ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-31069/21 от 18.05.2022 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Пермь       

25.05.2022 года                                                             Дело № А50-31069/21

Резолютивная часть решения объявлена 18.05.2022года.

Полный текст решения изготовлен 25.05.2022 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Седлеровой С.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства строительства Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Прокуратуре Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

- общество с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Максима Горького 86» (ОГРН <***>, ИНН <***>),

- товарищество собственников жилья «Форма-5»(ОГРН <***>,  ИНН <***>),

- Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>),

- общество с ограниченной ответственностью «Сарко» (ОГРН <***>, ИНН <***>).

о признании незаконным представления №7-52-131-2021 от 21.09.2021 об устранении нарушений градостроительного законодательства,

при участии:

от заявителя: ФИО1, доверенность от 31.01.2022, предъявлен паспорт, диплом;

от заинтересованного лица Прокуратуры Пермского края: ФИО2, доверенность от 31.02.2022, предъявлено служебное удостоверение; ФИО3, доверенность от 31.01.2022, предъявлено служебное удостоверение;

от третьего лица общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Максима Горького 86»: ФИО4, доверенность от 24.01.2022, предъявлен паспорт, оригинал диплома;

от иных третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом;

слушатель: ФИО5, И.Г., ФИО6;

У С Т А Н О В И Л:

Министерство строительства Пермского края (далее – заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным представления прокуратуры Пермского края (далее – заинтересованное лицо, Прокуратура) об устранении нарушений градостроительного законодательства №7-52-131-2021 от 21.09.2021.

В обоснование заявленных требований  Министерство указывает, что оспариваемое представление не соответствует положениям градостроительного законодательства, нарушает права, свободы и законные интересы Министерства в сфере реализации полномочий по контролю за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, делегированными в силу ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ). Полагает, что разрешения на строительство выданы Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми (далее – ДГА, Департамент) при наличии оснований для отказа в выдаче, установленных частью 13 статьи 51 ГрК РФ, поскольку проектная документация, предоставленная для получения разрешения на строительство, не соответствует документации по планировке территории (далее – ДПТ). Обосновывающая часть проекта планировки территории содержит параметры высотности спорного дома, которым проект не соответствует. Основные параметры застройки были определены самим застройщиком, являлись предметом публичных слушаний и являются обязательными для соблюдения.  Считает несостоятельным довод Прокуратуры о том, что ДПТ не содержит информацию о параметрах строительства спорного дома, в том числе высотность, так ка опровергается обосновывающей частью  ДПТ, которая является неотъемлемой частью проекта планировки территории и также подлежит соблюдению и содержит в себе четкое обоснование  по инсоляции и затеняемости, а также по обеспечению проектируемого дома объектами социальной инфраструктуры (в частности, детскими садам, школами, парковочными местами. Максимальный параметр высотности был установлен в целом для квартала № 163, что не противоречит положениям ст. 42 ГрК РФ, пониженный параметр этажности (высотности) был определен самим застройщиком изначально.

Представитель заявителя заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении с учетом представленных дополнений (т.1 л.д.52-62, т.2 л.д.16-32). Указал, что позиция заинтересованного лица и застройщика является фактическим отрицанием условий договора о развитии застроенной территории от 23.03.2011, по условиям которого застройщик принял обязательство по строительству  в соответствии с утвержденным проектом планировки территории. Проект планировки территории предусматривает единственный вариант строительства дома с этажностью в 6, 7 и 9 этажей. Данное нарушение является существенным, может служить основанием для расторжения договора о развитии застроенной территории. Оспариваемое представление не учитывает условия договора о развитии застроенной территории, обстоятельства разработки ДПТ, его цели и комплексное содержание, противоречит положениям статьи 46.2 ГрК РФ в редакции от 29.11.2020, принципам градостроительного законодательства, установленным в статье 2 ГрК РФ и части 1, 13 статьи 51 ГрК РФ. При этом, предписание Министерства оспорено не было, является законным и обоснованным.

