ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-3426/16 от 17.05.2016 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь

№ А50-3426/2016

19 мая 2016 года

Резолютивная часть решения оглашена 17 мая 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 19 мая 2016 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Виноградова А. В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Константиновой      Т. С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениям акционерного общества "Минеральные удобрения" (ОГРН 1025901218133, ИНН 5905021239) к Пермской таможне (ОГРН 1025900913884, ИНН 5902290177) об оспаривании ненормативных правовых актов,

при участии лиц:

от заявителя – Мерзляков Д.В., доверенность от 11.01.2016,

от ответчика – Останина А.Н., доверенность от 08.12.2015, Гайнутдинов      А. К., доверенность от 21.07.2015, Коваленко Т. Д., доверенность от 10.08.2015,

У С Т А Н О В И Л:

Акционерное общество "Минеральные удобрения" (далее – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения Пермской таможни от 21.01.2016 о корректировке таможенной стоимости по ДТ № 10411080/020713/0010700, ДТ № 10411080/150713/ 0011288, ДТ № 10411080/250713/0011827, требования заместителя начальника Пермской таможни Терехова П. В. от 27.01.2016 № 8 об уплате таможенных платежей.

По мнению Общества, оспариваемые решения о корректировке таможенной стоимости товаров и требование об уплате таможенных платежей являются незаконными, так как не соответствуют ст. ст. 4, 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее – Соглашение), поскольку стоимость указанных услуг по разработке проектной документации (инжиниринговых услуг) не является ни ценой ввозимого товара, ни расходами, которые добавляются к цене товара в целях определения таможенной стоимости.

Пермская таможня в представленном отзыве возражала про­тив удовлетворения за­яв­ления, считая принятые решения и направленное требование законными и обосно­ванными, поскольку в стоимость сделки должны включаться соответствующие стоимостные показатели по каждому из договоров, на основании которых осуществлялся ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза, то есть как непосредственно по сделке купли-продажи (цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимые товары), так и по иным договорам, расходы по которым включаются в таможенную стоимость товаров согласно ст. 5 Соглашения.

Заслушав лиц, участвующих в деле, которые требования и возражения изложенные в своих заявлении и отзыве поддержали, и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Общество заключило с компанией "CEMAGSarl" (Франция, г. Трапп) (далее – Продавец) контракт от 19.10.2012 № 121019/ОИЗ (далее – Контракт), согласно предмета которого Продавец продал, а Общество купило на условиях СIPПермь, Россия систему осушки свежего синтез-газа (далее – Система осушки), предназначенную для модернизации цеха Амиака ТЕС с целью снижения энергозатрат при производстве аммиака, включая инжиниринговые услуги в соответствии с п. 5.1 Технического Приложения (Приложения № 1) к Контракту и полный комплект оборудования и материалов (далее – Товар) для Системы осушки в соответствии с п. 5.3 Технического Приложения (Приложения № 1) к Контракту (л. д. 67 т. 1).

Цена и общая стоимость Контракта определена в п. 5 его текста в сумме 1168000 евро, которая включает стоимость услуг по разработке проектной документации как определено в п. 5.1.1 Приложения № 1 в сумме 223000 евро и стоимость товара в сумме 945000 евро. Все цены, указанные в Контракте не включают какие-либо налоги и/или сборы, подлежащие оплате в стране покупателя, которые остаются в прямой его ответственности.

В целях таможенного оформления Общество подало в Пермскую таможню декларации на товары (далее – ДТ) №№ 10411080/020713/0010700, 10411080/150713/0011288, 10411080/250713/0011827. Товар выпущен таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, общая таможенная стоимость товаров была определена Обществом в соответствии с п. 4 Соглашения и составила соответственно ДТ: 11881974,05 руб., 14353256,49 руб. и 14141787,66 руб. (л. д. 81 т. 3).

Пермская таможня, руководствуясь ст. 99 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС),  в период с 03.09.2015 по 21.01.2016 провела камеральную таможенную проверку и установила, что Общество при таможенном декларировании товаров, заявленных по указанным ДТ, в нарушение п. 5 Соглашения не включила в структуру таможенной стоимости стоимость услуг по разработке проектной документации в сумме 223000 евро. Результаты проверки отражены в акте от 25.01.2016.

Указанные обстоятельства послужили основанием для принятия таможенным органом 21.01.2016 оспариваемых решений о корректировке таможенной стоимости товаров, в соответствии с которыми она составила соответственно ДТ: 14 685 868,39 руб., 17 739 102,61 руб. и 17 478 322,67 руб. (л. д. 18-43).

