Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Пермь
20 марта 2019 года | Дело № А50-40130/2018 |
Резолютивная часть решения объявлена 14 марта 2019 года
В полном объеме решение изготовлено 20 марта 2019 года
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Мещеряковой Т.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Специализированный застройщик ПЗСП» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес (место нахождение): 614031 <...>) к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации города Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес (место нахождения): 614000, <...>)
о признании недействительным градостроительного плана в части,
при участии:
от заявителя акционерного общества «Специализированный застройщик ПЗСП»: ФИО2 по доверенности от 27.09.2018, предъявлен паспорт; ФИО3 по доверенности от 27.09.2018, предъявлен паспорт;
от ответчика Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми: ФИО4 по доверенности от 24.12.2018 № СЭД-059-22-01-17/2-5, предъявлен паспорт (после перерыва); ФИО5 по доверенности от 02.10.2001, предъявлен паспорт (до перерыва),
установил:
акционерное общество «Специализированный застройщик ПЗСП» (далее – заявитель, АО «СЗ ПЗСП», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, с учетом принятых 07.03.2019 судом в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) уточнений, о признании градостроительного плана земельного участка (далее – ГПЗУ) № RU90303000-182408 от 12.12.2018 года, выданного Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Перми (далее – ответчик, Департамент), недействительным в части отсутствия в чертеже места допустимого размещения объекта капитального строительства; обязании Департамента устранить нарушения прав и законных интересов АО «СЗ ПЗСП» путем выдачи нового ГПЗУ с кадастровым номером 59:01:4319169:125 с указанием на чертеже границ мест допустимого размещения объекта капитального строительства на земельном участке: с отступом 6 метров с северо-западной и юго-восточной сторон, с отступом 10 метров - с юго-западной стороны и с отступом 0 метров с северо-восточной стороны земельного участка.
Определением суда от 01.03.2019 по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 3 ст. 18 АПК РФ, произведена замена судьи Завадской Е.В. на судью Мещерякову Т.И. для рассмотрения настоящего дела.
В обоснование заявленных требований обществом указано, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Перми, утвержденными решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 г. №143 (далее – Правила землепользования и застройки), земельный участок, принадлежащий заявителю и в отношении которого выдан оспариваемый ГПЗУ, находится в зоне Ц-1 (зона обслуживания и деловой активности городского центра), к основным видам разрешенного использования земельных участков в данной зоне относится «многоквартирные дома разных типов со встроенно-пристроенными помещениями нежилого назначения на нижних этажах». В обоснование довода о нарушении прав оспариваемым актом обществом указано, что выданный Департаментом ГПЗУ с «нулевым показателем» места допустимого размещения объектов капитального строительства не соответствует нормативно установленным градостроительным регламентам и нарушает права заявителя на использование земельного участка в тех целях, для которых он был приобретен.
В судебном заседании представители общества на требованиях настаивают по основаниям, изложенным в заявлении и уточнениях к нему. Указывают, что функциональная зона ТСП-Р, в которой согласно Генеральному плану города Перми, утвержденному решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 №205 (далее – Генеральный план города Перми) расположен земельный участок заявителя, предполагает развитие территории рекреационных и специальных объектов не в настоящее время, а лишь в перспективе, при этом, рассчитанные на перспективу правовые процедуры преобразования застроенных территорий могут быть реализованы только на основе градостроительных регламентов, утвержденных в составе Правил землепользования и застройки. Также указывают на нарушение Департаментом срока выдачи ГПЗУ.
Департамент заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему. Указывает, что земельный участок, принадлежащий заявителю, в соответствии с Генеральным планом города Перми, располагается в функциональной зоне рекреационных и специальных объектов (ТСП-Р), которая не предусматривает размещение объектов капитального строительства.
