ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-324/18 от 21.03.2018 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Пермь 

28.03.2018 года                                                                                               Дело № А50-324/18

Резолютивная часть решения объявлена 21.03.2018 года. Полный текст решения изготовлен 28.03.2018 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Саксоновой А.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Архиповой Н.Р.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению административного органа – Инспекции государственного строительного надзора Пермского края (ОГРН 1175958027520, ИНН 5902044189)

к лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении – Публичному акционерному обществу «Строительно-монтажный трест №14» (ПАО «СМТ №14», ПАО «Трест №14», ОГРН 1025900513781, ИНН 5902183908)  

о привлечении к административной ответственности,

при участии:

от административного органа – Василькова Н.С. (доверенность от 20.03.2018), Шистеров С.А. (доверенность от 01.08.2017);

от лица, привлекаемого к административной ответственности – неявка, о рассмотрении заявления извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда, что в силу ч. 3 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.

Инспекция государственного строительного надзора Пермского края (далее – Инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении ПАО «Трест №14» (далее – Общество, ответчик) к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ, за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченного органа на осуществление государственного строительного надзора.

В судебном заседании представители Инспекции на требовании о привлечении Общества к административной ответственности настаивают. Дополнительно дали пояснения о том, что когда обществом подается ходатайство о продлении предписания, они хотят получить аттестат аккредитации для своей собственной лаборатории, при этом имеется возможность нанять другую лабораторию, однако, общество не использует ни один вариант, действующий договор так и не представлен.  

Изучив материалы дела, заслушав представителей административного органа, арбитражный суд первой инстанции установил следующее.

На основании свидетельства от 30.12.2015 серии АА № 319502 о государственной регистрации права собственности на земельный участок, разрешения на строительство от 23.06.2016 № 59-RU90303000-178-2016 застройщиком объекта капитального строительства «Административное здание по ул. Куйбышева, 109а в Свердловском районе», расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Свердловский район, ул. Куйбышева, 109а, является ПАО «Трест № 14» (л.д.42-43).

В ходе внеплановой документарной проверки, проведенной Министерством в период с 15.05.2017 по 06.06.2017 на основании распоряжения от 11.05.2017 № 28 (л.д.19-20), установлено, что ПАО «Трест № 14», допустившее при строительстве объекта капитального строительства «Административное здание по ул. Куйбышева, 109а в Свердловском районе», расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Свердловский район, ул. Куйбышева, 109а, нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий) (а именно, в нарушение требований п. 5.5 ГОСТ 18105-2010 «Бетоны. Правила контроля и оценки прочности» отсутствуют протоколы определения прочности бетона неразрушающим методом с градуировочной зависимостью несущих и ограждающих конструкций здания выше отметки 0,000 (1, 2, 3, 4 этаж), несущих и ограждающих конструкций здания выше отметки 0,000 (7,8 этаж), в установленный срок не выполнило требования предписания от 20.02.2017 № 1-048-2017 об устранении нарушений.

По результатам проверки составлен акт проверки от 06.06.2017 № 1-246-2017, и выдано предписание от 06.06.2017 № 1-148-2017 (л.д.21-22).

Предписанием от 06.06.2017 № 1-148-2017 Министерство обязало Общество в срок до 14.07.2017 принять меры по устранению нарушений обязательных требований в области строительства, указанных в п.1 предписания, и в этот же срок уведомить Министерство об их устранении.

В ходе плановой выездной проверки, проведенной Министерством на основании извещения вх. № 35-10-05/1321 от 23.05.2017 (л.д. 25), установлено, что ПАО «Трест № 14» при строительстве объекта капитального строительства «Административное здание по ул. Куйбышева, 109а в Свердловском районе», расположенного по адресу. Пермский край, г. Пермь, Свердловский район, ул. Куйбышева, 109а, допустило нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий). А именно, в нарушение требований п. 5.5 ГОСТ 18105-2010 «Бетоны. Правила контроля и оценки прочности» отсутствуют протоколы определения прочности бетона неразрушающим методом с градуировочной зависимостью несущих и ограждающих конструкций здания выше отметки 0,000 (9-12 этажи).

