ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-4398/13 от 21.05.2013 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

23 мая 2013 года

Дело № А50-4398/2013

Резолютивная часть решения объявлена 21 мая 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 23 мая 2013 года.

Арбитражный суд Пермского края

в составе:

судьи Аликиной Е. Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Котовой К. Н. ,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СТШ» (ОГРН 1115905006997, ИНН 5905288137)

к Министерству развития предпринимательства и торговли Пермского края (ОГРН 1075902000085, ИНН 5902293467)

об оспаривании ненормативного правового акта,

при участии

от заявителя: Чертулов К.В. по доверенности от 11.03.2013г. (л.д.39), предъявил паспорт, Ефименко С.А. по доверенности от 11.03.2013г., предъявила паспорт, Аликина А.В. по доверенности от 11.03.2013г., предъявила паспорт;

от заинтересованного лица: Филатова Е.А. по доверенности от 12.03.2013г., предъявила удостоверение.

ООО «СТШ» (далее – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании отказа Министерства развития предпринимательства и торговли Пермского края (далее – заинтересованное лицо) в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, оформленный уведомлением об отказе в продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции от 14.02.2013г. №СЭД-03-03-01-13-22 незаконным.

В обоснование заявленных требований общество указывает на отсутствие правовых оснований для отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, поскольку объект розничной торговли заявителя и помещения, занимаемые Федеральной службой исполнения наказаний, расположены в частях здания, литеруемых разными обозначениями в технических паспортах указанных помещений. Проверяющими грубо нарушены требования Федерального закона от 26.12.2008 г № 294-ФЗ, поскольку проверка проведена в присутствии лица, не являющегося полномочным представителем организации.

Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края (далее по тексту ответчик, Министерство) заявленные требования не признало, считая оспариваемое решение законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд

УСТАНОВИЛ:

18.12.12 г. общество с ограниченной ответственностью «СТШ» обратилось в Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края с заявлением о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Уведомлением от 14.02.13 г. исходящий номер СЭД-03-03-01-13-22 обществу было отказано в выдаче лицензии на том основании, что эксплуатируемый им объект общественного питания (кафе), расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. 1905 года, дом 3, находится в одном здании с Федеральным казенным учреждением Уголовно-исполнительной инспекцией Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю (Мотовилихинским филиалом в г. Перми). Данное обстоятельство, по мнению лицензирующего органа, свидетельствует о несоответствии заявителя лицензионным требованиям, установленным абзацем 2 пункта 5 ст. 16 Федерального Закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ и п. 2.8 дополнительных ограничений, установленных Постановлением Правительства РФ от 10 октября 2011 г. № 755-п (л. д. 22- 23).

Не согласившись с таким отказом, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным Законом от 22.11.1995 г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее по тексту Закон №171-ФЗ).

Розничная продажа алкогольной продукции является лицензируемым видом деятельности (ч. 2 ст. 18 Закона № 171-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 6 Закона № 171-ФЗ выдача лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В силу п. 3.13.1 Положения о Министерстве развития и предпринимательства Пермского края, утвержденном Постановлением Правительства Пермского края от 22.12.2006 г. №102-п, Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края осуществляет выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, а также приостановление, возобновление и прекращение действия лицензий.

Частью 7 ст. 19 Закона № 171-ФЗ предусмотрено, что решение о выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или об отказе в ее выдаче принимается в течение 30 дней со дня получения заявления и всех необходимых документов. В случае необходимости проведения дополнительной экспертизы указанный срок продлевается на период ее проведения, но не более чем на 30 дней.

Согласно ч. 8 ст. 19 названного закона решение о выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или об отказе в ее выдаче с указанием причин отказа в письменной форме направляется организации в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения. В случае, если в заявлении о выдаче лицензии было указано на необходимость направления решения о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче в форме электронного документа, лицензирующий орган направляет организации соответствующее решение в форме электронного документа.

Основания для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции перечислены в ч. 9 ст. 19 закона.

Согласно п. 6 ч. 9 ст. 19 Закона № 171-ФЗ одним из оснований для отказа в выдаче лицензии является несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 настоящего Федерального закона.

Особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции установлены в ст. 16 Закона № 171-ФЗ.

Абзацем 2 ч. 5 ст. 16 Закона № 171-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

Такие дополнительные ограничения условий и мест розничной продажи алкогольной продукции установлены Постановлением Правительства Пермского края от 10.10.2011 г. №755-п «Об установлении дополнительных ограничений условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, требований к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда)» (далее по тексту дополнительные ограничения).

Согласно п. 2.8 дополнительных ограничений не допускается розничная продажа алкогольной продукции в зданиях, строениях, сооружениях, предназначенных для функционирования Федеральной службы исполнения наказаний, а также в исправительных колониях, колониях-поселениях, воспитательных колониях, лечебных исправительных учреждениях, тюрьмах, следственных изоляторах, изоляторах временного содержания.

