ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-30559/20 от 17.02.2021 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

ул.Екатерининская, д.177, г.Пермь, 614068, http://www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь    

16 апреля 2021 года                                             Дело № А50-30559/2020

Резолютивная часть решения принята 17 февраля 2021 года. Мотивированное решение изготовлено 16 апреля 2021 года.                                                

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Самаркина В.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, дело
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Центр «Региональные информационные системы» (ОГРН <***>,
ИНН <***>)

к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми (межрайонному) (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительными решений о привлечении страхователя
к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете
в системе обязательного пенсионного страхования от 24.11.2020
№ 203S19200033418, от 24.11.2020 № 203S19200033419, от 24.11.2020
№ 203S19200033420,

встречному заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе
г. Перми (межрайонного) (ОГРН <***> ИНН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Центр «Региональные информационные системы» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании финансовых санкций в общей сумме 24 000 рублей,

лица, участвующие в деле, о наличии возбужденного производства
и возможности представления в сроки, установленные в определении
о принятии заявления к производству, доказательств, дополнительных документов, извещены надлежащим образом в порядке статей 121,
123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) путем направления в их адрес копий определения
о принятии заявления к производству заказным письмом с уведомлением,
а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении о принятии заявления к производству,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Центр «Региональные информационные системы» (далее - заявитель, Общество, общество «Центр «Региональные информационные системы», страхователь) обратилось
в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации
в Индустриальном районе г. Перми (межрайонному) (далее - Управление ПФР, Управление, заинтересованное лицо, фонд) о признании недействительными решений о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 24.11.2020 № 203S19200033418, от 24.11.2020 № 203S19200033419, от 24.11.2020 № 203S19200033420.

Ненормативные акты фонда от 24.11.2020 № 203S19200033418,
от 24.11.2020 № 203S19200033419, от 24.11.2020 № 203S19200033420, которыми заявителю за выявленные нарушения назначены штрафы
по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996
№ 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее также - Закон № 27-ФЗ)
в размере 500 руб., 13 500 руб., 10 000 руб. соответственно, оспариваются заявителем в полном объеме.

Определением Арбитражного суда Пермского края от 16.12.2020 заявление Общества к Управлению ПФР принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Определением Арбитражного суда Пермского края от 03.02.2021
в порядке статьи 132 АПК РФ принято для совместного рассмотрения
с заявлением Общества к фонду встречное заявление Управления ПФР
к Обществу о взыскании финансовых санкций в общей сумме 24 000 рублей.

В обоснование заявленных требований страхователь, по приведенным
в заявлении доводам, указывает на недоказанность оснований для привлечения его к ответственности, отмечает, что сведения в отчетности
по форме СЗВ-М за июнь, июль, август 2020 года отправлены в фонд своевременно, в дальнейшем Общество самостоятельно направило
в Управление отчеты за июнь, июль, август 2020 с кодом «доп» (дополняющая форма) в отношении 1, 27 и 20 застрахованных лиц, соответственно, сведения на которых ранее представлены не были.

При этом, с позиции страхователя, самостоятельное представление дополняющих форм отчетности по отношению к ранее представленным сведениям в отношении застрахованных лиц до выявления неполноты сведений фондом не свидетельствует о противоправном деянии, правовые основания для применения финансовой санкции отсутствуют.

Встречные требования Управления ПФР к Обществу о взыскании финансовых санкций в общем размере 24 000 руб. мотивированы выявлением допущенных страхователем нарушений нормативно предусмотренного срока представления в составе отчетности по форме СЗВ-М за июнь, июль, август 2020 года сведений в отношении 1, 27 и 20 застрахованных лиц, соответственно, и неуплатой в добровольном порядке на основании выставленных фондом требований от 21.12.2020 № 203S01200030908,
от 21.12.2020 № 203S01200030909, от 21.12.2020 № 203S01200030910 финансовых санкции в установленные указанными требованиями сроки.

По доводам отзыва на встречное заявление Управления ПФР Общество просило требования фонда оставить без удовлетворения.

В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Учитывая, что решения фонда вынесены 24.11.2020, а с заявлением Общество обратилось в арбитражный суд 09.12.2020, следовательно, заявителем соблюден установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок и его заявление подлежит рассмотрению судом по существу.