В судебном заседании представители ответчика доводы отзыва и дополнений к нему поддержали, просят суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании 07.03.2019 в порядке ст.163 АПК РФ был объявлен перерыв до 14.03.2019 до 10 час. 15 мин. После перерыва судебное заседание продолжено 14.03.2019 в 10 час. 15 мин. в том же составе суда при участии представителей сторон.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности на основании договора купли-продажи от 19.10.2015 принадлежит земельный участок с кадастровым номером 59:01:4319169:125, расположенный по адресу: г.Пермь, Мотовилихинский район, Бульвар Гагарина, 18 с разрешённым использованием: под многоквартирные жилые дома разных типов со встроенно-пристроенными помещениями делового, культурного и обслуживающего назначения, общая площадь 15881 кв.м.(л.д.24).
15.11.2018 заявитель обратился в Департамент с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка» (л.д.40).
ГПЗУ № RU90303000-182408 от 12.12.2018 был выдан заявителю 17.12.2018 (л.д.11-18).
Заявитель, полагая, что поскольку на чертеже ГПЗУ не указано место допустимого размещения объекта капитального строительства, выданный документ в указанной части не соответствует действующему законодательству российской Федерации и нарушает его права в сфере осуществления предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке гл. 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
Таким образом, заявитель обязан представить доказательства, что оспариваемое решение и оспариваемое бездействие нарушают его права и законные интересы, в то время как обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ч.1 ст.71 АПК РФ).
Регламентация градостроительной деятельности, как указывает Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 28 марта 2017 № 10-П, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.
В соответствии с законодательством Российской Федерации подготовка и выдача ГПЗУ осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является безусловной обязанностью уполномоченного органа.
Полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности установлены в ст.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).
В силу Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Положения о Департаменте градостроительства и архитектуры администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 27.09.2011 № 193 (далее – Положение), Департамент осуществляет функции органа местного самоуправления города Перми в сфере регулирования градостроительной деятельности на территории города Перми.
Разработка норм, правил, правовых актов в целях реализации единой политики в области градостроительства и архитектуры на территории города Перми по вопросам местного значения является одной из основных целей деятельности Департамента (п.2.1.2 Положения).
Департамент обеспечивает в установленном законодательством порядке подготовку, регистрацию и выдачу градостроительных планов земельных участков (п. 3.2.1.4 Положения).
Постановлением администрации г. Перми от 22.06.2012 № 50-п утвержден Административный регламент Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми по предоставлению муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков».
Таким образом, судом установлено, что Департамент является уполномоченным лицом, осуществляющим от имени органа местного самоуправления подготовку, утверждение и выдачу ГПЗУ.
Статьей 1 ГрК РФ закреплено, что правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых правилами землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который, в частности, содержит карту планируемого размещения объектов городского округа, карту функциональных зон городского округа и утверждаются на срок не менее чем 20 лет (часть 11 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 ГрК РФ).
Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории городского округа в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию и допускает потенциальное изменение назначения территории, так как определяет стратегию градостроительного развития муниципальных образований и условия формирования среды жизнедеятельности.
Тем самым подготовка генерального плана городского округа направлена не только на отражение существующей территории городского округа, но и на планируемое развитие этой территории.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу части 2 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.
Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункт 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ).
Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 ГрК РФ).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории (ст.ст.41,41.1 ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Указанные положения корреспондируют ст.36 ГрК РФ, в которой установлено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (часть 1). Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (часть 3).
В силу части 6 статьи 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.
Градостроительный план как один из видов документации по планировке территории может быть выдан либо в отношении застроенной территории, либо в отношении территории, предназначенной для строительства или реконструкции объектов капитального строительства. В последнем случае на основании градостроительного плана определяются основные параметры строительства, необходимые для проектирования объекта и получения разрешения на строительство.
В соответствии со статьей 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка (ч.1).
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (ч.2).
Перечень необходимой информации, содержащейся в градостроительном плане приведен в части 3 статьи 57.3 ГрК РФ. В частности к такой информации относятся: реквизиты проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории; информация о границах земельного участка и о кадастровом номере земельного участка (при его наличии); о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии); о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленные градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается; требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, установленных в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается; информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий; о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон; реквизиты нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, устанавливающих требования к благоустройству территории.
Таким образом, по существу ГПЗУ представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях, о возможности размещения на данном земельном участке объекта капитального строительства.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 апреля 2017 года N 741/пр утверждена форма градостроительного плана земельного участка, согласно которой необходимость заполнения отдельных строк градостроительного плана земельного участка поставлена в зависимость, в том числе от распространения на земельные участки действия градостроительных регламентов или установления на земельные участки градостроительных регламентов.
