Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Пермь
23.01.2019 года Дело № А50-32124/18
Резолютивная часть решения принята 17.01.2019 года.
Полный текст решения изготовлен 23.01.2019 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Субботиной Н.А.,
рассмотрел в порядке упрощенного производства дело
по иску публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (ОГРН <***>, ИНН <***>, 191002, <...>)
к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония № 10 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" (ОГРН <***>, ИНН <***>; 618232, город Чусовой, поселок Всесвятская)
о взыскании задолженности в размере 77 562 руб. 57 коп.,
без вызова сторон,
У С Т А Н О В И Л :
публичное акционерное общество «Ростелеком» (далее – общество «Ростелеком», истец) обратилось в арбитражный суд с иском к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония № 10 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" (далее – учреждение, ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги связи в сумме 77 562 руб. 57 коп.
Определением суда от 24.10.2018 исковое заявление принято в порядке упрощенного по правилам гл. 29 АПК РФ, сторонам установлены сроки для представления доказательств.
Согласно части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 статьи 228 АПК РФ.
Ответчик определение суда получил, представил письменный отзыв на иск, в котором с требованиями не согласился.
Ответчик указывает, что несвоевременная оплата по Государственным контрактам явилась следствием несвоевременного финансирования учреждения из Федерального бюджета, недостаточность денежных средств по дополнительному источнику бюджетного финансирования, отсутствие кода информатизации для закупки товаров, работ и услуг. Также ответчик отмечает, что вины исправительного учреждения в данном конкретном случае не имеется, поскольку ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю является бюджетным учреждением и полностью зависит от бюджетных ассигнований.
Кроме того, учреждение указывает, что согласно условиям заключенных Государственных контрактов, срок действия Сторонами определен с 01.01.2016 г. до 31.12.2016 г. Таким образом, по мнению ответчика, у истца имелись правовые основания для приостановления оказания услуг.
От общества «Ростелеком» в суд поступили возражения на отзыв. Истец не согласился с доводами отзыва, указал, что ответчик относится к субъектам, обеспечивающим безопасность государства, что препятствует прекращение оказания услуг. Также общество «Ростелеком» считает, что отсутствие бюджетных лимитов и отсутствие денежных средств не освобождает ответчика от обязанности по оплате услуг.
В соответствии с п. 1 ст. 229 АПК РФ 17.01.2019 судом вынесена и размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» резолютивная часть решения.
21.01.2019 от ответчика поступило ходатайство о составлении мотивированного решения по делу № А50-32124/2018.
Исследовав и оценив в совокупности в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные доказательства, суд считает, что иск подлежит удовлетворению на основании следующего.
Между ПАО «Ростелеком» (оператор) и ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю (абонент) 11.05.2016 заключен государственный контракт № 317 об оказании услуг общедоступной электрической связи юридическому лицу, финансируемому из соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 2.1 контракта оператор обязуется оказывать абоненту услуги связи, а абонент обязуется оплачивать услуги связи на условиях и в порядке, изложенных в контракте (л.д. 16-23).
Пунктом 3 контракта установлено, что стоимость услуг, оказываемых абоненту оператором, определяется действующими на момент оказания соответствующих Услуг тарифами оператора. Тарифы на услуги утверждаются оператором самостоятельно, изменение тарифов производится оператором в соответствии с изменением тарифов для оператора как субъекта естественных монополий либо в соответствии с п.1 ст.28 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи». Оплата услуг производится на основании показании оборудования оператора, используемого для учета объема оказанных услуг и их стоимости. Оплата услуг осуществляться в зависимости от выбранного абонентом тарифного плана. Сумма к оплате за услуги определяется с учетом стоимости и объема оказанных услуг за отчетный период. Отчетный период устанавливается с первого до последнего числа включительно календарного месяца оказания оператором услуг, подлежащих оплате. Оплата услуг производится путем безналичных расчетов в течение 20 (двадцати) календарных дней с даты выставления счета. Абоненту выставляется единый счет за все услуги, оказываемые по контракту.
Срок действия государственного контракта установлен до 31.12.2016 (п. 9.1 контракта).
Контракт заключен в отношении указанных в приложении №1 номеров (л.д. 19).