Заинтересованное лицо с требованиями не согласно, оспариваемое представление считает законным и обоснованным, по доводам, изложенным в возражениях оснований для его отмены не усматривает (т.1 л.д.75-81). Полагает, что в текстовой части ДПТ указаны технико-экономические показатели, содержащие, в том числе, предельную этажность и высоту (18 эт./55 м.), что нашло свое отражение в Градостроительном плане. В свою очередь на чертеже, согласно пункту 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ (в ред. от 31.12.2014) также относящегося к основной части, отображаются лишь красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Указанный перечень является закрытым и не предполагает обозначение на чертежах предельных параметров, в том числе высотности (этажности). Следовательно, чертеж определяет исключительно границы различных зон и возможного размещения объектов капитального строительства. Полагает, что ни в описательной части чертежа, ни в текстовой части ДПТ, как это требует п. 2 ч. 3 ст. 42 ГрК РФ (ред. 31.12.2014) не имеется расшифровки и раскрытия содержания данных обозначений «6 эт.», «7 эт.», «9 эт.», а высотность и этажность – это предельные параметры разрешенного строительства, которые в силу ч. 2 ст. 38 ГрК РФ устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне в целом, а не к конкретному объекту капитального строительства. Также отклоняет довод заявителя о том, что  этажность и место расположения объекта, указанные в ДПТ, обоснованы обеспеченностью проектируемого дома объектами социальной инфраструктуры и уровнем инсоляции.

Представителями Прокуратуры доводы, изложенные в возражениях, поддержаны в полном объеме, отмечают, что параметры разрешенного строительства устанавливаются градостроительными регламентами и не могут регулироваться документацией по планировке территории.  Кроме того, удовлетворение заявленных требований по настоящему делу приведет к нарушению прав дольщиков, которые участвуют на основании договоров участия в долевом строительстве многоквартирного дома. Также указывает на наличие полномочий на проведение проверки, что подтверждено решением Пермского краевого суда от 12.05.2022.

Третьим лицом ООО «СЗ «М.Горького 86» поддержана позиция заинтересованного лица по основаниям, изложенным в отзыве с учетом дополнительных объяснений (т. 1 л.д.36-44, т.2 л.д.70-73). Считает, что утвержденный проект планировки территории не содержит в себе ограничений этажности многоквартирного дома в 6-,7-,9-этажей; обосновывающие материалы к проекту планировки в силу закона не подлежат утверждению и официальному опубликованию и, как следствие, не являются общеизвестными и обязательными к исполнению, проект планировки не может устанавливать предельные параметры разрешенного строительства, в том числе предельное количество этажей и высоту здания; пятно застройки объекта не противоречит проекту планировки территории и не может быть установлено ДПТ.

Представителем третьего лица даны пояснения по делу с учетом приведенных ранее ссылок на судебную практику. Поддерживает довод Прокуратуры о нарушении прав дольщиков в случае удовлетворения заявленных требований с учетом стадии готовности строящегося дома.

Третье лицо ТСЖ «Форма-5» выступило на стороне заявителя, полагает, что строительство спорного многоквартирного дома противоречит документации по планировке территории, по условиям договора о развитии застроенной территории  застройщик должен осуществить строительство в соответствии с утвержденным проектом планировки территории, а смена собственника земельного участка не освобождает текущего собственника от обязательности исполнения условий договора.

Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми поддержана позиция заинтересованного лицо по основаниям, изложенным в отзыве, указывает на несогласие с выводами Министерства, отраженными в Акте проверки от 10.08.2021 и предписании от 10.08.2021 (т.1 л.д.46-50). Градостроительный план земельного участка считает непротиворечащим проекту планировки территории, оснований к отказу в выдаче разрешения на строительство установлены не были.

Третье лицо ООО «Сарко» в отзыве на заявление указывает на исполнение обязанности по договору о развитии застроенной территории  в полном объеме. На основном чертеже проекта планировки территории обозначена зона размещения объектов капитального строительства  с предельной высотой застройки 18-55 метров, в п. 2.3 градостроительного плана земельного участка (далее – ГПЗУ) установлена предельные параметры разрешенного строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки. ГПЗУ на момент выдачи разрешения на строительство являлся действующим, в установленном порядке не оспорен.