Довод заявителя о нарушении департаментом срока выдачи ГПЗУ судом исследован и отклонен в силу следующего.
В соответствии с ч.6 ст. 57.3 ГрК РФ, п.2.4 регламента Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми по предоставлению муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка», утвержденного постановлением администрации г. Перми от 22 июня 2012 г. N 50-п максимальный срок предоставления муниципальной услуги - не более 20 рабочих дней со дня регистрации Заявления и документов, указанных в пункте 2.7.1 настоящего Административного регламента. Срок оказания муниципальной услуги исчисляется со дня регистрации Заявления и документов в Департаменте.
Из материалов дела следует, что с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана» общество обратилось 15.11.2018 через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (л.д.10). Согласно представленному ответчиком скриншоту интерфейса автоматизированной системы обеспечения градостроительной деятельности срок исполнения оказания муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана» - 12.12.2018, о чем заявитель был уведомлен в электронной форме через Единый портал государственных и муниципальных услуг (л.д.43-45). Получение представителем общества градостроительного плана лично 17.12.2018 не свидетельствует о нарушении ответчиком ч.6 ст. 57.3 ГрК РФ срока на подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и его выдачу.
В то же время отклонение данного довода не влияет на результаты рассмотрения настоящего дела по существу.
Предметом рассмотрения настоящего спора является отсутствие на чертеже ГПЗУ, выданном обществу, сведений о месте допустимого размещения объектов капитального строительства заявителя.
Согласно представленных в материалы дела доказательств и пояснений ответчика следует, что чертеж ГПЗУ содержит фрагмент карты 1. Функциональные зоны Генерального плана города Перми, в соответствии с которым вышеуказанный земельный участок расположен на территории рекреационных и специальных объектов ТСП-Р.
Из анализа картографического материала Генерального плана города Перми следует, что действительно земельный участок заявителя расположен в функциональной зоне рекреационных и специальных объектов (ТСП-Р). Согласно описанию функциональной зоны ТСП-Р Генерального плана города Перми формирование и развитие зон рекреационных и специальных объектов (ТСП-Р) не предусматривает возведение и эксплуатацию жилых домов.
Данное обстоятельство подтверждается также, представленной в материалы дела ответчиком справкой по градостроительным условиям участка, расположенного в Мотовилихинском районе города Перми, общей площадью 15881,00 кв.м., изготовленной Департаментом 14.03.2019.
При оценке доводов Департамента о том, что при подготовке ГПЗУ участка место допустимого размещения объекта капитального строительства указать не представляется возможным, поскольку Генеральным планом города Перми в отношении спорного земельного участка установлена зона ТСП-Р, не предусматривающая возведение и эксплуатацию жилых домов, суд пришел к следующим выводам.
Пунктом 8 главы 1 Генерального плана города Перми определены следующие этапы его реализации: первый этап - до конца 2016 года; второй этап - с 2017 года до конца 2022 года; по истечении второго этапа - последующие этапы для достижения цели долгосрочного территориального планирования на перспективу - цели, установленной подпунктом 2 пункта 1 главы 2, а также пунктом 1 главы 3 первой части Генерального плана.
В соответствии с пунктом 9 главы 1 Генерального плана города Перми генеральный план подготовлен и подлежит реализации с учетом определенных на перспективу целевых показателей, указанных в таблицах 1, 2, 7, 9,15.
В соответствии с пунктами 2, 3 главы 4 Генерального плана города Перми целевые показатели Генерального плана включают, в том числе, целевые показатели на перспективу в отношении структурной организации территории города Перми и площади функциональных зон различного назначения, виды и планируемые площади которых определены в Таблице 1. (пункт 2.4. Таблицы 1: зона рекреационных и специальных объектов-ТСП-Р).
Подпунктом 1 пункта 3 главы 4 Генерального плана города Перми предусмотрено, что значения показателей площади функциональных зон жилой и иной застройки и функциональных зон как территорий ситуативного проектирования (пункты 1 и 2 таблицы 1) определены в соответствии с границами, отображенными на карте 1 Генерального плана. Указанные показатели действуют на перспективу с даты утверждения Генерального плана.
