Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Пермь
27 февраля 2019 года Дело № А50-28759/2018
Резолютивная часть решения объявлена 21 февраля 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 27 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Завадской Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Инглисман И.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Муниципального автономного учреждения культуры города Перми «Пермский театр кукол» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к государственному инспектору г. Перми по пожарному надзору ФИО1, Главному государственному инспектору г. Перми по пожарному надзору ФИО2, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Пермского края;
- старший инспектор отделения надзорной деятельности и профилактической работы г. Перми по Свердловскому району и поселку Новые Ляды 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми ФИО3,
о признании решения от 06.06.2018 и предписания от 26.04.2018 незаконными,
в судебном заседании приняли участие:
от заявителя: ФИО4 по доверенности от 28.12.2018, предъявлено удостоверение адвоката;
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю: ФИО5 по доверенности от 25.12.2018, предъявлено служебное удостоверение;
иные лица: не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное автономное учреждение культуры города Перми «Пермский театр кукол» (далее по тексту – заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением, содержащим следующие требования (с учетом принятого судом уточнения от 17.12.2018):
- признать решение от 06.06.2018 Главного государственного инспектора г. Перми по пожарному надзору ФИО2, связанное с отказом в удовлетворении требований на возражение Муниципального автономного учреждения культуры города Перми «Пермский театр кукол» на предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 26.04.2018 № 177/1/1, составленных инспектором ОНП г. Перми по Свердловскому району и п. Новые-Ляды 1 ОНПР по г. Перми ФИО1, а также предписание от 26.04.2018 № 177/1/1 в части пунктов предписания №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 12, 15, 16, 17, 18, 19, 21, 22, 24, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32; 33, 34, 35, 41, 43, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 56и 57незаконными.
Определением суда от 14 сентября 2018 года заявление принято к производству и назначено к рассмотрению на 16 октября 2018 года, затем предварительное судебное заседание было неоднократно отложено.
Определением арбитражного суда от 30 января 2019 года дело назначено к судебному разбирательству на 21 февраля 2019 года.
В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивает по основаниям, изложенным в заявлении, просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме с учетом уточнения.
Представитель заинтересованного лица в удовлетворении требований просит отказать, поддерживает доводы, изложенные в отзыве.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), явку представителей в судебное заседание не обеспечили, каких либо ходатайств не заявили, отзыв не представили, что в силу части 3 статьи 156, части 2 статьи 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, в целях исполнения требования Прокуратуры Свердловского района о проведении внеплановой проверки от 28.03.2018 № 2—6-2018 на основании распоряжения заместителя начальника 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми майора внутренней службы ФИО6 № 177 от 29 марта 2018 года в отношении Муниципального автономного учреждения культуры города Перми «Пермский театр кукол» была проведена внеплановая выездная проверка.
Срок проведения проверки был установлен с 30 марта 2018 года по 26 апреля 2018 года (20 рабочих дней).
Задачами проверки являлся надзор за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности.
В ходе проверки выявлены нарушения требований нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности (с указанием положений (нормативных) правовых актов; характера нарушений; лиц, допустивших нарушения), которые зафиксированы в акте проверки № 177 от 26 апреля 2018 года.