Также 11.05.2016 между ПАО «Ростелеком» (оператор) и ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю (абонент) заключен государственный контракт № 2494097 об оказании услуг связи юридическому лицу, финансируемому из соответствующего бюджета (л.д. 24-28).
Согласно п. 1 контракта оператор обязуется оказывать абоненту услуги, описанные в Условиях оказания услуг (Приложение № 1 к Контракту) (далее - Услуги), а абонент обязуется принимать и оплачивать оказываемые ему Услуги. Состав и перечень Услуг, а также дополнительные права и обязанности сторон, определяются Приложениями к Контракту.
Объем оказываемых Услуг по контракту определяется в пределах лимитов бюджетных обязательств, установленных на текущий финансовый год абоненту.
Цена контракта составляет 14 145,84 рублей, в том числе НДС в размере 2 157 рублей 84 копейки по услугам, указанным в Приложении №1 к Контракту.
Цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта, указанного в пп. 9.1 п.9 Контракта. В формировании цены Контракта применяется тарифный метод.
Согласно п.2 контракта оператор обязуется оказывать абоненту услуги связи, а абонент обязуется оплачивать услуги связи на условиях и в порядке, изложенных в договоре.
Контракт распространяется на правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2016, и действует до 31.12.2016.
Между ПАО «Ростелеком» (оператор) и ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю (абонент) 11.05.2016 заключен государственный контракт № 99504560 об оказании услуг связи юридическому лицу, финансируемому из соответствующего бюджета (л.д. 29-42).
Согласно п. 1 контракта оператор обязуется оказывать абоненту услуги, описанные в Условиях оказания услуг (Приложение № 1 к Контракту) (далее - Услуги), а абонент обязуется принимать и оплачивать оказываемые ему Услуги. Состав и перечень Услуг, а также дополнительные права и обязанности сторон, определяются Приложениями к Контракту.
Объем оказываемых Услуг по контракту определяется в пределах лимитов бюджетных обязательств, установленных на текущий финансовый год абоненту.
Цена контракта составляет 28 305,84 рублей, в том числе НДС в размере 4 317 рублей 84 копейки по услугам, указанным в Приложении №1 к Контракту.
Цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта, указанного в пп. 9.1 п.9 Контракта. В формировании цены Контракта применяется тарифный метод.
Согласно п.2 контракта оператор обязуется оказывать абоненту услуги связи, а абонент обязуется оплачивать услуги связи на условиях и в порядке, изложенных в договоре.
Контракт распространяется на правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2016, и действует по 31.12.2016.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания средств измерений, средств связи с измерительными функциями, учитывающих объем оказанных услуг связи операторами связи, а также условия заключенного с пользователем услугами связи договора об оказании услуг связи.
Истцом ответчику были оказаны услуги связи:
-по государственному контракту № 317 от 11.05.2016 – в сентябре 2016 года, и в период с 01.01.2017 по 31.07.2018, обязательство по оплате услуг на сумму 43 795 руб. 61 коп. ответчиком не исполнено;
-по государственному контракту № 2494097 от 11.05.2016 – в период с 01.01.2017 по 31.07.2018, обязательство по оплате услуг на сумму 31 221 руб. 20 коп. ответчиком не исполнено;
-по государственному контракту № 99504560 от 11.05.2016 в период с 01.01.2018 по 30.03.2018, обязательство по оплате услуг на сумму 2 545 руб. 76 коп. ответчиком не исполнено.
Оказание услуг подтверждается данными, полученными оператором связи на основании показаний оборудования связи, учитывающего объем оказанных услуг связи оператором связи (приложение к счетам).
Ответчику выставлены счета на оплату.
По утверждению истца, оказанные услуги ответчиком не оплачены, задолженность ответчика по оплате услуг на момент рассмотрения спора составляет общую сумму 77 562 руб. 57 коп.
Рассмотрев предъявленные требования, и оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд пришёл к выводу, что сложившиеся между сторонами отношения по своей правовой природе являются договором возмездного оказания услуг и регулируются правилами главы 39 ГК РФ – возмездное оказание услуг.
В соответствии с п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определённую деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (ст.310 ГК РФ).
