ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-39333/09 от 15.12.2009 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Именем Российской Федерации

Решение

г. Пермь

15 декабря 2009 г. № дела А50-39333/2009

Арбитражный суд Пермского края в составе: судьи Цыреновой Е.Б.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании заявление ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми

к ответчику Обществу с ограниченной ответственностью «АРГУС-СК»

о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ

В судебном заседании приняли участие:

от заявителя: ФИО1, предъявлено удостоверение

от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом

ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «АРГУС-СК» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Заявленные требования мотивированы тем, что общество осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр без специального разрешения (лицензии), чем нарушены требования Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». Представитель заявителя на требованиях настаивает, просит привлечь общество к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Ответчик, извещенный о судебном заседании надлежащим образом в порядке, предусмотренном ст.121 АПК РФ, в судебное заседание не явился, что в силу п. 3 ст. 205 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения заявления.

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, и исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующему.

ООО "АРГУС-СК» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 13.07.2009, ОГРН <***>.

В период с 03.11.2009 по 30.11.2009 ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми в результате проверки в принадлежащем ответчику игровом клубе, расположенном по адресу: <...>, установлено осуществление организации и проведения азартных игр без соответствующей лицензии в нарушение ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон об азартных играх) и п. 104 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Закон о лицензировании), что влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

27.11.2009 специалистом 1 разряда ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми ФИО2 в отношении ООО "АРГУС-СК" составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. На основании протокола об административном правонарушении заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Согласно статье 7 Закона N 128-ФЗ, на каждый вид деятельности, указанный в пункте 1 статьи 17 названного Закона, предоставляется лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставляется лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

В силу п. 77 статьи 17 Закона N 128-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов) подлежит лицензированию.

Статьей 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" определены следующие понятия: азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр; игровой автомат - игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" лотерея это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом (п. 1). Лотерейное оборудование это оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами (п. 14).

В силу ч. 3 ст. 3 указанного Закона лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи, и лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).

B  соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона № 138-ФЗ от 11.11.2003 года «О лотереях» Единый государственный реестр лотерей ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В едином государственном реестре лотерей содержатся сведения о всех проводимых на территории Российской Федерации лотереях.

Государственный реестр всероссийских лотерей ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункта 1530 Единого государственного реестра лотерей 10.04.2009 года в него внесена запись о регистрации лотереи «Купи и ИГРАЙ на призы с ТИОЛАЙН», организатор лотереи - Общество с ограниченной ответственностью «ТИОЛАЙН», расположенное по адресу: 119270, <...>, срок проведения лотереи - с 10.04.2009г. по 09.04.2010г., государственный регистрационный номер лотереи Н200С/ОО153ОФНС. (л.д. 25)

В соответствии с Федеральным законом от 11.11.2003 года N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ) к лотерейному оборудованию относится оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами.

Согласно пп. 2 п. 3 статьи 3 Закона N 138-ФЗ стимулирующей лотерей является лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи.

В силу п. 8 ст. 2 Закона N 138-ФЗ проведение лотереи - это осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

В соответствии со ст. 7 Закона N 138-ФЗ право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Обществом с ограниченной ответственностью «ТИОЛАИН» 17.03.2009г. в Федеральную налоговую службу направлено уведомление о проведении всероссийской негосударственной стимулирующей лотереи, при этом в уведомлении указан срок проведения стимулирующей лотереи - с 10 апреля 2009г. по 09 апреля 2010 г.

Согласно пункта 14 статьи 2 Федерального закона «О лотереях» лотерейное оборудование - оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами.

Как следует из материалов дела, между Обществом с ограниченной ответственностью «ТИОЛАЙН г. Москва и Обществом с ограниченной ответственностью «Капитель» г. Пермь был заключен агентский договор № 2/о от 10.07.2009 года, в свою очередь между Обществом с ограниченной ответственностью «Капитель» г. Пермь и Обществом с ограниченной ответственностью «АРГУС-СК» г. Пермь заключен договор № 3/р от 10.07.2009. Согласно пункта 1.1. договора № 2/р от 10.07.2009 г. ООО «ТИОЛАЙН» поручает ООО «Капитель» за вознаграждение принимает на себя обязательства от своего имени, но за счет ООО «ТИОЛАЙН» совершать юридические и фактические действия по реализации товара на территории Пермского края.

