ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-40549/09 от 15.01.2010 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь

22 января 2010 г. Дело № А50-40549/2009

Резолютивная часть решения объявлена 15.01.2010 года. В полном объеме текст решения изготовлен 22.01.2010 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе:

судьи Щеголихиной О.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей О.В. Щеголихиной

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Управления Роскомнадзора по Пермскому краю к ООО «Ностальжи - Пермь» о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ

при участии:

от административного органа: Трапезникова В.Ю., доверенность от 23.12.2009 г., паспорт; Ерохин В.В., доверенность от 23.12.2009 г., паспорт;

от лица, привлекаемого к ответственности: Даллакян И.В., директор, паспорт; Даллакян И.И., доверенность от 23.12.2009 г., паспорт

Установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, нформационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю (в дальнейшем – заявитель, Управление Роскомнадзора по Пермскому краю) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Ностальжи - Пермь» к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ.

Требования заявитель мотивировал тем, что общество осуществляет предпринимательскую деятельность по осуществлению эфирного радиовещания в нарушение ст. 31 Закона РФ от 27.12.1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации», п. 15 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.12.1994 г. № 1359; а именно, осуществляет радиовещание СМИ радиопрограмма «Радио Ностальжи - Пермь» с нарушением лицензионных условий п. 2 приложения № 2 к лицензии № 12048 в части процентного соотношения направлений вещания, в части количества распространяемых средств массовой информации и содержания распространяемых СМИ на выделенных частотах вещания 101,5 МГц и 72,44 МГц.

Представители заявителя в судебном заседании поддержали требования о привлечении общества к административной ответственности.

Представители ООО «Ностальжи - Пермь» представили письменный отзыв, требования административного органа не признали, в судебном заседании пояснили, что на частотах вещания 72,44 МГц и 101,5 МГц общество осуществляет распространение одного СМИ «Радио Ностальжи - Пермь».

При этом в эфире на частоте вещания 72,44 МГц ранее выходила музыкальная программа « Радио 7 НОТ», которую готовило и представляло «Радио Ностальжи». Данная программа отсутствует в рубрикаторе передач на 4 квартал 2009 года, была поставлена в эфир 15, 16 и 17 ноября 2009 года по приказу главного редактора в память о человеке, который её готовил на протяжении последних трех лет. СМИ радиопрограмма «Радио 7 НОТ» обществом не распространяется.

Нарушение процентного соотношения направлений вещания вызвано объективными причинами.

Вещание на двух частотах (72,44 МГц и 101,5 МГц) музыкальной программы СМИ «Радио Ностальжи - Пермь» разного содержания, но относящейся к одному направлению «Музыка прошлых лет», не является, по мнению общества, нарушением требований п. 2 приложения № 2 к лицензии № 12048.

Изучив материалы дела, арбитражный суд пришел к следующему.

ООО «Ностальжи - Пермь» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за № 1025900526420.

Общество имеет лицензию № 12048 на осуществление радиовещания от 13 июня 2007 года, действующую до 07.07.2012 года.

В материалы дела представлено свидетельство Эл № ТУ 59-0253 о регистрации средства массовой информации (СМИ) - «Радио Ностальжи - Пермь», распространяемого в форме радиопрограммы, имеющего примерную тематику «музыка прошлых лет, новости, реклама не более 20%» (л.д. 47).

Также в материалы дела представлено свидетельство Эл № ФС 18-2630 о регистрации средства массовой информации (СМИ) - радиопрограммы «Радио 7 НОТ», имеющей примерную тематику «информационная (новости), музыкальная, реклама менее 20%» (л.д. 45).

Лицензия на осуществление радиовещания (распространение) СМИ - радиопрограммы «Радио 7 НОТ» у общества отсутствует.

Административным органом на основании приказа от 15.10.2009 г. № 242 была проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО «Ностальжи - Пермь» законодательства РФ в сфере связи, телевизионного вещания и радиовещания, после чего 24.11.2009 года был составлен акт проверки № 59-04/0486, в котором были зафиксированы выявленные нарушения.

Так, в ходе проверки установлено, что общество осуществляет предпринимательскую деятельность по осуществлению эфирного радиовещания в нарушение требований ст. 31 Закона РФ от 27.12.1991 года № 2124-1: на частоте вещания 72,44 МГц кроме СМИ радиопрограммы «Радио Ностальжи - Пермь» распространяет СМИ радиопрограмму «Радио 7 НОТ» без лицензии на осуществление эфирного радиовещания.