Как следует из материалов дела, в прокуратуру края поступило обращение ООО «СЗ «М.Горького 86» о несогласии с выданным Министерством Департаменту предписания на отмену разрешений на строительство объекта «Многоквартирный дом со встроенными помещениями общественного назначения по ул. Максима Горького, 86 в г. Перми» (т.1 л.д.82).

На основании решения от 26.08.2021 Прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено следующее.

20.07.2021 издан приказ Министерства о проведении внеплановой проверки Департамента на основании обращения председателя правления ТСЖ «Форма-5» на предмет законности выданного разрешения на строительство вышеуказанного объекта.

По результатам проведенной проверки составлен Акт проверки соблюдения законодательства о градостроительной деятельности № 31-05-2-4-8 от 10.08.2021, в котором Министерство пришло к следующим выводам: в ГПЗУ № RU 90303000-180772 земельного участка в кадастровым номером 59:01:0000000:81747 недостоверно указана информация о параметрах разрешенного строительства объектов капитального строительства, установленных в документации по планировке территории, ограниченной ул. Николая Островского, ул. Тимирязева, ул. Красноармейской 1-й, ул. Максима Горького в Свердловском районе города Перми, утвержденной постановлением администрации города Перми от 17.02.2015 № 83; разрешения от 09.09.2020 № RU 90303000-115-2020, от 15.01.2021 № RU 90303000-115-2020/1, от 18.05.2021 № RU 90303000-115-2020/2 на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями общественного назначения по ул. Максима Горького, 86 в г. Перми выданы Департаментом при наличии оснований для отказа в выдаче разрешения, установленных частью 13 статьи 51 ГрК РФ, в соответствии с которой уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при несоответствии представленных документов требованиям к строительству, в частности требованиям и ограничениям, установленным в документации по планировке территории, указанной в градостроительном плане земельного участка.

Результаты проверки послужили основанием для выдачи Департаменту предписания № 31-05-2-5-6 от 10.08.2021 об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности.

Установив, что предписание Министерства не соответствует нормам действующего законодательства, так как не содержит основанных на законе требований, Прокуратурой в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в Министерство 21.09.2021 внесено представление об устранении нарушений градостроительного законодательства.

Из содержания представления следует, что Прокуратурой в ходе проверки установлено, что градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:81747, выданный 25.04.2018, содержит информацию о наличии проекта планировки территории, а также о параметрах возможной высоты жилой застройки в соответствии с утвержденным проектом планировки.

Представлением № 7-52-131-2021 от 21.09.2021 на Министерство возложена обязанность безотлагательно рассмотреть представление с  участием представителей Прокуратуры, принять меры к устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в нарушении закона; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в письменной форме в установленный законом месячный срок.

Полагая, что указанное представление не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, нарушает права и законные интересы Министерства в сфере реализации полномочий по контролю за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности обратилось в суд с заявлением в порядке гл. 24 АПК РФ.

Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть5 статьи 200 АПК РФ).

В соответствии со статьей 1 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее по тексту – Закона о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Представление прокурора в силу статьи 22 Закона является формой реагирования прокурора на нарушения органами и должностными лицами требований закона.

В силу пункта 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Поскольку неисполнение представления прокурора организацией или должностным лицом, в адрес которых оно внесено, может служить основанием для привлечения лица к административной ответственности, предусмотренной статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), такое представление может быть обжаловано в судебном порядке.

Как установлено судом, 15.08.2008 администрацией города Перми издано постановление № 785 «О развитии застроенной территории, ограниченной ул. 1-й Красноармейской, ул. Максима Горького в жилом районе <...>)».

Отношения, связанные с вопросами развития застроенной территории, регулируются положениями ст. 46.1 - 46.3 ГрК РФ, которые были внесены в данный кодекс Федеральным законом от 18 декабря 2006 № 232-ФЗ «О внесении изменении в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях увеличения объемов жилищного строительства и совершенствования механизмов вовлечения в хозяйственный оборот земельных участков для жилищного строительства.

Данным законом введено понятие "развитие застроенной территории", которое означает снос/реконструкцию здании, строении, сооружении, являющихся аварийными или подлежащими сносу/реконструкции по иному основанию, и осуществление нового строительства на освобожденной территории.

