ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-2878/15 от 04.06.2015 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

ул. Екатерининская, дом 177, г. Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

05 июня 2015 года

Дело № А50-2878/2015

Резолютивная часть решения объявлена 04 июня 2015 года. Полный текст решения изготовлен 05 июня 2015 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Дубова А.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Батуевой К.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «А-Элита» (ОГРН 1105902001270,  ИНН 5902172871)

к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН 1035900084054, ИНН 5902292939)

об оспаривании постановления от 18.12.2014 № 3527 по делу об административном правонарушении,

при участии:

представителя заявителя Попова Д.В. по доверенности от 22.12.2014,

представителя административного органа Шулеповой И.А. по доверенности от 12.01.2015

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «А-Элита» (далее – заявитель, общество, управляющая компания) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее – административный орган, инспекция) от 18.12.2014 № 3527, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс) в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Заявитель наличие нарушения не признает, в обоснование требований указывает, что дом № 40«в» по ул. Космонавта Беляева является одним из четырех многоквартирных домов единого жилого комплекса «Аэлита», установка приборов учета тепловой энергии и теплоносителя на вводе в дом № 40«в» не предусмотрена проектом строительства указанного жилого комплекса. Контрольно-измерительные приборы, исходя из показаний которых определяется объем потребленных ресурсов каждым из четырех домов, находятся в двух из этих домов, в том числе в доме № 40«б». Таким образом, в случае проверки теплового пункта, расположенного в доме № 40«б» административный орган имел возможность произвести замеры температуры горячего водоснабжения. Кроме того, общество указывает на то, что инспекция надлежащим образом не уведомила его о времени и месте проведения проверки, чем нарушила нормы Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Определением суда от 17.02.2015 заявление принято, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства, поскольку оно соответствует требованиям, установленным пунктом 4 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Определением от 10.04.2015 суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

Административный орган представил материалы по делу об административном правонарушении и отзыв на заявление, в котором выражает несогласие с доводами заявителя, оспариваемое постановление считает законным и обоснованным.

Кроме того, инспекцией представлено определение об исправлениях от 01.06.2015, из которого следует, что при изготовлении постановления от 18.12.2014 № 3527 допущена опечатка при указании наименования объекта проверки: вместо дома № 40«в» указан дом № 40«а». Административный орган определил исправить данную опечатку, объектом проверки считать жилой дом № 40«в» по ул. Космонавта Беляева г.Перми.

В судебном заседании 03.06.2015 объявлен перерыв до 04.06.2015. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте суда в сети Интернет 03.06.2015, в связи с чем участвующие в деле лица считаются извещенными о времени продолжении судебного заседания надлежащим образом (статья 163 АПК РФ с учетом пункта 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 № 99 «О процессуальных сроках»).

Поскольку стороны определением суда от 10.04.2015 извещены о возможности перехода из предварительного в основное судебное заседание при отсутствии возражений относительно рассмотрения дела в их отсутствие, и к настоящему судебному заседанию таких заявлений от сторон не поступило, суд после перерыва завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции (часть 4 статьи 137 АПК РФ, пункт27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству»).

Рассмотрев материалы дела, исследовав письменные доказательства, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.  

В связи с обращением гражданина Безденежных Д.И. от 27.09.2014 (л.д. 84) и на основании распоряжения от 21.10.2014 № 3527 (л.д. 82-83) административный орган провел внеплановую выездную проверку соблюдения правил содержания и ремонта многоквартирного жилого дома
№ 40«в» по ул. Космонавта Беляева г.Перми, находящегося в управлении общества на основании договора от 13.08.2014 (л.д. 39-48).

В ходе проверки  установлено, что в нарушение пунктов 5.2.24, 5.3.13 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила
№ 170) на вводе в дом отсутствуют контрольно-измерительные приборы, в связи с чем невозможно произвести замеры температуры и давления в системе горячего водоснабжения (далее – ГВС).

Указанное нарушение отражено в акте проверки от 23.10.2014 № 3527 (л.д. 77-79) и послужило основанием для составления в отношении общества протокола от 16.12.2014 № 3527 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ (л.д. 10).

По результатам рассмотрения протокола административным органом вынесено постановление от 18.12.2014 № 3527 (л.д. 6-7), которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Полагая, что данное постановление является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что требования общества являются правомерными.

В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов (или) жилых помещений влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, являются отношения в сфере порядка использования жилых домов и  жилых помещений.

Объективная сторона правонарушения состоит в действиях (бездействии), нарушающих правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.

Субъектами данного правонарушения признаются как должностные лица, так и юридические лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Частью 2.3 указанной статьи установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Поскольку общество приняло на себя управление многоквартирным домом № 40«в» по ул. Космонавта Беляева г.Перми, оно является ответственным за содержание и ремонт данного дома, а также за соответствие его технического состояния требованиям действующего законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно пункту 5.2.24 Правил № 170 на вводе в здание теплопроводов центрального отопления должна быть установлена запорная арматура, до и после нее – контрольно-измерительные приборы (далее – КИП) (манометры, термометры, приборы учета тепловой энергии и теплоносителя).

