ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-43/21 от 18.05.2021 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Пермь

18.05.2021 года Дело № А50-43/21

Резолютивная часть решения объявлена 18.05.2021года. Полный текст решения изготовлен 18.05.2021 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Шаламовой Ю.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Повышевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ОГРНИП <***> ИНН <***>)

к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным приказа от 12.10.2020 № СЭД-25-01.1-02-167,

при участии:

представителя истца: ФИО2, по доверенности от 25.12.2020, предъявлен паспорт;

представителя ответчика: не явился, заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя;

У С Т А Н О В И Л :

глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее – истец, глава КФХ) обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Пермского края (далее – ответчик, министерство) о признании незаконным приказа от 12.10.2020 № 25-01.1-02-167 о внесении изменений об исключении строк 36 ГКФХ ФИО1 о предоставлении гранта.

В обоснование своих требований истец указывает на необоснованный отказ в предоставлении субсидии.

Ответчик в представленном отзыве просит отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку в отношении истца установлены нарушения пп. 1.15.1 и 1.15.4 Порядка № 91-П, что является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

Представитель истца поддержал доводы заявления.

Неявка в судебное заседание представителей ответчика в силу части 3 статьи 156, части 2 статьи 215 АПК РФ не препятствует проведению судебного заседания и рассмотрению спора в их отсутствие.

Исследовав и оценив доводы и доказательства сторон, материалы дела, заслушав пояснения представителя истца, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, истцом в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края 17.07.2020 подана заявка на предоставление гранта начинающему фермеру.

В рамках первого этапа отбора, документы, предоставленные истцом, переданы в комиссию для проведения второго этапа отбора.

На втором этапе отбора комиссия оценивает проекты и присваивает баллы в соответствии с критериями оценки бизнес-плана и документов, представлены на отбор, и оформляет протоколом рейтинг начинающих фермеров в порядке убывания количества присвоенных баллов.

В соответствии с протоколом заседания комиссии от 10.08.2020 бизнес-плану и документам ФИО1 было присвоено – 24,7 балла.

Согласно рейтингу начинающих фермеров, комиссия произвела расчет граната - ФИО1 утвержден гран в размере 2 980 000 руб.

По итогам проведенной прокуратурой проверки ответчиком сделан вывод о несоответствии истца требованиям, установленным порядком № 91-п и об установлении факта недобросовестности информации, содержащейся в документах, предоставленных истцом, что явилось основанием для отказа в предоставлении гранта.

Истец, полагая, что ему необоснованно отказали в предоставлении субсидии, обратился в суд с заявлением по настоящему делу.

Суд с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71, 162 АПК РФ приходит к следующему.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из взаимосвязанного анализа положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее также - БК РФ) в числе принципов бюджетной системы предусмотрены принципы эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В абзаце 5 статьи 69 БК РФ закреплено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг за счет средств бюджета субъекта РФ предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 5 статьи 78 БК РФ установлено, что при предоставлении субсидий обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.

Как определено пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе. Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.

На основании статьями 78, 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приложения № 8 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, в целях реализации государственной программы «Государственная поддержка агропромышленного комплекса Пермского края», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1320-п, постановлением Правительства Пермского края от 27.02.2020 № 91-п утвержден Порядок предоставления субсидий на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования (Порядок № 91-п).

Исходя из пункта 1.1 Порядка № 91-п им определяются цели, условия и правила предоставления субсидий на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования (далее - субсидии) из бюджета Пермского края, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, порядок возврата субсидий в случае нарушения целей, порядка предоставления субсидий и условий, установленных при их предоставлении, в рамках реализации государственной программы «Государственная поддержка агропромышленного комплекса Пермского края», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1320-п.

Подпунктом 1.2.2 пункта 1.2 Порядка № 91-п, в редакции, действовавшей в спорный период, определялось, что субсидии предоставляются в том числе в целях финансового обеспечения части затрат в форме гранта (без учета налога на добавленную стоимость) на: - развитие материально-технической базы сельскохозяйственным потребительским кооперативам (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов); - развитие семейных животноводческих ферм крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей; - поддержку начинающих фермеров крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей.

Субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, указанных в пункте 1.2 Порядка № 91-п (далее - сельскохозяйственные товаропроизводители), использующих право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, финансовое обеспечение (возмещение) части затрат осуществляется исходя из суммы расходов на приобретение товаров (работ, услуг), включая сумму налога на добавленную стоимость.

На основании пункта 1.3 Порядка № 91-п главным распорядителем средств бюджета Пермского края, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год, является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.

Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в сводной бюджетной росписи бюджета Пермского края на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству в установленном порядке, на цели, предусмотренные пунктом 1.2 Порядка № 91-п.

Пунктом 1.5 Порядка № 91-п закреплено, что субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям: - указанным в статье 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (подпункт 1.5.1); - осуществляющим сельскохозяйственную деятельность на территории Пермского края (подпункт 1.5.2); - включенным в разделы 1-3, 6, 7 реестра получателей государственной поддержки сельскохозяйственного производства, утвержденного Министерством (за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, указанных в разделе VI Порядка № 91-п); Положение о порядке ведения реестра получателей государственной поддержки сельскохозяйственного производства утверждается Министерством и размещается на официальном сайте (подпункт 1.5.3); - соответствующим на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении (перечислении) субсидии в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Пермского края (далее - Соглашение), следующим требованиям: у сельскохозяйственных товаропроизводителей должна отсутствовать просроченная (неурегулированная) задолженность по возврату в бюджет Пермского края субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Пермским краем; сельскохозяйственные товаропроизводители - юридические лица не должны находиться в процессе реорганизации (за исключением случаев нахождения сельскохозяйственных товаропроизводителей - юридических лиц в процессе реорганизации в форме присоединения к ним другого юридического лица, кроме сельскохозяйственных товаропроизводителей, указанных в разделах IV-VI Порядка № 91-п), ликвидации, в отношении них не введена процедура банкротства, деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а сельскохозяйственные товаропроизводители - индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей; сельскохозяйственные товаропроизводители не должны являться иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов; сельскохозяйственные товаропроизводители не должны получать средства из бюджета Пермского края на основании иных нормативных правовых актов или муниципальных правовых актов на цели, указанные в пункте 1.2 Порядка № 91-п; сельскохозяйственные товаропроизводители должны представить отчет о своем финансово-экономическом состоянии по форме, устанавливаемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в порядке и сроки, установленные Министерством (за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, указанных в разделе VI Порядка № 91-п (подпункт 1.5.4)); - соответствующим на дату представления документов для получения субсидии требованию об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (подпункт 1.5.5).

Как установлено пунктом 1.6 Порядка № 91-п, субсидии предоставляются на основании Соглашения, заключаемого между Министерством и сельскохозяйственными товаропроизводителями, предусматривающего в том числе следующие положения: общий размер субсидии; целевое назначение субсидии; условия и сроки предоставления субсидии; права и обязательства сторон; согласие сельскохозяйственных товаропроизводителей на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения сельскохозяйственными товаропроизводителями условий, целей и порядка предоставления субсидий; обязательство сельскохозяйственных товаропроизводителей о включении в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по Соглашению, условия о согласии лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по указанным договорам (соглашениям) (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий (только в случае заключения соглашений о предоставлении грантов); результаты предоставления субсидии (далее - результат) и их значения; формы и сроки представления дополнительной отчетности и информации об исполнении сельскохозяйственными товаропроизводителями обязательств; порядок возврата субсидии в случае нарушения целей, порядка предоставления субсидий и условий, установленных при их предоставлении; срок действия Соглашения; в случае предоставления субсидий, указанных в пунктах 1.2.2.1, 1.2.2.2, 1.2.2.3 Порядка № 91-п, дополнительно: план расходов, являющийся неотъемлемой частью Соглашения; запрет приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями, являющимися юридическими лицами, за счет средств гранта иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, связанной с достижением целей, определенных Порядком № 91-п; обязанности сельскохозяйственных товаропроизводителей по открытию счетов территориальным органом Федерального казначейства в учреждении Центрального банка Российской Федерации для учета средств юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса (в случае предоставления гранта за счет двух источников - федерального бюджета и бюджета Пермского края).