Управлением ПФР соблюден установленный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании финансовых санкций, суммовой критерий, с достижением которого у территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации возникает правомочие на обращение в суд
с заявлением о взыскании финансовых санкций, и срок обращения
в арбитражный суд с требованиями о взыскании с Общества финансовых санкций (части 15, 16, 17, 18 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, статьи 213,
214 АПК РФ) и встречные требования фонда также подлежат рассмотрению судом по существу.

Рассмотрев дело в порядке упрощенного производства, без вызова лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит
к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами,  Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 10.10.2011,
в регистрирующем (налоговом) органе по месту его учета с присвоением
ОГРН <***>.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона
от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации», статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996
№ 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», статьям 8, 11 Федерального закона
от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете
в системе обязательного пенсионного страхования», обязано представлять
в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ
«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» определено, что страхователь обязан
в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные этим Федеральным законом.

Как установлено статьей 5 Закона № 27-ФЗ, органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации, соответствующие функции реализуются также его территориальными органами.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996
№ 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 этой статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, а редакции, действующей с 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет
о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации
о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Как следует из материалов дела, по факту выявления нарушения заявителем срока представления сведений индивидуального  (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 1 застрахованного лица за июнь 2020 года: нормативно предусмотренный срок представления - не позднее 15.07.2020, фактически представлены в составе отчета по форме СЗВ-М (тип «дополняющая») - 14.10.2020, должностным лицом Управления ПФР 15.10.2020 составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 203S18200032067, фиксирующий выявленное нарушение требований пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

По результатам рассмотрения акта от 15.10.2020 №203S18200032067 и иных документов, уполномоченным должностным лицом Управления ПФР вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности
за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 24.11.2020 № 203S19200033418, которым заявитель привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 500 рублей.

После выявления нарушения заявителем срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 27 застрахованных лиц за июль
2020 года: нормативно предусмотренный срок представления - не позднее 17.08.2020, фактически представлены в составе отчета по форме СЗВ-М (тип «дополняющая») - 14.10.2020, должностным лицом Управления ПФР 15.10.2020 составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 203S18200032068, фиксирующий выявленное нарушение требований пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

По итогам рассмотрения акта от 15.10.2020 №203S18200032068 и иных документов, уполномоченным должностным лицом Управления ПФР вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности
за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 24.11.2020 № 203S19200033419, которым страхователь привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 13 500 рублей.

По факту выявления нарушения заявителем срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 20 застрахованных лиц за август 2020 года: нормативно предусмотренный срок представления -
не позднее 15.09.2020, фактически представлены в составе отчета по форме СЗВ-М (тип «дополняющая») - 14.10.2020, должностным лицом Управления ПФР 15.10.2020 составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 203S18200032069, отражающий выявленное нарушение требований пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

По результатам рассмотрения акта от 15.10.2020 №203S18200032069 и иных документов, уполномоченным должностным лицом Управления ПФР вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности
за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 24.11.2020
№ 203S19200033420, которым заявитель привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с решениями Управления ПФР от 24.11.2020
№ 203S19200033418, от 24.11.2020 № 203S19200033419, от 24.11.2020
№ 203S19200033420, полагая, что они не соответствуют законодательству и нарушают права заявителя в сфере экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанных ненормативных актов недействительными. Управлением ПФР в связи
с выявленными нарушениями и неуплатой финансовых санкций на основании направленных в адрес страхователя требований от 21.12.2020 предъявлено и принято в порядке статьи 132 АПК РФ к рассмотрению совместно с первоначальным заявлением Общества встречное заявление
о взыскании с Общества финансовых санкций в общей сумме 24 000 рублей.

Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71, 162 АПК РФ полагает, что требования страхователя подлежат удовлетворению, в свою очередь, требования Управления ПФР о взыскании со страхователя финансовых санкций в общей сумме 24 000 руб. удовлетворению не подлежат.

