ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-31629/21 от 05.05.2022 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Пермь

23.05.2022 года Дело № А50-31629/21

Резолютивная часть решения объявлена 05.05.2022 года.

Полный текст решения изготовлен 23.05.2022 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Новицкого Д.И, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черемных Е.А. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Метаросс» (ОГРН 1025901366369, ИНН: 5906049389)

к Министерству экономического развития и инвестиций Пермского края (ОГРН 1145958021340, ИНН: 5902993324)

о признании незаконным решения

в судебном заседании приняли участие:

от заявителя – Мертехина О.П., по доверенности, предъявлены паспорт, диплом, свидетельство о заключении брака;

от заинтересованного лица – Владимирова Е.С. предъявлены паспорт, диплом, свидетельство о заключении брака;

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Метаросс» обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Министерству экономического развития и инвестиций Пермского края о признании недействительным решения, оформленного приказом от 22.11.2021 № 18-02-06-114, в части отказа обществу в предоставлении субсидии (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ ).

Применительно к положениям главы 24 АПК РФ, при очевидности преследуемого заявителем материально-правового интереса, суд расценивает заявленные требования как требования о признании недействительным решения Министерства, оформленного приказом, в части отказа ООО «Метаросс» в предоставлении субсидии в целях возмещения части затрат на транспортировку товаров за рубеж по контракту от 25.05.2021 № 00917 и договору поставки от 08.07.2020 № 29/06-01.

В обосновании требований общество ссылается на соблюдение им всех условий, установленных порядком предоставления субсидии, полагает отказ министерства в предоставлении субсидии в целях возмещения затрат на транспортировку товаров за рубеж по контракту от 25.05.2021 № 00917 и договору поставки от 08.07.2020 № 29/06-01 неправомерным.

Министерство с заявленными требованиями не согласно по мотивам, изложенным в отзыве, указывает законность отказа в предоставлении субсидии.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами 29.10.2021г. заявителем в Министерство экономического развития и инвестиций Пермского края подана заявка на предоставление субсидии с прилагаемыми документами.

01.11.2021 заявка и документы заявителя были переданы для рассмотрения в созданную Министерством комиссию по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства.

15.11.2021 комиссией принято решение рекомендовать Министерству отклонить заявку ООО Метаросс в связи с несоблюдением условий предоставления субсидии, установленных пунктами 2.12-2.1.4 Порядка предоставления субсидий из бюджета Пермского края на возмещение части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с осуществлением экспортной деятельности", утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 20 мая 2020 г. N 345-п.

На основании решения комиссии Министерством вынесен приказ от 22.11.2021 № 18-02-06-114, которым заявителю было отказано в предоставлении субсидии.

Не согласившись с решением Министерства, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71, 162 АПК РФ, полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В целях реализации мероприятия 2.1.4 "Снижение части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с осуществлением экспортной деятельности" государственной программы Пермского края "Экономическая политика и инновационное развитие", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03 октября 2013 г. N 1325-п, Постановлением Правительства Пермского края от 20.05.2020 N 345-п, утвержден Порядок предоставления субсидии из бюджета Пермского края на возмещение части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с осуществлением экспортной деятельности, в 2021 году".

Согласно пункту 1.3. Порядка субсидия предоставляется в целях возмещения части затрат на транспортировку товаров за рубеж автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным транспортом, посредством почтовых отправлений, а также собственными силами Заявителя (далее - транспортировка товара).

В соответствии с разделом I Порядка, субсидия предоставляется Заявителям, соответствующим требованиям, установленным частью 1.5 Порядка (заявитель относится к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрирован и осуществляет деятельность на территории Пермского края, у него отсутствует просроченная задолженность и др.)

Разделом II Порядка предусмотрены условия предоставления субсидии, согласно которым, субсидия предоставляется:

при соответствии Заявителя требованиям, установленным пунктами 1.5.1-1.5.12 Порядка;

при условии, что коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза товаров, партии которых транспортировались за рубеж, не входят в перечень кодов сырьевых товаров

при наличии обязанности Заявителя по транспортировке товара в соответствии с условиями внешнеторгового договора;

при осуществлении транспортировки товара покупателю в период с 02 ноября года, предшествующего текущему финансовому году, по 31 августа текущего финансового года автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом, посредством почтовых отправлений или собственными силами Заявителя, а также несколькими видами транспорта в соответствии с условиями внешнеторгового договора;

при наличии заключенного между Министерством и Заявителем соглашения о предоставлении (перечислении) субсидии.

Пунктом 3.2 Порядка закреплено, что для участия в отборе и получения субсидии Заявители представляют в Министерство заявку на предоставление субсидии.

Заявки и документы направляются Министерством для рассмотрения в комиссию по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства созданную Министерством.

Перечень документов, представляемых с заявкой, определен приложением 3 Порядка и включает в себя, в том числе : расчет размера субсидии, копии внешнеторговых договоров на поставку товаров за рубеж, копии документов, подтверждающих затраты Заявителя по транспортировке товаров за рубеж, договоры, счета, накладные, акты, платежные документы - копии платежного поручения и иные документы.

В соответствии с пунктом 3.7, комиссия по отбору в течение 10 рабочих дней со дня получения заявки и документов проверяет их на предмет соответствия требованиям настоящего Порядка и принимает решение о соответствии Заявителя условиям предоставления субсидии либо об отклонении заявки.

