ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-36081/18 от 05.11.2019 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Пермь       

11 ноября 2019 года                                                     Дело № А50-36081/18

Резолютивная часть решения принята 05 ноября 2019года.

Полный текст решения изготовлен 11 ноября 2019 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Лысановой Л.И.,            при ведении протокола помощником судьи Хуснуллиной Э.Р., 

рассмотрел в судебном заседании дело по иску

общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «АКТИВ» (614097, г. Пермь, ул. Комиссара Пожарского, д. 19, ОГРН 1145958017358, ИНН 5904996056; конкурсный управляющий Мушинский М.В. 614095, г. Пермь, пр. Декабристов, д. 31, оф. 215)

к ответчику: муниципальному образованию «город Пермь» в лице Администрации города Перми (614000, г. Пермь, ул. Ленина, д.23, ОГРН 1025900532460, ИНН 5902290635) 

третье лицо: 1. Муниципальное казенное учреждение «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» (614066, г. Пермь,                         ул. Стахановская, д. 51, ОГРН 1095905002962, ИНН 5905270796)

2. Департамент социальной политики администрации города Перми (614000,                  г. Пермь, ул. Газеты Звезда, д. 9, ИНН 5902291999, ОГРН 1025900527553)

о взыскании 2 279 285 руб. 95 коп.  

при участии представителей:

от истца: Канцер А. Р. по доверенности от 28.12.2018.

от ответчика: Регулярная Т.А. по доверенности от 04.09.2019.

от третьих лиц: 1. не явился, извещен.  2. Макшакова Е.В. по доверенности от 29.12.2018.

ООО «УК «Актив» обратилось в суд с требованием к муниципальному образованию «город Пермь» в лице администрации г.Перми о взыскании задолженности за содержание и текущий ремонт общедомового имущества в сумме 1 805 732 руб. 58 коп. за период с 10.10.2015 по 31.12.2015, пени в сумме 473 553 руб. 37 коп. за период с 12.01.2016 по 26.11.2018, рассчитанные в соответствии ч. 14 ст. 155 ЖК РФ с дальнейшим начислением по день фактической оплаты долга.     

В ходе судебного разбирательства истец неоднократно уточнял размер требований.

В судебном заседании истец заявил ходатайство об уточнении требований, просит взыскать задолженность  в сумме 517 595 руб. 05 коп. за период с 10.08.2015 по 31.12.2015, из них: 319 190 руб. 25 коп. - плата за пустующие жилые помещения, 198 404 руб. 80 коп. - сумма, которая могла бы быть выплачена в качестве субсидии, а также пени в размере 96 336 руб. 94 коп. за период с 12.01.2016 по 05.11.2019, начисленные на сумму долга 319 190 руб. 25 коп. с дальнейшим начислением по день фактической оплаты долга.  Уточнение размера иска судом  принято в порядке ст. 49 АПК РФ.

Истец пояснил, что расчеты выполнены на основании информации, предоставленной третьим лицом 2, ответчиком проверены.

Ответчик и третье лицо 2 подтвердили правильность представленных  истцом расчетов.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон и третьего лица,  суд установил.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 23.10.2017 по делу № А50-7130/17 ООО «УК Актив» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев.

Истец в 2015 году являлся управляющей организацией в отношении МКД г.Перми на основании договоров управления, заключенных по результатам открытого конкурса  (ул. Вильямса д. 61, 63; пер. 3-й Еловский д.15; ул. Новогодняя д.13;  ул.Барамзиной д.23, 23а; ул. Василия Каменского д.26, 36; ул. Гатчинская д.16; ул.Детская д.8; пер. Каслинский д.4,8; ул.Переселенческая д.16,105; ул.Данщина д.1а; ул.Углеуральская д.4; ул.Энгельса д.13а; ул. Шпалопропиточная д.4а; ул.Ветлужская д.16а, 23, 25, 29; ул. Генерала Наумова д.7; ул.Докучаева д.27г; ул.Дошкольная д.4, 6, 8, 10, 12, 28, 30; ул. Лепешинской д.6, 8, 10, 18; ул. Маяковского д. 15, 16, 24; ул. Ударника д. 9, 11; ул. 9-е Января д.9; ул. Ползунова д.4а, 5а; ул. Связистов д.17; ул. Тавричанская д. 20; ул. Челюскинцев д.8а, 10;  ул. Герцена д.7а; ул. Верещагинская д.29; ул. Подлесная д.7/2, 9/2, 9/4, 23; ул. Генерала Черняховского д.1). 