Согласно пункту 1.8 Порядка № 91-п для предоставления субсидии сельскохозяйственные товаропроизводители представляют в Министерство (для предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров - в Пермский краевой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) документы, указанные в соответствующем разделе настоящего Порядка, а также справку о том, что сельскохозяйственные товаропроизводители по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение Соглашения: не находятся в процессе реорганизации (за исключением случаев нахождения сельскохозяйственных товаропроизводителей - юридических лиц в процессе реорганизации в форме присоединения к ним другого юридического лица, кроме сельскохозяйственных товаропроизводителей, указанных в разделах IV-VI Порядка № 91-п), ликвидации, в отношении них не введена процедура банкротства, деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а сельскохозяйственные товаропроизводители - индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей; не имеют просроченной (неурегулированной) задолженности по возврату в бюджет Пермского края субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Пермским краем; не являются иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов; не получали средства из бюджета Пермского края на основании иных нормативных правовых актов или муниципальных правовых актов на цели, указанные в пункте 1.2 Порядка № 91-п.

Справка, указанная в пункте 1.8 Порядка № 91-п, должна быть подписана лицом, имеющим право действовать от имени сельскохозяйственных товаропроизводителей без доверенности, и скреплена печатью (при наличии печати). В случае подписания справки иным уполномоченным на это лицом к справке должна быть приложена выданная в соответствии с действующим законодательством доверенность, из которой явно следуют полномочия доверенного лица на подписание данной справки, или нотариально заверенная копия такой доверенности.

На основании пункта 1.9 Порядка № 91-п сельскохозяйственные товаропроизводители вправе в сроки, определенные в соответствующем разделе настоящего Порядка, по собственной инициативе дополнительно представить в Министерство (для предоставления грантов начинающим фермерам - в МФЦ) следующие документы: - выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на дату не ранее чем за месяц до даты подачи сельскохозяйственными товаропроизводителями заявки на предоставление (перечисление) субсидии в Министерство (подпункт 1.9.1); - документ, подтверждающий отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, выданный на дату, предшествующую дате представления документов для получения субсидии не более чем на 7 рабочих дней или на дату поступления документов в Министерство, заверенный соответствующим образом Федеральной налоговой службой и (или) Фондом социального страхования Российской Федерации (подпункт 1.9.2).

Пунктом 1.10 Порядка № 91-п при непредставлении в Министерство документов, предусмотренных пунктом 1.9 Порядка № 91-п, предусмотрено их получение посредством информационного и межведомственного взаимодействия.

Исходя из пункта 1.11 Порядка № 91-п представленные заявка и документы не должны иметь подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений, а также не должны быть исполнены карандашом и иметь серьезных повреждений, не позволяющих однозначно истолковать содержание таких документов. Заявка и документы должны быть прошиты, пронумерованы, заверены подписью руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, иметь оттиск печати сельскохозяйственного товаропроизводителя (при наличии).

Как установлено пунктом 1.12 Порядка № 91-п, Министерство осуществляет прием и регистрацию документов, представленных сельскохозяйственными товаропроизводителями, в порядке их поступления с присвоением порядкового номера в журнале регистрации, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью Министерства. Запись в журнале регистрации должна содержать регистрационный номер поступившего пакета документов, дату и время его приема. Регистрация документов производится в день их поступления в Министерство.

В случае предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров прием и регистрацию документов осуществляет МФЦ. По завершении приема документов для предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров МФЦ выдает сельскохозяйственным товаропроизводителям расписку в получении документов, содержащую дату и время приема документов, наименование запрашиваемого гранта.

На основании пункта 1.13 Порядка № 91-п предоставление субсидий осуществляется Министерством в порядке очередности поступления документов, представленных сельскохозяйственными товаропроизводителями, в соответствии с записью в журнале регистрации, если иное не установлено этим Порядком.

Пунктом 1.15 Порядка № 91-п определены основания для отказа сельскохозяйственным товаропроизводителям в предоставлении (перечислении) субсидии к числу которых относятся: - несоответствие сельскохозяйственных товаропроизводителей требованиям, установленным пунктом 1.5 Порядка № 91-п (подпункт 1.15.1); - несоблюдение условий предоставления субсидий, установленных в соответствующем разделе Порядка № 91-п (подпункт 1.15.2.); - несоответствие представленных сельскохозяйственными товаропроизводителями документов требованиям, установленным в соответствующем разделе Порядка № 91-п (за исключением документов, представляемых по собственной инициативе), или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов, за исключением документов, которые в соответствии с Порядком № 91-п запрашиваются Министерством (подпункт 1.15.3); - недостоверность информации, содержащейся в документах, представленных сельскохозяйственным товаропроизводителем (подпункт 1.15.4); - недостаточность объема бюджетных ассигнований (в случае предоставления субсидий, указанных в пунктах 1.2.2.1-1.2.2.3 Порядка № 91-п (подпункт 1.15.5)).

