознаграждения по которому в соответствии с законодательством РФ о страховых взносах начисляются страховые взносы, обязанность в представлении отчетности по форме СЗВ-М отсутствует.

Застрахованные лица, по которым в отчетности по форме СЗВ-М за отчетные периоды с января по декабрь 2017 года Страхователем не включены сведения, являются членами Совета директоров Общества, соответственно, несвоевременное представление сведений в отношении членов Совета директоров вызвано тем, что Общество руководствовалось письменными разъяснениями Пенсионного фонда, что в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ исключает вину Страхователя.

С учётом изложенного, представленными в материалы дела доказательствами не подтверждена правомерность привлечения общества «Соликамский магниевый завод» к ответственности, в связи с чем, основания для удовлетворения требований Управления Пенсионного фонда о взыскании с должника финансовых санкций у суда отсутствуют.

В силу статьи 112 АПК РФ при вынесении решения подлежат распределению судебные расходы.

Поскольку Управление от уплаты государственной пошлины освобождено в силу закона (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ), в удовлетворении заявленных требований отказано, распределение госпошлины не производится.

Руководствуясь статьями 167-171, 216, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске Пермского края (межрайонное) требований отказать, поскольку неполнота (недостоверность) изначально направленных сведений устранена страхователем путем направления корректирующих сведений в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а также в связи с отсутствием вины страхователя (выполнение письменных разъяснений уполномоченного органа).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Пермского края в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

Судья С.В. Торопицин