ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-36917/18 от 06.02.2019 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

ул.Екатерининская, д.177, г.Пермь, 614068, http://www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь    

22 февраля 2019 года                                           Дело № А50-36917/2018

Резолютивная часть решения принята 06 февраля 2019 года. Мотивированное решение изготовлено 22 февраля 2019 года.                                                

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Самаркина В.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон,
дело по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г. Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний
по Пермскому краю» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании финансовой санкции за представление неполных, недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», за отчетный период май 2018 года в размере 500 руб. (решение от 24.07.2018 № 203S19180013863),

лица, участвующие в деле, о наличии возбужденного производства
и возможности представления в сроки, установленные в определении
о принятии заявления к производству, доказательств, дополнительных документов, извещены надлежащим образом в порядке статей 121,
123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – АПК РФ) путем направления в их адрес копий определения
о принятии заявления к производству заказным письмом с уведомлением,
а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении о принятии заявления к производству,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г. Перми (далее – заявитель, фонд, Управление, Управление ПФР) обратилось
в Арбитражный суд Пермского края к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» (далее – должник, учреждение,  страхователь) с заявлением о взыскании с учреждения примененной финансовой санкции в сумме 500 рублей.

Исходя из заявленных Управлением ПФР требований, заявитель просит взыскать с должника финансовую санкцию, примененную решением
о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации
об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 24.07.2018 № 203S19180013863
(за не представление должником в установленный срок достоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М
за май 2018 года) и не уплаченную по выставленному в адрес страхователя требованию об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения
в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 20.08.2018 № 203S01180033448 в сумме 500 рублей.

Требования заявителя мотивированы тем, что подлежащая уплате финансовая санкция (применена по статье 17 Федерального закона
от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете
в системе обязательного пенсионного страхования», в редакции, действовавшей в спорный период (далее также – Закон № 27-ФЗ)),
до настоящего времени не погашена и подлежит взысканию в судебном порядке.

Должник представил отзыв (возрождения) на заявление фонда,
в котором отражены доводы об отсутствии оснований для применения и взыскания финансовой санкции, поскольку сведения в первоначально представленной форме отчетности в отношении застрахованного лица - ФИО2 (добрачная фамилия ФИО1) М.А. заполнены на основании на паспорта указанного лица, являлись актуальными, кроме того, уведомления об устранении выявленных несоответствий в 5-дневный срок
в адрес учреждения от Управления ПФР не поступало, а впоследствии по факту телефонного звонка сотрудника Управления ПФР выявленные несоответствия были устранены.

Рассмотрев дело в порядке упрощенного производства, без вызова лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит
к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что должностным лицом Управления ПФР проведена проверка представленных учреждением сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М (дополняющая) за мая 2018 года, в ходе которой установлено нарушение страхователем срока представления достоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении 1 застрахованного лица – ФИО2 (добрачная фамилия ФИО1) М.А.: при сроке представления не позднее 15.06.2018, сведения фактически исправленные представлены 20.06.2018.

Как следует из материалов дела, по факту выявления нарушения должником срока представления сведений индивидуального  (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 1 застрахованного лица по форме СЗВ-М
(тип «дополняющая») за май 2018 года: как указано фондом, нормативно предусмотренный срок представления - не позднее 15.06.2018, фактически представлены - 20.06.2018, при этом дополняющая форма отчета представлена после истечения 5-дневного срока для устранения страхователем по уведомлению фонда выявленных расхождений, должностным лицом Управления ПФР 21.06.2018 составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации
об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 203S18180012905, фиксирующий выявленное нарушение требований пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (л.д.14-14оборот).

По результатам рассмотрения составленного акта от 21.06.2018
№ 203S18180012905 и иных документов, уполномоченным должностным лицом Управления ПФР вынесено решение о привлечении страхователя
к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете
в системе обязательного пенсионного страхования от 24.07.2018
№ 203S19180013863, которым должник привлечен к ответственности
по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 500 руб. (л.д.16-16оборот). Решение направлено страхователю 26.07.2018 заказным почтовым отправлением.

Требованием Управления ПФР от 20.08.2018 № 203S01180033448, направленным заказным почтовым отправлением 22.08.2018, страхователю предложено уплатить указанную сумму штрафа в срок до 10.09.2018 (л.д.12-12оборот, 13-13оборот).

