ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-28633/17 от 19.10.2017 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Пермь

23 октября 2017 года Дело № А50-28633/2017

Резолютивная часть решения объявлена 19 октября 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 23 октября 2017 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Завадской Е.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кудриной Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Открытого акционерного общества фирма «Березники-сервис» (ОГРН 1025901702221, ИНН 5911029155)

к Администрации города Березники Пермского края (ОГРН 1025901701616, ИНН 5911000244)

о признании незаконным решения,

в судебном заседании приняли участие:

от заявителя: Лычева Э.В., по доверенности от 24.08.2017, предъявлен паспорт;

от заинтересованного лица: Ворошкова С.А. по доверенности от 30.12.2016, предъявлен паспорт,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество фирма «Березники-сервис» (далее по тексту – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признаниинезаконным решения Администрации города Березники (далее по тексту – Администрация), изложенного в письме от 31.07.2017 № СЭД-01-19-597, об отказе ОАО фирма «Березники-сервис» в изъятии для муниципальных нужд земельного участка площадью 94 кв.м., расположенного по адресу: г. Березники, проспект Ленина, 6, кадастровый номер 59:03:0400130:27; встроенного помещения филиала магазина «Надежда», площадью 197,9 кв.м., обозначенного на плане и в экспликации под №7,8,9,10,11,12,13, расположенного в подвальном помещении и под №1,2,3,4 на первом этаже 3-этажного кирпичного дома, по адресу: Пермский край, г. Березники, проспект Ленина, д.6, кадастровый номер объекта 59:03:0400130:98 и выкупе встроенного помещения филиала магазина «Надежда», площадью 197,9 кв.м., обозначенного на плане и в экспликации под №7,8,9,10,11,12,13, расположенное в подвальном помещении и под №1,2,3,4 на первом этаже 3-этажного кирпичного дома, по адресу: Пермский край, г. Березники, проспект Ленина, д.6, кадастровый номер объекта 59:03:0400130:98 по цене, определенной отчетом №153-05-2017 об оценке объекта оценки «Встроенного помещения филиала магазина «Надежда» площадью 197,9 кв.м., выполненного ИП Дрей А.А.

Определением арбитражного суда от 31.08.2017 заявление принято к производству и назначено к рассмотрению на 10.10.2017, затем дело назначено к судебному разбирательству на 19 октября 2017 года.

В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивает по основаниям, изложенным в заявлении. Ссылается на то, что многоквартирный жилой дом № 6 по проспекту Ленина города Березники признан аварийным. Земельный участок, занимаемый многоквартирным домом, изъят для муниципальных нужд постановлением главы города Березники от 24.08.2007. В указанном доме заявителю на праве собственности принадлежит встроенное помещение филиала магазина «Надежда», площадью 197,9 кв.м. Земельный участок, принадлежащий заявителю находится внутри земельного участка с кадастровым номером 59:03:0400130:0006, занимаемого многоквартирным жилым домом № 6 по пр. Ленина в г. Березники, непосредственно находится под жилым домом 6 по пр. Ленина, и не может быть использован по иному назначению. Указывает на то, что общество лишено возможности использовать принадлежащее ему нежилое помещение и земельный участок.

Представитель заинтересованного лица против требований возражает, поддерживает доводы, изложенные в письменном отзыве. Указывает на то, что авария, произошедшая на БКПРУ-1 ПАО «Уралкалий», распоряжениемПравительства РФ от 22.06.2007 года № 814-р признана чрезвычайной ситуацией федерального уровня.Считает, что принятые администрацией города Березники меры не нарушают права и охраняемые законом интересы ОАО фирмы «Березники-сервис», при этом согласуются с требованиями Федерального закона о: 21.12.1994 № 68 «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», поскольку в силу прямого указания закона администрация обязана принять меры к ликвидации последствий чрезвычайной ситуации и не допускать причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, Открытому акционерному обществу фирма «Березники-сервис» на праве собственности принадлежит встроенное помещение филиала магазина «Надежда», площадью 197,9 кв.м., обозначенное на плане и в экспликации под № 7,8,9,10,11,12,13, расположенное в подвальном помещении и под №1,2,3,4 на первом этаже 3-этажного кирпичного дома, по адресу: Пермский край, г. Березники, проспект Ленина, д.6, кадастровый номер объекта 59:03:0400130:98.

