Арбитражный суд Пермского края
Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Пермь
18 сентября 2020 года Дело № А50-31989/2019
Резолютивная часть решения объявлена 15 сентября 2020 года.
Полный текст решения изготовлен 18 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Хохловой Ю.А. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мурсалимовой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Пермского краевого государственного унитарного предприятия «Теплоэнерго» (614000, г. Пермь, ул. Плеханова, д. 51В корп. (Лит. А); ОГРН 1135903000364, ИНН 5903104539)
к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Крона» (614036, <...>, кв. оф.23; ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании 1 146 685 руб. 31 коп. задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
при участии:
от истца: ФИО1, доверенность № 33 от 09.01.2020 года, предъявлен паспорт;
от ответчика: ФИО2, доверенность от 21.07.2020 года, предъявлен паспорт;
установил:
Пермское краевое государственное унитарное предприятие «Теплоэнерго» (далее – ПКГУП «Теплоэнерго», истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Крона» (далее – ООО УК «Крона», ответчик) о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказанных по договору № 205377345 от 01.01.2019 года в период с января по июнь 2019 года, в сумме 1 146 685 руб. 31 коп.
Определением от 20.01.2020 года производство по делу приостановлено на основании пункта 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) до вступления в законную силу решения Пермского краевого суда по делу от 11.10.2019 по делу № За-195/2019.
Определением от 01.09.2020 года производство по делу возобновлено на основании статьи 146 АПК РФ.
В судебном заседании 15.09.2020 года представитель истца заявил ходатайство об уточнении размера исковых требований, в соответствии с которым просил взыскать с ответчика задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказанных в период с января по июль 2019 года, в сумме 1 178 459 руб. 64 коп.
Ходатайство истца об уточнении размера исковых требований судом рассмотрено и удовлетворено в соответствии со статьей 49 АПК РФ.
Представитель ответчика против удовлетворения иска в заявленном истцом размере возражал, представил контррасчет задолженности за спорный период на сумму 582 991 руб. 32 коп.; пояснил, что с учетом положений пунктов 7, 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена» в связи с принятием регулирующим органом замещающего нормативного правового акта, которым увеличен норматив накопления твердых бытовых отходов, объем оказанный услуги за спорный период должен определяться в соответствии с Приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.07.2018 № СЭД-46-04-02-97 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края» с учетом изменений, внесенных Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 06.05.2019 № СЭД-24-02-46-38 – 6,7 кг/год.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон в судебном заседании, арбитражный суд установил следующее.
ПКГУП «Теплоэнерго» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края.
Согласно части 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Собственники твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления (часть 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Правила обращения с ТКО, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила № 1156) определяют порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.
Разделом I(1) Правил № 1156 урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Под потребителем Правила № 1156 понимают собственника твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 8(1) Правил № 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 (17) Правил № 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Предложение о заключении договора опубликовано на официальном сайте РКГУП «Теплоэнерго» 19.11.2018 года (http://pkgyp-te.ru/index.php/news/8-3).
В обоснование заявленных требований ПКГУП «Теплоэнерго» указывает, что во исполнение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в период с января по июль 2019 года оказало ООО «УК «Крона» услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на общую сумму 2 257 875 руб. 73 коп.
В нарушение требований действующего законодательства (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации) обязательство по оплате оказанных услуг исполнено ответчиком частично.
По расчету ПКГУП «Теплоэнерго» задолженность ООО «УК «Крона» за период с января по июль 2019 года составила 1 178 459 руб. 64 коп. (с учетом принятого судом уточнения размера исковых требований).
В целях урегулирования спора в досудебном порядке истцом в адрес ответчика письмом № 1611 от 09.08.2019 года направлена претензия с требованием оплатить образовавшуюся задолженность, которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по оплате оказанных услуг; наличие задолженности в указанном размере послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив в совокупности представленные в дело доказательства, суд считает иск подлежащим удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Факт оказания ПКГУП «Теплоэнерго» услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в период с января по июнь 2019 года ООО «УК «Крона» не оспаривается.
Стоимость услуг рассчитана истцом на основании Постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 03.06.2020 № 5-о «О предельном едином тарифе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Пермского краевого государственного унитарного предприятия «Теплоэнерго» на территории Пермского края.
Между сторонами возникли разногласия в части объема оказанных услуг.
ПКГУП «Теплоэнерго» объем оказанных услуг определен в соответствии с нормативом накопления твердых коммунальных услуг для многоквартирных домов на территории Пермского края, утвержденным Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 29.07.2020 № СЭД-24-02-50-ПР-61 – 9,1 кг/год.
ООО «УК «Крона» полагает, что объем оказанных услуг в спорный период подлежит определению в соответствии с нормативом накопления твердых бытовых отходов, утвержденным Приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.07.2018 № СЭД-46-04-02-97 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края» с учетом изменений, внесенных Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 06.05.2019 № СЭД-24-02-46-38 – 6,7 кг/год.