По результатам проверки составлен акт проверки от 08.06.2017 № 1-253-2017, и выдано предписание от 08.06.2017 № 1-151-2017 (л.д.27-28).

Предписанием от 08.06.2017 № 1-151-2017 Министерство обязало Общество в срок до 29.08.2017 принять меры по устранению нарушений обязательных требований в области строительства, указанных в п.1 предписания, и в этот же срок уведомить Министерство об их устранении.

На основании Положения об Инспекции государственного строительного надзора Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 24.05.2017 № 364-п, Инспекция с 01.07.2017 является органом исполнительной власти Пермского края, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора на его территории (л.д. 52-63).

ПАО «Трест № 14» представило в адрес Инспекции ходатайство от 29.08.2017 исх. № УКС-ОСН-156 о продлении срока исполнения предписания от 08.06.2017 № 1-151-2017 до 01.11.2017. По результатам рассмотрения ходатайства Инспекция, письмом от 18.09.2017 № 56-01-10.3.1/440, продлило срок исполнения требований предписания от 08.06.2017 № 1-151-2017 до 01.11.2017 (л.д. 29-30).

В дальнейшем в адрес Инспекции вновь поступило ходатайство от 31.10.2017 исх. № УКС-ОСН-183 о продлении срока исполнения предписания, однако Инспекция, принимая во внимание, то обстоятельство, что срок исполнения требований предписания от 08.06.2017 № 1-151-2017, который с учетом продления (до 01.11.2017) составил 6 месяцев, является достаточным для устранения выявленных нарушений, письмом от 09.11.2017 № 56-01-10.3.1/1365, отказало ПАО «Трест № 14» в продлении срока исполнения предписания от 08.06.2017 № 1-151-2017 (л.д. 31-32).

В связи с истечением 14.07.2017 срока исполнения требований предписания от 06.06.2017 № 1-148-2017 и в связи с истечением 01.11.2017 срока исполнения требований предписания от 08.06.2017 № 1-151-2017, Инспекцией на основании распоряжения от 03.11.2017 № 30 (л.д. 33-34) в период с 13.11.2017 по 01.12.2017 проведена внеплановая проверка. По результатам данной проверки было установлено, что нарушения, указанные предписаниях от 06.06.2017 № 1-148-2017 и от 08.06.2017 № 1-151-2017 не устранены, а именно: не представлены протоколы определения прочности бетона неразрушающим методом с градуировочной зависимостью несущих и ограждающих конструкций здания выше отметки 0,000 (1,2,3,4,7,8,9-12 этажи) (нарушение требований п. 5.5 ГОСТ 18105-2010 «Бетоны. Правила контроля и оценки прочности»). Результаты проверки отражены в Акте проверки от 01.12.2017 № 1-131-2017 (л.д. 35).   

Полагая, что в действиях Общества усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ, консультантом отдела №1 надзора за строительством (реконструкцией) зданий в г.Перми 19.12.2017 составлен  протокол № 1-47 об административном правонарушении в отношении юридического лица. Протокол составлен в присутствии представителя про доверенности Общества Ходяшева Т.В., которой разъяснены права и обязанности, вручена копия протокола  (л.д.10-12).

Полномочия должностного лица административного органа по составлению протокола об административном правонарушении предусмотрены п. 70 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.

На основании ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении передан в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.

В соответствии с ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

На основании ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) государственный строительный надзор осуществляется при: 1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией; 2) реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 настоящего Кодекса.

Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Должностные лица, осуществляющие государственный строительный надзор, имеют право беспрепятственного доступа на все объекты капитального строительства, подпадающие под действие государственного строительного надзора.

По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Порядок осуществления государственного строительного надзора определен Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54.

Согласно п. 3 названного Положения (в редакции от 10.03.2009 № 204) задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком (далее - подрядчик), нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации.