В соответствии со статьей 46.1 ГрК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, развитие застроенных территории осуществляется в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей; решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии - утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры); решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены: многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу; многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.

Таким образом, согласно данной статье решение о развитии застроенной территории должно приниматься органом местного самоуправления с учетом заключения компетентных в вопросах градостроительства и архитектуры органов при наличии градостроительного регламента, а также местных нормативов градостроительного проектирования в целях освобождения земельных участков от старых строении и их нового комплексного освоения.

В соответствии с постановлением администрации города Перми от 28.12.2010 № 911 «О проведении открытого аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории, ограниченной ул. 1-ой Красноармейской, ул. Максима Горького в жилом районе <...>)» Департаментом имущественных отношений администрации города Перми проведен открытый аукцион на право заключения договора о развитии застроенной территории, ограниченной ул. Красноармейской 1-й, ул. Максима Горького в жилом районе <...>), площадью 3 544,596 кв. м.

Согласно части 1 статьи 46.2 ГрК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, по договору о развитии застроенной территории одна сторона обязуется в установленный договором срок своими силами и за свои счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства в соответствии с пп. 3 - 6 ч. 3 указанной статьи, а другая сторона (орган местного самоуправления) обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств в соответствии с пп. 7 - 9 ч. 3 этой же статьи.

Частью 2 статьи 46.2 ГрК РФ в указанной редакции предусмотрено, что договор заключается органом местного самоуправления с победителем открытого аукциона на право заключить такой договор или иным лицом в соответствии с частями. 25 и 28 статьи 46.3 данного Кодекса.

В части 3 статьи 46.2 ГрК РФ приведены существенные условия договора, к которым в том числе относятся: сведения о местоположении и площади застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, перечень адресов здании, строении, сооружении, подлежащих сносу, реконструкции; цена права на заключение договора; срок договора; ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, взаимные обязательства сторон договора.

В данной норме предусмотрены следующие обязательства сторон: орган местного самоуправления обязуется создать необходимые условия для строительства (утвердить проект планировки, принять решение об изъятии путем выкупа жилья в аварийных домах, предоставить земельные участки для застройки), а другая (победитель либо единственный участник аукциона на право заключения такого договора) - подготовить проект планировки застроенной территории, создать или приобрести и передать в государственную или муниципальную собственность благоустроенное жилье для предоставления гражданам определенных категории, уплатить выкупную цену за изымаемые жилые помещения в аварийных многоквартирных домах, осуществить строительство на территории, в отношении которой принято решение о развитии.

Одним из ключевых моментов договора является то, что земельный участок, находящийся в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, предоставляется лицу, с которым заключен такой договор, для строительства без проведения торгов. Участок по выбору такого лица передается бесплатно в собственность или в аренду (пункт 2.1 статьи 30 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент заключения спорного договора, подпункт 13 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, введенной в действие с 1 марта 2015, часть 8 статьи 46.1 ГрК РФ).

По смыслу приведенных норм в результате исполнения договора о развитии территории достигаются как цели, преследуемые органом местного самоуправления за счет средств исполнителя (застройщика) по увеличению жилищного фонда, в том числе по сносу аварийных домов, предоставлению благоустроенного жилья гражданам, проживающим в аварийных и подлежащих сносу домах, передаче в муниципальную собственность дополнительного жилья, так и цели, преследуемые застройщиком, по получению земельных участков в границах подлежащей развитию территории для капитального строительства и получению прибыли в результате использования и реализации построенных объектов. В градостроительном законодательстве отсутствуют нормы, из которых бы следовало, что развитие застроенных территории может осуществляться в целях благоустройства территории без возведения капитальных объектов.

На основании протокола аукционной комиссии от 09.03.2011 между ООО «Сарко» и Управлением жилищных отношений администрации города Перми заключен договор о развитии застроенной территории № 38-УЖО-РЗТ от 23.03.2022 (далее – договор).

По условиям договора застройщик обязался в срок до 01.07.2012 подготовить проект планировки и проект межевания территории, в срок до 31.12.2022 уплатить собственникам выкупную цену за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в срок до 31.12.2014 осуществить строительство на застроенной территории в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункты 3.1.1-3.1.5).