Кроме того, проверкой выявлено несоответствие содержания направления вещания «Музыка прошлых лет» СМИ радиопрограммы «Радио Ностальжи - Пермь», распространяемой на частоте вещания 101,5 МГц, и содержания направления вещания «Музыка прошлых лет» СМИ радиопрограммы «Радио Ностальжи - Пермь», распространяемой на частоте вещания 72,44 МГц, а именно:

а) в направлении вещания «Музыка прошлых лет» на частоте 101,5 МГц выходят в эфир передачи с зарубежными и российскими музыкальными произведениями 70-90-х годов 20 века, а также с музыкой начала 21 века (до 01.01.2006 года);

б) в направлении вещания «Музыка прошлых лет» на частоте 72,44 МГц выходят в эфир передачи, которые включают в себя популярные мелодии СССР и зарубежную музыку 30-60 годов 20 века, музыку прошлых лет; также на частоте 72,44 МГц кроме СМИ радиопрограммы «Радио Ностальжи - Пермь» распространяется СМИ радиопрограмма «Радио 7 НОТ». Таким образом, по мнению заявителя, на двух частотах радиовещания (101,5 МГц и 72,44 МГц) происходит радиовещание разного содержания (л.д. 11).

Также административным органом было установлено нарушение обществом процентного соотношения вещания продукции СМИ «РАДИО НОСТАЛЬЖИ» - ПЕРМЬ» на частоте вещания 101,5 МГц по направлениям вещания «Музыка прошлых лет» и «Новости». А именно, на момент проверки направление вещания «Музыка прошлых лет» составляло 95,5% от общего объема вещания (85% в соответствие с условиями лицензии), а направление вещания «Новости» - 4,5% от общего объема вещания (15% в соответствие с условиями лицензии).

Вышеуказанные обстоятельства, по мнению административного органа, свидетельствуют о нарушении обществом при осуществлении эфирного радиовещания требований статьи 31 Закона РФ от 27.12.1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации», пункта 15 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.12.1994 г. № 1359; п. 2 Приложения № 2 к лицензии № 12048.

26.11.2009 г. административным органом был составлен протокол об административном правонарушении в сфере массовых коммуникаций (л.д. 9), в котором действия общества признаны нарушающими требования ст. 31 Закона РФ от 27.12.1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации», п. 15 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.12.1994 г. № 1359, лицензионных условий, предусмотренных в п. 2 Приложения № 2 к лицензии № 12048, и квалифицированы как административное правонарушение по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. Протокол составлен в отсутствие законного представителя общества.

В соответствии со ст. 31 Закона РФ от 27.12.1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» лицензия на вещание дает ее держателю право, используя технические средства эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания, в том числе находящиеся в его собственности, осуществлять с соблюдением лицензионных условий распространение продукции средств массовой информации, зарегистрированных в соответствии с настоящим Законом.

При этом под распространением продукции средства массовой информации согласно ст. 2 упомянутого Закона РФ от 27.12.1991 года № 2124-1 понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ.

Согласно п. 15 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.12.1994 г. № 1359, лицензиат несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за осуществление деятельности в строгом соответствии с лицезией.

Частью 3 ст. 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде наложения на юридических лиц административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии со ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Обязанность доказывания вины возложена на административный орган.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 2 ст. 2.1. КоАП РФ).

Как видно из материалов дела, в ходе проверки административным органом было установлено, что общество в период с 16 ноября 2009 года по 17 ноября 2009 года на частоте вещания 72,44 МГц осуществляло вещание радиопрограммы «Радио 7 НОТ».

При этом заявителем был сделан вывод о распространении обществом на частоте вещания 72,44 МГц средства массовой информации радиопрограммы «Радио 7 НОТ».

Кроме того, заявителем были сделаны выводы об осуществлении радиовещания различного содержания на двух частотах вещания (72,44 МГц и 101,5 МГц), нарушении процентного соотношения вещания продукции СМИ «РАДИО НОСТАЛЬЖИ» - ПЕРМЬ» на частоте вещания 101,5 МГц по направлениям вещания «Музыка прошлых лет» и «Новости».

В силу ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 года № 2124-1 под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;

под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;

под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы.

Статьей 26 Закона РФ № 2124-1 установлено, что распространение продукции средства массовой информации допускается только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет (в эфир).

Согласно ст. 27 Закона РФ № 2124-1 при каждом выходе радио- или телепрограммы в эфир, а при непрерывном вещании не реже четырех раз в сутки редакция обязана объявлять название программы.

