ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-42283/2017 от 19.02.2018 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

Дело № А50-42283/2017

27 февраля 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 19 февраля 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 27 февраля 2018 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Гилязетдиновой А.Р. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Власовой К.А. и секретарем судебного заседания Камиловой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Кама" (ОГРН 1145958042010; ИНН 5903998678) к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации города Перми (ОГРН 1115902013061, ИНН 5902293820) об оспаривании решения,

при участии:

от заявителя – Данилов А.В., доверенность от 06.09.2015;

от заинтересованного лица – Деменева Т.А., доверенность от 18.12.2017,

У С Т А Н О В И Л :

Садоводческое некоммерческое товарищество "Кама" (далее – СНТ "Кама") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации города Перми (далее – Департамент) о признании незаконным решения от 25.09.2017 № И-059-22-01-42-1570.

В качестве способа восстановления полагаемого нарушенным права СНТ "Кама" просило суд обязать Департамент утвердить документацию по планировке территории в жилом районе Крым Кировского района г. Перми.

В обоснование заявленного требования СНТ "Кама" указало, что в оспариваемом решении Департамент ссылается на перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по ликвидации последствий паводковой ситуации в регионах Российской Федерации от 04.09.2014 № Пр-2166 (п. 4) и протокол заседания комиссии по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Пермского края от 16.06.2017 № 5 (п. 3), не имеющие силу нормативных правовых актов. Оспариваемое решение нарушает права и законные интересы СНТ "Кама" в сфере иной экономической деятельности, а именно препятствует распоряжению земельными участками (л.д. 6-8).

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Департамент с заявленными требованиями не согласился по мотивам, изложенным в отзыве на заявление, указав, что территория проектирования полностью располагается в зоне возможного катастрофического затопления; образование земельных участков №№ 3-8 в документации по планировке территории под указанные виды разрешенного использования противоречат Правилам землепользования и застройки города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143, "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" (далее - СП 42.13330.2016), а также п. 4 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по ликвидации последствий паводковой ситуации в регионах Российской Федерации от 04.09.2014 № Пр-2166 и п. 3 протокола заседания комиссии по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Пермского края от 16.06.2017 № 5. Полагает, что заявителем не представлено доказательств несоответствия оспариваемого решения требованиям действующего законодательства, не доказано нарушение его прав и законные интересов (л.д. 36-41).

Представитель Департамента в судебном заседании доводы отзыва поддержал, просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, арбитражный суд установил следующее.

20.01.2016 заместителем главы администрации города Перми – начальником Департамента вынесено распоряжение № СЭД-22-01-03-56 "О подготовке документации по планировке территории в жилом районе Крым Кировского района города Перми" (далее – Распоряжение), СНТ "Кама" было выдано Техническое задание № 2 на разработку документации по планировке территории, утвержденное начальником управления территориального планирования и механизмов реализации Департамента (л.д. 21-28).

25.07.2017 заявитель обратился в Департамент с заявлением о рассмотрении и утверждении разработанной документации по планировке территории (вх. № 059-22-01-42-2150) (л.д. 43).

Письмом от 25.09.2017 № И-059-22-01-42-1570 Департамент сообщил заявителю об отклонении документации на доработку, указывая на выявленные по результатам рассмотрения обращения о согласовании документации по планировке территории в жилом районе Крым Кировского района города Перми (л.д. 12).

Полагая, что данное решение Департамента не соответствует нормам действующего законодательства Российской Федерации, нарушает его права и законные интересы, СНТ "Кама" обратилось в суд с заявлением в порядке гл. 24 АПК РФ.

Оценив представленные в дело доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее – АПК РФ) в их совокупности и взаимосвязи, с учетом позиций сторон, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований на основании следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения или действия государственного органа является одновременное несоответствие этого решения или действия закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возложено на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В свою очередь бремя доказывания нарушения прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу ст. 65 АПК РФ возложено на заявителя.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.

В п. 34 ст. 1 ГрК РФ дано понятие деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории - осуществляемая в целях обеспечения наиболее эффективного использования территории деятельность по подготовке и утверждению документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, а также по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции указанных в настоящем пункте объектов.

