ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-36283/18 от 15.01.2019 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Пермь       

22 января 2019 года

Дело № А50-36283/2018

Резолютивная часть решения объявлена 15 января 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 22 января 2019 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Ушаковой Э.А.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Игошевой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению ФИО1

к Межрайонной ИФНС России № 17 по Пермскому краю

о признании недействительной записи о внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности ТОС «Русское Поле»; обязании налоговый орган восстановить ТОС «Русское Поле» как действующее юридическое лицо,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, паспорт, ФИО2, на основании устного заявления в порядке ч. 4 ст. 61 АПК РФ, сделанного заявителем в судебном заседании, паспорт,

от налогового органа: ФИО3, доверенность от 09.01.2019 № 04-221/00030, удостоверение,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 (заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю (налоговый орган) о признании недействительной записи налогового органа об исключении Территориального общественного самоуправления «Русское поле» улицы Ясеневая Хутора Русское поле Фроловского сельского поселения (сокращенное наименование – ТОС «Русское Поле»); обязании налоговый орган восстановить ТОС «Русское Поле» как действующее юридическое лицо.

В судебном заседании заявитель заявленные требования поддержал в полном объеме, просит удовлетворить требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Налоговый орган возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление. Считает, что оспариваемые заявителем действия по внесению в ЕГРЮЛ регистрационной записи об исключении из реестра недействующего юридического лица соответствуют требованиям положений соответствуют требованиям положений ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации), поскольку в течение длительного времени доказательства осуществления деятельности ТОС «Русское поле» у регистрирующего органа отсутствовали, в течение последних 12 месяцев заявителем не предоставлялась отчетность, отсутствовали движения денежных средств по банковским счетам, заявления заинтересованных лиц по факту публикации решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ также отсутствовали. В судебном заседании налоговым органом представлены доказательства публикации сведений о предстоящем исключении.

В соответствии с ч. 4 ст. 137 АПК РФ суд в связи с отсутствием возражений сторон завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению спора по существу в судебном заседании суда первой инстанции.

Исследовав материалы дела в соответствии со ст.ст. 65, 71, 162 АПК РФ, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что ТОС «Русское поле» зарегистрировано в качестве юридического лица 11.08.2014, присвоен основной государственный регистрационный номер <***> (л.д. 99-109).

09.09.2016 налоговым органом принято решение № 4729 о предстоящем исключении недействующего юридического лица – ТОС «Русское поле» из ЕГРЮЛ на основании справки № 1798-О от 01.09.2016 о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, справки № 1798-С от 01.09.2016 об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам.

Информация о предстоящем исключении недействующего юридического лица ТОС «Русское поле» из ЕГРЮЛ 14.09.2016 опубликована в журнале «Вестник государственной регистрации» часть 2 № 36(599).

05.01.2017 налоговым органом в ЕГРЮЛ внесена запись за регистрационным номером 2175958031214 об исключении Территориального общественного самоуправления «Русское поле» улицы Ясеневая Хутора Русское поле Фроловского сельского поселения из Единого государственного реестра юридических лиц как фактически прекратившего деятельность.

Ссылаясь на то, что действия регистрирующего органа по исключению кооператива из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица являются незаконными, поскольку на момент принятия решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ и по настоящее время ТОС «Русское поле» является действующим юридическим лицом, фактически осуществляет хозяйственную деятельность, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями. В обоснование заявленного требования заявитель указал, что лишение статуса юридического лица препятствует осуществлению текущей хозяйственной деятельности, а также нарушает права и законные интересы учредителей ТОС «Русское поле», одним из которых является и заявитель.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для удовлетворения требований заявителя необходимо соблюдение двух условий в совокупности: несоответствие закону или иному нормативному акту оспариваемых действий, ненормативного акта и нарушение прав и законных интересов заявителя.

В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), основание для их принятия, возложено на орган или лицо, их принявший(ее).

Следовательно, налоговая инспекция обязана доказать законность и обоснованность вынесения оспариваемого решения и осуществления действий по исключению юридического лица из ЕГРЮЛ, являющихся предметом рассмотрения по настоящему делу.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ Закона о регистрации решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

В п. 1 ст. 21.1 Закона о регистрации указано, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее – недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 21.1 Закона о регистрации).

Согласно п. 3 ст. 21.1 Закона о регистрации решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

В силу п. 4 ст. 21.1 Закона о регистрации заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

В соответствии с п.п. 7, 8 ст. 22 Закона о регистрации, если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что ТОС «Русское поле» на момент принятия налоговой инспекцией решения от 09.09.2016 № 4729 о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц фактически осуществляло уставную деятельность, вело хозяйственную деятельность.

Изложенные заявителем доводы и представленные в обоснование заявленных требований доказательства налоговым органом не опровергнуты, доказательств обратного не представлено (ст. 65 АПК РФ).