Общество, посчитав указанные решения и требование Пермской таможни незаконными и нарушающими его права, обратились с заявлениями в арбитражный суд в порядке гл. 24 АПК РФ с требованием об их отмене.

Согласно ч. ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли такой акт.

В ч. ч. 1, 2 ст. 181 ТК РФ установлено, что при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары. В декларации на товары указываются сведения о товарах, включая таможенную стоимость и сведения об исчислении таможенных платежей.

Согласно подп. 12 п. 1 ст. 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, к которым в числе прочих относятся документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранных метод определения таможенной стоимости товаров.

В соответствии с ч. 1 ст. 64 ТК РФ таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств – членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.

Правила определения таможенной стоимости товаров установлены в Соглашении, согласно п. п. 2, 3 ст. 1 которого таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, определяется в соответствии с настоящим Соглашением, в случае, если товары фактически пересекли таможенную границу Таможенного союза при ввозе на единую таможенную территорию Таможенного союза (далее – таможенная территория Таможенного союза) или если товары заявлены к ввозу при применении предварительного декларирования и в отношении таких товаров впервые после пересечения таможенной границы или при предварительном декларировании заявляется таможенная процедура. В иных случаях положения настоящего Соглашения могут применяться, если это прямо установлено законодательством государства – члена Таможенного союза.

В п. 1 ст. 2 Соглашения предусмотрено, что основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в     ст. 4 Соглашения.

В силу п. 1 ст. 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения.

Согласно подп. "г" п. 2 ч. 1 ст. 5 Соглашения при определении таможенной стоимости ввозимых товаров к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляется соответствующим образом распределенная стоимость проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, художественного оформления, дизайна, эскизов и чертежей, выполненных вне таможенной территории Таможенного союза и необходимых для производства ввозимых товаров (при условии предоставления данных товаров и/или услуг покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей для вывоза оцениваемых (ввозимых) товаров на таможенную территорию Таможенного союза).

Из анализа доводов сторон суд приходит к выводу, что предметом спора в данном деле является факт производства ввезенного товара – оказания инжиниринговых услуг непосредственно для проектирования Системы осушки, приобретенной Обществом.

Пермская таможня свою позицию по корректировке таможенной стоимости обосновывает тем, что производство товара – инжиниринговых услуг, непосредственно связано с Системой осушки, т. к. они входят в предмет Контракта, оплачены Обществом (покупателем) и получены им, о чем составлен акт сдачи-приемки проектной документации от 22.03.2013, стоимость инжиниринговых услуг включена в первоначальную стоимость основных средств (л. д. 119 т. 1). Кроме того, согласно п. 5 Технического приложения "Система осушки свежего синтез-газа", являющегося приложением № 1 к Контракту, проектная документация включена в состав инжиниринговых услуг (л. д. 92,93 т. 1).

Между тем, суд находит обоснованными доводы Общества о том, что Пермская таможня в порядке ст. ст. 65, 205 АПК РФ не представила доказательств фактического получения декларантом инжиниринговых услуг для целей таможенного оформления, доказательств передачи исходных сведений материалов от покупателя продавцу для её производства.

Согласно пояснениям Общества, приобретенная по Контракту система осушки является серийным экземпляром, имеет паспорт, сертификат соответствия, руководство по эксплуатации, может эксплуатироваться любым покупателем по своему усмотрению, его проектирование осуществлялось еще до заключения Контракта, приобретенный товар не является отельной системой осушки, её компоненты предназначены для использования в установке по производству аммиака, а документация разработанная в рамках оказания инжиниринговых услуг по Контракту необходима была Обществу для проведения монтажных, строительных работ на территории Российской Федерации.

В рамках оказанных услуг по Контракту, Продавец оказал Обществу инжиниринговые услуги, а именно передал по электронной почте - "принципиальные чертежи строительных работ и строительных конструкций", "общая спецификация изготовление и сборка трубопроводов", "схема трубопроводов", "изометрия трубопроводов", "основные крепления схемы", "электронные  логические  схемы", "монтажная  схемы  границ установки между трубопроводом и приборами КИП", "перечень потребителей электропитания", "общие технические требования к изоляции труб и оборудования" и т.д. Как видно из указанной документации, она была необходима для монтажа и правильной установки поставленного типового товара по месту нахождения  Общества - Покупателя и внедрения оборудования в действующее производство Общества.

