ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-30575/16 от 27.02.2017 АС Пермского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД  ПЕРМСКОГО  КРАЯ

Екатерининская, д.177,  Пермь, 614068

www.perm.arbitr.ru

      Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

06 марта 2017 года                                                          Дело № А50-30575/2016

Резолютивная часть решения объявлена судом 27 февраля 2017 года.

В полном объеме решение изготовлено 06 марта 2017 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи  Катаевой М.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Инглисман И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания                 Феникс Петролеум» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным решения,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 (доверенность от 30.10.2013, паспорт);

от заинтересованного лица - ФИО2 (доверенность от 21.12.2016, удостоверение),

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Феникс Петролеум»(далее -  заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра)№ 22/511/2016 от 08.09.2016 об отказе в возврате излишне уплаченной суммы от уплаты денежных средств.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, представил письменные возражения на отзыв заинтересованного лица.В обоснование заявленных требований ссылается на то, что заявление о возврате государственной пошлины, уплаченной за регистрацию прав на объект недвижимого имущества, было подано через многофункциональный центр в последний день трехлетнего срока. Дата обращения заявителя в многофункциональный центр является датой обращения в уполномоченный орган, следовательно, отказ в возврате государственной пошлины по основанию пропуска срока является незаконным.

Представитель Управления Росреестра с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (л.д. 37-38). Основываясь на требованиях налогового законодательства о подаче заявления в установленный срок именно в орган, который осуществлял соответствующее действие, за которое излишне уплачена государственная пошлина, оспариваемое решение считает законным, поскольку в Управление Росреестра заявление о возврате государственной пошлины поступило  по истечении трехлетнего срока.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей участвующих  в деле лиц, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

04.09.2013 обществом по платежному поручению № 201 произведена уплата государственной пошлины в размере 600 руб. за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 13).

05.09.2016 общество  обратилось в Управление Росреестра с заявлением о возврате суммы 600 руб. в связи с отказом лица, уплатившего указанную сумму государственной пошлины, от совершения действий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним до обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (л.д. 14-16, 40). Заявление было подано через филиал КГАУ «Пермский краевой многофункциональный цент предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – МФЦ).

По результатам рассмотрения заявления общества Управлением Росреестра принято решение№ 22/511/2016 от 08.09.2016 об отказе в возврате излишне уплаченной суммы от уплаты денежных средств               (л.д. 11-12), о принятом решении заявитель извещен письмом от 21.09.2016 (л.д. 17).

Заявитель, полагая, что решение об отказе является незаконным, нарушает его права в сфере экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания оспариваемого решения незаконным суду необходимо установить наличие в совокупности двух условий: несоответствие решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в дело документы в совокупности с пояснениями представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997                   № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого решения, (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ)  под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В силу ст. 11 Федерального закона № 122-ФЗ за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно положениям подп. 4 п. 1, п. 3, ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Из материалов дела судом установлено, что государственная пошлина за совершение регистрационных действий была уплачена обществом 04.09.2013, заявление о возврате  государственной пошлины подано в МФЦ 05.09.2016.  С учетом того, что последний день срока (04.09.2016) приходился на нерабочий день и днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, следует признать, что заявление подано в пределах трехлетнего срока, установленного ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

В обоснование оспариваемого решения Управление Росреестра ссылается на то, что заявление было передано ему из МФЦ по реестру 07.09.2016 (л.д. 43-44), то есть по истечении трехлетнего срока для возврата государственной пошлины.

Доводы заинтересованного лица судом рассмотрены и отклонены по следующим основаниям.

Приказом Управления Росреестра по Пермскому краю от 02.06.2015              № 179 утвержден Порядок возврата (зачета) государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – Порядок), который  регламентирует процедуру возврата (зачета) денежных средств плательщикам, в том числе в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения действий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним до обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (подпункт 4 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ).

В пункте 1.4 Порядка указано, что заявление о возврате (зачете) государственной пошлины может быть подано плательщиком в любой филиал КГАУ "Пермский краевой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", а также в любое структурное подразделение Управления, осуществляющее деятельность по приему/выдаче документов на государственную регистрацию прав по усмотрению заявителя.

Согласно пункту 1.9 Порядка процедура принятия решения о возврате (зачете) или отказе в возврате (зачете) денежных средств состоит из следующих этапов:

1.9.1. Прием заявления плательщика.

1.9.2. Подготовка проекта решения о наличии (отсутствии) у плательщика оснований для возврата или зачета денежных средств.

1.9.3. Принятие (подписание) решения о возврате (зачете или отказе в возврате) государственной пошлины руководителем Управления (лицом, исполняющим его обязанности) или заместителем руководителя Управления - заместителем главного государственного регистратора.

1.9.4. Возврат или зачет денежных средств:

На этапе приема заявления Порядком предусмотрено следующее:

2.1. Заявление о возврате (зачете) денежных средств подается плательщиком либо его представителем на имя руководителя Управления в любой филиал МФЦ или отдел Управления, осуществляющий деятельность по приему/выдаче документов на государственную регистрацию прав.

2.6. Заявления, принятые территориальными филиалами МФЦ, передаются на рассмотрение в отделы Управления, на территории обслуживания которых находится филиал, в течение двух рабочих дней со дня регистрации заявления (соглашение с МФЦ от 20.06.2013).

Таким образом, Порядок предусматривает альтернативные способы подачи заявления о возврате (зачете) государственной пошлины по усмотрению заявителя: в любой филиал МФЦ или в любое структурное подразделение Управления, осуществляющее деятельность по приему/выдаче документов на государственную регистрацию прав. Заявления, принятые территориальными филиалами МФЦ, передаются на рассмотрение в отделы Управления.

При этом Порядок не содержит указания на то, что в случае подачи заявления через МФЦ днем обращения с заявлением о возврате государственной пошлины является дата приема заявления  регистрирующим органом.

В соответствии с п. 1 Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 № 1376, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг организует предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в соответствии с соглашениями о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

С учетом изложенного суд соглашается с доводом заявителя о том, что принцип «одного окна» предполагает, что дата обращения в МФЦ является датой обращения в уполномоченный орган.

Ссылка Управления Росреестра на условия соглашения о взаимодействии с МФЦ, заключенного 30.12.2015 (л.д. 50-60), не принимается судом во внимание, так как указанное соглашение является внутренним документом, устанавливающим порядок эффективного взаимодействия сторон при предоставлении государственных услуг, его положения не могут противоречить нормам действующего законодательств и нарушать права лиц, обращающихся за предоставлением государственной услуги.

При изложенных выше обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое решение не соответствует требованиям действующего законодательства, а также нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем подлежит признанию незаконным.

Поскольку судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, понесенные заявителем судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины при подаче заявления в суд подлежат взысканию с  заинтересованного лица на основании  ст.  110 АПК РФ.

Руководствуясь 110, 167 - 170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю № 22/511/2016 от 08.09.2016 как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Феникс Петролеум» (ОГРН <***>, ИНН <***>) 3 000 (Три тысячи) рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.                       

                           Судья                                     Катаева М.А.