ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-40490/09 от 01.03.2010 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Решение

Именем Российской Федерации

г. Пермь

1 марта 2010 года № дела А50-40490/2009

Арбитражный суд Пермского края в составе:

судьи Мартемьянова В.И.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по заявлению Администрации Губахинского муниципального района Пермского края

к ответчику: Министерству финансов Пермского края

об оспаривании приказов, обязании возвратить 2 072 900 руб.

в заседании приняли участие:

от заявителя: ФИО1 - дов. от 24.02.2010 г. ;

от ответчика: ФИО2 - дов. от 30.12.2009 г., ФИО3 – дов. от 25.02.2010 г.

установил:

Администрация Губахинского муниципального района Пермского края обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными приказов Министерства финансов Пермского края от 30.11.2009 г. № СЭД-39-01-03-121, от 16.12.2009 г. № СЭД-39-01-03-135 «О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из бюджета Пермского края бюджету Губахинского муниципального района», от 25.12.2009 г. № СЭД-39-01-03-148 «Об отмене приостановления предоставления межбюджетных трансфертов», а также о возврате в ее бюджет 2072900 руб.

Мотивируя заявленные требования, заявитель ссылается на то, что примененная к нему приказом от 30.11.2009 г. № СЭД-39-01-03-121 мера воздействия абсолютно несоизмерима с теми действиями, которые были допущены, ответственность за нецелевой использование бюджетных средств не может быть применена в случае оплаты за счет средств, выделенных на текущий финансовый год соответствующих товаров, работ, услуг, которые будут поставляться , выполняться в следующем финансовом году, имело место нарушение порядка использования бюджетных средств , а не нецелевое их использование.

Ответчик против удовлетворения заявленных требований возражает по основаниям, изложенным в письменных отзывах, просит учесть, что два из оспариваемых приказов фактически им отменены, прав заявителя они не нарушали , при их вынесении министерство руководствовалось материалами проверки заявителя по вопросу целевого и эффективного использования бюджетных средств, п. 5 ст. 136, ст. 289 Бюджетного кодекса РФ, Приказом Министерства финансов Пермского края от 30.06.2008 N 88.

Ходатайство администрации о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица администрации Северо-Углеуральского городского поселения Губахинского муниципального района в целях выяснения «некоторых вопросов , связанных с реализацией на местном уровне целевой программы «Переселение граждан Пермской области из ветхого и аварийного жилищного фонда», исследовано и отклонено, так как предусмотренных ст. 51 АПК РФ оснований для привлечения указанного лица к участию в деле не имеется.

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 30.11.2009 г. Министерством финансов Пермского края издан Приказ № СЭД-39-01-03-121 «О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из бюджета Пермского края бюджету Губахинского муниципального района», согласно которому производится приостановление предоставления заявителю межбюджетных трансфертов с 1.12.2009 г. на сумму 118 021 831 руб. 96 коп.

Приказом от 16.12.2009 г. № СЭД-39-01-03-135 «О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из бюджета Пермского края бюджету Губахинского муниципального района» Министерства финансов Пермского края приказ от 30.11.2009 г. № СЭД-39-01-03-121 признан утратившим силу , с одновременным приостановлением предоставления заявителю межбюджетных трансфертов в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) на сумму 2 072 900 руб. в связи с допущением нецелевого использования средств краевого бюджета.

25.12.2009 г. Министерством финансов Пермского края издан Приказ № СЭД-39-01-03-148 «Об отмене приостановления предоставления межбюджетных трансфертов», согласно которому приостановление предоставления межбюджетных трансфертов заявителю отменено с 25.12.2009 г. в связи с устранением ранее выявленного нарушения условий предоставления межбюджетных трансфертов ( сумма в размере 2072900 руб. перечислена платежным поручением № 37668 от 24.12.2009 г.).

Основанием для издания приказов Министерства финансов Пермского края от 30.11.2009 г. № СЭД-39-01-03-121, от 16.12.2009 г. № СЭД-39-01-03-135 «О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из бюджета Пермского края бюджету Губахинского муниципального района» послужили выводы ответчика о нарушении заявителем бюджетного законодательства , выразившегося в допущении нецелевого использования средств краевого бюджета в сумме 2 072 900 руб. по целевой программе «Переселение граждан Пермской области из ветхого и аврийного жилищного фонда».

Полагая, что решение ответчика является незаконным, истец обратился с заявлением по настоящему делу в арбитражный суд.

Согласно п. 1 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с п. 1 Порядка приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из бюджета Пермского края в случае несоблюдения органами местного самоуправления края условий их предоставления", утв. Приказом Министерства финансов Пермского края от 30.06.2008 N 88, приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) бюджету муниципального образования Пермского края представляет собой прекращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из бюджета Пермского края бюджету соответствующего муниципального образования Пермского края с определенной даты путем уменьшения лимитов бюджетных обязательств до момента устранения нарушений в течение финансового года .