Разделом VI Порядка № 91-п регламентированы особенности предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров.

Исходя из пункта 6.1 Порядка № 91-п субсидии в форме грантов на поддержку начинающим фермерам (далее в настоящем разделе - грант) предоставляются главам крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств федерального бюджета и (или) бюджета Пермского края в целях: - приобретения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; - разработки проектной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции; - приобретения, строительства, ремонта и переустройства производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также на их регистрацию; - подключения производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям - электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям; - приобретения сельскохозяйственных животных, в том числе птицы (за исключением свиней); - приобретения рыбопосадочного материала; - приобретения сельскохозяйственной техники и навесного оборудования, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции, срок эксплуатации которых с года выпуска не превышает 3 лет. Перечень указанных техники, грузового автомобильного транспорта и оборудования устанавливается приказом Министерства; - приобретения снегоходных средств, в случае если начинающий фермер осуществляет деятельность по развитию оленеводства и (или) мараловодства на территориях Пермского края, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям; - приобретения автономных источников электро-, газо- и водоснабжения; - уплаты не более 20 процентов стоимости проекта создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств, включающего приобретение имущества, указанного в абзацах четвертом, шестом, восьмом, девятом этого пункта, осуществленного с привлечением льготного инвестиционного кредита в соответствии с Правилами возмещения банком недополученных доходов; - уплаты расходов, связанных с доставкой и монтажом имущества, предусмотренного абзацами девятым и десятым этого пункта, в случае если начинающий фермер осуществляет деятельность на территориях Пермского края, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям; - приобретения посадочного материала для закладки многолетних насаждений, включая виноградники.

Пунктом 6.2 Порядка № 91-п установлено, что в целях применения раздела VI Порядка № 91-п используются следующие понятия: начинающий фермер - крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого является гражданин Российской Федерации, зарегистрированное на сельской территории Пермского края, в том числе в городах с численностью населения не более 100 тыс. человек и поселках городского типа с численностью населения не более 5 тыс. человек, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, на территориях которых преобладает осуществление деятельности, связанной с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, продолжительность деятельности которого не превышает 24 месяцев со дня его регистрации. Перечень сельских территорий Пермского края утверждается приказом Министерства (подпункт 6.2.1); грант - средства, передаваемые из бюджета Пермского края, в том числе за счет средств субсидий из федерального бюджета, в соответствии с решением комиссии Министерства главе крестьянского (фермерского) хозяйства для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с государственной программой «Государственная поддержка агропромышленного комплекса Пермского края» в целях создания и развития на сельских территориях Пермского края крестьянского (фермерского) хозяйства и новых постоянных рабочих мест на сельских территориях исходя из расчета создания не менее 2 новых постоянных рабочих мест, если сумма гранта составляет 2 млн рублей, или более, и не менее 1 нового постоянного рабочего места, если сумма гранта составляет менее 2 млн рублей в течение срока использования гранта, указанного в пункте 6.4.4 Порядка № 91-п (подпункт 6.2.2); региональная конкурсная комиссия - конкурсная комиссия, создаваемая Министерством для отбора проектов начинающих фермеров в целях предоставления грантовой поддержки (подпункт 6.2.3); проект развития начинающего фермера - проект начинающего фермера, направленный на развитие сельскохозяйственной деятельности, на период не менее 5 лет, содержащий точное наименование и ожидаемый результат, бизнес-план проекта и план расходов на развитие начинающего фермера, указанные в пунктах 6.7.2, 6.7.3 Порядка № 91-п (далее - проект (подпункт 6.2.4)); бизнес-план проекта - документ, содержащий точное наименование и ожидаемый результат, оформленный в соответствии с требованиями к бизнес-плану, утвержденными приказом Министерства (далее - бизнес-план (подпункт 6.2.5)); план расходов - план расходов с указанием наименований приобретаемого оборудования и техники, транспорта, объектов, сельскохозяйственных животных, выполняемых работ (далее - приобретения), их количества, цены, источников финансирования (средств гранта, собственных и заемных средств (подпункт 6.2.6)); реконструкция - работы, связанные с изменением параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также заменой и (или) восстановлением несущих строительных конструкций объекта и повышением технико-экономических показателей технологического оборудования (подпункт 6.2.7); строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства (подпункт 6.2.8)); модернизация производственных зданий, строений, помещений и цехов - работы по восстановлению объектов основных средств и замене оборудования, которые приводят к улучшению ранее принятых нормативных показателей функционирования объекта (подпункт 6.2.9); сельские территории - сельские поселения и (или) сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских округов (за исключением Пермского городского округа); Перечень сельских территорий Пермского края утверждается приказом Министерства (подпункт 6.2.10).