26 апреля 2018 года учреждению выдано предписание № 177/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предупреждению угрозы возникновения пожара в срок до 25 сентября 2018 года, в том числе об устранении нарушений оспариваемых пунктов:
1) руководитель организации не обеспечил проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией изготовителя и составляет акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год (некачественная обработка <...> (Литер А);
2) руководитель организации не обеспечил проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией изготовителя и составляет акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год (некачественная обработка <...> (Литер А2);
3) металлические конструкции лестничных маршей (косоуры) в левом крыле объекта защиты имеют незащищенные огнезащитным составом локальныеучастки поверхности;
4) пожарная сигнализация, на момент проверки с учётом объёма проведённой проверки, находилась в не работоспособном состоянии;
5) проектом не предусмотрен алгоритм срабатывания ПС;
6) в проекте нет текстовой части с описанием оборудования;
7) в помещениях первого этажа (кабинет инженера по обслуживанию здания и коридор рядом с помещением столярного цеха) отсутствуют извещатели дымовые;
8) в коридоре первого этажа, перед кабинетом №19, извещатели дымовые не закреплены на перекрытии;
12) световой оповещетель «Выход», установленный вмалом зале на 2 этаже, смонтирован так, что передаваемая им световая информация не воспринимается (не читается);
15) двери эвакуационных выходов ведущих непосредственно наружу не имеет запора обеспечивающего возможность ее свободного открывания изнутри без ключа (двери выходов имеют внутренний замок, открываются ключом);
16) не проведена проверка противопожарных дверей, люков, с составлением акта проверки;
17) не предусмотрено обеспечение доступа пожарнымподразделениям в закрытые помещения для целей локализации и тушения пожара. В инструкции о мерах пожарной безопасности, а также в инструкции о порядке действий персонала не предусмотрено данное мероприятие;
18) конструкция пожарных шкафов выполнена из горючего материала;
19)в полу на путях эвакуации допускаются перепады высот менее 45 см. В местах перепада высот следует предусматривать пандусы с уклоном не более 1:6. (служебный вход);
21) для помещения электрощитовой не рассчитаны категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (2-ой этаж №69);
22) на объекте отсутствует 10% запас пожарных извещателей;
24) не обеспечено исправность состояние механизмов для самозакрывания противопожарных дверей (электрощитовая 2-ой этаж №69);
26) не обеспечено наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения (не представлены средства);
27) на путях эвакуации допущено размещение горючих материалов (северная часть 1 этаж пианино);
28) для помещения насосной не рассчитаны категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» обозначения категории по пожарной опасности;
29) руководителем организации на объекте защиты с массовым пребыванием людей не обеспечено наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также не проводятся не реже 1 раза в полугодие практические тренировки лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте (подтверждающие документы не представлены);
30) руководителем организации осуществляется допуск лиц к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума), в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности;
31) в лестничной клетке допущено размещение оборудования, выступающего из плоскости стен (трубопровод водопроводный со стороны служебного входа);
32) покрытие пола в общем коридоре на 2 этаже выполнен материалами с неизвестными показателями пожарной опасности;
33) пожарный пост не обеспечен ручными электрическими фонарями (пожарный пост, помещение охраны 1 этаж);
34) не обеспечено наличие и исправность состояние механизмов для самозакрывания противопожарных дверей (электрощитовая 2-ой этаж №69);
35) на объекте с массовым пребыванием людей не проводятся не реже 1 раза в полугодие практические тренировки лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте;
41) на путях эвакуации допускается размещение различных горючих материалов (коридор сценической части);
43) в коридоре на путях эвакуации применены материалы для покрытия пола с неизвестными показателями по пожарной опасности строительных материалов. Линолеум. Не предоставлен сертификат пожарной безопасности на указанные материалы (женская гремерка);
47) не обеспечено устранение повреждений средств огнезащиты строительных конструкций (несущая распорная балка в тамбуре выхода во двор на 1-м этаже);
48) двери помещений слесарной мастерской №42, серверной 1 этаж., архив 1 этаж., прачечной, костюмерной №38, помещение декораций. кладовая №50,59, мастерская осветительных приборов выполнена с пределомогнестойкости менее Е1 30;
49) не обеспечена обработка деревянных конструкций сценической коробки (колосники, подвесные мостики, рабочие галереи и др.), горючих декораций, сценического и выставочного оформления, а также драпировки в зрительных залах. Не представлен акт с указанием даты пропитки и срока ее действия;
50) не обеспечен подъезд пожарных автомобилей к зданию (установлены ограждения в виде металлических столбиков);
51) декларация пожарной безопасности разработанная на здание является неполной и содержит не достоверные сведения;
52) декларация пожарной безопасности не уточнена или не разработана вновь с учетом необходимости изменения содержащихся в ней сведений и изменения требований пожарной безопасности;
53) декларация пожарной безопасности не соответствует в части оформления;
54) отсутствуют предусмотренные проектной документацией двери помещения склада препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации (технический этаж слева от входа);
56) допущено складирование горючего материала на открытой территории внутри здания;
57) отсутствует второй ввод в здание внутреннего водопровода холодной воды при числе пожарных кранов более 12.