Порядок определения подлежащего государственному регулированию количественного показателя, влияющего на размер платы за поставленный коммунальный ресурс, разъяснен в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена» (далее - Постановление № 63).
В пункте 2 Постановления № 63 разъяснено, что в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс (далее - нормативный правовой акт), с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу пункта 4 названного Постановления споры об оплате ресурса за соответствующий период регулирования, в том числе за время, предшествующее вступлению в законную силу решения суда, которым признан недействующим нормативный правовой акт, подлежат рассмотрению исходя из величины регулируемого показателя, установленной заменяющим нормативным правовым актом.
В силу пункта 8 Постановления № 63, если иное не установлено законом или иным правовым актом и не вытекает из существа отношений, разъяснения, содержащиеся в настоящем постановлении, также подлежат применению при рассмотрении споров об оплате коммунальных услуг (ресурсов) в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлены нормативы потребления коммунальных услуг.
Решением Пермского краевого суда от 11.10.2019 по делу № За-195/2019 от 11.10.2019 признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1 приказа Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.07.2018 № СЭД-46-04-02-97 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края» (в редакции приказов Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 31.01.2019 № СЭД-24-02-46-2, от 06.05.2019 № СЭД-24-02-46-36) в части утверждения в приложении к приказу нормативов накопления твердых коммунальных отходов для категории «многоквартирные дома».
Апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 18.03.2020 по делу № 66а-406/2020 решение Пермского краевого суда от 11.10.2019 по делу № За-195/2019 от 11.10.2019 оставлено без изменения.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции по делу № 66а-406/2020 от 18.03.2020 Министерством жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края принят замещающий нормативный правовой акт.
Приказом Министерством жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 29.07.2020 № СЭД-24-02-50-ПР-61 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов на территории Пермского края – 9,1 кг/год.
В силу пункта 2 приказа от 29.07.2020 № СЭД-24-02-50-ПР-61 настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2019г. по 31 декабря 2019 г.
Принимая во внимание, что регулирующим органом утвержден замещающий нормативный правовой акт, которым утверждены нормативы накопления твердых бытовых отходов для многоквартирных домов на территории Пермского края, объем оказанных в спорный период услуг правомерно определен ПКГУП «Теплоэнерго» в соответствии с нормативом – 9,1 кг/год, утвержденным Приказом Министерством жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 29.07.2020 № СЭД-24-02-50-ПР-61 (пункт 4 Постановления № 63).
Ссылка ответчика на пункт 7 Постановления № 63 в обоснование определения объема услуг в соответствии с нормативом накопления твердых бытовых отходов – 6,7 кг/год, утвержденным Приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.07.2018 № СЭД-46-04-02-97 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края» с учетом изменений, внесенных Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 06.05.2019 № СЭД-24-02-46-38, основана на неверном толковании указанного разъяснения.
Пунктом 7 Постановления № 63 предусмотрено, что случаях, когда регулируемая цена была вопреки требованиям закона установлена ниже экономически обоснованной и нормативный акт, в соответствии с которым она определялась, признан судом недействующим, участвовавший в ее формировании поставщик не вправе требовать взыскания доплаты в соответствующей части с потребителей ресурса. Компенсация имущественных потерь поставщика при этом осуществляется путем их учета в следующих периодах регулирования, а также посредством реализации иных способов защиты нарушенного права (статья 12 ГК РФ).
Поскольку предметом настоящих исковых требований является не взыскание доплаты за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а взыскание долга по оплате за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января по июль 2019 года, объем оказанной услуги обоснованно определен региональным оператором в соответствии с нормативом потребления, утвержденным замещающим нормативным правовым актом.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 ГК РФ). В силу статьи 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство.
В связи с отсутствием доказательств оплаты оказанных в спорный период услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в полном объеме (статьи 9, 65 АПК РФ), задолженность в сумме 1 178 459 руб. 64 коп. подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины по иску в сумме 24 785 руб. 00 коп. подлежат отнесению на ответчика.
Излишне оплаченная истцом платежным поручением № 1034 от 27.09.2019 года государственная пошлина по иску в сумме 4 288 руб. 00 коп. (29 073 руб. 00 коп. – 24 785 руб. 00 коп. = 4 288 руб. 00 коп.) подлежит возврату плательщицу из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Крона» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Пермского краевого государственного унитарного предприятия «Теплоэнерго» (ОГРН <***>, ИНН <***>) 1 178 459 (один миллион сто семьдесят восемь тысяч четыреста пятьдесят девять) руб. 64 коп. задолженности, а также 24 785 (двадцать четыре тысячи семьсот восемьдесят пять) руб. 00 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины по иску.
Возвратить Пермскому краевому государственному унитарному предприятию «Теплоэнерго» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета 4 288 (четыре тысячи двести восемьдесят восемь) руб. 00 коп. государственной пошлины по иску, уплаченной платежным поручением № 1034 от 27.09.2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.
Судья Ю.А. Хохлова