ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-29628/18 от 27.11.2018 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Пермь      

04 декабря 2018 года                                                      Дело № А50-29628/2018

Резолютивная часть решения объявлена 27 ноября 2018года.

Полный текст решения изготовлен 04 декабря 2018 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи  Катаевой М.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Пастуховой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Государственного бюджетного учреждения Пермского края «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края»                                (ОГРН 1175958027410, ИНН 5902044157)

к заместителю прокурора города Перми Бабкиной А.В.                                 

об оспаривании представления,

третьи лица: 1) Прокуратура Пермского края, 2) Федеральное государственное казенное учреждение «Первый отдельный авиационный отряд»

при участии:

от заявителя  – Давыдова А.Л. (доверенность от 05.07.2017 № 54-д, паспорт),

от третьего лица – Мясниковой Е.В. (доверенность от 08.10.2018, удостоверение),

У С Т А Н О В И Л:

Государственное бюджетное учреждение Пермского края «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» (далее – ГБУ «ЦТИ ПК», заявитель)обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными представления заместителя прокурора города Перми Бабкиной А.В. от 28.08.2018 № 2/21-5918 об устранении нарушения федерального законодательства, регламентирующего порядок предоставления сведений о зарегистрированных правах на жилые помещения.

27.11.2018 от Федерального государственного казенного учреждения «Первый отдельный авиационный отряд» (далее – казенное учреждение) поступил отзыв на заявление, в котором третье лицо просит отказать в удовлетворении требований заявителя.

В судебном заседании представитель заявителя доводы, изложенные в заявлении, поддержал. Считает незаконным представление прокуратуры ввиду наложения на заявителя оспариваемым актом обязанности по безвозмездному оказанию услуг в случаях, не предусмотренных законом.

Представитель прокуратуры в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного представления.

Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Прокуратурой города Перми на основании обращения казенного учреждения проведена проверка на предмет правомерности отказа ГБУ «ЦТИ ПК» в предоставлении на безвозмездной основе сведений о наличии у военнослужащего (Могилина В.Н.) жилых помещений на праве собственности.

В ходе проверки прокуратурой выявлено нарушение со стороны заявителя п. «м» ст. 13 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», согласно которому органы федеральной службы безопасности имеют право получать на безвозмездной основе от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен запрет на передачу такой информации органам федеральной службы безопасности.

Казенное учреждение входит в структуру органов федеральной службы безопасности и создано в соответствии с положением о Федеральной службе безопасности, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.08.2003 № 960.  Казенное учреждение реализует полномочия государственного органа власти, который обеспечивает условия для реализации гражданами прав на жилище. Согласно п. 3.1 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных Приказом ФСБ России от 24.10.2011 № 590, казенным учреждением самостоятельно запрашиваются документы, в том числе справки (сообщения) бюро технической инвентаризации о наличии (отсутствии) жилых помещений на праве собственности, если такие документы не были представлены военнослужащими и членами их семей по собственной инициативе.

28.08.2018 заместителем прокурора города Перми вынесено представление № 2/21-59-18, которым предписано устранить выявленные нарушения законодательства, повторно рассмотреть запрос казенного учреждения.

ГБУ «ЦТИ ПК», считая представление незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что в удовлетворении требований заявителя следует отказать.

В соответствии со ст. 198, 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходима совокупность двух условий: несоответствие его закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу ч. 1 ст. 65, ч. 5              ст. 200 АПК РФ возложена на орган или лицо, принявший данный акт.

Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) в п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 22, статьях 24, 28 устанавливает, что прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

Исходя из норм, содержащихся в статьях 1, 21, 24 Законе о прокуратуре, с учетом позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24.03.2005 №110-О, а также разъяснений, отраженных в п. 3 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015 (вопрос 19), в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.12.2009                        № 56-В09-15, заявление об оспаривании представления прокурора подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.

Статьей 1 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (далее - Закон №40-ФЗ) установлено, что Федеральная служба безопасности - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.

К органам федеральной службы безопасности относятся, в том числе, авиационные подразделения (ст. 2 Закона №40-ФЗ).

Согласно п.п. 1 и 5 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.08.2003 № 960 (далее – Положение № 960), Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) является федеральным органом исполнительной власти, в состав которой входят территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы, другие органы безопасности, подразделения и организации, необходимые для реализации задач, возложенных федеральным законодательством на органы безопасности, центры специальной подготовки, авиационные подразделения, а также подразделения специального назначения.

В соответствии с п. 1 главы 1 Устава Учреждения, утвержденного приказом ФСБ России от 18.11.2014 № 654 (далее – Устав), Федеральное государственное казенное учреждение «Первый отдельный авиационный отряд» является авиационным подразделением ФСБ России.

Статьей 4 Закона № 40-ФЗ определено, что правовую основу деятельности федеральной службы безопасности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

В силу ст. 15 Закона № 40-ФЗ органы федеральной службы безопасности осуществляют свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности.