КИП, регулирующая и запорная арматура должны находиться в технически исправном состоянии и отвечать установленным требованиям.

Исходя из пункта 5.3.13 Правил № 170 на вводе системы ГВС должны быть установлены приборы учета (теплосчетчики или водосчетчики) с выводом показаний на диспетчерский пункт.

На трубопроводах, обслуживающих отдельные группы приборов, и на подводках к газовым водонагревателям установка диафрагм и регуляторов не допускается.

Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491).

Согласно пункту 5 указанных Правил в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (подпункт «ж» пункта 10 Правил № 491).

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно части 6 статьи 13 Закона № 261-ФЗ до 01.07.2012 собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, за исключением систем централизованного газоснабжения, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Таким образом, системное толкование изложенных выше норм законодательства позволяет сделать вывод о том, что по общему правилу многоквартирные жилые дома должны быть оборудованы общедомовым (коллективными) приборами учета потребляемых коммунальных ресурсов, и объем потребляемых коммунальных услуг должен определяться на основании показаний таких приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном порядке.

Данные нормы направлены на защиту прав и законных интересов собственников соответствующих жилых помещений от необоснованного начисления платы за потребленные коммунальные ресурсы, незаконного возложения на них обязанности несения дополнительных, необоснованно завышенных расходов на оплату поставляемых ресурсов.

Как указано заявителем и не опровергнуто административным органом, жилой дом № 40«в» по ул. Космонавта Беляева г.Перми является частью единого жилого комплекса «Аэлита», соединенного между собой подземным технологическим коридором. Вся информация о температуре в системе ГВС поступает в режиме реального времени на пульт в диспетчерскую службу жилого комплекса. КИП находятся на конце трубы ввода сети ГВС в дом
№ 40«в», который расположен в тепловом узле в доме № 40«б». Установка КИП в доме № 40«в» не предусмотрена проектом строительства данного жилого комплекса.

Согласно имеющейся в материалах дела проектной документации на жилой комплекс со встроенно-пристроенными помещениями по ул. Космонавта Беляева, д. 40«б» (дом 1В, 1Г) (л.д. 94-101) инженерное обеспечение дома 1Г решено совместно с домом 1В и офисами. Дома 1Г и 1В соединены между собой подземным коммуникационным коридором.

В материалы дела представлено положительное заключение КГУ «Управление государственной экспертизы Пермского края» № 160/6.07-165/8.07-1.07 по проекту «Жилой комплекс со встроенно-пристроенными помещениями по ул. Беляева, 40Б в Индустриальном районе г. Перми», из которого следует, что индивидуальные тепловые пункты (далее – ИТП) располагаются на цокольном этаже блока № 1А и под зданием № 1Г. Технические помещения цокольных этажей зданий № 1А и № 1Б, а также зданий № 1В и № 1Г соединяются проходным подземным каналом, в котором размещаются инженерные коммуникации.

Также согласно данному заключению запроектированы вводы водопровода в ИТП зданий №№ 1А и 1Г. На вводах водопроводов в здания в помещениях ИТП устанавливаются общие водомерные узлы на здания, а также водомерные узлы по отдельным системам водоснабжения. Предусматривается установка счетчиков холодной и горячей воды в каждой квартире и для каждого предприятия общественного назначения. Приготовление горячей воды предусматривается в водонагревателях проектируемых тепловых пунктов. Холодное и горячее водоснабжение жилых домов запроектированы двухзонными: нижняя зона – 1-12 этажи, верхняя – 13-25 этажи. Подключение проектируемых зданий к тепловым сетям предусмотрено по независимой схеме через ИТП, размещаемые в отдельных помещениях зданий № 1А (на цокольном этаже) и № 1Г (в техническом подполье). В ИТП предусмотрена установка пластинчатых подогревателей отопления и горячего водоснабжения. ИТП оборудуются узлами коммерческого учета расходуемой тепловой энергии. Предусматривается установка приборов учета и контроля теплоносителя, а также систем автоматического регулирования ГВС и отопления. В проекте предусмотрена установка приборов учета воды, тепла. Инженерные сети и системы здания разработаны в соответствии с техническими условиями, а также требованиями действующих нормативных документов.