Принимая решение о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов заявителю , ответчик руководствовался тем, что в результате проверки формирования и исполнения бюджета Губахинского муниципального района за 2006-2007 гг., 1 квартал 2008 г., оформленной справкой от 19-28 мая 2008 г. и актом от 7.07.2008 г. им было установлено нецелевое расходование заявителем средств краевого бюджета в размере 2072, 9 тыс. руб. (л.д. 13-26).

В соответствии с договором , заключенным между администрацией Пермской области и Администрацией Губахинского муниципального района от 27.03.2006 г. № 5 вж/1 определен реестр, подлежащих сносу, аварийных домов со списками граждан переселяемых из аварийного жилищного фонда в 2006 г. (л.д. 45-54).

Согласно уведомлению ГУФиНП области от 21.04.2006 г. № 2008 администрации района из областного бюджета в 2006 г. выделены средства на приобретение жилья в сумме 2761 тыс. руб. с указанием целевого назначения - областная целевая программа «Переселение граждан Пермской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2005-2010 гг » (КЦСР 5222000). Факт получения данной суммы подтверждается отчетными данными о реализации ОЦП «Переселение граждан Пермской области из ветхого и аварийного жилищного фонда» на 1.01.2007 г. по Губахинскому муниципальному району , подписанными Главой администрации последнего.

Из п. 1.3.1 указанного договора следует, что исполнитель (Администрация Губахинского муниципального района) на средства областного бюджета с привлечением средств местного бюджета обязуется обеспечить приобретение жилых помещений жилищного фонда, имеющего износ не более 30% для переселения в него 184 человек в соответствии с приложением № 1 к настоящему договору.

В данном приложении , представляющем собой Реестр аварийных домов со списками переселяемых из аварийного жилищного фонда граждан в 2006 г. по ОЦП «Переселение граждан Пермской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2005-2010 гг. Губахинский муниципальный муниципальный район», перечислены конкретные адреса, подлежащих сносу жилых домов , реквизиты актов о признании домов аварийными , фамилии, имена, отчества граждан проживающих в этих домах, общая площадь помещения , занимаемого ими до переселения, вид права , на котором им принадлежит переселяемое помещение, требуемая общая площадь для указанных лиц в соответствии с нормами Жилищного кодекса (л.д. 50-54).

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) установлен принцип адресности и целевой характер бюджетных средств. Бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. При этом любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Статьей 289 Бюджетного кодекса понятие нецелевого использования бюджетных средств определено как направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Таким образом, целевое использование может быть достигнуто только при правомерности действий получателя средств бюджета. В то же время нарушение бюджетного законодательства, приводящее к расходованию бюджетных средств на цели, не соответствующее условиям назначения, на приобретение объектов, финансирование которых не предусмотрено условиями получения этих средств , определенными нормативно-правовыми документами, соглашениями, договорами следует считать нецелевым.

Согласно п. 1.6 Указа Губернатора Пермской области от 03.06.2005 N 84 "О Порядке предоставления бюджетных средств для переселения граждан Пермской области из аварийного жилищного фонда", средства бюджета содействия жилищному строительству и приобретению жилья в Пермской области, направляемые на реализацию Программы, передаются органам местного самоуправления после заключения договоров (соглашений) об условиях предоставления средств областного бюджета.

Договор (соглашение) должен содержать обязательства органа местного самоуправления:

по финансированию строительства (приобретения) жилья за счет местного бюджета;

по привлечению внебюджетных средств на цели Программы;

по переселению граждан, семей (с указанием количества);

по строительству (приобретению) жилья (с указанием площади);

по сносу жилья (с указанием площади).

Приложением к договору (соглашению) должен быть реестр аварийных домов (по состоянию на 01.01.2003) со списками переселяемых из аварийного жилищного фонда граждан на текущий финансовый год по форме согласно приложению 1.

В нарушение указанных положений законодательства и условий договора от 27.03.2006 г. № 5 вж/1 часть денежных средств областного бюджета в размере 2072,9 тыс. руб. была направлена на переселение граждан из жилых домов , которые не значатся в реестре аварийных домов со списком подлежащих переселению из аварийного жилищного фонда граждан в 2006 г. (приложение № 1 к договору от 27.03.2006 г. № 5 вж/1).Следовательно, данные действия привели к нецелевому использованию средств областного бюджета.

Доводы заявителя о том, что нарушение договорных условий произошло по объективным причинам , жилье приобреталось опережающими темпами, достигнута главная цель - люди из имеющегося на территории района ветхого жилья переселены, исследованы и отклонены , так как не опровергают выводов ответчика о том, что фактически денежные средства были направлены на цели, не предусмотренные при их выделении - без учета содержания реестра аварийных домов со списками переселяемых из аварийного жилищного фонда граждан в 2006 г. (приложение № 1 к договору от 27.03.2006 г. № 5 вж/1).