В данных МКД имеются жилые помещения, которые принадлежат  ответчику, в спорный период помещения являлись пустующими, то есть наниматели не проживали.

Истец оказывал в спорный период (10.10.2015 - 31.12.2015) в отношении перечисленных МКД услуги по содержанию и обслуживанию общедомового имущества. В качестве доказательств представил договоры на техническое обслуживание домов, содержание контейнерных площадок и вывоз ТБО, техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования, акты сверки расчетов с подрядными организациями, расчеты стоимости работ.

Также истцом представлены отдельно по каждому МКД расчеты возмещения расходов по содержанию и текущему ремонту общего имущества в отношении жилых помещений, принадлежащих ответчику. Расчеты содержат все данные, необходимые для начисления платы (площади помещений, ФИО нанимателя, количество дней предоставления услуги, тариф, суммы субсидий, оплату ДСП и др.). Общая сумма начислений за период с 10.10.2015 - 31.12.2015 составила 517 595,05 руб. (т.4 л.д. 136-149), в том числе 319 190,25 руб. за пустующие помещения.

Ответчик и третье лицо 2, возражая против заявленных требований указали, что обязанность по оплате услуг по содержанию  и ремонту жилых помещений несет наниматель по договору социального найма, только после вынесения распоряжения о расселении обязанным по оплате является МО г.Пермь. Истец имеет право на получении субсидии только после подтверждения факта оказания мер социальной поддержки.  Согласно п. 2.1.4.4. Порядка выплаты субсидий № 349,  одним из условий заключения договора на выплату субсидий является то, что организация, подавшая заявку на получение субсидий, не должна быть признана банкротом и иметь принятое собранием кредиторов решение о прекращении хозяйственной деятельности в соответствии с ФЗ от 26.10.2002 № 127 «О несостоятельности (банкротстве)». Поскольку ООО УК «Актив» прекратило хозяйственную деятельность 19.08.2019 на основании решения собрания кредиторов, то оно не может обратиться за выплатой субсидии в департамент в соответствии с Порядком № 349.

Третьим лицом 2 представлен в материалы дела перечень помещений, в которых проживали граждане и за которые истец мог бы получить субсидии

 (то есть оплата за которые должна производится в форме субсидии), общая сумма субсидий составила 198 404,80 руб. (т. 4 л.д. 153-168).

Стороны подтвердили в судебном заседании, что расчеты начислений выполнены истцом на основании сведений третьего лица 2, ответчиком проверены и не оспариваются.

Оценив, в порядке ст. 71 АПК РФ, представленные сторонами доказательства, суд считает исковые требования обоснованными.

Решением Пермской городской Думы от 28.10.2014 № 225 "Об установлении меры социальной поддержки гражданам в виде уменьшения размера платы за содержание жилого помещения, признанного непригодным для проживания и (или) расположенного в многоквартирном доме, признанном аварийным" (далее - Решение Думы № 225) установлены меры социальной поддержки гражданам в виде уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, признанного непригодным для проживания и (или) расположенного в многоквартирном доме, признанным аварийным.

Постановлением администрации г.Перми от 27.05.2014 № 349 утвержден Порядок предоставления субсидии организациям (далее - Порядок № 349) в части возмещения недополученных доходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки в виде уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодным для проживания и (или) расположенных в МКД, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Решением предусмотрено, что меры социальной поддержки предоставляются нанимателям жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, собственникам жилых помещений.

Возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, производится в соответствии с договором по форме согласно приложению № 1 к Порядку № 349 и на основании затрат, возникающих в связи с предоставлением мер социальной поддержки.

Истец оказывал в спорный период услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД, что подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается. Обязательства по оплате оказанных услуг ответчиком не исполнены.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 3 ст. 30 ЖК РФ).

Частью 3 ст.153 ЖК РФ установлено, что до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

В соответствии с ч.3 ст. 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.

Положениями ч.1 ст. 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В силу ч.4 ст. 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в МКД, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного ч.7.1 настоящей статьи. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

Пунктом 28 Правил № 491предусмотрено, что собственники помещений обязаны  нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД - в случае  управления многоквартирным домом управляющей организацией.