Таким образом, дома №№ 40«б» и 40«в», а также дома № 40«г» и 40«д» объединены друг с другом, вводы коммунальных услуг (отопления и горячей воды) фактически располагаются в двух из четырех домов единого жилого комплекса. При этом учет потребления коммунальных ресурсов в виде тепловой энергии и горячего водоснабжения в доме № 40«в» осуществляется посредством коллективного прибора учета, общего для указанного дома и для дома № 40«б», в связи с тем, что указанные дома являясь частью жилого комплекса имеют единые инженерные сети, в том числе сети теплоснабжения, водоснабжения, по сетям теплоснабжения и водоснабжения указанных домов выполнен один ввод в дома №№ 40«б» и 40«в» с установкой общих водомерных и тепловых узлов на вводе, в ИТП жилых домов, расположенном на цокольном этаже дома № 40 «б» установлен общий узел учета тепла на жилую часть домов №№ 40«б» и 40«в».

Аналогичные выводы о наличии единой сети теплоснабжения названных жилых домов, одного общего узла учета тепла и горячего водоснабжения сформулированы в акте обследования от 13.02.2015 (л.д. 20), из которого усматривается, что представителями управляющей компании совместно с представителями организации, обслуживающей системы отопления и ГВС указанного жилого комплекса произведено обследование теплового узла домов № 40«б» и 40«в» и установлено, что тепловой узел находится на цокольном этаже дома № 40«б». В данном тепловом узле расположены вводы труб отопления и ГВС жилых домов № 40«б» и № 40«в». Дома соединены технологическим коридором. На вводах в жилые дома установлены перекрывающие краны, монометры, термометры, приборы учета тепловой энергии и теплоносителя. На момент проведения обследования данные приборы находятся в исправном состоянии.

Также в акте указано, что со слов Стремоусова А.В. и Гусева А.В. , присутствовавших 23.10.2014 при проведении административным органом проверки, специалисту инспекции Кузнецовой Д.А. разъяснено, что КИП находятся на конце ввода сети ГВС в дом № 40«в», который расположен в тепловом узле на цокольном этаже дома № 40«б». Однако Кузнецова Д.А. отказалась проводить обследование теплового узла в доме № 40«б».

На основании вышеизложенного, на момент проверки 23.10.2014 у инспекции имелась возможность произвести замеры температуры и давления на конце сети ввода в жилой дом № 40«в».

Довод административного органа о том, что действующим законодательством предусмотрена необходимость установки коллективного (общедомового) прибора учета (в виде самостоятельной установки и самостоятельного оборудования) для каждого многоквартирного дома, основан на неправильном толковании норм ЖК РФ, поскольку из буквального содержания положений указанного нормативного акта приведенный вывод не следует.

Допрошенный в ходе судебного заседания в качестве свидетеля Гусев А.В., пояснил, что он является индивидуальным предпринимателем, по договору от 01.02.2011, заключенному с заявителем, оказывает ему услуги по планово-профилактическому обслуживанию инженерных сетей многоквартирных домов, расположенных по адресам г.Пермь, ул. Космонавта Беляева, д. 40«б», 40«в», 40«г», 40«д». Свидетель Гусев А.В. подтвердил, что установленный на вводе в дом № 40«б» прибор учета тепла и горячей воды позволяет определить фактический объем потребляемых ресурсов в том числе и жителями дома № 40«в». При этом индивидуальный прибор учета коммунальных ресурсов установлен   в каждой квартире. Размер платы за отопление в местах общего пользования производится исходя из ежемесячных показаний общедомового прибора учета тепловой энергии и пропорционально площади занимаемого каждым собственником жилого помещения. Установка прибора учета тепловой энергии и ГВС на каждый отдельный дом требует внесения изменений в проектную документацию.

Таким образом, установленный в соответствии с проектной документацией жилого комплекса по ул. Космонавта Беляева, д. 40 «б» (фактически домов №№ 40«б» и 40«в») общедомовой (коллективный) прибор учета, как уже указывалось выше и не опровергнуто инспекцией, обеспечивает учет объема потребления теплоэнергии и горячей воды каждым из двух домов.

Поскольку дом № 40«в» является частью единого жилого комплекса, суд считает допустимым нахождение КИП для указанного дома на вводе в дом
№ 40«б». На вводе системы ГВС, который расположен в доме № 40«б», установлены приборы учета (теплосчетчики или водосчетчики) с выводом показаний на диспетчерский пункт, что соответствует пунктам 5.2.24, 5.3.13 Правил № 170.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие (недоказанность) события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Поскольку событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.22 КоАП РФ, инспекцией не установлено и не доказано, в действиях (бездействии) общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения.

На основании вышеизложенного, заявленные требования следует удовлетворить, оспариваемое постановление – признать незаконным и отменить по правилам, предусмотренным частью 2 статьи 211 АПК РФ.

Государственная пошлина по настоящему делу не взыскивается, так как заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагается (часть 4 статьи 208 АПК РФ).

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении № 3527, вынесенное  18 декабря  2014 года Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края о привлеченииобщества с ограниченной ответственностью  «Управляющая компания «А-Элита» (ОГРН 1105902001270, ИНН 5902172871) к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 40 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней  с даты его изготовления в полном объеме  через Арбитражный суд Пермского края. 

Судья                                                                                  А.В. Дубов