Указанный запрет действует также на расстоянии менее 50 метров по пешеходной зоне от входных дверей в здания, строения, сооружения (либо от самих сооружений, в случае если они не имеют входа), указанные в пунктах 2.1-2.5, 2.8 настоящих дополнительных ограничений, до входных дверей объектов торговли, объектов общественного питания, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции (замеры осуществляются по кратчайшему расстоянию) (п. 2.9 дополнительных ограничений).

Из акта проверки от 21.01.2012 г. № 01.2013.33-О, составленного специалистом Министерства в ходе проведения внеплановой проверки заявителя и фотоматериала, прилагаемого к акту, следует, что на втором этаже здания ( г. Пермь, ул. 1905 года, дом 3 ), где находится пиццерия, располагается уголовно-исполнительная инспекция ГУФСИН России по Пермскому краю, филиал по Мотовилихинскому району ( л. д. 10 ).

Учитывая, что объект розничной торговли алкогольной продукцией располагается в здании, предназначенной для функционирования органа Федеральной службы исполнения наказаний, оснований для выдачи заявителю лицензии на розничную продажу алкогольной продукцией у лицензирующего органа не имелось.

Судом не приняты во внимание доводы заявителя о том, что здание, расположенное по ул. 1905 года, 3 не предназначено для целей, указанных в п. 2.8 дополнительных ограничений, поскольку уголовно-исполнительная инспекция занимает незначительную часть помещений, а в остальных его частях расположены четыре коммерческих организации разного профиля.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 21.07.2993 г № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» имущество уголовно-исполнительной системы находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач.

Право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом уголовно-исполнительной системы от имени государства предоставляется федеральному органу уголовно-исполнительной системы, который принимает все необходимые меры по сохранению и рациональному использованию этого имущества.

Имущество учреждений, исполняющих наказания, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, территориальных органов уголовно-исполнительной системы, а также предприятий, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений закрепляется за ними на праве полного хозяйственного ведения либо передается им в оперативное управление федеральным органом уголовно-исполнительной системы.

Как следует из материалов дела, ФКУ УИИ ГУФСИН по Пермскому краю на праве оперативного управления принадлежат нежилые помещения, общей площадью 332,1 кв. м, этаж 2, номера на поэтажном плане 9, 10-38, 40-43, адрес объекта: Пермский край, г. Пермь, Мотовилихинский район, ул. 1905 года/Восстания, д. 3/33. Право оперативного управления органа уголовно-исполнительной системы зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.02.2012 г 59-БГ № 253218.

Согласно Положению об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 г № 729 (далее по тексту Положение), уголовно-исполнительные инспекции (далее именуются - инспекции) являются учреждениями, исполняющими в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества, а также меру пресечения в виде домашнего ареста.

Основными задачами инспекций являются: исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы и исправительных работ; контроль за поведением условно осужденных и осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено; контроль за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений; предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в инспекциях; иные задачи, возложенные на инспекции в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 Положения).

В соответствии с законодательством Российской Федерации на инспекции возлагаются следующие основные обязанности: ведение учета осужденных, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста; разъяснение осужденным порядка и условий отбывания наказаний; разъяснение лицам, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, условий исполнения указанной меры пресечения; организация и проведение воспитательной работы с осужденными к ограничению свободы, лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и исправительным работам; согласование с органами местного самоуправления объектов для отбывания обязательных работ осужденными; согласование предложений органов местного самоуправления о местах, в которых осужденными отбываются исправительные работы; контроль за поведением осужденных по месту работы, учебы и жительства, а также исполнением ими обязанностей и соблюдением запретов, возложенных судом и инспекцией; согласование с администрацией организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам, вопроса о предоставлении им ежегодного оплачиваемого отпуска; проведение первоначальных мероприятий по розыску условно осужденных, осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено, и осужденных к исправительным работам; внесение в суды в установленном порядке представлений по вопросам дальнейшего отбывания осужденными наказания и освобождения от наказаний, а также представлений об изменении подозреваемым или обвиняемым меры пресечения в виде домашнего ареста; выявление причин и условий, способствующих совершению осужденными повторных преступлений, нарушений общественного порядка, трудовой дисциплины, и принятие мер по их устранению; внесение в суды в установленном законом порядке представлений об отмене полностью или частично либо дополнении ранее установленных обязанностей для условно осужденных, а также о продлении испытательного срока; внесение в суды в установленном законом порядке представлений об отмене частично либо о дополнении ранее установленных осужденному к наказанию в виде ограничения свободы ограничений, а также о замене осужденному, уклоняющемуся от отбывания наказания, неотбытой части наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы ( п. 7 Положения).