В соответствии с лицензией № 12048 на осуществление радиовещания от 13 июня 2007 года выделено 2 направления вещания продукции СМИ (радиопрограммы) «Радио Ностальжи - Пермь», а именно: 1. «Музыка прошлых лет» (музыка всех поколений, незабываемые мелодии прошлых лет); 2. Новости экономики, спорта, бизнеса, культуры, репортажи со спортивных площадок.

Согласно Приложениям №, № 2, 3 к лицензии № 12048 общество осуществляет распространение продукции средства массовой информации «РАДИО НОСТАЛЬЖИ» - ПЕРМЬ» на частотах 101,5 МГц и 72,44 МГц. При этом общий объем вещания в неделю составляет 168 часов, процентное соотношение вещания продукции СМИ «РАДИО НОСТАЛЬЖИ» - ПЕРМЬ» к общему объему вещания 168 часов в неделю по направлениям вещания составляет 85% (направление вещания «Музыка прошлых лет») и 15% (Новости) (п.1 и 2 приложения № 2 к лицензии № 12048).

В материалы дела заявителем представлена сетка объявления в эфире названия радиопрограммы «Радио Ностальжи» (включая другие программы) на частоте 101,5 МГц за 16-17 ноября 2009 года (л.д. 113-121), рубрикатор передач, выходящих в эфир в рамках радиопрограммы «Радио Ностальжи-Пермь» (л.д. 35).

Как следует из пояснений административного органа, акта проверки, содержание направления вещания «Музыка прошлых лет» СМИ радиопрограммы «Радио Ностальжи - Пермь», распространяемого на частоте вещания 101,5 МГц, и содержание направления вещания «Музыка прошлых лет» СМИ радиопрограммы «Радио Ностальжи - Пермь», распространяемого на частоте вещания 72,44 МГц, различны.

Общество, не оспаривая различное содержание музыкальной программы СМИ радиопрограмма «Радио Ностальжи - Пермь», распространяемого на двух частотах вещания (101,5 МГц и 72,44 МГц), считает, что указанное обстоятельство не может свидетельствовать о наличии в действиях общества состава административного правонарушения по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. По мнению представителей общества, Закон РФ от 27.12.1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» и Положение о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 07.12.1994 г. № 1359, не содержат прямого запрета для осуществления вещания на разных частотах вещания продукции одного СМИ разного содержания. Вещание музыкальной программы СМИ радиопрограммы «Радио Ностальжи - Пермь» различного содержания, но относящейся к одному направлению вещания «Музыка прошлых лет», на разных частотах вещания осуществляется обществом более 10 лет.

Учитывая анализ норм статей 2, 27, 31 Закона РФ № 2124-1, совокупность представленных доказательств, пояснения сторон, суд, руководствуясь ст. 71 АПК РФ, считает вывод административного органа о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ по указанному эпизоду обоснованным.

Так, материалами дела подтверждается фактическое распространение обществом продукции средства массовой информации радиопрограммы «Радио Ностальжи - Пермь» на двух частотах вещания (101,5 МГц и 72,44 МГц). Вещание в соответствии с условиями лицензии № 12048 осуществляется ежедневно, круглосуточно.

В силу ст. 2 Закона РФ № 2124-1 под продукцией средства массовой информации следует понимать, в том числе отдельный выпуск радиопрограммы.

Таким образом, по мнению суда, при ежедневном выходе радиопрограммы в эфир содержание выпуска радиопрограммы (содержание всех программ отдельного выпуска), распространяемого одновременно на двух частотах вещания, должно быть идентичным.

Однако ежедневные выпуски радиопрограммы «Радио Ностальжи - Пермь», выходящие в эфир на частотах вещания 101,5 МГц и 72,44 МГц, отличаются по своему содержанию.

В частности, на частотах вещания 101,5 МГц и 72,44 МГц одновременно выходит в эфир музыкальная программа СМИ радиопрограммы «Радио Ностальжи - Пермь» различного содержания.

При указанных обстоятельствах суд считает доказанным событие административного правонарушения по спорному эпизоду.

Однако судом отклоняются доводы административного органа о нарушении обществом ст. 31 Закона РФ № 2124-1 и условий лицензии № 12048 по факту распространения на частоте 72,44 МГц 2-х средств массовой информации (СМИ радиопрограммы «Радио Ностальжи - Пермь», СМИ радиопрограмма «Радио 7 НОТ»).

Как пояснили в судебном заседании представители общества, 16 и 17 ноября 2009 года на частоте 72,44 МГц по приказу директора общества, действительно, была выпущена в эфир музыкальная программа «Радио 7 НОТ» («7 НОТ») СМИ радиопрограммы «Радио Ностальжи - Пермь».