Положения части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5
статьи 200 АПК РФ возлагают на заинтересованное лицо обязанность по доказыванию факта правонарушения, что предполагает необходимость установления в ходе проверки конкретных обстоятельств, подтвержденных документально и свидетельствующих о совершении плательщиком страховых взносов вменяемого ему нарушения законодательства.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел
об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя
в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из взаимосвязанного анализа положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. На наличие указанных обстоятельств при оценке ненормативных актов, действий (бездействия) обращено внимание в пунктах 1, 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», вынесенных при разрешении публично-правовых споров постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее также - ВАС РФ) от 01.02.2010 № 13065/10,
от 17.03.2011 № 14044/10.

Исходя из части 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания санкций, возлагается на заявителя.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов
на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», действовавшей с 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет
о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии
у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Сведения представляются по форме СЗВ-М «Сведения
о застрахованных лицах», утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п.

В поле «Тип формы» отчета по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации
от 01.02.2016 № 83п, предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: «исхд», «доп» и «отмн»: - код «исхд» (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период; - код «доп» (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; - код «отмн» (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения
о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

Обязанность по представлению страхователями названной отчетности
в территориальные органы ПФР введена Федеральным законом от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» с 01.04.2016 (статья 2, часть 2 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ).

Таким образом, исходя из нормативных требований, сведения
о застрахованных лицах в отчетности за июнь, июль, август 2020 года,
как отчетные периоды, страхователи обязаны представить в территориальные органы ПФР (с учетом рабочих и выходных дней) - не позднее
15 июля 2020 года, 17 августа 2020 года, 15 сентября 2020 года, соответственно.

Из обстоятельств дела не следует, что Общество первоначально сведения о застрахованных лицах в составе отчетов по форме СЗВ-М
за июнь, июль, август 2020 года, тип «исхд» (исходная форма), представлены с нарушением нормативно предусмотренного срока, так, из материалов дела усматривается, что первоначально сведения в отношении 10 застрахованных лиц за июнь 2020 года представлены страхователем своевременно
(в пределах установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ срока) - 13.07.2020, также своевременно представлены сведения о застрахованных лицах и за последующие месяцы: за июль 2020 года в отношении 14 застрахованных лиц - 17.08.2020, за август 2020 года в отношении
17 застрахованных лиц - 14.09.2020.

Впоследствии Обществом в фонд представлены 14.10.2020 формы отчетности за июнь 2020 года (с типом «дополняющая форма) в отношении
1 застрахованного лица, за июль 2020 года (с типом «дополняющая форма)
в отношении 27 застрахованных лиц, за август 2020 года (с типом «дополняющая форма) в отношении 20 застрахованных лиц.

Приведенные обстоятельства явились основанием для вынесения заинтересованным лицом оспариваемых решений от 24.11.2020
№ 203S19200033418, от 24.11.2020 № 203S19200033419, от 24.11.2020
№ 203S19200033420, в которых отражено, что заявителем нарушен срок представления сведений о застрахованных лицах за июнь, июль, август
2020 года в отношении 1, 27 и 20 застрахованных лиц, соответственно.

Статьей 16 Закона № 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения
в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.

Согласно статье 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Как определено частью 5 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися
у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении
в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

Как предусматривалось пунктом 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, и действующей до 27.07.2020 (далее также - Инструкция № 766н), при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма. Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет
в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

Исходя из пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления
об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются. Страхователь вправе при выявлении ошибки
в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Таким образом, для представления исправленных сведений
как в части 5 статьи 17 Закона № 27-ФЗ (в редакции Федерального закона
от 03.07.2016 № 250-ФЗ), так и в Инструкции № 766н,
нормативно предусмотрен срок - в течение 5 рабочих дней, который исчисляется со дня получения страхователем уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений.

Соответственно, финансовые санкции не подлежали применению при условии исправления страхователем ошибок в сведениях в установленный пятидневный срок (абзац второй пункта 39 Инструкции № 766н), а также в случае самостоятельного выявления ошибки до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (абзац третий пункта 39 Инструкции № 766н).

На основании пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н,
за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений
о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ.

Как предусмотрено пунктом 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений
о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России
от 22.04.2020 № 211н и действующей с 27.07.2020 (далее также - Инструкция № 211н), при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется
по почте заказным письмом или передается в электронном виде
по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся
у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

В абзаце втором пункта 40 Инструкции № 211н закреплено, что
в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся
в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются; в данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются (абзац третий пункта 40 Инструкции № 211н).