Поскольку в установленный требованием срок задолженность
по финансовой санкции не уплачена, при этом частью 17 статьи 17 Закона
№ 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ) в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций
по требованию фонда взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации
в судебном порядке, Управление ПФР обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о взыскании с учреждения финансовой санкции
в указанной сумме.

Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71, 162 АПК РФ полагает, что требования заявителя удовлетворению
не подлежат.

Согласно части 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона
от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации», статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996
№ 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ
«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», статьям 8, 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ
«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Как установлено статьей 5 Закона № 27-ФЗ, органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, в редакции, действующей с 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее
15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии
у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Согласно части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 этого Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Сведения представляются по форме СЗВ-М «Сведения
о застрахованных лицах», утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п.

В поле «Тип формы» отчета по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации
от 01.02.2016 № 83п, предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: «исхд», «доп» и «отмн»: - код «исхд» (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период; - код «доп» (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; - код «отмн» (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения
о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

Обязанность по представлению страхователями названной отчетности
в территориальные органы ПФР введена Федеральным законом от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» с 01.04.2016 (статья 2, часть 2 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ).

Таким образом, исходя из нормативных требований, отчетность
за май 2018 года, как отчетный период, страхователи обязаны представить
в территориальные органы ПФР не позднее 15.06.2018. Должником сведения по форме СЗВ-М с кодом «исхд» (исходная форма) за май 2018 года как отчетный период в отношении застрахованных лиц представлены в фонд
с соблюдением нормативно установленного срока - 06.06.2018.

По результатам автоматической проверки представленной учреждением как страхователем в фонд отчетности за отмеченный отчетный период сформирован протокол проверки отчетности, отражающий выявленную ошибку в отношении сведений в отношении 1 застрахованного лица - ФИО2, сведения в отношении застрахованных лиц приняты частично. Используемым Управлением программным комплексом для целей автоматического приема отчетности, сформировано уведомление
от 06.06.2018 об устранении ошибок и (или) несоответствий
между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися Пенсионного фонда Российской Федерации, которым страхователю предложено в течение 5 рабочих дней устранить выявленные расхождения (несоответствия) сведений в представленной форме СЗВ-М
за май 2018 года (л.д.19-19оборот).

Исходя из непредставленных Управлением ПФР документов (скриншотов) протокол проверки отчетности сформирован и направлен страхователю 06.06.2018 (в 15 час. 16 мин.) и получен учреждением 20.06.2018 (в 15 час. 01 мин.); (л.д.21).

Учреждением по факту получения от фонда протокола проверки отчетности от 06.06.2018 с целью устранения выявленного расхождения сведений об указанной застрахованном лице в Управление ПФР 20.06.2018 направлена (и принята 20.06.2018 фондом) дополняющая форма отчета
СЗВ-М за май 2018 года (форма СЗВ-М с типом «доп» (л.д.18-18оброт, 20, 36), в которой страхователем исправлена фамилия являющейся застрахованным лицом женщины - ФИО2 на добрачную фамилию - ФИО1.

Выводы фонда о представлении страхователей недостоверных сведений в отношении указанного застрахованного лица - ФИО2 (добрачная фамилия ФИО1) М.А., нарушении учреждением 5-дневного срока устранения на основании направленного 06.06.2018 уведомления
об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися Пенсионного фонда Российской Федерации выявленных расхождений явились основанием для привлечения должника решением фонда от 24.07.2018 к ответственности.

Вместе с тем, арбитражный суд, полагает, что правовых оснований для применения финансовой санкции Управлением ПФР не доказано. 

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 19 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. Гражданин вправе переменить свое имя в порядке, установленном законом; перемена гражданином имени не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем (пункт 2 статьи 19 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Гражданского кодекса Российской Федерации имя, полученное гражданином при рождении, а также перемена имени подлежат регистрации в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния.

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» определено, что акты гражданского состояния - действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан.

Исходя из пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 15.11.1997
№ 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежат акты гражданского состояния, в том числе: рождение, заключение брака.

Статьей 6 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» нормативно установлено, что государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также
в интересах государства. Государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ
«Об актах гражданского состояния» предусмотрено, что в удостоверение факта государственной регистрации акта гражданского состояния выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.