В соответствие с пунктом 1.1. договора № 3/р от 10.07.2009 ООО «Капитель» поручает ООО «АРГУС-СК» за вознаграждение принять на себя обязательства от своего имени, но за счет ООО «Капитель» совершать юридические и фактические действия по реализации товара на территории распространителя, в частности в месте реализации по адресу: <...>.

Из пункта 2.4. договора между ООО «Капитель» и ООО «АРГУС-СК» следует, что  ООО «АРГУС-СК» осуществляет проведение лотереи лично, без привлечения третьих лиц. В целях исполнения договора ООО «АРГУС-СК» самостоятельно, за счет прибыли формирует призовой фонд из средств ООО «Капитель», полученных от реализации товара.

Из анализа условий указанного договора следует, что основным предметом данного договора является поставка товаров, а проведение стимулирующейлотереи - это способ увеличения объема реализации продукции.

По Условиям стимулирующей лотереи «Купи и ИГРАЙ на призы с ТИОЛАЙН» обществом услуги предоставляются следующим образом:потенциальный участник розыгрыша обращается к работникам клуба, которые в свою очередь предлагают приобрести товар. ООО «Контакт» распространяет календарь карманный по цене 100 руб., открытка – 500 руб., настенный календарь – 1000 руб., после чего сотрудник лотерейного клуба вместе с игроком проходит в зал, где на лотерейном оборудовании вводит сумму  приобретенного товара при помощи специального ключа и нажимает кнопку «ВНИЗ» и игрок начинает игру. Игрок, путем манипуляций клавишами лотерейного оборудования осуществляет игру на свой риск. В свою очередь электронная программа путем выпадения случайных комбинации чисел определяет вариант исхода игры.

В ч. ч. 2, 3, 6 ст. 3 Закона о лотереях определено, что:

- стимулирующей признается лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).

Лотерея в зависимости от технологии ее проведения подразделяется на лотерею, проводимую:

1) в режиме реального времени, если договор об участии в лотерее заключается сторонами путем обмена документами посредством электронной или иной связи с использованием лотерейного оборудования, которое объединено сетью электросвязи, позволяет достоверно установить, что документ исходит от стороны договора, и с помощью которого проводятся розыгрыш призового фонда лотереи в режиме реального времени, фиксация и передача информации о результатах такого розыгрыша. Указанное оборудование должно обеспечивать защиту такой информации от утраты, хищения, искажения, подделки, а также от несанкционированных действий по ее уничтожению, модификации, копированию и иных подобных действий и несанкционированного доступа к сети электросвязи;

2) в обычном режиме, при котором сбор, передача, обработка игровой информации, формирование и розыгрыш призового фонда лотереи осуществляются поэтапно.

Как следует из материалов дела, потенциальный участник розыгрыша обращается к кассиру клуба, которые в свою очередь предлагают приобрести товар на ту сумму, на которую желает играть участник. ООО «Контакт» распространяет календарь карманный по цене 100руб., открытка - 500руб, Настенный календарь - 1000руб., после чего кассир клуба вместе с игроком проходит в зал, где на лотерейном оборудовании вводит сумму  приобретенного товара при помощи специального ключа и нажимает кнопку «ВНИЗ» и игрок начинает игру. Игрок, путем манипуляций клавишами лотерейного оборудования осуществляет игру на свой риск. В свою очередь электронная программа путем выпадения случайных комбинации чисел определяет вариант исхода игры, клиент сообщает о выигрыше на оборудовании кассиру клуба, который фиксирует выигрышную комбинацию на экране автомата для выдачи выигрыша.

Таким образом, судом усматривается, что данный розыгрыш не носит характер стимулирующей лотереи, т. к. фактически приобретение обусловленного товара является лишь условием для участия в ней и не нацелено на стимулирование продаж товара, в том смысле как это предусмотрено при заключении договоров купли-продажи нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей". Выигрыш в лотерее определяется в ходе розыгрыша устройством, находящимся внутри оборудования без участия организатора, что присуще игровому оборудованию (ст. 4 Закона об азартных играх) и исключает поэтапность проведения лотереи (ст. 3 Закона о лотереях).