Пунктом 8 данного Положения определено, что государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с ч. 5 ст. 52 ГрК РФ извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

При этом объектом капитального строительства считается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (п. 10 ст. l ГрК РФ).

Как следует из материалов дела, в рамках проведения государственного строительного надзора Министерством период с 15.05.2017 по 09.06.2017 на основании распоряжения от 11.05.2017 № 28 проведена проверка, по результатам которой выявлены нарушения обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), зафиксированные в Акте проверки от 06.06.2017 № 1-246-2017.

На основании данного акта ПАО «Трест № 14» выдано предписание № 1-148-2017 об устранении выявленных нарушений при строительстве объекта капитального строительства в срок до 14.07.2017.

Кроме того, 07.06.2017 Министерством проведена проверка на основании извещения вх. № 35-10-05/1321 от 23.05.2017, по результатам которой выявлены нарушения обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), зафиксированные в Акте проверки от 08.06.2017 № 1-253-2017.

На основании данного акта ПАО «Трест № 14» выдано предписание № 1-151-2017 об устранении выявленных нарушений при строительстве объекта капитального строительства в срок до 29.09.2017, который продлялся Министерством по ходатайству Общества до 01.11.2016, и составил 6 месяцев.

В результате проверки исполнения предписаний Инспекцией установлено и отражено в акте проверки от 01.12.2017 № 1-131/2017, что нарушения по предписаниям №№ 1-148-2017, 1-151-2017 Обществом не устранены, что образует событие административного правонарушения по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Оценив по правилам ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, а также доводы и возражения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к выводу, что вина Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст.19.5 КоАП РФ, установлена и подтверждена соответствующими доказательствами. Обществом не были приняты надлежащие и достаточные меры, направленные на выполнение в установленный срок законного предписания органа государственного строительного надзора.

Таким образом, заявителем доказано наличие в действиях ПАО «Трест № 14» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.

В силу положений части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения; а за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока и такое правонарушение не является длящимся.

Исходя из анализа вышеуказанных норм, такое правонарушение, как невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора государственных органов, не может относиться к категории длящихся правонарушений и считается оконченным с момента истечения срока, установленного предписанием.

Таким образом, на момент рассмотрения дела в суде срок давности для привлечения к административной ответственности не истек.

Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и квалификации нарушения в качестве малозначительного суд не усматривает.

Обстоятельств, исключающих производство по делу в соответствии со ст.24.5 КоАП РФ, а также нарушений прав лица, привлекаемого к административной ответственности, судом не установлено.

Согласно п. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. Санкция ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ предусматривает назначение наказания в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

При назначении административного наказания в силу ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ, суд, учитывая характер выявленного нарушения, степень вины привлекаемого к ответственности, а так же то, что правонарушение совершено впервые, полагает обоснованным привлечение к административной ответственности в пределах минимальной санкции, установленной за данный вид правонарушения, то есть 50 000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 168-170, 176, 205, 206 Арбитражного процессуального  кодекса  Российской  Федерации, Арбитражный суд Пермского края 

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить.

Привлечь Публичное акционерное общество «Строительно-монтажный трест №14» (ОГРН 1025900513781, ИНН 5902183908, зарегистрировано 20.10.1992 Администрацией Ленинского района г.Перми, место нахождения (регистрации): 614016, г.Пермь, ул. Куйбышева, д.82) к административной ответственности на основании ч.6 ст. 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 (Пятьдесят тысяч) рублей.

Согласно ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:

Получатель штрафа - УФК по Пермскому краю (Инспекция государственного строительного надзора Пермского края, л/с 04 562 197370), ИНН 59022932105902044189, КПП 590201001, счет 40101810700000010003 в Отделение Пермь г. Пермь, БИК 045773001, КБК 818 1 16 90040 04 0000 140, ОКТМО 57701000001.

Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня изготовления в полном объеме через Арбитражный суд Пермского края.

Судья                                                                                                          А.Н. Саксонова