Следует отметить, что послужившие для исключения из ЕГРЮЛ ТОС «Русское поле» налоговой инспекцией основания, а именно – непредставление налоговой отчетности и движения по банковским счетам в течение 12 месяцев может свидетельствовать о нарушении норм налогового законодательства, однако данное обстоятельство само по себе при фактическом осуществлении деятельности не может служить правомерной причиной для исключения юридического лица из реестра.

При этом, арбитражным судом учитывается изложенная в Постановлении от 06.12.2011 № 26-П правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности.

Соответственно, неосуществление некоммерческой организацией в течение последних 12 месяцев операций хотя бы по одному банковскому счету основанием для признания ее недействующей не является. Непредставление же в течение последних 12 месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения такой организации к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности, при том, что в силу действующего законодательства налоговые органы не вправе определять, прекратила ли организация фактически осуществлять свою уставную деятельность.

Таким образом, учитывая, что ТОС «Русское поле» является некоммерческим юридическим лицом, соответственно не обязано иметь расчетные банковские счета, отсутствие банковских счетов не могло являться достаточным основанием для его исключения из ЕГРЮЛ.

Установленная Законом о регистрации возможность регистрирующим органом вносить во внесудебном порядке записи в ЕГРЮЛ об исключении юридических лиц, фактически прекративших осуществление своей деятельности, имеет своей целью соблюдение принципа достоверности сведений государственного реестра как информационного ресурса. Следовательно, процедура, регламентированная положениями ст.ст. 21.1, 22 Закона о регистрации, может быть применена налоговым органом только в том случае, когда у него имеются достоверные сведения, свидетельствующие о фактическом прекращении юридическим лицом своей деятельности, и не может рассматриваться как санкция за несвоевременное предоставление хозяйствующим субъектом документации налоговой отчетности либо сведений об открытии банковских счетов.

Согласно выше приведенным положениям Закона о регистрации  принятое налоговым органом решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ не влечет последующую обязанность налоговой службы вносить в ЕГРЮЛ соответствующую запись об исключении юридического лица, если налоговым органом самостоятельно будет установлено, что такое юридическое лицо фактически продолжает осуществление своей деятельности (то есть налоговая служба не должна вносить запись об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ и при отсутствии заявлений заинтересованных лица, поданных в порядке п. 4 ст. 21.1 Закона о регистрации).

Принимая во внимание вышеизложенные нормы права, обстоятельства настоящего дела, суд приходит к выводу, что ТОС «Русское поле» на момент исключения его из ЕГРЮЛ являлось фактически действующим юридическим лицом, в связи с чем его исключение налоговым органом из ЕГРЮЛ как фактически прекратившего свою деятельность является незаконным, поскольку принято при отсутствии у заявителя признаков недействующего юридического лица.

Исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание допущенные со стороны налогового органа в отношении ТОС «Русское поле» нарушения осуществления процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, а также наличие в материалах дела доказательств фактического осуществления данным юридическим лицом уставной деятельности, суд считает, что действия налогового органа по исключению ТОС «Русское поле» из реестра юридических лиц не соответствуют положениям действующего законодательства, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 8 ст. 22 Закона о регистрации исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

При обращении в арбитражный суд заявитель (председатель правления ТОС «Русское поле») указал, что узнал об исключении кооператива из ЕГРЮЛ в сентябре 2018 года при получении им выписки из ЕГРЮЛ. Данные обстоятельства налоговым органом не опровергнуты (ст. 70 АПК РФ).

В арбитражный суд заявитель обратился 26.11.2018, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции на заявлении (л.д. 5).

Таким образом, оснований полагать, что заявителем пропущен предусмотренный п. 8 ст. 22 Закона о регистрации срок, у суда не имеется.

Изложенные в отзыве на заявление доводы налогового органа судом не принимаются, поскольку не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неверном применении норм права.

Учитывая, что исключение ТОС «Русское поле» из ЕГРЮЛ повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя по делу, утратившего статус председателя правления и соответствующие права, руководствуясь вышеприведенными нормами права и разъяснениями, суд считает, что права и законные интересы заявителя подлежат восстановлению путем возложения на регистрирующий орган обязанности устранить допущенные нарушения.

С учетом изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.

Судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб. подлежат отнесению на налоговый орган.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительной запись в Едином государственном реестре юридических лиц за регистрационным номером 2175958031214 от 05.01.2017 об исключении Территориального общественного самоуправления «Русское поле» улицы Ясеневая Хутора Русское поле Фроловского сельского поселения (г. Пермь; ОГРН <***>; ИНН <***>) из Единого государственного реестра юридических лиц.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю внести запись в Единый государственный реестр юридических лиц о Территориальном общественном самоуправлении «Русское поле» улицы Ясеневая Хутора Русское поле Фроловского сельского поселения (г. Пермь; ОГРН <***>; ИНН <***>) как о действующем юридическом лице.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю в пользу ФИО1 300 руб. 00 коп. судебных расходов по оплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Судья                                                                           Э.А. Ушакова