Исходя из абзаца четвертого пункта 40 Инструкции № 211н в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным
за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений
о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Закона
№ 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц
в установленный срок.

Как установлено частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, в редакции Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2
статьи 11 этого Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Арбитражный суд учитывает, что с 01.01.2017 отношения, связанные исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, нормативно регламентируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ), что также предполагает применения положений глав 14, 15 Налогового кодекса Российской Федерации.

Соответственно, на правоотношения, связанные с контролем
за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено законодательством об обязательном пенсионном страховании; к указанным правоотношениям применимы,
в частности, положения глав 14, 15 НК РФ. Соответствующая сохраняющая актуальность правовая позиция изложена в пункте 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 11.08.2004 № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных
с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании».

Исходя из положений статей 101, 101.4, 106, 108, 110 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 6 статьи 13 АПК РФ), привлекая Общество к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона
№ 27-ФЗ, Управление ПФР должно не только констатировать факт представления сведений с расхождениями показателей, но и обязано определить все элементы состава данного правонарушения, в том числе виновность привлекаемого к ответственности лица (правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженные
в Постановлениях от 27.04.2001 № 7-П, от 15.07.1999 № 11-П, от 14.07.2003 № 12-П).

В нарушение вышеупомянутых норм закона, ни акты проверки, ни оспоренные решения фонда не содержат конкретных обстоятельств правонарушения, сведений о виновных противоправных ошибках, искажениях, допущенных страхователем.

В указанных документах содержатся ссылки на непредставление Обществом в установленный срок сведений о застрахованных лицах, без указания на то, в результате каких виновных действий страхователя представлены первоначально неполные сведения.

Заполнение формы отчетности с ошибками, без исследования причин,
в результате которых они были допущены, само по себе не свидетельствует
о противоправном характере действий страхователя.

Кроме того, как следует из материалов дела, ошибки выявлены, исправлены и дополняющие формы, отражающие сведения о застрахованных лицах, представлены Обществом как страхователем самостоятельно. Доказательств предшествующего представлению Обществом дополняющих форм СЗВ-М за указанные отчетные периоды выявления фондом нарушений
из материалов дела не следует и заинтересованным лицом иное
не доказано (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, часть 4
статьи 215 АПК РФ).

Вступившая в силу в 2017 году и действующая на момент рассмотрения данного спора часть 5 статьи 17 Закона № 27-ФЗ и ранее действующая Инструкция № 766н, нормативно фиксируют, что представление страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений либо до обнаружения расхождений территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации освобождает страхователя от применения финансовых санкций.

Соответственно, первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самим страхователем,
не могут расцениваться как недостоверные, неполные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующими нормативными требованиями.

Констатация в решении фонда нарушения без установления виновных действий либо бездействия заявителя, без установления причинно-следственной связи между такими действиями (бездействиями)
и совершенным правонарушением, а также без установления наличия
у заявителя реальной возможности для соблюдения указанных норм, при наличии возражений заявителя относительно обстоятельств вменяемого правонарушения, в данном случае не является достаточным основанием для привлечения заявителя к публичной ответственности.

Таким образом, исправление в установленном порядке ранее представленных страхователем в фонд сведений, как реализация правомочий страхователя, предусмотренных статьей 15 Закона № 27-ФЗ, само по себе
не может свидетельствовать о наличии состава правонарушения, в частности по критерию отсутствия признаков противоправности и виновности.

Учитывая, что неполнота в отношении численного состава застрахованных лиц изначально направленных сведений устранена Обществом путем направления 14.10.2020 исправленных сведений
(по дополняющим формам СЗВ-М) до выявления нарушения фондом,
до получения актов проверки от 15.10.2020, содержащих выявленные фондом несоответствия численного состава застрахованных лиц применительно
к указанным отчетным периодам 2020 года, в порядке реализации предусмотренных статьей 15 Закона № 27-ФЗ правомочий,
в рассматриваемом случае у Управления ПФР отсутствовали правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, установленной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Состав каждого нарушения фонду надлежало установить применительно к нормативным требованиям в отношении сроков представления и реквизитов отчетности на момент первоначального представления отчетности, а не констатировать факт нарушения после самостоятельного представления заявителем дополняющих сведений
в нормативно предусмотренном порядке (статья 15 Закона № 27-ФЗ, Инструкция № 766н, Инструкция № 211н).