На момент рассмотрения спора обязанность по оплате оказанных услуг ответчиком не исполнена, доказательств обратного суду не представлено.
В силу ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доводы ответчика относительно действия договора отклоняются судом на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ) оказание услуг связи для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг связи, заключаемого в форме государственного или муниципального контракта в порядке, установленном гражданским законодательством и законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в объеме, соответствующем объему финансирования предусмотренных соответствующими бюджетами расходов на оплату услуг связи.
Согласно части 4 статьи 51.1 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (статья 51.1 введена Федеральным законом от 26.07.2006 N 132-ФЗ) при исполнении государственного контракта на оказание услуг связи для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка оператор связи, заключивший указанный государственный контракт, не вправе приостанавливать и (или) прекращать оказание услуг связи без согласия в письменной форме государственного заказчика.
Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 утверждено Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, в соответствии с пунктом 3 которого основными задачами названной службы являются, в том числе, контроль за поведением осужденных и обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, а также обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей и др.
Из пункта 5 указанного положения следует, что ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
Учреждение является подведомственным учреждением ФСИН России и с учетом изложенного относится к лицам, в отношении которых оператор связи не вправе приостанавливать и (или) прекращать оказание услуг связи без согласия в письменной форме
Доказательства письменных обращений о приостановлении услуг связи в 2017 и 2018 годах от ответчика не представлено.
В заявленный период услуги связи истцом оказывались и были приняты учреждением. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае истец в силу требований действующего законодательства не имел возможности произвести отключение телефонных номеров и прекратить оказание услуг связи, а ответчик в свою очередь осуществлял фактическое потребление услуг электросвязи, само по себе отсутствие государственного контракта не может служить основанием для освобождения ответчика, как потребителя услуг связи, от обязанности по их оплате при условии доказанности факта оказания услуг. Иное приводило бы к извлечению потребителем услуг неосновательной выгоды (часть 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Доказательств того, что истец извлек какие-то преимущества при оказании услуг связи, ответчик не представил.
Верховный Суд Российской Федерации в п. 21 и 22 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) разъяснил, что в отсутствие государственного (муниципального) контракта в оплате не может быть отказано, если из закона следует, что поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) является обязательной для исполнителя вне зависимости от его волеизъявления либо поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) носит экстренный характер в связи с аварией, иной чрезвычайной ситуацией природного или техногенного характера либо угрозой их возникновения.
Согласно статье 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор об оказании услуг связи относится к публичным договорам.
В пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации РФ от 05.05.1997 N 14 разъяснено, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги. Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
В силу изложенного, суд приходит к выводу о том, что оказанные услуги подлежат оплате.
С учетом направленности деятельности истца в спорном периоде, длительного и регулярного характера договорных отношений сторон, отсутствия претензий со стороны заказчика относительно объема и качества оказанных услуг, в рассматриваемом случае истец не может быть отнесен к числу недобросовестных исполнителей услуг, приобретающих незаконные имущественные выгоды в обход положений законодательства о государственных закупках.
Поскольку доказательств оплаты оказанных истцом услуг, либо документов, опровергающих доводы и доказательства истца, ответчик суду не представил, то требования истца суд признает обоснованными и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
РЕШИЛ:
иск удовлетворить.
Взыскать с федерального казенного учреждения "Исправительная колония № 10 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" (ОГРН <***>, ИНН <***>; 618232, город Чусовой, поселок Всесвятская) в пользу акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (ОГРН <***>, ИНН <***>, 191002, <...>) денежные средства в общей сумме 77 562 руб. 57 коп., в том числе задолженность по государственному контракту № 317 от 11.05.2016 об оказании услуг связи за период - сентябрь 2016 года, и за период с 01.01.2017 по 31.07.2018 в сумме 43 795,61 руб.; по государственному контракту №2494097 от 11.05.2016г. об оказании услуг связи за период с 01.01.2017 по 31.07.2018 в сумме31 221,20 руб.; по государственному контракту № 99504560 от 11.05.2016 об оказании услуг связи за период с 01.01.2018 по 30.03.2018 в сумме 2 545,76 руб., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 103 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия в полном объеме, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья Н.А. Субботина