25 мая 2018 года учреждение направило в адрес Главного государственного инспектора г. Перми по пожарному надзору ФИО2 возражения на акт проверки от 26.04.2018 № 177.
По итогам рассмотрения возражений, 06 июня 2018года Главным государственным инспектором г. Перми по пожарному надзору ФИО2 принято решение о частичном удовлетворении требований МАУК г. Перми «Пермский театр кукол», из акта и предписания исключен пункт 10. В остальном акт от 26.04.2018 № 177 и предписание от 26.04.2018 № 177/1/1 признаны законными.
Полагая, что решение от 06.06.2018 и предписание от 26.04.2018 № 177/1/1 в части оспариваемых пунктов не соответствуют закону, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статей 9, 65, 71, 200 АПК РФ, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту - Федеральный закон №69-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 69‑ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона № 69-ФЗ).
Согласно статье 6 Федерального закона № 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, а также по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Таким образом, предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного пожарного надзора, содержит властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретного лица.
Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту – Федеральный закон № 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Требования пожарной безопасности установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012.
Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и(или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В силу части 2 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 123-ФЗ, утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 апреля 2014 г. № 474.
Правила разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. № 624, в соответствии с которыми свод правил представляет собой документ по стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти или Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" (далее - разработчик) и содержащий правила и общие принципы в отношении процессов в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов (пункт 2); проект свода правил разрабатывается в соответствии с установленными в основополагающих национальных стандартах Российской Федерации и правилах стандартизации общими требованиями к построению, изложению и оформлению документов по стандартизации, при разработке свода правил не допускается дублирование требований национальных стандартов Российской Федерации и других сводов правил (пункт 4).
Требования пожарной безопасности установлены, в том числе, в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (далее по тексту – Правила № 390); НПБ 110-03, НПБ 88-2001, СП 1.13130.2009, СП 4.13130.2013.
В силу статьи 5 Федерального закона № 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона № 123-ФЗ, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно статьи 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Из содержания предписания следует, что основаниями для его выдачи послужили выводы проверяющего о допущенных заявителем, в том числе, нарушениях пунктов 3, 9, 12, 20, 21, 22, 23, 35, 36 (б), 37(1), 57, 61, 65, 77, 108 Правил № 390; пункта 4 статьи 4, пункта 2 части 1 статьи 6, пункта 6 статьи 64, пункта 4 статьи 84, пункта 2 статьи 87, пунктами 1, 3, 8 статьи 88, пункта 4 статьи 107, пункта 6 статьи 134 Федерального закона № 123-ФЗ; пункта 26 подпункта (к) Постановления № 87 от 16.02.2008, пункта 4 НПБ 110-03; пункта 12.18 НПБ 88-2001; пункта 2.2.7 РД 009-01-96; пункта 4.3.2 СП 1.13130.2009; пунктов 4.17, 5.5.7, 8.1, 8.3 СП 4.13130.2013; пункта 5.4.2 СП 30.13330.2012 и Приказа МЧС России от 24.02.2009 № 91.
В соответствии с пунктом 3 Правил № 390лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.
На объекте защиты с ночным пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека на каждого дежурного (пункт 9 Правил № 390).
В силу пункта 12 Правил № 390 на объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты.
Руководитель организации обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (пункт 20 Правил № 390).
В соответствии с пунктом 21 Правил № 390 руководитель организации обеспечивает устранение повреждений средств огнезащиты для строительных конструкций, инженерного оборудования зданий и сооружений, а также осуществляет проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией изготовителя и составляет акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год. В случае окончания гарантированного срока огнезащитной эффективности в соответствии с инструкцией завода-изготовителя и (или) производителя огнезащитных работ руководитель организации обеспечивает проведение повторной обработки конструкций и инженерного оборудования зданий и сооружений.