В соответствии с законодательством Российской Федерации инспекции имеют право: вызывать осужденных для разъяснения порядка и условий отбывания наказания, проведения профилактических бесед, выяснения вопросов, возникающих в процессе отбывания наказания, и причин допущенных нарушений порядка и условий отбывания наказания; вызывать лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, для разъяснения условий исполнения указанной меры пресечения, проведения профилактических бесед, выяснения вопросов, возникающих в процессе исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, и причин нарушения условий исполнения данной меры пресечения; выносить постановления об установлении обязанности для осужденных к исправительным работам до двух раз в месяц являться в инспекцию для регистрации; посещать осужденных, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, по месту их нахождения, включая место жительства и работы, с целью контроля за поведением, соблюдением ими установленных обязанностей и запретов; выносить в установленном порядке постановления о приводе осужденных, состоящих на учете в инспекции и не являющихся по вызову в инспекцию без уважительных причин; проверять исполнение требований приговоров судов администрацией организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам и лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным; контролировать правильность и своевременность перечисления финансовых средств в соответствующий бюджет администрациями организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам, и привлекать к осуществлению контроля финансовые и налоговые органы и др. ( п. 8 Положения).

Филиал по Мотовилихинскому району г. Перми ФКУ УИИ ГУФСИН по Пермскому краю создан на основании приказа Федеральной службы исполнения наказаний РФ от 30.05.2011 № 335 и является обособленным структурным подразделением ФКУ УИИ ГУФСИН по Пермскому краю.
  Как следует из письма ФКУ УИИ ГУФСИН по Пермскому краю от 17.05.2013 № 60/60/5-693, подписанного начальником управления Л. В. Вдовичиной, штатная численность филиала составляет 14 сотрудников. Ежегодно по учетам указанного филиала проходит более 1200 осужденных к наказаниям и иным мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества. Подавляющему большинству из них установлены обязанности по ежемесячной регистрации в филиале по Мотовилихинскому району г. Перми.

Таким образом, помещения, расположенные на 2 этаже в здании, находящемся по адресу: г. Пермь, ул. 1905 года, 3, предназначены для функционирования Федеральной службы исполнения наказаний, поэтому в указанном здании не может осуществляться розничная продажа алкогольной продукции в связи с запретом, установленным Постановлением № 755-п.

Судом не приняты во внимание доводы заявителя о том, что указанное здание состоит из разных частей, обозначенных в техническим паспорте литерами А, А1, А2, А3, поэтому части здания, обозначенные разными литерами, в целях применения Постановления № 755-п рассматриваются как разные здания.

В соответствии с. п.6 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 г № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружения» здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.

Как следует из п. 4.8 Рекомендаций по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения, принятых Росжилкоммунсоюзом 01.01.1991, каждому строению, пристройке и сооружению присваивается литер.

Основные строения литеруются заглавными буквами русского алфавита А, Б, В и т.д. (кроме использования литера Г, предназначенного для служебных строений и сооружений).

Пристройки, подвал, цокольный этаж, утепленные мезонин, мансарда и светелка литеруются заглавными буквами русского алфавита того основного строения, в составе которого они расположены, с добавлением цифрового значения их номера по порядку описи: А1, А2 или Б4, Б5 и т.д.

Таким образом, строения с литерами А и А1 не могут рассматриваться как отдельные здания, поскольку самостоятельным объектом учета вспомогательное строение (теплый пристрой) не является.

Кроме того, доводы о том, что уголовно-исполнительная инспекция и кафе находятся в разных частях здания, опровергаются актом проверки от 21.01.2012 г № 01.2013.33-О, из которого следует, что указанные объекты находятся в одном здании на разных этажах. Следует отметить, что информация о нахождении помещений заявителя в составе литеры А1, являющейся теплым пристроем административного здания А, А1, А2, А3, А4, содержится в письме ГУП «Центр технический инвентаризации Пермского края» от 21.05.13 г № 11/906. Помещения, занимаемые инспекцией, также расположены в составе литеры А 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.02.2012 г 59-БГ 253218.

В силу ч. 2 ст. 23.2 Закона № 171-ФЗ в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о выдаче лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении или продлении срока действия лицензии, в случаях, предусмотренных статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона, лицензирующим органом проводятся документарные проверки и внеплановые выездные проверки без согласования с органами прокуратуры.

Предметом внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата является соответствие лицензионным требованиям помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности (ч. 5 ст. 23.2 Закона № 171-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 Закона № 171-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок организаций, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В силу ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Закон № 294-ФЗ) результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Грубых нарушений закона при проведении внеплановой проверки судом не установлено.

То обстоятельство, что акт проверки был вручен неуполномоченному лицу, не свидетельствует о грубом нарушении прав заявителя, поскольку данным документом он располагал, представив его в составе документов к исковому заявлению, направленному в арбитражный суд.

Поверка помещений заявителя проведена на основании распоряжения от 15.01.13 г № 01.2013.33-О, выданного заместителем министра, начальником управления потребительского рынка и лицензирования Министерства развития предпринимательства и торговли Пермского края С. А. Поздняковым. Для участия в проверке заявитель вправе был направить на проверяемый объект своего полномочного представителя, но данным правом не воспользовался.

Учитывая, что оспариваемое решение соответствует закону, оно не может нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Тем самым, заявленные требования не обоснованы и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Судья

Е.Н.Аликина