ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-35221/18 от 09.01.2019 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь                                                       

16 января 2019 года                                                         Дело № А50-35221/2018

Резолютивная часть решения оглашена 09 января 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 16 января 2019 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Цыреновой Е.Б.,

при ведении про­токола судебного заседания секретарем судебного заседания Пивневым А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к лицу, привлекаемому к административной ответственности, - Индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ,

при участии:

от заявителя: ФИО2, предъявлено удостоверение, доверенность;

от ответчика: ФИО1, предъявлен паспорт, предприниматель; ФИО3 у, предъявлен паспорт, доверенность;

установил:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – заявитель, управление, антимонопольный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – арбитражный управляющий, конкурсный управляющий) к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Требования заявителя мотивированы нарушением ответчиком Правил технологического присоединения.

Определением председателя состава от 09.01.2019 на основании ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена судьи Мухитовой Е.М. на судью Цыренову Е.Б.

Представитель антимонопольного органа в ходе судебного заседания на требованиях настаивает.

Представитель ответчика просит в заявленных требованиях отказать по основаниям письменного отзыва в котором указывает на отсутствие события административного правонарушения.

В ходе судебного заседания от ответчика поступило ходатайство об отложении судебного заседания.

Ходатайство об отложении судом рассмотрено, в его удовлетворении отказано, поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 158 АПК РФ отложение рассмотрения дела является правом, а не обязанностью суда, заявленное ходатайство не обосновано в порядке ст. 159 АПК РФ.

Кроме того, отложение судебного заседания приведет к необоснованному затягиванию арбитражного процесса, учитывая, что материалы дела содержат достаточно доказательств для его рассмотрения по существу.

Исследовав представленные доказательства, заслушав пояснения сторон, суд приходит к следующим выводам.

Из представленного суду протокола об административном правонарушении № 904-18-адм, составленного 13.11.2018 должностным лицом заявителя в отношении ИП ФИО1 по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, следует, что в управление поступило заявление ФИО4 (вх. № 013431 от 01.10.2018 г.), содержащее указание на наличие в действиях ТСО ИП ФИО1 признаков правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, а именно: нарушение установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям энергопринимающих устройств ФИО4, расположенных по адресу: Пермский край, Добрянский район, Краснослудское сельское поселение, урочище «За Ельниками», ООО «Совхоз Всходы», кад. № 59:18:3630202:1668, что выразилось в навязывании территориальной сетевой организации невыгодных условий договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям ТСО ИП ФИО1

19.02.2018 г. ФИО4 была составлена заявка на осуществление подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям ТСО ИП ФИО1 энергопринимающих устройств заявителя, расположенных по адресу: Пермский край, Добрянский район, Краснослудское сельское поселение, урочище «За Ельниками», ООО «Совхоз Всходы», кад. № 59:18:3630202:1668, впервые вводимого в эксплуатацию.

Максимальная мощность присоединяемого энергопринимающих устройств составляет 15 кВт включительно и используется для бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.

По указанной заявке ТСО ИП ФИО1 был направлен проект договора об осуществлении подключения к электрическим сетям ТСО ИП ФИО1 от 12.03.2018 г. № 3, а также два варианта технических условий подключения, являющихся неотъемлемым приложением к договору подключения.

Из анализа оферты договора о технологическом присоединении, полученной от ИП ФИО1, следует следующее: что указанная оферта не соответствует форме, установленной приложением 8 к Правилам технологического присоединения; в п. 1.2 оферты договора указаны два уровня напряжения электрических сетей, к которым осуществляется подключение (технологическое присоединение) к электрическим сетям энергопринимающих устройств (однако третья категория надежности электроснабжения подразумевает один источник электроснабжения); оферта договора содержит более одного варианта технических условий подключения, в технических условиях отсутствует подпись ИП ФИО1; заявителю навзязывается выполнение работ по технологическому присоединению к| электрическим сетям ТСО ИП ФИО1 за пределами границ земельного участка заявителя (п. 11.1.1, п. 11.2.1 технических условий подключения к электрическим сетям класса напряжения 0,38 кВ, п. 11.1.1 технических условий подключения к электрическим сетям класса напряжения 10 кВ); заявителю навязываются работы по согласованию с CHT «Панорама-2» опосредованного технологического присоединения (п. 11.1.1, п. 11.2.1 технических условий подключения к электрическим сетям класса напряжения 0,38 кВ); нарушен 15-дневный срок направления оферты договора заявителю.

Согласно имеющейся информации, представленной Региональной службы по тарифам Пермского края на запрос антимонопольного органа (вх. № 012022 от 04.09.2018), ответчик относится к территориальным сетевым организациям - участникам оптового и розничного рынков электроэнергии, осуществляющих свою деятельность на территории Пермского края в 2018 году.

Таким образом, предпринимателем допущено нарушение положений п.п. 15, 16, 19 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27,12.2004 г. № 861, при осуществлении ИП ФИО1 технологического присоединения энергопринимающих устройств ФИО4, расположенных по адресу: Пермский край, Добрянский район, Краснослудское сельское поселение, урочище «За Ельниками», ООО «Совхоз Всходы», кад. № 59:18:3630202:1668.

21.12.2017 г. должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю ФИО5 было вынесено постановление о назначении административного наказания (наложении штрафа) по делу об административном правонарушении № 684-17-адм, в соответствии с которым ИП ФИО1 был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Указанное постановление вступило в законную силу 30.01.2018 г.

Исходя из изложенного, совершенное ИП ФИО1 деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Для привлечения предпринимателя к ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ административный орган в соответствии с ч. 3 ст. 23.1, ст. 28.8 КоАП РФ направил в арбитражный суд заявление с протоколом и приложенными материалами проверки.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Повторное совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи КоАП РФ, влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в процессе предоставления доступа к услугам субъектов естественных монополий.

Объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе, и нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям.

В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также -технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Согласно абз. 3 ч. 1 ст. 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

В соответствии с абз.абз. 5, 6 ч. 1 ст. 26 Закона об электроэнергетике порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает правила выбора сетевой организации, которой принадлежат объекты электросетевого хозяйства с необходимым классом напряжения на соответствующей территории, к которой следует обращаться заинтересованным в технологическом присоединении лицам и которая не вправе отказать обратившемуся к ней лицу в услуге по технологическому присоединению и заключении соответствующего договора.

В соответствии с абз. 8 ч. 1 ст. 26 Закона об электроэнергетике порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.

Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств регламентированы Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила технологического присоединения).

Согласно абз. 9 п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. Х° 861, сетевая организация - организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электро сетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющая право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов элекгр осетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

В соответствии с письмом ФСТ России от 05.06.2013 № ЕП-5446/12 сетевые организации осуществляют два вида регулируемой деятельности: оказание услуг по передаче электрической энергии и технологическое присоединение заявителей к электрическим сетям.

В соответствии с п. 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил технологического присоединения и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в п.п. 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В силу п. 2 Правил технологического присоединения действие Правил технологического присоединения распространяется на следующие случаи:

1) случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств;

2) случаи присоединения в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается;

3) случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

Как следует из пл. «а» п. 7 Правил технологического присоединения, заявитель, имеющий намерение   осуществить   технологическое   присоединение,   а   также   увеличить   объем максимальной мощности, подает соответствующую заявку в сетевую организацию во исполнение процедуры, описанной в Правилах технологического присоединения. ^ В силу п. 6 Правил технологического присоединения заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.

Перечень существенных условий договора об осуществлении технологического присоединения установлен в п. 16 Правил технологического присоединения.

В силу пп. «а» п. 16 Правил технологического присоединения, договор должен содержать перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению.

В соответствии с абз. 3 п. 19 Правил технологического присоединения запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные Правилами технологического присоединения.

Согласно п. 15 Правил технологического присоединения в адрес заявителей, указанных в п.п. 12(1) и 14 Правил технологического присоединения, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемого Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 16.1 Правил технологического присоединения, заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.

В рассматриваемом случае объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, выражается в нарушении правил технологического присоединения к электрическим сетям.

Соответствующие доводы предпринимателя отклоняются, как основанные на неверном толковании норм права, учитывая, что норма абз. 1 п. 15 Правил технологического присоединения носит императивный характер и содержит указание на технические условия как неотъемлемое приложение к договору в безвариативном исполнении.

Как верно отмечает антимонопольный орган, сведения для оформления оферты договора указывается заявителем согласно заявке на заключение договора подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, а существенные условия договора не могут противоречить параметрам подключения, указанным заявителем в заявке в сетевую организацию.

Довод ответчика о том, что пропуск указанного в Правилах технологического присоединения 15-дневного срока направления оферты договора заявителю носит уважительный характер, судом отклоняется, поскольку указанный срок является предельным, не исключает возможности направления оферты в более ранние сроки и не содержит какой-либо неопределенности. Как отмене ранее, норма абз. 1 п. 15 Правил технологического присоединения носит императивный характер, следовательно, срок технологического присоединения является пресекательным.

Отказ ответчика от согласования с СНТ «Панорама-2» опосредованного подключения энергопринимающих устройств заявителя также противоречит положениям Правил технологического присоединения, поскольку в силу абз. 3 п. 16.3 Правил технологического присоединения сетевая организация исполняет указанные в рамках договора подключения обязательства до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, в том числе, в части урегулирования отношений с иными лицами.

Вина предпринимателя в совершении правонарушения заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения указанных правил и норм, но им не были приняты для этого все меры. Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у предпринимателя возможности для соблюдения Правил технологического присоединения, а также доказательств того, что им были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение нарушения, в материалах дела не имеется.

Таким образом, административным органом доказано наличие в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Содержание протокола об административном правонарушении соответствует требованиям, установленным ст. 28.2 КоАП РФ. Срок давности привлечения к административной ответственности не истек (ст. 4.5 КоАП РФ). Обстоятельств отягчающих или исключающих административную ответственность, судом не установлено.

С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.

Оснований для применения судом положений ст.ст. 3.4, 4.1.1 КоАП РФ и замены административного штрафа на предупреждение суд не усматривает, поскольку исходя из совокупности данных норм, следует, что административное наказание в виде предупреждения назначается при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.

Вследствие изложенного, суд считает требования заявления подлежащими удовлетворению и, учитывая при определении наказания в качестве смягчающего ответственность обстоятельства совершение ответчиком правонарушения данного вида впервые, полагает возможным наложить административный штраф в минимальном размере санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, - 40 000 руб.

Статья 29.13 КоАП РФ определяет, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата присвоения ОГРНИП 31.10.2007, место жительства: 614068, <...>) к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.

Согласно ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Реквизиты для зачисления административного штрафа: УФК по Пермскому краю (Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю), ИНН <***>, КПП 590201001, банк получателя: Отделение Пермь г. Пермь, р/с <***>, БИК 045773001, КБК 16111641000016000140, ОКТМО 57701000, статус плательщика 08, л/с <***>, назначение платежа: штраф за нарушение законодательства об электроэнергетике.

Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата присвоения ОГРНИП 31.10.2007, место жительства: 614068, <...>) принять меры по устранению причин и условий при правонарушении по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ путем выполнения мероприятий в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. № 861, в соответствии с показателями, указанными в заявке физического лица ФИО4 от 19.02.2018 г. – в течение десяти дней с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня изготовления в полном объеме через Арбитражный суд Пермского края.

Судья                                                                                          Е.Б. Цыренова