Суд, исследовав материалы дела, находит указанные доводы соответствующими содержанию Контракта, т. к. им не предусмотрена передача покупателем продавцу сведений и каких-либо материалов, необходимых для производства проектной документации в составе инжиниринговых услуг непосредственно для производства товара.

При таможенном оформлении Общество предоставило дополнительные документы (графа 44 ДТ): сертификаты соответствия Техническим регламентам поставляемой продавцом системы осушки, которые были получены продавцом в период с 2011 года по 2013 год, т. е. до заключения Контракта и поставки товара Продавцом.

Во всех сертификатах соответствия есть указание на именование объекта сертификации, в которых в соответствии с подп. "з" п. 6 Правил оформления сертификата соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза, утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 293 "О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии техническим регламентам Таможенного союза и правилах их оформления" указано, что поставляемый товар имеет статус "Серийный выпуск", что подтверждает производство поставляемого товара повторяющимися партиями и сравнительно большим объемом выпуска.

В представленной Обществом технической схеме, переданной по акту с результатами инжиниринговых услуг, видно графическое выделение компонентов Системы осушки, приобретенной по Контракту, которые подлежали использованию Обществом в установке по производству аммиака.

Исходя из содержания п. 5 Технического приложения "Система осушки свежего синтез-газа", являющегося приложением № 1 к Контракту, проектная документация включенная в состав инжиниринговых услуг частично необходима лишь для создания документации, регламентирующей монтаж серийного оборудования Систему осушки на установке Общества по производству аммиака.

Доводы ответчика о включении стоимости Системы осушки в первоначальную стоимость основных средств судом отклоняется в связи со следующим.

В силу п. 1 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования. Аналогичный порядок формирования первоначальной стоимости основного средства закреплен в Положении по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утвержденном Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (далее - ПБУ 6/01). Фактическими затратами на приобретение объекта основных средств за плату согласно п. 8 ПБУ 6/01 являются:

-суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку основного средства и приведение его в состояние, пригодное для использования;

-суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

-суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основного средства;

-таможенные пошлины и таможенные сборы;

-невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением основного средства;

-вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретено основное средство;

-иные затраты, непосредственно связанные с приобретением основного средства.

Таким образом, вопрос включения расходов по оплате инжиниринговых услуг по Контракту и иных расходов в стоимость основных средств, относиться к вопросу бухгалтерского учета. Сам факт включения каких-либо расходов в стоимость основных средств не может влиять на определение таможенной стоимости ввезенных товаров в целях исчисления таможенных платежей.

Общество в соответствии с действующим законодательством для целей бухгалтерского и налогового учета включило стоимость инжиниринговых услуг в первоначальную стоимость основных средств (Объекты строительства: Ц. 2 Установка осушки свежего синтез-газа агрегата аммиака).

Таким образом, суд считает, что верным доводы Общества о том, что на момент заключения Контракта проектная документация на Систему осушки уже имелась у продавца и для её для производства и поставки товара по Контракту не требовались инжиниринговые услуги, которые были включены в предмет Контракта, но не требовались покупателю и не использовалась им для производства товара.

Учитывая изложенное, стоимость разработки проектной документации (инжиниринговых услуг), оказанных Продавцом Покупателю не может быть в соответствии со ст. 4 Соглашения включена в стоимость сделки возимых товаров и не может быть дополнена к таможенной стоимости товара на основании подп. "г" п. 2 ч. 1 ст. 5 Соглашения.

В ч. 1 ст. 99 ТК ТС предусмотрено право таможенных органов на проведение таможенного контроля после выпуска товаров в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Согласно п. 1 ст. 68 ТК ТС решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.

Согласно ч. 1 ст. 152 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.

Исследовав собранные по делу доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ суд приходит к выводу, что Пермская таможня вопреки требованиям ч. 5     ст. 200 АПК РФ не обосновала законность принятия оспариваемых решений о корректировке таможенной стоимости товара, следовательно, они не соответствуют п. п. 4, 5 Соглашения и у Пермской таможни отсутствовали основания для доначисления сумм таможенных платежей, и в этой связи, выставленное Обществу требование от 27.01.2016 № 8 об уплате таможенных платежей является неправомерным.

В силу ст. 110 АПК РФ судебные расходы на уплату государст­венной пошлины при подаче Обществом заявле­ния по делу в сумме 12000 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявление удовлетворить.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного произ­водства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через арбитражный суд Пермского края.

Судья                                                                          А. В. Виноградов