ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-32542/18 от 05.02.2019 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Пермь       

08.02.2019 года                                                             Дело № А50-32542/18

Резолютивная часть решения объявлена 05.02.2019года. Полный текст решения изготовлен 08.02.2019 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Балякиной О.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Постаноговой И.В. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «АКТИВ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 614097, <...>; конкурсный управляющий ФИО1, 614095, <...>)

к ответчику: Муниципальному образованию «город Пермь» в лице Администрации города Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 614000, <...>),

третьи лица: 1. Муниципальное казенное учреждение «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 614066, <...>);

2. Департамент социальной политики администрации города Перми (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 614000, <...>);

о взыскании 861 467,59 руб.

при участии представителей:

от истца: ФИО2 по доверенности от 28.12.2018,  предъявлен паспорт;

от ответчика: ФИО3 по доверенности от 04.12.2018, предъявлен паспорт;

от третьего лица № 1: ФИО4 по доверенности от 09.01.2019, предъявлен паспорт (до перерыва); ФИО5 по доверенности от 09.01.2019, предъявлен паспорт (после перерыва);

от третьего лица № 2: ФИО6 по доверенности от 29.12.2018, предъявлен паспорт.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «АКТИВ» (далее истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к муниципальному образованию «Город Пермь» в лице администрации города Перми (далее ответчик) о взыскании  668 149,63 руб. задолженности за содержание и текущий ремонт за период с августа по декабрь 2015 года; 193 317,96 руб. пени с начислением по день фактической оплаты задолженности (с учетом уточнения, принятого в порядке статьи 49 АПК РФ протокольным определением суда от 05.02.2019).

Истец на удовлетворении уточненных исковых требований настаивал в полном объеме, пояснил, что обслуживаемые им дома в спорный период были признаны аварийными, граждане, в том числе, собственники помещений, освобождены от оплаты услуг по техническому ремонту и содержанию общедомового имущества на основании Решения Пермской городской Думы от 28.10.2014 № 225. Контррасчеты третьих лиц проверены, обоснованные возражения третьих лиц учтены в уточненном расчете истца.

Ответчик пояснил, что не должен платить за помещения, собственником которых не является. Арифметическую составляющую расчетов истца не оспаривает. Подтвердил, что при уточнении исковых требований истцом учтены все выделенные в адрес истца третьим лицом № 2 субсидии.

Третье лицо № 1 представило контррасчет, в котором исключило имущество, не являющееся собственностью муниципального образования. В отношении требования о взыскании субсидий пояснило, что законодательством предусмотрен иной порядок их взыскания.

Третье лицо № 2 поддержало позицию ответчика.

Ответчик и третьи лица арифметическую составляющую расчетов истца не оспаривали.

Как следует из материалов дела, истец в спорный период являлся управляющей компанией в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: <...> Стрелковый стенд (м/р Заостровка), ул. Углеуральская 6, ул. Физкультурников 26, ул. Фоминская 42, ул. Энгельса 17, 21, 24, ул. Герцена 5, 7, ул. Подлесная 9/3 на основании договоров управления, заключенных по результатам открытого конкурса по отбору управляющих  организаций.

Указанные многоквартирные дома являются аварийными и подлежат сносу, что ответчиком не оспаривается и подтверждено материалами дела.

Часть жилых помещений в данных домах является муниципальной собственностью города Перми, часть принадлежала гражданам на праве собственности.

Решением Пермского городской Думы от 28.10.2014 № 225 установлены меры социальной поддержки гражданам в виде уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, признанного непригодным для проживания и (или) расположенного в многоквартирном доме, признанным аварийным.

Постановлением Администрации г.Перми от 27.05.2014 № 349 утвержден Порядок предоставления субсидии организациям в части возмещения недополученных доходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки в виде уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодным для проживания и (или) расположенных в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Решением предусмотрено, что меры социальной поддержки предоставляются: нанимателям жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, собственникам жилых помещений.

Возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, производится в соответствии с договором по форме согласно приложению № 1 к Порядку № 349 от 27.05.2014 и на основании затрат, возникающих в связи с предоставлением мер социальной поддержки.

Во исполнение указанного порядка между истом и Департаментом социальной политики администрации города Перми был заключен договор о предоставлении субсидии в части возмещения недополученных доходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки в виде уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, и (или) расположенных в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции № СЭД-20-06-06-24 от 16.03.2015.

В рамках указанного договора Департамент социальной политики администрации города Перми перечислял субсидии в адрес истца, что подтверждается представленной в дело Департаментом информацией о перечислении.