Исходя из части 1 статьи 65, части 3 статьи 189, части 5
статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для вынесения ненормативного акта, возлагается на Управление ПФР.

Суд принимает во внимание положение о возможности неприменения финансовых санкций в случае исправления ошибки страхователем
до момента ее обнаружения органом Пенсионного фонда Российской Федерации, что устанавливалось пунктом 39 Инструкции № 766н.

Таким образом, исправление в установленном порядке ранее представленных страхователем в фонд сведений само по себе при недоказанности всех элементов правонарушения не может свидетельствовать о наличии состава правонарушения, что исключает применение финансовых санкций.

Условия, с наличием которых связывается освобождение страхователя от публичной ответственности при представлении дополнительных сведений в отношении застрахованных лиц (представление таких сведений
о застрахованных лицах до выявления нарушения фондом) страхователем соблюдены.

Соответствующая правовая позиция об отсутствии оснований для применения финансовых санкций в рассматриваемой ситуации, учитываемая арбитражным судом при рассмотрении настоящего дела, отражена
в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018
№ 303-КГ18-99, от 05.09.2018 № 303-КГ18-5700, от 05.09.2018
№ 303-КГ18-5702, и закреплена в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018,
в
пункте 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019

Согласно правовым подходам, приведенным в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, пункте 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности
за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.

Следует учитывать, что Закон № 27-ФЗ и Инструкции № 766н
и Инструкция № 211н, не предусматривали и не предусматривают ограничений по количеству направляемых страхователей исправленных сведений в территориальный орган внебюджетного фонда, исправление, дополнение ранее представленных страхователем сведений
само по себе не свидетельствует о превышении установленного срока предоставления отчетности и совершении нарушения.

Как отражено в указанных Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 № 303-КГ18-99, от 05.09.2018 № 303-КГ18-5700,
от 05.09.2018 № 303-КГ18-5702, такой правоприменительный
подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей
в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

Статьей 19 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что Инструкция о порядке
ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений
о зарегистрированных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 1 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н, определен предмет ее правовой регламентации, и эта Инструкция, являясь подзаконным нормативно-правовым актом, не может расширять основания наступления ответственности и состав правонарушения.

Публичная ответственность за совершение правонарушений может устанавливаться только законом (подпункт «е» пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50
«О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

Правовые нормы, предусматривающие публичную ответственность, 
не подлежат расширительному толкованию; расширительное толкование правовой нормы о публичной ответственности (расширение состава правонарушения) является недопустимым с точки зрения соблюдения баланса частных и публичных интересов. Соответствующие правовые позиции отражены в сохраняющих актуальность постановлениях Президиума ВАС РФ от 06.03.2001 № 8651/00, от 05.03.2002 № 8445/01, от 09.07.2013
№ 1299/13, пункт 21 Информационного письма Президиума ВАС РФ
от 17.03.2003 № 71).
Исходя из правового подхода, приведенного в пункте 21 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71, расширять сферу действия норм о публичной ответственности, в том числе по мотиву логичности и целесообразности такого расширения, недопустимо.

Согласно части 1 статьи 13 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.

Арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу (часть 2
статьи 13 АПК РФ).

Вопреки доводам Управления, основанный на Инструкции № 211н подход, по сути, лишает страхователя возможности без штрафной санкции
в случае обнаружения ошибок в представленных сведениях за определенный период исправить ошибку и представить дополнительные сведения
в отношении не вошедших в первоначальные сведения застрахованных лицах, что нельзя признать правомерным. Реализация предусмотренного статьей 15 Закона № 27-ФЗ правомочия на исправление, дополнение сведений о застрахованных лицах не может сопровождаться негативными правовыми последствиями в виде применения финансовых санкций.

При таких обстоятельствах, оспариваемые ненормативные акты Управления ПФР, с учетом нормативных положений, приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, подлежат признанию недействительными.