Согласно подпункту 2 пункта 1 главы 2 Генерального плана города Перми перспектива - временной рубеж, не фиксируемый конкретной датой и завершающий период, в течение которого посредством последовательной реализации мероприятий Генерального плана достигаются цели краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного планирования, увязанные с показателями Генерального плана, определенными в таблицах 1, 2, 7, 9, 15.
В силу ч. 12 ст.9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. Правовой режим определяется градостроительными регламентами, которые включаются в правила землепользования и застройки.
Таким образом, функциональная зона ТСП-Р, в которой расположен земельный участок общества согласно Генеральному плану города Перми, предполагает развитие территории рекреационных и специальных объектов в перспективе, при этом рассчитанные на перспективу правовые процедуры преобразования застроенных территорий могут быть реализованы в соответствии с ч.12 ст. 9 ГрК РФ на основе градостроительных регламентов, утвержденных в составе правил землепользования и застройки.
Как указано ранее, согласно п.1 ч.2 ст. 33 ГрК РФ несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории городского округа в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию и допускает потенциальное изменение назначения территории, так как определяет стратегию градостроительного развития муниципальных образований и условия формирования среды жизнедеятельности.
В то же время, исходя из положений части 8 статьи 36 ГрК РФ и части 4 статьи 85 ЗК РФ в случае изменения градостроительного регламента земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, в которых использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
Согласно ч. 1 ст. 5 Правил землепользования и застройки города Перми принятие Генерального плана города Перми, внесение изменений в Генеральный план города Перми, утверждение документов территориального планирования Российской Федерации, Пермского края применительно к территории города Перми, внесение изменений в такие документы, изменения в ранее утвержденную документацию по планировке территории, утверждение Главой города Перми документации по планировке территории, а также утверждение и изменение иной документации по планировке территории (Российской Федерации, Пермского края) не влечет автоматического изменения настоящих Правил.
По смыслу приведенных выше норм ГрК РФ территориальное планирование, как и градостроительное зонирование, преследует единую цель обеспечения устойчивого развития территорий. Вместе с тем документы территориального планирования определяют назначение территорий для достижения названной цели, а правила землепользования и застройки разрабатываются для создания условий по ее достижению исходя из назначения территорий.
В соответствии с п.21 гл. 2 Генерального плана города Перми функциональные зоны являются также территориями планируемого размещения тех объектов капитального строительства местного значения, для размещения которых Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрено изъятие земельных участков для муниципальных нужд. Характеристики и параметры функциональных зон подлежат учету при: определении градостроительных регламентов, подготавливаемых как предложения по внесению изменений в правила землепользования и застройки; подготовке местных нормативов градостроительного проектирования, подготовке проекта плана реализации Генерального плана, в том числе в отношении развития муниципальной инфраструктуры; подготовке иных актов и документов, регулирующих развитие города Перми.
Установленное п. 3.3 Генерального плана города Перми предложение принять решение о подготовке проекта изменений в Правила землепользования и застройки города Перми с учетом положений Генерального плана города Перми администрацией города Перми не исполнено, что ответчиком не оспаривается. Доказательства обратного суду не представлены.
Определение же градостроительных регламентов путем внесения соответствующих изменений в правила землепользования и застройки с учетом положений Генерального плана, должно осуществляться в соответствии с порядком реализации данного нормативного акта.
Поскольку конкретные сроки реализации положений Генерального плана не определены, развитие территорий для достижения целевых показателей в отношении структурной организации территории города Перми и площади функциональных зон различного назначения определено на перспективу, суд не может согласиться с доводом ответчика о том, что на момент выдачи оспариваемого градостроительного плана заявителю установленный правилами землепользования и застройки города Перми градостроительный регламент земельного участка заявителя не соответствует Генеральному плану города Перми.
Указание в оспариваемом градостроительном плане земельного участка противоречивых данных относительно функциональной зоны земельного участка, принадлежащего обществу, создает неопределенность правового режима этого земельного участка.