Данные денежные средства истцом учтены в уточнении иска от 05.02.2019.

В связи с тем, что пунктом п.5.3 договора о предоставлении субсидии, заключенного между истцом и Департаментом социальной политики администрации города Перми, предусмотрено, что предоставление субсидии прекращается в связи с прекращением у граждан прав владения и (или) пользования жилым помещением, Департамент прекратил выплату субсидии с момента вынесения распоряжений о предоставлении гражданину другого жилья в пригодном для проживания доме. 

При этом с момента предоставления гражданину жилья в пригодном для проживания доме, фактически граждане продолжали проживать в аварийных домах, по указанным в иске адресам, пользовались услугами по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД.

Истец указал, что Департамент социальной политики не извещал управляющую компанию о дате предоставления гражданину другого жилья, кроме того, в домах продолжали проживать другие граждане, которым не было предоставлено другое жилье, соответственно, истец был вынужден в рамках договоров управления, заключенных с МКУ «Городская коммунальная служба», осуществлять содержание и текущий ремонт аварийного жилья.

Истец обратился в суд с настоящим иском, полагая, что ответчик обязан оплачивать содержание и текущий ремонт как собственник части жилых помещений, а в отношении МКД, признанных аварийными, ответчик обязан предоставлять субсидии на оплату содержания и текущего ремонта.

Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон и пояснения третьих лиц, арбитражный суд установил следующее.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Аналогичная норма предусмотрена п. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), в соответствии с которой собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.

Частью 3 статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

В соответствии с ч.3 ст. 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.

Положениями ч.1 ст. 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; плату за коммунальные услуги.

В силу ч.4 ст. 155 ЖК РФ, наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

Пунктом 28 Правил № 491 предусмотрено, что собственники помещений обязаны  нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае  управления многоквартирным домом управляющей организацией, либо  путем внесения  обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся  членами  товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно- строительного кооператива или иного специализированного кооператива.

Согласно п.29 Правил № 491 расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Таким образом, жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома непосредственно управляющей организации в случае, если ею осуществляется управление многоквартирным домом. Органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Аналогичная обязанность возложена и на собственников жилых помещений.

Судом установлено, что разногласия у сторон в отношении помещений, собственником которых является ответчик, отсутствуют, при этом имеются разногласия по содержанию и текущему ремонту аварийных МКД, которые  возникли в связи с датой возникновения у собственника (ответчика) обязанности по оплате технического обслуживания и текущему ремонту МКД.

Истец полагает, что поскольку Департамент социальной политики отказывается предоставлять субсидии по тем жилым помещениям, в которых проживали граждане, которым предоставлено другое жилье, фактически общество вынуждено было оказывать гражданам, проживающим в аварийном доме услуги по техническому обслуживанию и текущему ремонту, Администрация г.Перми в силу положений Решения Пермского городской Думы от 28.10.2014 № 225 обязана возместить истцу понесенные расходы вплоть до даты полного расселения дома либо даты окончания договора управления аварийными домами.       

Ответчик возражает, полагает, что поскольку граждане продолжали проживать в данных жилых помещениях, с регистрационного учета не снимались, несмотря на то, что им было предоставлено другое жилье, ответчик не обязан нести расходы по ТО и ТР, поскольку данные помещения не признаются пустующим.

Оценив указанные доводы сторон, суд установил следующее.

Решением Пермской городской Думы от 28.10.2014 № 225 установлены

 меры социальной поддержки гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах по договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и собственниками жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания и (или) расположенных в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в виде уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на величину, определенную в пределах размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в городе Перми, установленного администрацией города Перми.

Пунктом 2 Решения закреплено, что возмещение недополученных доходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иным лицам, оказывающим услуги (выполняющим работы) по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов (далее - организации), является расходным обязательством муниципального образования город Пермь.

Возмещение недополученных доходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки, организациям осуществляется в форме предоставления субсидий в порядке, установленном администрацией города Перми.

Во исполнение Решения Пермской городской Думы от 28.10.2014  Администрацией г. Перми постановлением № 349 от 27.05.2014 был утвержден Порядок предоставления субсидии организациям в части возмещения недополученных доходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки в виде уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания и (или) расположенных в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Согласно п. 2.1., 2.2 Порядка № 349 право на получение субсидии имеют управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иные лица, оказывающие услуги (выполняющие работы) по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставляющие меры социальной поддержки в виде уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилых помещений нанимателям жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также собственникам жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания и (или) расположенных в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (далее - граждане).