В соответствии с пунктом «м» ст. 13 Закона № 40-ФЗ органы федеральной службы безопасности имеют право получать на безвозмездной основе от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен запрет на передачу такой информации органам федеральной службы безопасности.

ГБУ «ЦТИ ПК» в заявлении ссылается на п. 2.7 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ), согласно которому за представление сведений, содержащихся в учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации, взимается плата, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Федеральные законы не содержат норм, в соответствии с которыми заявитель был обязан предоставить сведения по запросу казенного учреждения.

Заявитель считает, что приведенные в представлении прокуратуры нормативные акты не содержат норм, согласно которым ГБУ «ЦТИ ПК» обязано было предоставить сведения. Кроме того, считает, что правила организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденные приказом ФСБ России от 24.10.2011 №590, являются обязательными только для подведомственных ФСБ России организаций.

Приведенные выше доводы заявителя арбитражный суд отклоняет, руководствуясь следующим.

В письме Казначейства России от 23.06.2005 №42-7.1-04/9.2-165 «По вопросу разъяснения правомерности предоставления различных сведений правоохранительным органам» указано, что сведения правоохранительным органам могут предоставляться в предусмотренных законом случаях, в частности на основании пункта «м» ст. 13 Закона № 40-ФЗ.

Таким образом, Казначейство фактически разъяснило и санкционировало предоставление органам федеральной службы безопасности на безвозмездной основе информации, необходимой для выполнения возложенных на них обязанностей.

Далее. В ст. 8 Закона №40-ФЗ установлены основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности. К ним относится: контрразведывательная деятельность, борьба с терроризмом, борьба с преступностью, разведывательная деятельность, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности.

Отдельным абзацем в названной статье указано, что иные направления деятельности органов федеральной службы безопасности определяются федеральным законодательством.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон №76-ФЗ) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Исходя из данной нормы на органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, возложена обязанность по обеспечению военнослужащих жильем.

Порядок признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно установлен постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 № 512, постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы,

нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства».

Приказом ФСБ России от 24.10.2011 № 590 утверждены Правила организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями (далее – Правила № 590).

Правила № 590 определяют порядок организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в органах безопасности, граждан, уволенных с военной службы из органов безопасности с оставлением в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий), и членов их семей, а также членов семей погибших (умерших) военнослужащих (граждан), признанных в органах безопасности нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) и принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Пунктом 3 Правил № 590 предусмотрено, что в целях признания нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, военнослужащим подается соответствующее заявление с приложением документов, перечисленных в данном пункте.

В случае невозможности представления каких-либо документов, предусмотренных настоящим пунктом, военнослужащим подается рапорт с объяснением причин невозможности их представления.

Таким образом, казенное учреждение в пределах своих полномочий обеспечивает условия для предоставления военнослужащим жилых помещений, при этом в рамках возложенных полномочий осуществляет функции по учету граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно пункту 3.1 Правил № 590 военнослужащие и члены их семей вправе (но не обязаны) по собственной инициативе представлять в жилищную комиссию:

а) выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества (жилые помещения и земельные участки) на всей территории Российской Федерации (начиная с 31 января 1998 г.) и имевшиеся у них объекты недвижимого имущества (жилые помещения и земельные участки) за последние пять лет;

б) справки (сообщения) бюро технической инвентаризации о наличии (отсутствии) жилых помещений на праве собственности (со всех мест регистрации по месту жительства, а также с мест прохождения военной службы, начиная с 11 июля 1991 г. по 31 января 1998 г.);

в) иные документы, по мнению военнослужащих и членов их семей, подтверждающие их право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Жилищной комиссией самостоятельно запрашиваются документы, указанные в подпунктах «а» и «б» названного пункта (их копии или содержащиеся в них сведения), в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены военнослужащими и членами их семей по собственной инициативе.

Учитывая, что сведения о наличии (отсутствии) у граждан жилых помещений на праве собственности, являются необходимым условием для принятия решения о постановке военнослужащего на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, органы ФСБ в рамках осуществления функций по принятию на жилищный учет военнослужащих и их семей, не только вправе, но и обязаны обращаться за получением таких сведений в органы и организации, располагающими запрашиваемой информацией, при этом сведения должны предоставляться на безвозмездной основе.

Учитывая, что прокуратурой в порядке ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ, представлены доказательства правомерности и обоснованности вынесения оспариваемого представления, арбитражный суд считает, что вышеуказанный ненормативный правовой акт соответствует действующему законодательству.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Оспариваемое представление от 28.08.2018 № 2/21-59-18 по установленным фактам нарушений действующего законодательства вынесено прокуратурой в пределах своих полномочий и в порядке, установленном действующим законодательством.

Заявителем не опровергнуты обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого представления.

В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по заявлению подлежит отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Судья                                                                   М.А. Катаева