При этом следует учитывать, что данный договор заключен в соответствии с абзацем 3 раздела 7 Закона Пермской области от 05.11.2004 N 1684-342"О краевой целевой программе "Переселение граждан Пермского края из аварийного жилищного фонда на 2005-2011 годы", согласно которому объем финансирования Программы из бюджета края по муниципальным образованиям и адресному перечню многоквартирных жилых домов, подлежащих расселению и ликвидации , утверждается Правительством Пермского края на основе заявок органов местного самоуправления на предоставление субсидий из регионального фонда софинансирования расходов на очередной финансовый год и плановый период .

Предоставленным администрации правом изменить условия договора, в том числе в части подлежащих переселению домов и граждан, путем подписания об этом с администрацией Пермской области дополнительного соглашения в порядке п. 6.1 договора , заявитель не воспользовался, в то время как средства бюджета были выделены под переселение конкретных граждан из жилых домов, на которые имелись акты о признании их аварийными, на что указано в графе 3 Реестра аварийных домов со списком подлежащих переселению из аварийного жилищного фонда граждан в 2006 г. (л.д. 50) .

Ссылка заявителя на то, что не может быть применена ответственность за нецелевое использование бюджетных средств в случае оплаты за счет средств, выделенных на текущий финансовый год соответствующих товаров, работ, услуг, которые будут поставляться , выполняться в следующем финансовом году, исследована и отклонена, так как срок действия договора от 27.03.2006 г. № 5 вж/1 истек 31.12.2006 г. и в дальнейшем не пролонгировался. Доказательств дальнейшего выделения заявителю из областного бюджета соответствующих денежных средств не представлено.

Имеющиеся расхождения между содержанием справки проверки от 19-28 мая 2008 г. и акта проверки от 7.07.2008 г. в части суммы средств краевого бюджета , использованных не по целевому назначению по Широковскому поселению ( 84 тыс. руб. и 130 тыс. руб.) не влекут признания оспариваемого приказа недействительным , поскольку в силу п. 1 Порядка приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из бюджета Пермского края в случае несоблюдения органами местного самоуправления края условий их предоставления", утв. Приказом Министерства финансов Пермского края от 30.06.2008 N 88, для приостановления предоставления межбюджетных трансфертов достаточно установления факта нарушения безотносительно к его сумме. Кроме того, сумма нецелевого использования бюджетных средств по Широковскому поселению в размере 130 тыс. руб., указанная в акте, подтверждается представленными ответчиком доказательствами - Анализом использования средств , выделенных администрации Губахинского муниципального района в 2006 г. на реализацию ОЦП «Переселение граждан Пермской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2005-2010 гг», составленным на основе имеющихся у заявителя документов, подтверждающих приобретение жилья , и переселение в него граждан , в том числе указанных в реестре (приложение № 1 к договору от 27.03.2006 г. № 5 вж/1).

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа, который принял оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Законность оспариваемого ненормативного акта проверяется судом на момент его принятия независимо от дальнейших действий государственного органа по приведению этого акта в исполнение либо по его отмене (отзыву), но лишь в том случае, если указанным актом были нарушены законные права и интересы заявителя. Установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт (отмененный, отозванный или утративший силу в связи с истечением срока его действия) не нарушал законные права и интересы заявителя, арбитражный суд прекращает производство по делу в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

Указанный вывод согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 18 Информационного письма от 22.12.2005 N 99.

Поскольку на момент рассмотрения дела в арбитражном суде оспариваемые приказы Минфина Пермского края от 30.11.2009 г. № СЭД-39-01-03-121, от 16.12.2009 г. № СЭД-39-01-03-135 «О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из бюджета Пермского края бюджету Губахинского муниципального района» отменены Приказом от 25.12.2009 г. № СЭД-39-01-03-148 ,не нарушали законные права и интересы заявителя, арбитражный суд в данной части прекращает производство по делу в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Оснований для удовлетворения заявленных требований в остальной части не имеется, поскольку содержащийся в приказе от 25.12.2009 г. № СЭД-39-01-03-148 вывод о нарушении администрацией бюджетного законодательства РФ в связи с допущением нецелевого использования средств краевого бюджета в сумме 2072900 руб., является законным и обоснованным . Правомерно перечисленные администрацией в устранение данного нарушения в доход краевого бюджета денежные средства в размере 2072900 руб. возврату не подлежат.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по настоящему делу не взыскивается, так как и истец и ответчик от ее уплаты освобождены.

Руководствуясь ст. ст. 110, 150, 151,167-170, 176, 184-188 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ :

Производство по делу в части требований о признании недействительными приказов Министерства финансов Пермского края от 30.11.2009 г. № СЭД-39-01-03-121, от 16.12.2009 г. № СЭД-39-01-03-135 «О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из бюджета Пермского края бюджету Губахинского муниципального района» прекратить.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его изготовления в полном объеме, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Пермского края.

Судья В.И. Мартемьянов