Соответствующие доводы ответчика отклонены судом в силу вышеизложенного.
В свою очередь, проанализировав оспариваемый документ судом установлено, что согласно п.2 оспариваемого ГПЗУ земельный участок, принадлежащий обществу, расположен в территориальной зоне Ц-1- зона обслуживания и деловой активности городского центра.
В качестве акта, которым установлен градостроительный регламент в отношении спорного земельного участка, в п.2.1 ГПЗУ указаны Правила землепользования и застройки.
Судом установлено, что на территории города Перми территориальное зонирование и градостроительные регламенты определены Правилами землепользования и застройки.
В соответствии с пунктом 1 Правил землепользования и застройки виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - это виды деятельности, объекты, осуществлять и размещать которые на земельных участках разрешено в силу поименования этих видов деятельности и объектов в составе градостроительных регламентов применительно к соответствующим территориальным зонам при условии обязательного соблюдения требований, установленных законодательством, настоящими Правилами, иными нормативными правовыми актами, нормативно-техническими документами.
В силу статьи 52.1 Правил землепользования и застройки зона обслуживания и деловой активности Ц-1 выделена для развития центральных мест города и обеспечения правовых условий использования, строительства и реконструкции объектов недвижимости, не являющихся объектами культурного наследия, с широким спектром административных, деловых, общественных, культурных, обслуживающих и коммерческих видов использования многофункционального назначения. Основным видом разрешенного использования является, в том числе, многоквартирные дома разных типов со встроенно-пристроенными помещениями нежилого назначения на нижних этажах. Предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не устанавливаются, за исключением случаев, установленных настоящей статьей, а также требованиями охраны объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов. Максимальный выступ за красную линию нависающих частей здания наземных уровней, выступающих из плоскости наружной стены фасада здания на высоте не менее 4,5 м над территорией общего пользования, составляет не более 1,2 м от красной линии. В случаях когда линия регулирования застройки отличается от красной линии, указанный выступ может быть произведен за линию регулирования застройки.
Таким образом, согласно положениям действующего законодательства, с учетом информации, содержащейся в оспариваемом ГПЗУ и требований к его оформлению, установленных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 апреля 2017 года N 741/пр, установленный в отношении земельного участка заявителя градостроительный регламент зоны Ц-1 не содержит ограничений в определении места допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
Кроме того, судом на основании материалов дела установлено, что в отношении территории, на которой расположен земельный участок заявителя, Постановлением Администрации г. Перми от 23.12.2015 N 1102 «Об утверждении документации по планировке территории 3 (в том числе в части СТН часть В11, Г10, часть Г3, часть И18, часть Б6, Б7, часть В3, часть В4, часть Г8, часть Г9, часть Д5, И17, часть Д7, Е4, Ж11, И7) в Орджоникидзевском, Мотовилихинском, Свердловском, Индустриальном районах города Перми» утвержден проект планировки территории; Постановлением Администрации г. Перми от 20.12.2016 N 1133 «Об утверждении документации по планировке территории 3 (в том числе в части СТН часть В11, Г10, часть Г3, часть И18, часть Б6, Б7, часть В3, часть В4, часть Г8, часть Г9, часть Д5, И17, часть Д7, Е4, Ж11, И7) в Орджоникидзевском, Мотовилихинском, Свердловском, Индустриальном районах города Перми» утвержден проект межевания территории.
Согласно указанным документам разрешенный вид использования земельного участка общества – под многоквартирные дома разных типов со встроенно-пристроенными помещениями делового, культурного и обслуживающего значения.
Несоответствия указанным правовым актам при подготовке ГПЗУ ответчиком не установлено.
Проанализировав иные разделы оспариваемого акта, судом установлено, что графическая часть спорного ГПЗУ, не содержащая границы зоны планируемого размещения объекта капитального строительства, противоречит пунктам 1-11 данного ГПЗУ, согласно которым указаны разрешенное использование земельного участка, предельные размеры земельного участка и параметры разрешенного строительства.