В соответствии с пунктом 6.3 Порядка № 91-п грант предоставляется по итогам отбора проектов (далее - отбор).

Пунктом 6.4 Порядка № 91-п установлено, что грант предоставляется начинающим фермерам при соблюдении следующих условий: - начинающий фермер ранее не являлся получателем: гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; гранта на развитие семейной фермы; гранта «Агростартап», полученного в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 21.05.2019 № 347-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» (подпункт 6.4.1); - начинающий фермер обязуется оплачивать не менее 10 процентов затрат, указанных в плане расходов (подпункт 6.4.2); - крестьянское (фермерское) хозяйство создано в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», годовой доход которого за отчетный финансовый год составляет не более 120 млн. рублей (подпункт 6.4.3.); - начинающий фермер обязуется использовать грант в течение 18 месяцев со дня его получения; в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) срок освоения гранта может быть продлен комиссией Министерства, но не более чем на 6 месяцев (подпункт 6.4.4); - начинающий фермер обязуется осуществлять деятельность хозяйства в течение не менее 5 лет со дня получения гранта (подпункт 6.4.5); - начинающий фермер зарегистрирован на сельской территории Пермского края, в том числе в городах с численностью населения не более 100 тыс. человек и поселках городского типа с численностью населения не более 5 тыс. человек, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, на территориях которых преобладает осуществление деятельности, связанной с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции (подпункт 6.4.6); - начинающий фермер соответствует требованиям, установленным пунктом 1.5 Порядка № 91-п (подпункт 6.4.7); - создание новых постоянных рабочих мест на сельских территориях исходя из расчета создания не менее 2 новых постоянных рабочих мест, если сумма гранта составляет 2 млн. рублей или более, и не менее 1 нового постоянного рабочего места, если сумма гранта составляет менее 2 млн. рублей, в срок использования гранта, указанного в пункте 6.4.4 Порядка № 91-п (подпункт 6.4.8); - наличие заключенного между Министерством и начинающим фермером Соглашения (подпункт 6.4.9); - достижение показателей деятельности, предусмотренных бизнес-планом (подпункт 6.4.10); - имущество, приобретаемое начинающим фермером с участием средств гранта, не подлежит продаже, дарению, передаче в аренду, обмену или взносу в виде пая, вклада или отчуждению иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 5 лет со дня получения гранта (подпункт 6.4.11); - приобретение сельскохозяйственной техники и навесного оборудования, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции, срок эксплуатации которых с года выпуска не превышает 3 лет (подпункт 6.4.12).

Пунктом 6.5 Порядка № 91-п предусмотрено, что размер гранта определяется в соответствии с суммой запрашиваемого гранта, указанной в плане расходов начинающего фермера, с учетом ограничений, установленных в этом пункте. Предельный размер гранта для разведения крупного рогатого скота мясного или молочного направлений составляет 90 (при использовании средств гранта на цели, указанные в абзаце 11 пункта 6.1 настоящего Порядка, не более 80) процентов затрат, но не более 3 000 000 рублей. Предельный размер гранта для ведения иных видов сельскохозяйственной деятельности составляет 90 (при использовании средств гранта на цели, указанные в абзаце 11 пункта 6.1 Порядка № 91-п, не более 80) процентов затрат, но не более 1 500 000 рублей.