Руководитель организации организует проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями (пункт 22 Правил № 390).
В силу пункта 23 Правил № 390 на объектах защиты запрещается: хранить и применять на чердаках, в подвалах и цокольных этажах, а также под свайным пространством зданий легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы, кроме случаев, предусмотренных нормативными документами по пожарной безопасности в сфере технического регулирования; использовать чердаки, технические этажи, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов; размещать и эксплуатировать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и другие подобные помещения, а также хранить горючие материалы; снимать предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации; размещать мебель, оборудование и другие предметы на подходах к пожарным кранам внутреннего противопожарного водопровода и первичным средствам пожаротушения, у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, в переходах между секциями и выходами на наружные эвакуационные лестницы, демонтировать межбалконные лестницы, а также заваривать люки на балконах и лоджиях квартир; проводить уборку помещений и стирку одежды с применением бензина, керосина и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также производить отогревание замерзших труб паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня; остеклять балконы, лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам; устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы; устраивать в производственных и складских помещениях зданий (кроме зданий V степени огнестойкости) антресоли, конторки и другие встроенные помещения из горючих материалов; устанавливать в лестничных клетках внешние блоки кондиционеров; загромождать и закрывать проходы к местам крепления спасательных устройств; изменять (без проведения в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности порядке экспертизы проектной документации) предусмотренный документацией класс функциональной пожарной опасности зданий (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой).
Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством Российской Федерации. Руководителем организации, на объекте защиты которой возник пожар, обеспечивается доступ пожарным подразделениям в закрытые помещения для целей локализации и тушения пожара (пункт 35 Правил № 390).
В силу пункта 36Правил № 390 при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается:
а) устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей, при отсутствии иных (дублирующих) путей эвакуации либо при отсутствии технических решений, позволяющих вручную открыть и заблокировать в открытом состоянии указанные устройства. Допускается в дополнение к ручному способу применение автоматического или дистанционного способа открывания и блокирования устройств;
б) размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, на галереях, в лифтовых холлах, на лестничных площадках, маршах лестниц, в дверных проемах, эвакуационных люках) различные материалы, изделия, оборудование, производственные отходы, мусор и другие предметы, а также блокировать двери эвакуационных выходов;
в) устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;
г) фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются устройства, автоматически срабатывающие при пожаре), а также снимать их;
д) закрывать жалюзи или остеклять переходы воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках;
е) заменять армированное стекло обычным в остеклении дверей и фрамуг;
ж) изменять направление открывания дверей, за исключением дверей, открывание которых не нормируется или к которым предъявляются иные требования в соответствии с нормативными правовыми актами.
Руководитель организации обеспечивает исправное состояние механизмов для самозакрывания противопожарных дверей (пункт 37(1) Правил № 390).
Согласно пункту 57 Правил № 390 руководитель организации обеспечивает укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и пожарными запорными клапанами, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год). Пожарный рукав должен быть присоединен к пожарному крану и пожарному стволу и размещаться в навесных, встроенных или приставных пожарных шкафах, имеющих элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении. Пожарные шкафы (за исключением встроенных пожарных шкафов) крепятся к несущим или ограждающим строительным конструкциям, при этом обеспечивается открывание дверей шкафов не менее чем на 90 градусов.
В соответствии с пунктом 61 Правил № 390 руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий. На объекте защиты должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
Диспетчерский пункт (пожарный пост) обеспечивается телефонной связью и ручными электрическими фонарями (пункт 65 Правил № 390).
Руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности. Не допускается сжигать отходы и тару, разводить костры в местах, находящихся на расстоянии менее 50 метров от объектов защиты. Запрещается на территории поселений, городских округов и внутригородских муниципальных образований, а также на расстоянии менее 1000 метров от лесных массивов запускать неуправляемые изделия из горючих материалов, принцип подъема которых на высоту основан на нагревании воздуха внутри конструкции с помощью открытого огня (пункт 77 Правил № 390).