Суд находит обоснованным довод заявителя о том, что содержащиеся в оспариваемом ГПЗУ противоречия, которые основаны на применении Департаментом двух нормативных правовых актов – Генерального плана города Перми и Правил землепользования и застройки, создают неопределенность в реализации обществом целей, для которых им был приобретен земельный участок.
Кроме того, в материалы дела представлен ранее выданный заявителю градостроительный план земельного участка от 20.04.2017, основанный на тех же правовых актах и в котором место допустимого размещения объектов капитального строительства было обозначено.
Довод ответчика о недоказанности со стороны заявителя нарушения прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности судом рассмотрен и подлежит отклонению.
Судом установлено, что заявитель по настоящему делу является профессиональным застройщиком.
В силу п. 2 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ градостроительный план земельного участка является одним из документов, необходимых для получения разрешения на строительство (реконструкцию). Неуказание в ГПЗУ места допустимого размещения объекта капитального строительства указывает на фактическую невозможность получения разрешения на строительство и препятствует обществу использовать земельный участок в соответствии с разрешением видом его использования. Содержащиеся в оспариваемом ГПЗУ противоречия создают неопределенность в реализации обществом целей, для которых им был приобретен земельный участок.
При изложенных обстоятельствах, поскольку материалами дела подтвержден тот факт, что чертеж градостроительного плана земельного участка не содержит сведений о месте допустимого размещения объектов капитального строительства, суд пришел к выводу о том, что ГПЗУ в указанной части не соответствует приведенным нормам ГрК РФ и ЗК РФ и не позволяет лицу, обратившемуся с заявлением о выдаче градостроительного плана, использовать принадлежащий ему земельный участок по установленному назначению, чем нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку ГПЗУ в оспариваемой части не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы общества, заявленное требование подлежит удовлетворению.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Между тем при разрешении вопроса о восстановлении нарушенных прав арбитражный суд не должен подменять орган, вынесший
не соответствующий закону акт, обязывая его совершить определенные действия. При этом указанные действия не должны противоречить действующему законодательству Российской Федерации.
Полномочиями по подготовке ГПЗУ наделен ответчик, при реализации указанных полномочий он вправе анализировать, проверять представленные документы на предмет их полноты, соответствия требованиям законодательства и т.п. Таким образом, поскольку данные обязанности по рассмотрению документов в установленном порядке исполнены ответчиком не были суд полагает, что достаточным будет указание на обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов общества в рамках предоставленных Департаменту полномочий.
В соответствии с частью 6 статью 201 АПК РФ в резолютивной части решения арбитражный суд может указать на необходимость сообщения суду соответствующими органом или лицом об исполнении решения суда.
В связи с тем, что указанной нормой арбитражному суду предоставлено право контролировать исполнение принятого им судебного акта по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действия (бездействия), суд считает необходимым обязать ответчика сообщить об исполнении настоящего решения в срок до 23 апреля 2019 года.
Судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины по заявлению, в размере 3 000 руб. в силу ст. 110 АПК РФ относятся на ответчика и подлежат взысканию в пользу общества.
Поскольку при подаче заявления обществом по платежному поручению от 19.12.2018 № 15975 уплачена государственная пошлина в сумме 12 000 руб., излишне уплаченная государственная пошлина в размере 9000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета в порядке
ст. 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л :
Признать недействительным градостроительный план земельного участка № RU90303000-182408 от 12.12.2018 года, выданный Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, в части отсутствия в чертеже места допустимого размещения объекта капитального строительства, как не соответствующий Градостроительному кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации.
Обязать Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес местонахождения: 614000, <...>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обязать Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми в срок до 23.04.2019 сообщить Арбитражному суду Пермского края об исполнении настоящего решения.
Взыскать с Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес местонахождения: 614000, <...>
д. 15) в пользу Акционерного общества «Специализированный застройщик ПЗСП» (ОГРН <***>, ИНН <***> адрес местонахождения: 614031, <...>) судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по заявлению, в размере 3 000 (Три тысячи) руб.
Возвратить Акционерному обществу «Специализированный застройщик ПЗСП» (ОГРН <***>, ИНН <***> адрес местонахождения: 614031, <...>), из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по заявлению в размере 9000 (Девять тысяч) руб.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.
Судья Т.И. Мещерякова