В силу ч. 1 ст. 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

Частью 10 ст. 45 ГрК РФ предусмотрена подготовка документации по планировке территории на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов) в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с ч. 10.1 ст. 45 ГрК РФ лица, указанные в п.п. 3 и 4 ч. 1.1 настоящей статьи, осуществляют подготовку документации по планировке территории в соответствии с требованиями, указанными в ч. 10 настоящей статьи, и направляют такую документацию для утверждения соответственно в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, указанные в ч.ч. 2-5.2 настоящей статьи.

В соответствии с Положением о Департаменте градостроительства и архитектуры администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 27.09.2011 № 193, полномочиями по подготовке и принятию проектов планировки территории и проектов межевания территории наделен Департамент.

Согласно ч. 12.1 ст. 45 ГрК РФ уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных ч.ч. 3, 3.1 и 4.2 настоящей статьи, осуществляют проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, указанным в ч. 10 настоящей статьи, в течение 30 дней со дня поступления такой документации и по результатам проверки принимают решение об утверждении такой документации или о направлении ее на доработку.

Постановлением администрации города Перми от 18.11.2013 № 1029 утверждён Порядок выполнения работ по подготовке планировке территории и проектов межевания территории (далее – Порядок).

В соответствии с п. 6.1 Порядка решение о подготовке проектов планировки и (или) проектов межевания территорий г. Перми принимается на основании документов территориального планирования, Правил землепользования и застройки. Подготовка проектов планировки и (или) проектов межевания территорий г. Перми может осуществляться лицами, определенными в ГрК РФ (далее - разработчик).

Решение о подготовке проектов планировки и (или) проектов межевания территорий г. Перми утверждается распоряжением начальника Департамента (п. 6.2 Порядка).

Департамент подготавливает проект распоряжения начальника Департамента о подготовке проектов планировки и (или) проектов межевания территорий г. Перми с указанием: наименования заказчика подготовки проекта планировки и (или) проектов межевания территорий; границ соответствующей территории; порядка действий по обеспечению подготовки проекта планировки и (или) проектов межевания территорий г. Перми (необходимость подготовки и утверждения технического задания на подготовку проекта планировки и (или) проектов межевания территорий г. Перми); срока, в течение которого принимаются предложения физических и юридических лиц о порядке, сроках подготовки и содержании проектов планировки и (или) проектов межевания территорий г. Перми (п. 6.3 Порядка).

Согласно п. 8.1 Порядка подготовка проектов планировки и (или) проектов межевания территорий г. Перми осуществляется на основании документов территориального планирования, Правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с федеральными законами, техническими регламентами.

В случае принятия решения о необходимости доработки проекта планировки и (или) проекта межевания территории проект планировки и (или) проект межевания территории передается на доработку разработчику проекта планировки и (или) проекта межевания территории. К проекту планировки и (или) проекту межевания территории прилагается таблица учета замечаний функциональных и территориальных органов администрации города Перми, оформленная разработчиком проекта планировки и (или) проекта межевания (п. 9.6 Порядка).

В силу п. 4 ст. 1 ГрК РФ охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются зонами с особыми условиями использования территорий.

По смыслу названной нормы, установление зон с особыми условиями использования территорий при осуществлении территориального планирования производится в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, регламентирующего основания и порядок установления указанных зон.

Как предусмотрено п. 1 ч. 2 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.

Согласно ст. 51 Правил землепользования и застройки г. Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143, санитарно-защитные зоны, установленные от источников негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, отражаются на карте санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территорий, и определяются в соответствии с размерами, установленными проектами санитарно-защитных зон, утвержденными в установленном законодательством порядке; СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"; СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".

Понятие "зоны возможного катастрофического затопления территории" приведено в п. 3.7 "ГОСТ Р 55201-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства", утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 26.11.2012 № 1193-ст. Под такой зоной понимается зона возможного затопления, в которой ожидаются или вероятны гибель людей, повреждение или уничтожение имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества.

Определение "зоны возможного затопления" дано в п. 3.6 названного ГОСТа – это территория, которая может быть покрыта водой в период половодья, паводков, а также в результате повреждения или разрушения гидротехнических сооружений.