Согласно п.29 Правил № 491 расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства РФ, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Таким образом, жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в МКД по договорам социального найма, вносить плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома непосредственно управляющей организации в случае, если ею осуществляется управление многоквартирным домом. Органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда. Аналогичная обязанность возложена и на собственников жилых помещений.

Пунктом 2 Решения Думы № 225 установлено, что возмещение недополученных доходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки управляющим организациям, ТСЖ, иным лицам, оказывающим услуги (выполняющим работы) по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, является расходным обязательством муниципального образования город Пермь.

Возмещение недополученных доходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки, организациям осуществляется в форме предоставления субсидий в порядке, установленном администрацией г.Перми.

Согласно п. 2.1, 2.2 Порядка № 349 право на получение субсидии имеют управляющие организации, ТСЖ, иные лица, оказывающие услуги (выполняющие работы) по содержанию и ремонту общего имущества МКД, предоставляющие меры социальной поддержки в виде уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилых помещений нанимателям жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также собственникам жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания и (или) расположенных в МКД, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Субсидии организациям предоставляются в целях возмещения недополученных доходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки, в пределах средств, предусмотренных в Решении  Думы № 225 о бюджете г.Перми на эти цели.

Одним из условий предоставления субсидий является в том числе: заключение с уполномоченным органом договора о предоставлении субсидии в части возмещения недополученных доходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки в виде уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания и (или) расположенных в МКД, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, по форме согласно приложению 1 к  Порядку № 349 (п. 2.3).

Согласно п. 3.4 данного Порядка при прекращении права владения и (или) пользования жилым помещением, признанным непригодным для проживания, в связи с расселением граждан по муниципальным адресным программам, по решению судов, в случае смерти гражданина расчет субсидии не осуществляется.

Судом установлено, что между истцом и Департаментом социальной политики администрации г.Перми был заключен договор № СЭД-20-06-06-24 о предоставлении субсидии в части возмещения недополученных доходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки в виде уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, и (или) расположенных в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции  от 16.03.2016.

В период с даты вынесения уполномоченным органом распоряжения о расселении аварийного дома либо распоряжения о предоставлении гражданину другого пригодного для проживания жилья до даты фактического освобождения жилого помещения в аварийном доме, граждане продолжали проживать в данных помещениях.

Третье лицо 2 подтвердило невозможность истца обращения по выплате субсидии в соответствии с Порядком № 349, в связи с прекращением ООО «УК «Актив» хозяйственной деятельности на основании решения общего собрания кредиторов.

Учитывая, что в силу положений п. 2.1 Решения Думы № 225 возмещение недополученных доходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки, управляющим организациям, ТСЖ, иным  лицам, оказывающим услуги (выполняющим работы) по содержанию общего имущества МКД, является расходным обязательством МО г. Пермь, взыскание заявленных расходов обоснованно предъявлено к ответчику.

Ответчик доказательств оплаты задолженности не представил (ст. 65 АПК РФ).

В силу ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.

Согласно п. 1 ст.330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.

В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате (319 190,25 руб.) оказанных услуг в отношении пустующих помещений,   истец начислил ответчику на основании п. 14 ст. 155 ЖК РФ пени в размере 96 336,94 руб. за период с 12.01.2016 по 05.11.2019 с дальнейшим начислением до полного погашения задолженности - 319 190,25 руб.

Расчет пени судом проверен и признан верным, ответчиком не оспорен.

Требование о взыскании пени по день фактической оплаты долга соответствует п.65 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7.

С учетом изложенного исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в заявленном размере.

Руководствуясь ст.ст. 168-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с муниципального образования «Город Пермь» в лице администрации города Перми (ОГРН 1025900532460, ИНН 5902290635) за счет казны муниципального образования «Город Пермь» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Актив» (ОГРН 1145958017358, ИНН 5904996056) задолженность в общей сумме 517 595 (пятьсот семнадцать тысяч пятьсот девяносто пять) руб. 05 коп.; пени в размере  96 336 (девяносто шесть тысяч триста тридцать шесть) руб. 94 коп. за период с 12.01.2016 по 05.11.2019, рассчитанные на сумму долга 319 190 руб. 25 коп.

Продолжить дальнейшее начисление пени на сумму долга 319 190 руб. 25 коп. по правилам ч. 14 ст. 155 Жилищного Кодекса РФ, начиная с 06.11.2019 по день фактического исполнения денежного обязательства.

Решение может быть обжаловано в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Судья                                                                   Л.И. Лысанова