Основаниями для отклонения заявки являются:

несоответствие Заявителя требованиям, установленным пунктами 1.5.1-1.5.12 Порядка;

непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в пункте 3.2 настоящего Порядка, за исключением документов, которые в соответствии с настоящим Порядком запрашиваются Министерством в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

несоблюдение условий предоставления субсидии, установленных пунктами 2.1.2-2.1.4 настоящего Порядка;

несоответствие представленных Заявителем заявки и документов требованиям к заявке и документам, установленным в объявлении о проведении отбора, пунктах 3.2, 3.3 настоящего Порядка;

недостоверность представленной Заявителем информации, в том числе информации о местонахождении и адресе юридического лица;

подача Заявителем заявки после даты окончания приема заявок, указанной в объявлении о проведении отбора.

Согласно пункту 3.10.1, 3.10.3 Порядка, Министерство в течение 15 рабочих дней со дня окончания срока приема заявок, указанного в объявлении о проведении отбора рассчитывает размер субсидии в порядке очередности поступления заявок согласно регистрационному номеру заявки в журнале регистрации заявок по каждому Заявителю и принимает в отношении каждого Заявителя, подавшего документы, оформленные приказами решения о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии.

Из материалов дела следует и не оспаривается Министерством, что заявитель, на дату подачи заявки, соответствовал всем требованиям, установленным для получателя субсидии.

Министерством в письменном отзыве указано, что состав представленных с заявкой документов, соответствовал перечню, содержащемуся в приложении 3 к Порядку.

Как следует из представленных документов и пояснений сторон, в составе заявки ООО Метаросс представлены три внешнеторговых договора: контракт от 25.05.2021 № 00917, договор поставки от 08.07.2020 № 29/06-01, контракт от 24.06.2021.

Основанием для отказа в предоставлении субсидии послужило то обстоятельство, что по условиям контракта международной купли-продажи от 24.06.2021, у продавца (заявителя) отсутствовала обязанность по экспорту товара за рубеж: транспортировка товара осуществлялась и оплачивалась покупателем товара, а не продавцом.

С учетом вышеуказанных положений законодательства, в связи с отсутствием у заявителя соответствующей обязанности и расходов на транспортировку товара за рубеж по вышеупомянутому контракту, у него не возникло права на получение субсидии, выделяемой именно в целях возмещения затрат на транспортировку товаров за рубеж (часть 1.3. Порядка).

В то же время, материалами дела подтверждено и сторонами не оспаривается, что контракт от 25.05.2021 № 00917 и договор поставки от 08.07.2020 № 29/06-01, содержат условие о транспортировке товара за рубеж, заявителем понесены соответствующие расходы, следовательно, в этой части, заявитель мог рассчитывать на компенсацию расходов по транспортировке за счет средств субсидии.

Вместе с тем, Министерство, вопреки установленным целям Государственной программы и положениям Порядка предоставления субсидии, располагая информацией о соответствии заявителя всем критериям, предъявляемым к получателем субсидии, а также данными о наличии обязанности по экспорту товара и о несении затрат по транспортировке товаров за рубеж по контракту от 25.05.2021 № 00917 и договору поставки от 08.07.2020 № 29/06-01, имея возможность в рамках рассмотрения заявки исследовать и оценить все фактические обстоятельства, связанные с реализацией заявителем права на получение субсидии и определить размер субсидии, необоснованно отказало заявителю в ее получении по формальным основаниям.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, суды при рассмотрении дела обязаны исследовать по существу его фактические обстоятельства и не должны ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы; иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным (Постановления от 06.06.1995 N 7-П, от 13.06.1996 N 14-П, Определения от 16.11.2006 N 467-О, от 20.03.2007 N 209-О-О, от 18.01.2011 N 8-О-П).

Исходя из изложенного, с учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание предусмотренные пунктами 1, 4 статьи 2 АПК РФ задачи судопроизводства в арбитражных судах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Ссылка Министерства на непредставление заявителем описания поставляемых товаров с указанием характеристики товаров, сведений о сертификации товаров, судом не принимается, поскольку данное описание, согласно пункту 5 приложения 3 к Порядку, представляется при его наличии. На этапе проверки комплекта документов, Министерство подтвердило полноту пакета и его соответствие требованиям приложения 3 к Порядку. Ссылка на указанное обстоятельство (не представление описания и (или) иных документов) отсутствует в проколе заседания Комиссии от 15.11.2021 № 15 и оспариваемом приказе: согласно указанным документам обществу вменяется несоблюдение требований 2.1.2 -2.1.4 Порядка.

Иные доводы сторон, судом рассмотрены и при изложенных обстоятельствах признаны не имеющими значения для иных, помимо вышеизложенных выводов суда.

На основании изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины, с учетом итогов рассмотрения дела, относятся на Министерство.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным решение Министерства экономического развития и инвестиций Пермского края (ОГРН 1145958021340, ИНН: 5902993324), оформленное приказом от 22.11.2021 № 18-02-06-114, в части отказа обществу с ограниченной ответственностью «Метаросс» (ОГРН 1025901366369, ИНН: 5906049389) в предоставлении субсидии в целях возмещения части затрат на транспортировку товаров за рубеж по контракту от 25.05.2021 № 00917 и договору поставки от 08.07.2020 № 29/06-01.

Обязать Министерство экономического развития и инвестиций Пермского края устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя.

Взыскать с Министерства экономического развития и инвестиций Пермского края в пользу обществу с ограниченной ответственностью «Метаросс» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Метаросс» уплаченную в составе платежного поручения от 15.12.2021 № 1491 государственную пошлину в размере 3000 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Судья Д.И. Новицкий