Как закреплено пунктом 6.6 Порядка № 91-п, Министерство размещает на официальном сайте до 1 июля текущего года объявление о дате начала приема документов для проведения отбора проектов. В случае остатка средств федерального бюджета и (или) бюджета Пермского края Министерство в срок до 15 ноября текущего года повторно размещает на официальном сайте объявление о дате начала приема документов для проведения отбора проектов в целях предоставления гранта.

Отбор проектов осуществляется в два этапа. Первый этап отбора проектов осуществляется Министерством.

Согласно пункту 6.7 Порядка № 91-п для участия в первом этапе отбора проектов начинающий фермер в течение 5 рабочих дней со дня размещения объявления представляет в МФЦ следующий комплект документов: - заявку на предоставление гранта начинающему фермеру по форме согласно приложению 26 к Порядку № 91-п (подпункт 6.7.1); - план расходов начинающего фермера по форме согласно приложению 27 к Порядку № 91-п (подпункт 6.7.2); - бизнес-план (подпункт 6.7.3); - копию документа о получении среднего профессионального и (или) высшего образования по сельскохозяйственной специальности, или документ, подтверждающий получение дополнительного профессионального образования по сельскохозяйственной специальности, или выписку из похозяйственной книги, подтверждающую осуществление ведения личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет, и (или) копию трудовой книжки, подтверждающей наличие трудового стажа в сельском хозяйстве не менее трех лет (при наличии) (подпункт 6.7.4); - копию документа, подтверждающего наличие в собственности либо в пользовании производственного объекта и (или) помещения (подпункт 6.7.5); - копии договоров или предварительных договоров о реализации сельскохозяйственной продукции (при наличии) (подпункт 6.7.6); - копию налоговой отчетности за год, предшествующий году подачи заявки на предоставление гранта начинающему фермеру (при наличии) (подпункт 6.7.7); - копию документа, содержащего расчет по страховым взносам за отчетный период по форме КНД 1151111, утверждаемой приказом Федеральной налоговой службы, на соответствующий год (при наличии) (подпункт 6.7.8); - дополнительно - любые документы (при наличии), в том числе рекомендательное письмо (письма) от органов местного самоуправления, или общественных организаций, или поручителей, если начинающий фермер считает, что они могут повлиять на решение комиссии Министерства о предоставлении гранта (подпункт 6.7.9); - в случае строительства и (или) реконструкции объекта дополнительно представляются копии: проектной документации, содержащей утвержденный сводный сметный расчет; разрешения на строительство (реконструкцию) в случаях, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации; положительного заключения экспертизы на проектную документацию (в случае, когда необходимость проведения такой экспертизы установлена законодательством Российской Федерации) или письма соответствующего юридического лица, уполномоченного (аккредитованного) на проведение экспертизы проектной документации, или физического лица, аттестованного на право подготовки заключений экспертизы проектной документации, об отсутствии необходимости проведения экспертизы проектной документации, если планом расходов на развитие начинающего фермера не предусмотрены расходы на разработку проектной документации (подпункт 6.7.10); - в случае ремонта и (или) модернизации объекта дополнительно представляется копия утвержденного локального сметного расчета (подпункт 6.7.11); - в случае приобретения объекта дополнительно представляются копии договоров купли-продажи объекта (предварительных) (подпункт 6.7.12); - в случае приобретения оборудования, и (или) техники, и (или) транспорта, и (или) снегоходных средств дополнительно представляются копии договоров купли-продажи и (или) договоров уплаты расходов по доставке оборудования, и (или) техники, и (или) транспорта, и (или) снегоходных средств (предварительных) (подпункт 6.7.13); - в случае разработки проектной документации строительства, и (или) реконструкции, и (или) модернизации объектов для производства и переработки сельскохозяйственной продукции дополнительно представляется копия договора(-ов) на разработку проектной документации (предварительного) (подпункт 6.7.14); - в случае уплаты не более 20 процентов стоимости проекта начинающего фермера, реализуемого с привлечением льготного инвестиционного кредита, дополнительно представляется копия кредитного договора (подпункт 6.7.15); - в случае приобретения сельскохозяйственных животных и птицы дополнительно представляются копии договоров купли-продажи (предварительных) (подпункт 6.7.16); - копия статистических данных по форме федерального статистического наблюдения № 3-фермер «Сведения о производстве продукции животноводства и поголовье скота» и (или) по форме системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства № ПР (аквакультура) «Сведения о производстве (выращивании) продукции промышленного рыбоводства (аквакультуры)» за два года (за третий год - при наличии), предшествующих году подачи заявки (подпункт 6.7.17); - выписка из расчетного счета начинающего фермера, заверенная кредитной организацией, подтверждающая наличие собственных денежных средств в размере не менее 10 процентов затрат, указанных в плане расходов (подпункт 6.7.18); - копия паспорта гражданина Российской Федерации (подпункт 6.7.19); - справка, указанная в пункте 1.8 Порядка № 91-п (подпункт 6.7.20); - по собственной инициативе - документы, указанные в пунктах 1.9.1 и 1.9.2 Порядка № 91-п (подпункт 6.7.21); - опись представленных документов с указанием наименования документов и количества листов (подпункт 6.7.22).

