ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-40553/09 от 12.01.2010 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь

19 января 2010 г. Дело № А50-40553/2009

Резолютивная часть решения объявлена 12.01.2010 года. В полном объеме текст решения изготовлен 19.01.2010 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе:

судьи Щеголихиной О.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей О.В. Щеголихиной

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Управления Роскомнадзора по Пермскому краю к ООО «Ностальжи - Пермь» о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст.14.1 КоАП РФ

при участии:

от административного органа: Трапезникова В.Ю., доверенность от 23.12.2009 г., паспорт; Ерохин В.В., доверенность от 23.12.2009 г., паспорт;

от лица, привлекаемого к ответственности: Даллакян И.В., директор, паспорт; Даллакян И.И., доверенность от 23.12.2009 г., паспорт

Установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, нформационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю (в дальнейшем – заявитель, Управление Роскомнадзора по Пермскому краю) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Ностальжи - Пермь» к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст.14.1 КоАП РФ.

Требования заявитель мотивировал тем, что общество осуществляет предпринимательскую деятельность по осуществлению эфирного радиовещания в нарушение ст. 31 Закона РФ от 27.12.1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации»; а именно, на частоте вещания 72,44 МГц, кроме средства массовой информации радиопрограмма «Радио Ностальжи - Пермь», без лицензии на осуществление эфирного времени распространяет средство массовой информации (СМИ) радиопрограмму «Радио 7 НОТ» (свидетельство о регистрации СМИ «Радио 7 НОТ» сер. Эл № ФС 18-2630 от 06 марта 2006 года).

Представители заявителя в судебном заседании поддержали требования о привлечении общества к административной ответственности.

Представители ООО «Ностальжи - Пермь» представили письменный отзыв, требования административного органа не признали, в судебном заседании пояснили, что на частотах вещания 72,44 МГц и 101,5 МГц общество осуществляет распространение одного СМИ «Радио Ностальжи - Пермь».

При этом в эфире на частоте вещания 72,44 МГц ранее выходила музыкальная программа « Радио 7 НОТ», которую готовило и представляло «Радио Ностальжи». Данная программа отсутствует в рубрикаторе передач на 4 квартал 2009 года, была поставлена в эфир 15, 16 и 17 ноября 2009 года по приказу главного редактора в память о человеке, который её готовил на протяжении последних трех лет. СМИ радиопрограмма «Радио 7 НОТ» обществом не распространяется.

Изучив материалы дела, арбитражный суд пришел к следующему.

ООО «Ностальжи - Пермь» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за № 1025900526420.

Общество имеет лицензию № 12048 на осуществление радиовещания от 13 июня 2007 года, действующую до 07.07.2012 года.

Согласно Приложениям №, № 2, 3 к лицензии № 12048 общество осуществляет распространение средства массовой информации «РАДИО НОСТАЛЬЖИ» - ПЕРМЬ» на частотах 101,5 МГц и 72,44 МГц.

В материалы дела представлено свидетельство Эл № ТУ 59-0253 о регистрации средства массовой информации (СМИ) - «Радио Ностальжи - Пермь», распространяемого в форме радиопрограммы, имеющего примерную тематику «музыка прошлых лет, новости, реклама не более 20%» (л.д. 44).

Также в материалы дела представлено свидетельство Эл № ФС 18-2630 о регистрации средства массовой информации (СМИ) - радиопрограммы «Радио 7 НОТ», имеющей примерную тематику «информационная (новости), музыкальная, реклама менее 20%» (л.д. 42).

Лицензия на осуществление радиовещания (распространение) СМИ - радиопрограммы «Радио 7 НОТ» у общества отсутствует.

Административным органом на основании приказа от 15.10.2009 г. № 242 была проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО «Ностальжи - Пермь» законодательства РФ в сфере связи, телевизионного вещания и радиовещания, после чего 24.11.2009 года был составлен акт проверки № 59-04/0486, в котором были зафиксированы выявленные в ходе проверки нарушения.

В ходе проверки установлено, что общество осуществляет предпринимательскую деятельность по осуществлению эфирного радиовещания в нарушение требований ст. 31 Закона РФ от 27.12.1991 года № 2124-1: на частоте вещания 72,44 МГц кроме СМИ радиопрограммы «Радио Ностальжи - Пермь» распространяет СМИ радиопрограмму «Радио 7 НОТ» без лицензии на осуществление эфирного радиовещания.