В свою очередь согласно пункту 3.2 договора администрация города обязалась утвердить проект планировки и проект межевания территории в течение 2 месяцев после их представления, после выполнения застройщиком обязательств, предусмотренных п.п. 3.1.1-3.1.2 предоставить без проведения торгов в собственность или в аренду земельный участок.

25.10.2011 администрацией города Перми издано постановление № 673 «О подготовке документации по планировке застроенной территории квартала № 163, ограниченного ул. Николая Островского, ул. Тимирязева, ул. 1-й Красноармейской, ул. Максима Горького в Свердловском районе города Перми», 28.11.2011 архитектурно-планировочным управлением администрации города Перми ООО «Сарко» выдано соответствующее техническое задание на разработку документации.

Постановлением от 03.06.2014 № 78 назначены публичные слушания, которые состоялись 30.06.2014.

Постановлением администрации города Перми от 17.02.2015 № 83 утверждена ДПТ, ограниченной ул. Николая Островского, ул. Тимирязева, ул. Красноармейской 1-й, ул. Максима Горького в Свердловском районе города Перми, которая опубликована в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» от 20.02.2015 № 10.

Согласно пункту 3.2.3 Договора после выполнения обязательств, предусмотренных пунктами 3.1.1-3.1.2 Договора, администрация города Перми предоставляет застройщику без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством для строительства в границах застроенной территории по его выбору бесплатно в собственность или аренду земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности.

Распоряжением начальника Департамента земельных отношений от 30.08.2017 № 1558 на основании части 1 статьи 39.5, статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 46.2 ГрК РФ, заключенного договора от 23.03.2022 ООО «Сарко» предоставлен в собственность бесплатно земельный участок площадью 3 545 кв. м, расположенный по ул. Максима Горького, 86 в Свердловском районе, под многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями за счет земель населенных пунктов.

25.04.2018 ООО «Сарко» выдан ГПЗУ № RU 90303000-180772 земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:81747, в котором указана информация об утвержденной документации по планировке территории в отношении Застроенной территории, которой установлены требования к параметрам застройки, земельный участок расположен в территориальной зане: Ц-1 (зона обслуживания и деловой активности городского центра).

В разделе 2.3 ГПЗУ в иные показатели включен параметр возможной предельной высоты жилой застройки – 18-55 метров из основного чертежа проекта планировки территории, в условных обозначениях которого обозначена цветом зона размещения объектов капитального строительства с предельной высотой застройки 18-55 метров.

В утвержденной части ДПТ в разделе «Основные технико-экономические показатели проекта планировки» указано, что предельная этажность/высота объекта - 18/55 метров.

09.09.2020 по заявлению ООО «ПСК Стройэффект» выдано разрешение на строительство № RU90303000-115-2020.

На основании заявления ООО «СЗ «М.Горького 86» от 11.01.2021 Департаментом выдано разрешение от 15.01.2021 № 59-RU90303000-115-2020/1 в связи со сменой застройщика, затем 18.05.2021 выдано разрешение № RU 90303000-115-2020/2 в связи с корректировкой проектной документации.

Как указывалось ранее, Министерство в ходе проверки пришло к следующим выводам: в ГПЗУ № RU 90303000-180772 земельного участка в кадастровым номером 59:01:0000000:81747 недостоверно указана информация о параметрах разрешенного строительства объектов капитального строительства, установленных в документации по планировке территории, ограниченной ул. Николая Островского, ул. Тимирязева, ул. Красноармейской 1-й, ул. Максима Горького в Свердловском районе города Перми, утвержденной постановлением администрации города Перми от 17.02.2015 № 83; разрешения от 09.09.2020 № RU 90303000-115-2020, от 15.01.2021 № RU 90303000-115-2020/1, от 18.05.2021 № RU 90303000-115-2020/2 на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями общественного назначения по ул. Максима Горького, 86 в г. Перми выданы Департаментом при наличии оснований для отказа в выдаче разрешения, установленных частью 13 статьи 51 ГрК РФ, в соответствии с которой уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при несоответствии представленных документов требованиям к строительству, в частности требованиям и ограничениям, установленным в документации по планировке территории, указанной в градостроительном плане земельного участка.