В собственности ОАО фирма «Березники-сервис» также находится земельный участок площадью: 94 кв.м., образованный до даты вступления в силу Жилищного кодекса РФ, расположенный по адресу: г. Березники, проспект Ленина, 6, кадастровый номер 59:03:0400130:27.

Заключением межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома подлежащим сносу или реконструкции от 20.08.2007 № 21 многоквартирный жилой дом № 6 по пр. Ленина г. Березники признан аварийным и подлежащим реконструкции.

21 августа 2007 года Постановление Главы города Березники Пермского края № 1626 «По итогам работы межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» (далее по тексту – Постановление № 1626) собственникам жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме № 6 по пр. Ленина г. Березники указано обеспечить проведение реконструкции дома в срок до 01.12.2007.

В пункте 3 Постановления № 1626 указано на то, что при отказе собственников от проведения реконструкции дома в установленный срок провести процедуру изъятия земельного участка и жилых помещений в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, для муниципальных нужд в порядке, предусмотренном ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Постановлением Главы города Березники Пермского края № 1702 от 24.08.2007 земельный участок с кадастровым номером 59:03:04 00 130:0006, площадью 2698 кв.м., занимаемый многоквартирным жилым домом № 6 по проспекту Ленина, был изъят для муниципальных нужд.

Постановлением Главы города Березники Пермского края от 04.10.2007 № 1955 в постановление № 1702 от 24.08.2007 внесены изменения: п. 1 Постановления изложен в следующей редакции: «Изъять для муниципальных нуждземельный участок с кадастровым номером 59:03:04 00 130:0006, площадью 2604 кв.м., занимаемый многоквартирным жилым домом № 6 по проспекту Ленина».

26 июня 2017 года общество направило в адрес Администрации города Березники обращение с требованием принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка площадью 94 кв.м., расположенного по адресу: г. Березники, проспект Ленина, 6, кадастровый номер 59:03:0400130:27, принять решение об изъятии встроенного помещения филиала магазина «Надежда», площадью 197,9 кв.м., обозначенного на плане и в экспликации под №7,8,9,10,11,12,13, расположенного в подвальном помещении и под №1,2,3,4 на первом этаже 3-этажного кирпичного дома, по адресу: Пермский край, г. Березники, проспект Ленина, д.6, кадастровый номер объекта 59:03:0400130:98 и произвести выкуп встроенного помещения филиала магазина «Надежда», площадью 197,9 кв.м., обозначенного на плане и в экспликации под №7,8,9,10,11,12,13, расположенное в подвальном помещении и под №1,2,3,4 на первом этаже 3-этажного кирпичного дома, по адресу: Пермский край, г. Березники, проспект Ленина, д.6, кадастровый номер объекта 59:03:0400130:98 по цене, определенной отчетом №153-05-2017 об оценке объекта оценки «Встроенного помещения филиала магазина «Надежда» площадью 197,9 кв.м., выполненного ИП Дрей А.А.

Письмом от 31 июля 2017 года №СЭД-01-19-597 Администрацией было отказано в удовлетворении требований на том основании, что нежилое помещение, принадлежащее ОАО фирма «Березники-сервис», аварийным не признавалось, в связи с чем обязанность изъятия земельного участка у органа местного самоуправления отсутствует.

Полагая, что данный отказ является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Заслушав объяснения сторон, оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. ст. 9, 65, 71, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По общим правилам (ст. 65 АПК РФ), каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (п. 5 ст. 200 АПК РФ).

В соответствии со ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее по тексту - соглашение об изъятии).

Согласно ч. 2 ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, может быть обосновано, в том числе, решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса.