МФЦ направляет в Министерство документы, представленные начинающими фермерами, в течение 3 рабочих дней со дня окончания срока приема документов, указанного в пункте 6.7 Порядка № 91-п (пункт 6.9 Порядка № 91-п).

Как предусмотрено пунктом 6.10 Порядка № 91-п, Министерство в течение 10 рабочих дней с даты поступления документов от МФЦ: - проверяет сведения о начинающем фермере представленные им документы на соответствие целям, условиям и перечню документов, установленным пунктами 6.1, 6.4.1-6.4.8, 6.7.1-6.7.20, 6.7.22 Порядка № 91-п (подпункт 6.10.1); - направляет начинающему фермеру мотивированное уведомление об отказе в допуске ко второму этапу отбора проектов в случае несоответствия предоставленных начинающим фермером документов целям, условиям и перечню документов, установленным пунктами 6.1, 6.4.1-6.4.8, 6.7.1-6.7.20, 6.7.22 Порядка № 91-п (подпункт 6.10.2); - передает сведения о начинающем фермере и представленные им документы, соответствующие целям, условиям и перечню документов, установленным пунктами 6.1, 6.4.1-6.4.8, 6.7.1-6.7.20, 6.7.22 Порядка № 91-п, в комиссию Министерства (подпункт 6.10.3).

Исходя из пункта 6.11 Порядка № 91-п состав конкурсной комиссии формируется из числа государственных гражданских служащих Пермского края и независимых экспертов. Число членов конкурсной комиссии должно быть не менее 5 человек, из которых не менее 3 являются независимыми экспертами. Независимые эксперты привлекаются к работе конкурсной комиссии на безвозмездной основе.

Состав и порядок работы конкурсной комиссии утверждаются приказом Министерства не позднее чем за 2 рабочих дня до дня окончания приема документов начинающих фермеров в соответствии с пунктом 6.7 Порядка № 91-п.

Как определено пунктом 6.12 Порядка № 91-п, на втором этапе отбора проектов комиссия Министерства в течение 10 рабочих дней со дня получения документов начинающих фермеров в соответствии с пунктом 6.10 настоящего Порядка: - оценивает проекты начинающих фермеров с присвоением баллов в соответствии с критериями оценки бизнес-плана, документов, представленных на отбор начинающими фермерами, установленными приложением 28 к Порядку № 91-п (подпункт 6.12.1);- оформляет протоколом заседания комиссии Министерства (далее - Протокол) рейтинг начинающих фермеров в порядке убывания количества присвоенных им баллов (подпункт 6.12.2); - размещает Протокол на официальном сайте (подпункт 6.12.3).

Как предусмотрено пунктом 6.13 Порядка № 91-п, Министерство в течение 2 рабочих дней со дня размещения на официальном сайте Протокола рассчитывает размеры гранта согласно рейтингу начинающих фермеров, указанному в пункте 6.12.2 настоящего Порядка, в соответствии с пунктом 6.5 настоящего Порядка.

В случае недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Пермского края на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству в установленном порядке на цели, предусмотренные пунктом 6.1 Порядка № 91-п, предоставление гранта начинающим фермерам осуществляется: - в порядке очередности поступления документов, указанных в пункте 6.7 настоящего Порядка, согласно записи в журнале регистрации в соответствии с пунктом 1.12 настоящего Порядка - при одинаковом количестве набранных баллов; - в размере остатка бюджетных ассигнований - если размер запрашиваемого начинающим фермером гранта более остатка бюджетных ассигнований.