Прокуратура в ходе проверки пришла к выводу, что ГПЗУ земельного участка в кадастровым номером 59:01:0000000:81747, выданный 25.04.2018, содержит информацию о наличии проекта планировки территории, а также о параметрах возможной высоты жилой застройки в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

Рассмотрев и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ приведенные сторонами доводы и возражения судом установлено следующее.

На основании части 2 статьи 57.3 ГрК РФ источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Перечень необходимой информации, содержащейся в градостроительном плане, приведен в части 3 статьи 57.3 ГрК РФ.

По существу ГПЗУ представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях, о возможности размещения на данном земельном участке объекта капитального строительства.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.04.2017 № 741/пр утверждена Форма градостроительного плана земельного участка.

Согласно положениям Приказа № 741/пр в градостроительный план земельного участка подлежат отражению параметры градостроительного регламента правил землепользования и застройки, действующего на дату подготовки градостроительного плана земельного участка, а также параметры, предусмотренные утвержденной документацией но планировке территории.

Согласно пунктам 1, 2 части 4 статьи 41 ГрК РФ видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории, проект межевания территории. В соответствии с частью 1 статьи 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

Проект планировки территории согласно части 2 статьи 42 ГрК РФ состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Содержание основной части проекта планировки территории раскрывается в пп. "а" - "в" п. 1, п. п. 2, 3 ч. 3 ст. 42 ГрК РФ. Содержание материалов по обоснованию проекта планировки территории раскрывается в п. п. 1 - 14 ч. 4 ст. 42 ГрК РФ.

В силу части 13 статьи 46 ГрК РФ глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.

Из анализа изложенных норм права опубликованию подлежит основная часть проекта планировки территории, которая включает в себя, в том числе чертеж планировки территории, на котором отображаются красные линии. Вышеизложенными нормами права не предусмотрено опубликование обосновывающей части проекта планировки территории.

Подготовка утвержденной постановлением администрации города Перми от 17.02.2015 № 83 документации по планировке территории осуществлена в целях установления границ элементов планировочной структуры, параметров планируемого развития, включая мероприятия по инвестиционно-строительному освоению территории в рамках договора о развитии застроенной территории.

Во втором разделе ДПТ указаны основные мероприятия проекта планировки территории и этапы их реализации.  В третьем разделе ДПТ поименованы основные технико-экономические показатели проекта планировки территории, в столбце 4 указаны позиции, подлежащие утверждению: площади квартала, площадь публичных пространств, предельная этажность\высотность, площадь внутриквартальных пространств для озеленения и размещения площадок для игр и отдыха, площадь зон, занятых улично-дорожной сетью, протяженность улично-дорожной сети, парковочные места.

В наименовании показателя «предельная этажность/высота» в столбце «позиции подлежащие утверждению» указано - 18/55, единица измерения кол./м. где показатель 18 - количество этажей. 55 - высота в метрах.

Согласно статьи 42 ГрК РФ, в редакции, действующей на дату утверждения ДПТ, основная часть проекта планировки территории, которая подлежала утверждению, включала в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображались: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.

Согласно основному чертежу вышеуказанного проекта планировки территории указаны красные линии, зоны размещения линейных объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, зона размещения озелененных территорий общего пользования, зона размещения объектов капитального строительства.

Границы территории, в отношении которой принято решение о развитии территории, в соответствии со статьей 42 ГрК РФ отображению не подлежали, соответственно, на основном чертеже проекта планировки территории не указаны. На чертеже цветом обозначена зона размещения объектов капитального строения с предельной высотой застройки 18-55 метров. Данные параметры отражены в ГПЗУ от 25.04.2018.

С учетом того, что ГПЗУ содержит информацию о наличии проекта планировки территории, а также установленных параметров предельной высоты застройки, оснований для вывода Министерства о недостоверности информации, содержащейся в данном ГПЗУ, суд не усматривает.

ГПЗУ от 25.04.2018 является действующим, сторонами не оспорен.