По правилам ст. 239.2 ГК РФ в случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно и по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 – 9, настоящей статьи.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно п. 36 указанного Положения непригодными для проживания следует признавать жилые помещения, расположенные в зоне вероятных разрушений при техногенных авариях, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно предотвратить разрушение жилых помещений. Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В настоящем Положении под зоной вероятных разрушений при техногенных авариях понимается территория, в границах которой расположены жилые помещения и многоквартирные дома, которым грозит разрушение в связи с произошедшей техногенной аварией. Зоны вероятных разрушений при техногенных авариях устанавливаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании материалов технического расследования их причин.

На основании полученного заключения комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем 7 пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п. 49 Положения).

Как следует из материалов дела, авария, произошедшая на БКПРУ-1 ПАО «Уралкалий» в г. Березники, признана чрезвычайной ситуацией федерального уровня на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 814-р.

Постановлением Правительства Пермского края от 30.09.2015 № 764-п утвержден Порядок предоставления и расходования межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края бюджету города Березники на реализацию мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 ПАО «Уралкалий» г. Березники.

В соответствии с утвержденным Порядком на реализацию мероприятий по переселению граждан бюджету г. Березники предоставляются иные межбюджетные трансферы из бюджета Пермского края, в том числе за счет средств федерального бюджета, а гражданам, переселяемым из непригодного для проживания жилищного фонда, предоставляются социальные выплаты для приобретения жилого помещения.

В соответствии с п. 4.2 Порядка расходование иных межбюджетных трансфертов производится администрацией города Березники путем перечисления социальных выплат на расчетные счета продавцов или застройщиков в соответствии с договорами купли-продажи жилого помещения либо договорами участия в долевом строительстве (далее - договоры), заключенными между администрацией города Березники, гражданами, которым предоставляются социальные выплаты, и продавцами либо застройщиками в соответствии с порядком реализации мероприятий по переселению граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, утвержденным нормативным правовым актом администрации города Березники, в течение 7 рабочих дней с момента поступления межбюджетных трансфертов в бюджет города Березники.

В соответствии с пунктом 6.3 Порядка обязательным условием предоставления социальной выплаты является заключение между администрацией города Березники и гражданами, переселяемыми из непригодного для проживания жилищного фонда, соглашения, в котором указывается срок передачи в муниципальную собственность ранее занимаемого жилого помещения, земельного участка и закрепляется обязанность такого гражданина закрепить за членами его семьи объем прав в отношении приобретаемого жилого помещения не менее объема прав в отношении освобождаемого жилого помещения.

Учитывая, что дом был признан аварийным не вследствие естественного физического износа в процессе эксплуатации, а вследствие техногенной аварии, которая является чрезвычайной ситуацией федерального уровня, для ликвидации последствий и переселения граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, были выделены средства федерального и краевого бюджетов.

Следовательно, приведенные нормы закона исключают возможность обеспечения помещением истца в порядке ст. 32 ЖК РФ, поскольку в данном случае получение иного помещения в связи с техногенной аварией на руднике БКПРУ-1 ПАО «Уралкалий» возможно только в Порядке, утвержденном Постановлением Правительства Пермского края от 30.09.2015 № 764-П, который предусматривает мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 ПАО «Уралкалий» в г. Березники, а не изъятие земельного участка и выкуп помещений, расположенных в многоквартирных домах.

Таким образом, оснований для признания незаконным решения Администрации, изложенного в письме от 31.07.2017 № СЭД-01-19-597, об отказе ОАО фирма «Березники-сервис» в изъятии для муниципальных нужд земельного участка площадью 94 кв.м., расположенного по адресу: г. Березники, проспект Ленина, 6 не имеется.

На основании изложенного, поскольку оспариваемое заявителем решение Администрации действующему законодательству не противоречит, прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности не нарушает, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

В силу части 1 статьи 110 АПК РФ с учетом итогов рассмотрения спора расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Открытого акционерного общества фирма «Березники-сервис» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Судья Е.В. Завадская