Порядок привлечения страхователя к ответственности
Управлением ПФР соблюден, что заявителем не опровергнуто (часть 2
статьи 9, часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), вместе с тем, указанное обстоятельство
не свидетельствует о законности оспоренных заявителем ненормативных актов фонда.

Решения Управления ПФР от 24.11.2020 № 203S19200033418,
от 24.11.2020 № 203S19200033419, от 24.11.2020 № 203S19200033420 подлежат признанию недействительными, с возложением на заинтересованное лицо обязанности устранить нарушения прав и законных интересов заявителя (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Учитывая, что привлечение страхователя к ответственности, наложение на него штрафов в общем размере 24 000 руб. признано судом неправомерным, несмотря на то, что порядок привлечения страхователя
к ответственности Управлением ПФР соблюден, встречные требования фонда о взыскании с общества «Центр «Региональные информационные системы» как должника по встречному требованию финансовых санкций являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Иные доводы лиц, участвующих в деле, судом исследованы, и признаны не имеющими самостоятельного правового значения для рассмотрения спора по существу.

В силу статьи 112, части 2 статьи 168 АПК РФ при вынесении решения подлежат распределению судебные расходы.

Исходя из статьи 101 АПК РФ, судебные расходы состоят
из государственной пошлины и судебных издержек, связанных
с рассмотрением дела арбитражным судом. На основании части 1
статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими
в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии с положениями части 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты. При этом отсутствуют правовые основания для взыскания государственной пошлины по делу, по которому принято судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины (статья 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации). Соответствующий правовой подход отражен в пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел
в арбитражных судах».

Учитывая, что законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов, в связи с этим, если судебный акт принят
не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (пункт 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46
«О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»).

Поскольку требования заявителя о признании недействительными ненормативных актов Управления ПФР от 24.11.2020 № 203S19200033418, от 24.11.2020 № 203S19200033419, от 24.11.2020 № 203S19200033420 признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению, расходы по уплате государственной пошлины в размере 9 000 руб. - за рассмотрение заявления об оспаривании трех решений фонда (платежные поручения
от 07.12.2020 № 302, от 18.12.2020 № 335 л.д.89, 90), с учетом статьи 110 АПК РФ, в сумме 9 000 руб. подлежат отнесению на Управление.

В свою очередь, поскольку требования фонда, освобожденного при обращении в арбитражный суд от уплаты государственной пошлины (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации), признаны судом не подлежащими удовлетворению, государственная пошлина за рассмотрение настоящего дела в бюджет
с Общества как должника по встречному заявлению взысканию
не подлежит (подпункт 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46
«О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»).

Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 201, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

1. Требования общества с ограниченной ответственностью «Центр «Региональные информационные системы» (ОГРН <***>,
ИНН <***>) удовлетворить.

2. Признать недействительными вынесенные Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации
в Индустриальном районе г. Перми (межрайонным) (ОГРН <***>, ИНН <***>) решения о привлечении страхователя к ответственности
за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете
в системе обязательного пенсионного страхования от 24.11.2020
№ 203S19200033418, от 24.11.2020 № 203S19200033419, от 24.11.2020
№ 203S19200033420, как не соответствующие законодательству Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, учитывая, что исходные сведения
о застрахованных лицах за июнь, июль, август 2020 года направлены страхователем в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете
в системе обязательного пенсионного страхования» срок, а неполнота (недостоверность) изначально направленных сведений устранена страхователем путем направления корректирующих сведений в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ
«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>) устранить нарушения прав и законных интересов заявителя - общества с ограниченной ответственностью «Центр «Региональные информационные системы»
(ОГРН <***>, ИНН <***>).

3. В порядке распределения судебных расходов взыскать
с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми (межрайонного) (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Центр «Региональные информационные системы»
(ОГРН <***>, ИНН <***>) в счет возмещения затрат
по уплате государственной пошлины 9 000 (девять тысяч) рублей.

4. Встречные требования Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе
г. Перми (межрайонного) (ОГРН <***>, ИНН <***>) оставить без удовлетворения.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок,
не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на официальном сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет: www.17aas.arbitr.ru.

Судья                                                                                     В.В. Самаркин