Отражение схематически в прилагаемом чертеже проекта планировки планируемого к строительству объекта с этажностью 7, 6, 9 этажей, не свидетельствует о недостоверности информации, содержащейся ГПЗУ.

Установление предельной этажности планируемых объектов капитального строительства исходя из основного чертежа ДПТ действующим законодательством не предусмотрено с учетом установления предельной высотности\этажности в разделе технико-экономических показателей. 

По результатам рассмотрения заявления ООО «ПСК Стройэффект» от 03.09.2020 с приложенными к нему документами в соответствии с частью 7 статьи 51 ГрК РФ, в том числе положительного заключения экспертизы проектной документации (шифр 2018/08-03-П, разработчик ООО «Пермпромпроект») от 16.03.2020 Департаментом выдано разрешение на строительство  № RU 90303000-115-2020 в связи с отсутствием оснований для отказа в выдаче разрешения.

Согласно разделу 2.1.3 сведения о технико-экономических показателях объекта капитального строительства положительного заключения экспертизы проектной документации этажность здания составляет 18, высота в соответствии с СП 1.13130.2009 - 49,9 м, предельная высота здания не превышает 54,28 м.

Разрешение на строительство от 15.01.2021 № RU 90303000-115-2020/1 выдано Департаментом с учетом положений частей 21.5, 21.10 статьи 51 ГрК РФ в связи со сменой застройщика.

В дальнейшем, 12.05.2021 ООО «СЗ М.Горького 86» направлено заявление о внесении изменений в разрешение на строительство в соответствии с положениями части 21.14 статьи 51 ГрК РФ. К пакету документов было приложено положительное заключение повторной негосударственной экспертизы от 28.04.2021 № 59-2-1-2-021463-2021.Согласно положительному заключению повторной негосударственной экспертизытехнико-экономические показатели объекта капитального строительства и сроки строительства не изменены, в том числе высота и этажность.

По результатам рассмотрения заявления о внесении изменений в разрешение на строительство и приложенных к нему документов Департаментом принято решение о выдаче разрешения на строительство от 18.05.2021 № 59-RU90303000-115-2020/2.

С учетом вышеизложенного, оснований для отказа Департамента в выдаче разрешений на строительство, предусмотренных частью 13 статьи 51 ГрК РФ отсутствуют, в связи с предоставлением полного пакета документов и наличие положительных заключений проектных документаций.

Кроме того, в соответствии со ст. 30 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются Правилами землепользования и застройки, в которых должны быть указаны предельные параметры разрешенного строительства в отношении земельных участков и объектов капитального строительства в пределах соответствующей территориальной зоны.

Согласно ст. 38 ГрК РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают предельную высоту зданий, строений, сооружений.

Статьей 3 Правил землепользования и застройки г. Перми, утвержденных Решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143 (ред. от 16.12.2014) установлено, что количество видов предельных параметров с установлением их значений применительно к различным территориальным зонам может увеличиваться путем последовательного внесения изменений в настоящие Правила, в том числе с использованием предложений, подготовленных на основе утвержденной документации по планировке территории.

Таким образом, предельное количество этажей и высотность планируемых к строительству (реконструкции) зданий, строений, сооружений, относятся к предельным параметрам разрешенного строительства, которые устанавливаются градостроительными регламентами и не могут регулироваться документацией по планировке территории.

Довод Министерства об обратном в связи с заключением договора о развитии застроенной территории, судом отклоняется как основанный на неверном толковании норм права.

Иные доводы и аргументы заявителя судом рассмотрены и подлежат отклонению, как не опровергающие позицию заинтересованного лица и основанные на интерпретационном изложении отдельных обстоятельств дела

При изложенных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия оспариваемого представления закону или иному нормативному правовому акту, равно как и нарушения прав и законных интересов заявителя, следовательно, не имеется совокупности условий для признания ненормативного правового акта недействительным (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Поскольку на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобождены от уплаты государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 АПК РФ вопрос о распределении государственной пошлины арбитражным судом не рассматривается

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

Требования Министерства строительства Пермского края оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Судья                                                                   С.С. Седлерова