При проведении проверки административным органом был составлен акт проверки от 27.11.2009, акт обследования объектов лотерейного оборудования № 4 от 03.11.2009. При осмотре лотерейного оборудования установлено, что оно идентично игровому оборудованию и не отвечает требованиям, предъявляемым к лотерейному оборудованию.

Судом принимается во внимание довод заявителя о том, что по внешним признакам лотерейное оборудование, находящееся в клубе, отличается от игрового тем, что на лотерейных аппаратах демонтированы (а точнее закрыты) купюроприемники. При этом закон в понятие игрового аппарата не закладывает обязательное наличие устройства приема и выдачи денежных знаков или их заменителей.

Правила проведения испытаний игровых автоматов с денежным выигрышем с целью утверждения типа и контроля за их соответствием утвержденному типу, утвержденные Приказом Госстандарта России от 24 января 2000 г. N 22, также не предусматривают обязательного наличия в игровом автомате вышеназванных устройств. При проверке налоговым органом установлено, что лотерейное оборудование, которое находится в клубе ООО «АРГУС-СК» по адресу: <...> содержит абсолютно одинаковые программы, совпадающие с программами, установленными в игровых автоматах, что отражено в протоколе об административном правонарушении от 27.11.2009.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что переоборудование используемого ответчиком игрового оборудования в лотерейное не доказано, а проведенное удаление купюроприемника не изменило его назначение.

Обстоятельства, свидетельствующие о том, что используемые лотерейные программы сертифицированы, суд не находит имеющими значение для дела, поскольку в тексте представленных сертификатов, полученных в системе добровольной сертификации, не отражены признаки, по которым они признаны соответствующими Закону о лотереях и иным подзаконным актам, вместо характеристик приведено назначение программ и продекларировано отсутствие скрытых алгоритмов, а также подтверждено отсутствие процедур и алгоритмов, которые позволяют предопределить результат до начала такого розыгрыша, что также не соответствует вышеуказанным признакам лотереи и одновременно подтверждает наличие риска, характерного для азартной игры.

В этой связи суд находит обоснованными доводы заявителя о том, что используемое ответчиком оборудование содержит абсолютно одинаковые программы, совпадающие с программами, установленными в игровых автоматах. Такой вид продукции как "лотерейное оборудование" не включен в Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, утвержденный Госстандартом России. Плате лотерейной присвоен код 96 3940, что согласно Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 соответствует наименованию оборудования - видеоигры и устройства для них. Присвоенный лотерейному оборудованию код 40 1200 соответствует наименованию продукции - сети, системы и комплексы вычислительные электронные цифровые. Отсутствуют доказательства государственной аккредитации органа, проводившего сертификацию – ООО «СКД-Компания», а также не установлена область аккредитации данной организации.

Таким образом, под видом стимулирующей лотереи, проводимой ООО «АРГУС-СК» фактически организована и проводится игра, подпадающая под признаки азартной игры, предусмотренные ст. 4 ФЗ № 244-ФЗ от 29.12.2006 г.

Учитывая изложенные обстоятельства суд полагает, что материалами дела доказано проведение ответчиком азартных игр с использованием игровых автоматов при отсутствии соответствующего разрешения (лицензии) в нарушение ст. ст. 7, 17 Закона о лицензировании и ст. ст. 4, 14 Закона об азартных играх. Вследствие этого требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Обстоятельств, исключающих ответственность (ст. 24.5 КоАП РФ), судом не установлено.

Нарушение ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Учитывая в качестве смягчающего ответственность обстоятельства – совершение данного правонарушения впервые – суд считает возможным назначить ответчику взыскание в виде административного штрафа в минимальном размере – в сумме 40 000 руб.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «АРГУС-СК», находящееся по адресу: 614025, <...>, ОГРН <***> к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в виде взыскания административного штрафа в размере 40 000 рублей, подлежащего зачислению по реквизитам: УФК по Пермскому краю – ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми, ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю, ИНН <***>, БИК 045773001, р/с <***>, в графе «назначение платежа» код 18211608000010000140.

Исполнительные листы выдать после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления его в законную силу через арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www. fasuo.arbitr.ru.

Судья Е.Б. Цыренова