26.11.2009 г. административным органом был составлен протокол об административном правонарушении в сфере массовых коммуникаций (л.д. 8), в котором действия общества признаны нарушающими требования ст. 31 Закона РФ от 27.12.1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» и квалифицированы как административное правонарушение по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Протокол составлен в отсутствие законного представителя общества.

В соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» лицензия на вещание дает ее держателю право, используя технические средства эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания, в том числе находящиеся в его собственности, осуществлять с соблюдением лицензионных условий распространение продукции средств массовой информации, зарегистрированных в соответствии с настоящим Законом.

При этом под распространением продукции средства массовой информации согласно ст. 2 упомянутого Закона РФ от 27.12.1991 года № 2124-1 понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ.

Частью 2 ст. 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), в виде наложения на юридических лиц административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В соответствии со ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Обязанность доказывания вины возложена на административный орган. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 2 ст. 2.1. КоАП РФ).

Как видно из материалов дела, в ходе проверки административным органом было установлено, что общество в период с 16 ноября 2009 года по 17 ноября 2009 года осуществляло вещание радиопрограммы «Радио 7 НОТ» на частоте вещания 72,44 МГц.

При этом заявителем был сделан вывод о распространении обществом средства массовой информации радиопрограммы «Радио 7 НОТ».

В силу ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 года № 2124-1 под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;

под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;

под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы.

Статьей 26 Закона РФ № 2124-1 установлено, что распространение продукции средства массовой информации допускается только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет (в эфир).

Согласно ст. 27 Закона РФ № 2124-1 при каждом выходе радио- или телепрограммы в эфир, а при непрерывном вещании не реже четырех раз в сутки редакция обязана объявлять название программы.

В соответствии с лицензией № 12048 на осуществление радиовещания от 13 июня 2007 года выделено 2 направления вещания продукции СМИ (радиопрограммы) «Радио Ностальжи - Пермь», а именно: 1. «Музыка прошлых лет» (музыка всех поколений, незабываемые мелодии прошлых лет); 2. Новости экономики, спорта, бизнеса, культуры, репортажи со спортивных площадок.

В материалы дела заявителем представлены сетка объявления в эфире названия радиопрограммы «Радио Ностальжи» (включая другие программы) на частоте 101,5 МГц, а также сетка объявления в эфире названия радиопрограммы «Радио 7 НОТ» на частоте 72,44 МГц за 16-17 ноября 2009 года.

Как следует из пояснений административного органа, акта проверки, содержание направления вещания «Музыка прошлых лет» СМИ радиопрограммы «Радио Ностальжи - Пермь», распространяемого на частоте вещания 101,5 МГц, и содержание направления вещания «Музыка прошлых лет» СМИ радиопрограммы «Радио Ностальжи - Пермь», распространяемого на частоте вещания 72,44 МГц, различны.

Так, в направлении вещания «Музыка прошлых лет» на частоте 101,5 МГц выходят в эфир передачи с зарубежными и российскими музыкальными произведениями 70-90-х годов 20 века, а также с музыкой начала 21 века (до 01.01.2006 года).

При этом в направлении вещания «Музыка прошлых лет» на частоте 72,44 МГц выходят в эфир передачи, которые включают в себя популярные мелодии СССР и зарубежную музыку 30-60 годов 20 века, музыку прошлых лет; также на частоте 72,44 МГц кроме СМИ радиопрограммы «Радио Ностальжи - Пермь» распространяется СМИ радиопрограмма «Радио 7 НОТ». Таким образом, по мнению заявителя, на двух частотах радиовещания (101,5 МГц и 72,44 МГц) происходит радиовещание разного содержания (л.д. 10).

По мнению общества, как музыкальная программа «Радио Ностальжи - Пермь», так и музыкальная программа «Радио 7 НОТ» («7 НОТ») являются музыкальными программами СМИ радиопрограммы «Радио Ностальжи - Пермь». Кроме того, музыкальная программа «Радио 7 НОТ» была выпущена в эфир (на частоте 72,44 МГц) 16 и 17 ноября 2009 года по приказу директора общества.

Сторонами не оспаривается выход на частотах 101,5 МГц и 72,44 МГц специальных программ СМИ радиопрограммы «Радио Ностальжи - Пермь» и новостей.

Учитывая анализ норм статей 2, 27, 31 Закона РФ № 2124-1, совокупность представленных доказательств, суд, руководствуясь ст. 67, 71 АПК РФ, считает вывод административного органа о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ не достаточно обоснованным.