Довод общества о том, что музыкальная программа «Радио 7 НОТ», выпущенная в эфир на частоте 72,44 МГц, является продукцией СМИ «Радио Ностальжи - Пермь», заявителем в нарушении ст. 65 АПК РФ не опровергнут.

Заявитель, ссылаясь на наличие в материалах дела свидетельства Эл № ФС 18-2630 о регистрации средства массовой информации (СМИ) - радиопрограммы «Радио 7 НОТ», а также на данные записи эфира за 16 и 17 ноября 2009 года, сделанные Управлением в рамках проверки, не представил при этом достаточные и безусловные доказательства производства и распространения обществом на момент проверки продукции средства массовой информации радиопрограммы «Радио 7 НОТ».

Различное содержание направления вещания «Музыка прошлых лет» СМИ радиопрограммы «Радио Ностальжи - Пермь», распространяемого на частотах вещания 101,5 МГц и 72,44 МГц, само по себе доказательством распространения обществом продукции двух средств массовой информации (СМИ радиопрограммы «Радио Ностальжи - Пермь» и СМИ радиопрограммы «Радио 7 НОТ») не является.

Таким образом, в указанной части заявителем не доказано событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

По эпизоду нарушения обществом на момент проверки процентного соотношения вещания продукции СМИ «РАДИО НОСТАЛЬЖИ» - ПЕРМЬ» на частоте вещания 101,5 МГц по направлениям вещания «Музыка прошлых лет» и «Новости» суд соглашается с доводами заявителя. Вывод проверки о нарушении обществом п. 2 приложения № 2 к лицензии № 12048 в указанной части обществом не оспорено (не опровергнуто).

Однако, судом установлено, что административным органом при производстве по делу об административном правонарушении были нарушены процессуальные требования, установленные КоАП РФ, в частности, протокол об административном правонарушении был составлен 26.11.2009г. в отсутствие законного представителя ООО «Ностальжи - Пермь».

Данные о надлежащем (заблаговременном) извещении ответчика (его законного представителя) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении на момент составления протокола об административном правонарушении в отношении общества в материалы дела не представлены.

Так, в материалах дела отсутствуют доказательства заблаговременного направления обществу уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, в том числе доказательства направления спорного уведомления по юридическому адресу общества, указанному в ЕГРЮЛ по состоянию на 13 ноября 2009 года (614000, г. Пермь, ул. Ленина, дом 50, офис 141).

При этом, направление обществу уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении накануне составления спорного протокола (25.11.2009 года) (в отсутствие сведений о вручении обществу акта проверки от 24.11.2009 года, в котором зафиксированы выявленные нарушения) не может, по мнению суда, свидетельствовать о надлежащем извещении общества (его законного представителя) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, соблюдении процессуальных прав общества.

Ссылка заявителя на вручение 25.11.2009 года уведомления о выявленных нарушениях от 25.11.2009 года сотруднику общества судом отклоняется, так как в материалах дела отсутствуют доказательства наличия полномочий на получение корреспонденции, адресованной обществу, у лица, расписавшегося в получении данного уведомления.

В силу ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайства об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В соответствии с п.1 ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст.28.4 (вынесение постановления прокурором), ч.ч.1, 1.1 и 3 ст.28.6 настоящего Кодекса (назначение наказания без протокола).

Согласно ч.ч.3-5 ст.28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении (вынесении постановления прокурора) физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные вышеуказанным Кодексом, о чем делается запись в протоколе (постановлении прокурора).

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Исходя из задач производства по делам об административных правонарушениях, закрепленных в ст.24.1 КоАП РФ, а также полномочий участников административного процесса, обязанность всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, возложена на административный орган.

В силу п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч.2 ст.206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч.2 ст.211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

С учетом изложенных положений и обстоятельств дела суд установил, что административным органом существенно нарушены права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку в связи с тем, что при производстве по делу об административном правонарушении законный представитель юридического лица не участвовал, оно было лишено возможности защищать свои права и законные интересы, в том числе знакомиться с протоколом об административном правонарушении, представлять объяснения и замечания по содержанию протокола об административном правонарушении, а также пользоваться иными процессуальными правами, предусмотренными КоАП РФ.

При указанных обстоятельствах заявленное требование административного органа о привлечении ООО «Ностальжи - Пермь» к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 168-170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

  В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ruили Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья: Щеголихина О.В.