Статьей 28 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» закреплено, что при государственной регистрации заключения брака супругам в записи акта о заключении брака по выбору супругов записывается общая фамилия супругов или добрачная фамилия каждого из супругов. При этом в качестве общей фамилии супругов может быть записана фамилия одного из супругов или, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации, фамилия, образованная посредством присоединения фамилии жены к фамилии мужа; общая фамилия супругов может состоять не более чем из двух фамилий, соединенных при написании дефисом.

Пунктом 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 08.07.1997 № 828, установлено, что паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее именуется - паспорт). Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие
на территории Российской Федерации.

Как предусмотрено пунктом 4 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 828, впаспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения.

Как ранее определялось пунктом 10 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, регистрация граждан осуществляется на основании сведений
о государственной регистрации рождения, представляемых органами записи актов гражданского состояния в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке и сроки, определенные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 10 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, в редакции приказа Минтруда России от 14.06.2018 № 385н, установлено, что регистрация граждан осуществляется на основании сведений о государственной регистрации рождения, представляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, из федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния в порядке, определенном статьей 13.2 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».

Согласно пункту 24 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии
с законодательством Российской Федерации, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Законом № 27-ФЗ. При этом индивидуальные сведения представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица.

Статьей 16 Закона № 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения
в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.

Согласно статье 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

На основании пункта 36 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, контроль за достоверностью индивидуальных сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно пункту 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки). В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма. Датой получения страхователем уведомления, направленного
в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.

Представленные страхователем индивидуальные сведения, содержащие ошибки и (или) несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся
у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также не соответствующие установленным формам и форматам, в лицевые счета застрахованных лиц
не вносятся.

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет
в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

Исходя из пункта 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий, а также при выявлении недостоверности индивидуальных сведений, учтенных на лицевых счетах, по ликвидированному страхователю, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по заявлению застрахованного лица и на основании представленных застрахованным лицом документов, либо на основании документов, подтверждающих стаж застрахованного лица и находящихся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации, принимает решение о дополнении (уточнении) лицевого счета в части сведений о стаже застрахованного лица и не позднее семи рабочих дней со дня принятия такого решения сообщает об этом застрахованному лицу.

Как предусмотрено пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ. В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции
не применяются. Указанные положения этой Инструкции детализирует положений части 5 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Из материалов дела следует, что на основании личного заявления и приказа должностного лица учреждения от 21.05.2018 № 15-ос ФИО2 (добрачная фамилия ФИО1) М.А. принята на работу в отдел по хозяйственному обеспечению (л.д.34, 35), ранее в связи с заключением 19.01.2018 брака фамилия работника со ФИО1 заменена на ФИО2, ФИО2 (добрачная фамилия ФИО1) М.А. выдан новый паспорт гражданина России (л.д.38-41).

Поскольку пунктом 24 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, закреплено, что индивидуальные сведения представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица, учреждение обоснованно и правомерно использовало для целей заполнения отчета по форме СЗВ-М за май 2018 года имеющиеся у него с учетом приведенных положений статьи 19 Гражданского кодекса Российской Федерации, норм Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 828, актуальные данные на основании приказов и иных документов в отношении застрахованных лиц, и ФИО2 (добрачная фамилия ФИО1) М.А. в частности.

В свою очередь, обязанности страхователя по представлению сведений, отличных от имеющихся у него данных, Закон № 27-ФЗ не предусматривает. Указанная сохраняющая актуальность правовая позиция изложена
в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 № 17744/12.

Отсутствие у Управления ПФР актуальной, официальной, достоверной с учетом приведенных нормативных положений, информации об изменении фамилии являющейся застрахованным лицом по отношению к спорному периоду женщины (ФИО2 (добрачная фамилия ФИО1) М.А.)
не свидетельствует о том, что заявителем нарушены требования законодательства и учреждением как страхователем в фонд представлены недостоверные данные.

Последующее исправление ранее представленных учреждением сведений в отношении указанного застрахованного лица осуществлено по уведомлению фонда от 06.06.2018 и не свидетельствует об искажении страхователем сведений в отношении ФИО2 и тем более предоставлении недостоверных сведений. Имеющиеся у учреждения документы в отношении указанного работника являлись официальными, выданы в соответствии с требованиями действующего законодательства и являлись достоверными.