В соответствии с п. 4.13 СП 42.13330.2016 при выделении территориальных зон и установлении регламентов их использования необходимо учитывать также ограничения на градостроительную деятельность, обусловленные установленными зонами особого регулирования, к которым относятся: зоны исторической застройки, историко-культурных заповедников; зоны охраны памятников истории и культуры; зоны особо охраняемых природных территорий, в том числе округа санитарной и горно-санитарной охраны; санитарно-защитные зоны; водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы; зоны залегания полезных ископаемых; зоны, имеющие ограничения для размещения застройки в связи с неблагоприятным воздействием природного и техногенного характера (сейсмические воздействия, сход лавин, затопление и подтопление, просадочные грунты, подрабатываемые территории и др.).

В силу п. 14.6 СП 42.13330.2016 размещение зданий, сооружений и коммуникаций инженерной и транспортной инфраструктуры запрещается, в том числе, в зонах возможного затопления (при глубине затопления 1,5 м и более), не имеющих соответствующих сооружений инженерной защиты.

Как следует из п. 4 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по ликвидации последствий паводковой ситуации в регионах Российской Федерации от 04.09.2014 № Пр-2166 органы государственной субъектов Российской Федерации рекомендовано принять исчерпывающие меры, в том числе, нормативно-правового и административного характера, исключающие строительство, в том числе, садовых и дачных строений.

На основании п. 3 протокола заседания комиссии по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Пермского края от 16.06.2017 № 5 главам (главам администраций) муниципальных районов и городских округов Пермского края рекомендовано при распоряжении земельными участками в границах зон затопления, подтопления запрещать строительство, в том числе, садовых и дачных строений.

Согласно документации по планировке территории в жилом районе Крым Кировского района г. Перми, разработанной обществом с ограниченной ответственностью "ГеоПартнер", для образуемых земельных участков №№ 3-5 указан вид разрешенного использования "садовые дома, дачные дома, летние сооружения, садоводство, овощеводство", для образуемого земельного участка № 7 указан вид разрешенного использования "ЦТП, ТП, РП", для образуемого земельного участка № 8 указан вид разрешенного использования "объекты наружного противопожарного водоснабжения" (таблица 2. Экспликация образуемых и изменяемых земельных участков) (л.д. 48-49).

Согласно чертежу межевания территории (л.д. 45), проектируемая территория полностью расположена в зоне возможного катастрофического затопления, а также в пределах приаэродромной территории аэродрома аэропорта Большое Савино.

Учитывая в совокупности и взаимосвязи вышеизложенное, суд приходит к выводу о правомерности доводов заинтересованного лица относительно того, что образование земельных участков №№ 3-8 в документации по планировке территории под указанные выше виды разрешенного использования противоречат Правилам землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143, СП 42.13330.2016, а также п. 4 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по ликвидации последствий паводковой ситуации в регионах Российской Федерации от 04.09.2014 № Пр-2166, п. 3 протокола заседания комиссии по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Пермского края от 16.06.2017 № 5.

Довод заявителя о том, что Департамент неправомерно отказал в согласовании проектной документации, ссылаясь на поручение Президента Российской Федерации и протокол заседания комиссии МЧС, поскольку указанные документы не имеют силу нормативного правового акта, судом рассмотрен, подлежит отклонению в связи с тем, что у Департамента при проверке документации по планировке территории основания не принимать во внимание поручение Президента Российской Федерации и протокол заседания комиссии МЧС отсутствовали, тем более что, принимая оспариваемое решение, Департамент руководствовался поручение Президента Российской Федерации и протокол заседания комиссии МЧС в совокупности с СП 42.13330.2016 и Правилам землепользования и застройки города Перми, утвержденными решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143.

Заинтересованное лицо по правилам ч. 5 ст. 200 АПК РФ представило доказательства соответствия своих действий относительно согласования документации по планировке спорной территории положениям действующего законодательства, а заявитель в нарушение ст.ст. 65, 200 АПК РФ не представил доказательств нарушения прав в сфере иной экономической деятельности, документация по планировке территории отклонена на доработку, после которой заявитель вправе повторно обратиться в Департамент с заявлением о рассмотрении и утверждении разработанной документации по планировке территории с учетом действующего законодательства.

На основании изложенного у суда отсутствуют основания для признания оспариваемого решения Департамента незаконным, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований государственная пошлина в силу ст. 110 АПК РФ, относится на заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 110, 168-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного произ­водства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через арбитражный суд Пермского края.

Судья А.Р. Гилязетдинова