В качестве доказательств, свидетельствующих о распространении обществом продукции СМИ радиопрограммы «Радио 7 НОТ», заявитель фактически ссылается на наличие свидетельства Эл № ФС 18-2630 о регистрации средства массовой информации (СМИ) - радиопрограммы «Радио 7 НОТ», а также на данные записи эфира за 16 и 17 ноября 2009 года, сделанные Управлением в рамках проверки.

Однако указанные доказательства не могут являться достаточными и безусловными доказательствами производства и распространения обществом на момент проверки продукции средства массовой информации радиопрограммы «Радио 7 НОТ».

Звучание в эфире названия музыкальной программы «Радио 7 НОТ», а равно словосочетаний «7 НОТ, 7 НОТ, Радио 7 НОТ» «Вы слушаете «Радио 7 НОТ» и т.п., само по себе не свидетельствует о том, что музыкальная программа «Радио 7 НОТ» (совокупность музыкальных произведений) является продукцией СМИ радиопрограммы «Радио 7 НОТ».

Довод общества о том, что музыкальная программа «Радио 7 НОТ» выпускаемая на частоте 72,44 МГц, является продукцией СМИ «Радио Ностальжи - Пермь», заявителем в нарушении ст. 65 АПК РФ не опровергнут.

Различное содержание направления вещания «Музыка прошлых лет» СМИ радиопрограммы «Радио Ностальжи - Пермь», распространяемого на частотах вещания 101,5 МГц и 72,44 МГц, доказательством распространения обществом продукции двух средств массовой информации (СМИ радиопрограммы «Радио Ностальжи - Пермь» и СМИ радиопрограммы «Радио 7 НОТ») не является.

Таким образом, по мнению суда, заявителем не доказано событие административного правонарушения по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, вменяемого обществу.

Кроме того, судом установлено, что административным органом при производстве по делу об административном правонарушении были нарушены процессуальные требования, установленные КоАП РФ, в частности, протокол об административном правонарушении был составлен 26.11.2009г. в отсутствие законного представителя ООО «Ностальжи - Пермь».

Данные о надлежащем (заблаговременном) извещении ответчика (его законного представителя) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении на момент составления протокола об административном правонарушении в отношении общества в материалы дела не представлены.

Так, в материалах дела отсутствуют доказательства заблаговременного направления обществу уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, в том числе доказательства направления спорного уведомления по юридическому адресу общества, указанному в ЕГРЮЛ по состоянию на 13 ноября 2009 года (614000, г. Пермь, ул. Ленина, дом 50, офис 141).

При этом, направление обществу уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении года накануне составления спорного протокола (25.11.2009 года) (в отсутствие сведений о вручении обществу акта проверки от 24.11.2009 года, в котором зафиксированы выявленные нарушения) не может, по мнению суда, свидетельствовать о надлежащем извещении общества (его законного представителя) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, соблюдении процессуальных прав общества.

Ссылка заявителя на вручение 25.11.2009 года уведомления о выявленных нарушениях от 25.11.2009 года сотруднику общества судом отклоняется, так как в материалах дела отсутствуют доказательства наличия полномочий на получение корреспонденции, адресованной обществу, у лица, расписавшегося в получении данного уведомления.

В силу ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайства об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В соответствии с п.1 ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст.28.4 (вынесение постановления прокурором), ч.ч.1, 1.1 и 3 ст.28.6 настоящего Кодекса (назначение наказания без протокола).

Согласно ч.ч.3-5 ст.28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении (вынесении постановления прокурора) физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные вышеуказанным Кодексом, о чем делается запись в протоколе (постановлении прокурора).

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Исходя из задач производства по делам об административных правонарушениях, закрепленных в ст.24.1 КоАП РФ, а также полномочий участников административного процесса, обязанность всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, возложена на административный орган.

В силу п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч.2 ст.206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч.2 ст.211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

С учетом изложенных положений и обстоятельств дела суд установил, что административным органом существенно нарушены права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку в связи с тем, что при производстве по делу об административном правонарушении законный представитель юридического лица не участвовал, оно было лишено возможности защищать свои права и законные интересы, в том числе знакомиться с протоколом об административном правонарушении, представлять объяснения и замечания по содержанию протокола об административном правонарушении, а также пользоваться иными процессуальными правами, предусмотренными КоАП РФ.

При указанных обстоятельствах заявленное требование административного органа о привлечении ООО «Ностальжи - Пермь» к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 168-170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

  В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ruили Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья: Щеголихина О.В.