При указанных обстоятельствах, отсутствие в распоряжении фонда актуальной информации об изменении сведений об ФИО2 (добрачная фамилия ФИО1) М.А., формирование ошибки при приеме представленной страхователем отчетности не свидетельствует о нарушении учреждением требований действующего законодательства, влекущем ответственность по статье 17 Закона № 27-ФЗ.

Кроме того, вне зависимости от этого, Управлением ПФР, исходя из представленных в дело документов исходя из пункта 37 Инструкции
о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России
от 21.12.2016 № 766н,
в соответствии с которым датой получения страхователем уведомления об устранении ошибок, направленного
в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя,
не доказано несоблюдение учреждением нормативно предусмотренного срока (пять рабочих дней со дня получения уведомления фонда) устранения расхождений в отношении застрахованного лица: как следует из представленных в дело скриншотов протокол приема отчетности от 06.06.2018 получен страхователем 20.06.2018 в 15 час. 01 мин. (л.д.21),
а исправленные сведения в отношении указанного застрахованного лица представлены 20.06.2018 (л.д.20) (до истечения указанного 5-дневного срока). 

В настоящее время порядок производства по делам о нарушениях
в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете
в системе обязательного пенсионного страхования нормативно регламентируется частями 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Исходя из положений статей 101, 101.4, 106, 108, 110 Налогового кодекса Российской Федерации, привлекая должника к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, Управление ПФР должно не только констатировать факт представления сведений
с расхождениями показателей, но и обязано определить все элементы состава данного правонарушения, в том числе виновность привлекаемого
к ответственности лица (правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженные в Постановлениях от 27.04.2001 № 7-П, от 15.07.1999 № 11-П, от 14.07.2003 № 12-П).

В нарушение вышеупомянутых норм закона, ни акт проверки, ни решение фонда не содержат конкретных обстоятельств правонарушения, сведений о виновных противоправных ошибках, искажениях, допущенных должником.

Констатация в решении фонда нарушения без установления виновных действий либо бездействия страхователя, без установления причинно-следственной связи между такими действиями (бездействиями)
и совершенным правонарушением, а также без установления наличия
у страхователя реальной возможности для соблюдения указанных норм,
в данном случае не является достаточным основанием для привлечения страхователя к публичной ответственности.

Таким образом, исправление в установленном порядке ранее представленных страхователем в фонд сведений, как реализация правомочий страхователя, предусмотренных статьей 15 Закона № 27-ФЗ, само по себе
не может свидетельствовать о наличии состава правонарушения, в частности по критерию отсутствия признаков противоправности и виновности.

При изложенных обстоятельствах, при недоказанности Управлением ПФР события и состава (всех обязательных элементов) правонарушения, основания для применения к учреждению финансовой санкции
фондом не подтверждены (в нарушение части 1 статьи 65, части 4
статьи 215 АПК РФ). 

На основании изложенного, требования Управления ПФР о взыскании с должника финансовой санкции в сумме 500 руб. удовлетворению
не подлежат, в удовлетворении заявленных Управлением ПФР требований следует отказать.

При недоказанности оснований для взыскания санкции иные обстоятельства, в частности соблюдение Управлением ПФР срока взыскания санкции самостоятельного правового значения для рассмотрения спора
по существу не имеют.

В силу статьи 112, части 2 статьи 168 АПК РФ при вынесении решения подлежат распределению судебные расходы.

Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят
из государственной пошлины и судебных издержек, связанных
с рассмотрением дела арбитражным судом. На основании части 1
статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими
в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии с положениями части 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты. При этом отсутствуют правовые основания для взыскания государственной пошлины по делу, по которому принято судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины (статья 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации). Соответствующий правовой подход отражен в пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел
в арбитражных судах».

При таких обстоятельствах, поскольку требования фонда, освобожденного при обращении в арбитражный суд от уплаты государственной пошлины (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации), признаны судом не подлежащими удовлетворению, государственная пошлина за рассмотрение настоящего дела в бюджет с должника, также не признающегося с учетом статуса плательщиком государственной пошлины (подпункт 1.1 пункта 1
статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации) взысканию
не подлежит.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 216, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации
в Мотовилихинском районе г. Перми (ОГРН <***>,
ИНН <***>) требований отказать.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок,
не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на официальном сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет: www.17aas.arbitr.ru.

Судья                                                                                В.В. Самаркин