Субсидии организациям предоставляются в целях возмещения недополученных доходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки, в пределах средств, предусмотренных в решении Пермской городской Думы о бюджете города Перми на эти цели.

Одним из условий предоставления субсидий является в том числе: заключение с уполномоченным органом договора о предоставлении субсидии в части возмещения недополученных доходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки в виде уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания и (или) расположенных в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (п. 2.3. Порядка).

Согласно п. 3.4 Порядка при прекращении права владения и (или) пользования жилым помещением, признанным непригодным для проживания, в связи с расселением граждан по муниципальным адресным программам, по решению судов, в случае смерти гражданина расчет субсидии не осуществляется.

Судом установлено, что между истом и Департаментом социальной политики администрации города Перми был заключен договор о предоставлении субсидии в части возмещения недополученных доходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки в виде уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, и (или) расположенных в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции № СЭД-20-06-06-24 от 16.03.2015.

На основании данного договора часть расходов была компенсирована истцу. 

Вместе с тем, в период с даты вынесения уполномоченным органом распоряжения о расселении аварийного дома либо распоряжения о предоставлении гражданину другого пригодного для проживания жилья до даты фактического освобождения жилого помещения в аварийном доме, граждане продолжали проживать в данных помещениях, о чем свидетельствуют справки, предоставленные третьим лицом МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми».

Ответчик не представил доказательств расторжения договоров управления, заключенных между истцом и МКУ  «Городская коммунальная служба».

Таким образом, истец не имеет возможности получить субсидии по тем жилым помещениям, в отношении которых принято решение о расселении, а также не может взыскать данные услуги непосредственно с граждан, поскольку в силу закона им предоставлены меры социальной поддержки в виде уменьшения размера платы за техническое содержание и текущий ремонт общего имущества дома.  

Вместе с тем, поскольку истец был вынужден оказывать услуги в отношении спорных домов, поскольку часть граждан не была расселена, он нес расходы на содержание и текущий ремонт общего имущества дома.

Стоимость данных услуг по каждому конкретному аварийному дому была согласована в договорах управления, заключенных по итогам открытого конкурса с МКУ  «Городская коммунальная служба».

Судом установлено, что расчет истца положениям договоров управления  не противоречит.

В отношении спорных многоквартирных домов истом доказан факт несения расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества МКД представленными в материалы дела доказательствами (договоры на содержание контейнерной стоянки и вывоз ТБО, договоры на техническое обслуживание многоквартирных домов).

Учитывая, что в силу положений п. 2.1. решения Пермской городской Думы № 225 от 28.10.2014 возмещение недополученных доходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иным лицам, оказывающим услуги (выполняющим работы) по содержанию общего имущества многоквартирных домов, является расходным обязательством муниципального образования город Пермь, взыскание данных расходов обоснованно заявлено истцом с МО «Город Пермь» в лице Администрации г. Перми.

В связи с несвоевременной оплатой задолженности истцом начислены пени на основании п.14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ в сумме 193 317,96 руб. за период с 12.01.2016 по 05.02.2019.

Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.

Расчет пени, представленный истцом, соответствует требованиям п. 14 ст. 155 ЖК РФ.

Ответчиком и третьими лицами правильность определения истцом периода просрочки исполнения денежного обязательства не оспаривается, контррасчеты не представлены.

Учитывая изложенное, требование о взыскании пени подлежит удовлетворению в заявленном размере.

Поскольку исковые требования подтверждены материалами дела, ответчиком доказательства, опровергающие обоснованность предъявленных требований не представлены, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Кроме того, истец просит начислять пени на сумму долга до даты его полного погашения исходя из действующей на момент оплаты ставки рефинансирования ЦБ РФ по правилам пункта 14 статьи 155 ЖК РФ.

Требование о взыскании пени с начислением по день фактической уплаты долга исходя из действующей на момент оплаты ставки рефинансирования ЦБ РФ, соответствует редакции части 14 статьи 155 ЖК РФ и позиции, изложенной в пункте 65 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

1. Исковые требования удовлетворить в полном объеме.

2. Взыскать с муниципального образования «город Пермь» в лице Администрации города Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 614000, <...>) за счет казны муниципального образования «город Пермь» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «АКТИВ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 614097, <...>; конкурсный управляющий ФИО1, 614095, <...>) 668 149,63 руб. задолженности за содержание и текущий ремонт за период с августа по декабрь 2015 года; 193 317,96 руб. пени. Пени подлежат начислению с 06.02.2019 по день фактического исполнения денежного обязательства исходя из оставшейся суммы долга по правилам пункта 14 статьи 155 ЖК РФ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Судья                                                                                    О. В. Балякина