В силу пункта 108 Правил № 390 руководитель организации обеспечивает обработку деревянных конструкций сценической коробки (колосники, подвесные мостики, рабочие галереи и др.), горючих декораций, сценического и выставочного оформления, а также драпировки в зрительных и экспозиционных залах, фойе и буфетах огнезащитными составами, о чем должен быть составлен соответствующий акт с указанием даты пропитки и срока ее действия.
Согласно части 2 статьи 87 Федерального закона № 123-ФЗ пределы огнестойкости строительных конструкций должны соответствовать принятой степени огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков. Соответствие степени огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков и предела огнестойкости применяемых в них строительных конструкций приведено в таблице 21 приложения к настоящему Федеральному закону.
В пункте 26 Положения «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 указан перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Проанализировав вышеназванные нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что учреждение обязано соблюдать обязательные требования пожарной безопасности, на нарушение которых указано в пунктах №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 12, 15, 16, 17, 18, 19, 21, 22, 24, 26, 27, 28, 29, 30, 32; 33, 34, 35, 41, 43, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 56и 57оспариваемого предписания.
Пунктом 31 предписания на заявителя возложена обязанность по устранению нарушения п. 4.3.3СП 1.13130.2009, а именно, размещения в лестничной клетке оборудования, выступающего из плоскости стен (трубопровод водопроводный со стороны служебного входа).
В соответствии с п. 4.3.3СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» в коридорах на путях эвакуации не допускается размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте менее 2 м, газопроводы и трубопроводы с горючими жидкостями, а также встроенные шкафы, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов.
Постановлением по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка № 1 Свердловского судебного района г. Перми от 20 декабря 2018 года Муниципальное автономное учреждение культуры города Перми «Пермский театр кукол» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 12 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении судом установлено, что требования о недопущении размещения оборудования, выступающего из плоскости стен (трубопровод водопроводный со стороны служебного входа) (п. 31 предписания) являются необоснованным, поскольку данный водопровод не является газопроводом или трубопроводом горючих жидкостей и не является нарушением в соответствии с указанными правилами.
Таким образом, обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего дела, являлись предметом рассмотрения по делу, рассматриваемому судом общей юрисдикции.
В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения, принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности (Постановление КС РФ от 21.12.2011 N 30-П).
При таких обстоятельствах, учитывая, что судом общей юрисдикции установлено отсутствие нарушения, изложенного в пункте 31 предписания № 177/1/1 от 26.04.2018, оспариваемые решение и предписание подлежат признанию недействительными в указанной части.
Нарушения требований пожарной безопасности, указанные в пунктах 1, 2, 3, 47, 48 предписания № 177/1/1 от 26.04.2018 подтверждаются заключениями Федерального государственного бюджетного учреждения «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Пермскому краю» № 56-3-6/М от 18.04.2018, № 56-3-6/Д/1 от 18.04.2018, № 56-3-6/Д от 18.04.2018.
Нарушения требований пожарной безопасности, указанные в пунктах 4, 5, 6, 8, 12 оспариваемого предписания подтверждаются заключениями Федерального государственного бюджетного учреждения «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Пермскому краю» № 56-3-7 от 18.04.2018, № 56-3-8 от 18.04.2018.
Иные нарушения требований пожарной безопасности зафиксированы непосредственно при проведении проверки, подтверждаются актом проверки, пояснениями проводивших проверку должностных лиц, данными в судебном заседании, не доверять которым у суда оснований не имеется.
Судом установлено, что в распоряжении о проведении внеплановой выездной проверки от 29 марта 2018 № 177 был указан перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.
Копия распоряжения получена представителем заявителя ФИО7 30 марта 2018 года.
Вместе с тем, документы, на которые ссылается заявитель в обоснование отсутствия нарушений были представлены в адрес государственного органа только 25 мая 2018 года, после вынесения оспариваемого предписания. Доказательств того, что на момент проведения проверки и вынесения предписания уполномоченный орган располагал указанными документами, в материалах дела не имеется.
Так же представленные документы не могли быть учтены Главным государственным инспектором г. Перми по пожарному надзору ФИО2 при принятии решения от 06.06.2018, поскольку правомерность предписания от 26.04.2018 № 177/1/1 оценивалась с учетом документов имеющихся у государственного инспектора на момент его вынесения.
Кроме того, с целью проверки исполнения предписания от 26 апреля 2018 г. № 177/1/1 государственным органом вынесено распоряжение от 27.08.2018 № 671 о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица в отношении учреждения. Срок проведения проверки установлен с 26.09.2018 по 23.10.2018 (20 рабочих дней).
По результатам проверки составлен акт от 23 октября 2018 года № 671, в котором указано на неисполнение п. 1, 2, 18, 31, 32, 42, 46, 48 предписания. Следовательно, доводы заявителя об отсутствии нарушений и их устранении в остальной части оспариваемого предписания приняты должностным лицом при проведении контрольной проверки.
Ссылаясь на невозможность исполнения п.п. 19, 54, 57 предписания, заявитель указывает на то, что здание является объектом культурного наследия, проведение строительных и иных работ на территории которого запрещено за исключением работ по его сохранению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ) объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу пункта 2 статьи 35 Закона № 73-ФЗ проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
Статьей 52 Закона № 73-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении права пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, физические и юридические лица обязаны обеспечивать неизменность облика и интерьера этого объекта культурного наследия (пункт 3).
Вместе с тем, тот факт, что занимаемое заявителем здание является объектом культурного наследия, не может служить обстоятельством, освобождающим от необходимости соблюдения правообладателем такого здания требований и норм пожарной безопасности. Объекты культурного наследия не являются исключением в части соблюдения требований и норм пожарной безопасности, поскольку в силу части 1 статьи 5 Закона № 123-ФЗ, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 6 Закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности. Таким образом, законодательно предусмотрены различные способы обеспечения пожарной безопасности на объекте защиты. Выбор того или иного способа обеспечения данных требований возложен на правообладателя объекта и определяется им самостоятельно. Заявитель имел возможность произвести расчет пожарного риска для объекта защиты (с учетом его архитектурных особенностей) с целью его оценки на предмет соответствия значениям, установленным Законом № 123-ФЗ. Исполнение соответствующих требований пожарной безопасности заявителем с целью недопущения искажения исторического облика здания также возможно путем разработки компенсирующих мер пожарной безопасности. Как следует из материалов дела, заявителем указанные требования не выполнено.
Иные доводы заявителя судом исследованы и отклонены как не опровергающие изложенные выше выводы.
В силу вышеизложенного суд не усматривает несоответствия оспариваемого предписания и оспариваемого решения в части пунктов №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 12, 15, 16, 17, 18, 19, 21, 22, 24, 26, 27, 28, 29, 30, 32; 33, 34, 35, 41, 43, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 56и 57закону или иному нормативному правовому акту, равно как и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявленные требования в указанной части не подлежат удовлетворению.
Понесенные заявителем судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины при подаче заявления в суд подлежат взысканию с заинтересованного лица на основании статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Требования Муниципального автономного учреждения культуры города Перми «Пермский театр кукол» удовлетворить частично.
Признать недействительным п. 31 предписания от 26 апреля 2018 года № 177/1/1, составленного инспектором отделения надзорной деятельности и профилактической работы г. Перми по Свердловскому району и поселку Новые Ляды, 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми ФИО1
Признать незаконным решение от 06 июня 2018 года Главного государственного инспектора г. Перми по пожарному надзору ФИО2 в части отказа в удовлетворении требований по исключению п. 31 из предписания от 26 апреля 2018 года № 177/1/1.
Обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Муниципального автономного учреждения культуры города Перми «Пермский театр кукол» (ОГРН <***>, ИНН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 (Три тысячи) руб. 00 коп.
В удовлетворении остальной части требований Муниципальному автономному учреждению культуры города Перми «Пермский театр кукол» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Судья Е.В. Завадская