Пунктом 6.14 Порядка № 91-п предусмотрено, что Министерство в течение 2 рабочих дней со дня окончания срока, указанного в пункте 6.13 настоящего Порядка: - принимает оформляемое приказом решение о предоставлении гранта или об отказе в предоставлении гранта с указанием оснований для отказа в предоставлении гранта (далее в настоящем разделе - Приказ) в соответствии с пунктом 1.15 настоящего Порядка в отношении каждого начинающего фермера, указанного в Протоколе; - размещает на официальном сайте Министерства Приказ, а также информацию об участниках отбора, количестве присвоенных им баллов, рейтинге начинающих фермеров, получателях гранта, определенных по результатам отбора, и размерах предоставляемого им гранта.

Исходя из пункта 6.15 Порядка № 91-п для перечисления гранта в течение 3 рабочих дней с даты размещения на официальном сайте Приказа начинающий фермер, в отношении которого принято решение о предоставлении гранта (далее в настоящем разделе - получатель гранта), направляет в Министерство выписку с расчетного счета, выданную кредитной организацией, в которой открыт расчетный счет, подтверждающую наличие на нем собственных и (или) заемных денежных средств в размере, предусмотренном планом расходов на дату не ранее даты издания Приказа.

Как установлено пунктом 6.16 Порядка № 91-п, Министерство в течение 3 рабочих дней со дня получения выписки с расчетного счета: - обеспечивает заключение Соглашения; - составляет заявку на перечисление гранта начинающим фермерам по форме согласно приложению 29 к Порядку № 91-п.

Начинающий фермер в срок до 15 января года, следующего за годом предоставления субсидии, представляет в Министерство отчет о достижении значений результатов предоставления гранта по форме согласно приложению 30 к Порядку № 91-п (пункт 6.24 Порядка № 91-п).

Как следует из материалов дела, заявитель для ведения хозяйственной деятельности в статусе главы крестьянского (фермерского) хозяйства зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 25.03.2020.

Для целей получение субсидии (в форме гранта), предусмотренной Порядком № 91-п, по мероприятию «Поддержка начинающих фермеров» главой КФХ предоставлена заявка от 17.07.2020 с соответствующими документами, в том числе план расходов, бизнес-план, договор аренды нежилого помещения от 21.04.2020 № 3, по условия которого глава КФХ (арендатор) получил в пользование от ФИО3 (арендодатель) нежилое помещение площадью 981 кв.м. для использования в деятельности крестьянско-фермерского хозяйства; предварительные договоры купли-продажи сельскохозяйственных животных от 10.07.2020 № 23 с ООО «Восход», самоходной техники от 14.07.2020 с Главой КФХ ФИО3, реализации продукции от 10.07.2020 № 14-220 с ООО «Апрель», аренды земельного участка от 27.04.2020 № 1 с главой КФХ ФИО3

Также Министерством в рамках информационного и межведомственного взаимодействия получены предусмотренные подпунктом 1.9.2 пункта 1.9 Порядка № 91-п сведения об отсутствии у главы КФХ задолженности по уплате налогов и страховых взносов (л.д.127, 128).

После двухэтапной процедуры отбора проектов начинающих фермеров, представленных в Министерство, уполномоченным должностным лицом (министром) Министерства издан приказ от 17.08.2020 № 25-01.1-02-97, которым утвержден Перечень глав крестьянских (фермерских) хозяйств, в отношении которых принято решение о предоставлении гранта по мероприятию «Поддержка начинающих фермеров»; в строке 30 этого Перечня содержались сведения о главе КФХ ФИО1 с утвержденной суммой гранта - 2 980 000 руб.

Из материалов дела следует и не оспаривается Министерством, что заявитель, отвечающий критериям используемого в Порядке № 91-п термина «начинающий фермер» (подпункт 6.2.1 пункта 6.2 Порядка № 91-п), обратился за получением субсидии в форме гранта на предусмотренную пунктом 6.1 Порядка № 91-п цель - приобретение сельскохозяйственных животных, с соблюдением процедуры.

Из представленных в материалы судебного дела доказательств следует и не оспорено Министерством, что предусмотренные пунктом 6.4 Порядка № 91-п условия для получения гранта, как и предусмотренные пунктом 1.11, подпунктами 6.7.1, 6.7.2, 6.7.3, 6.7.4, 6.7.5, 6.7.6, 6.7.7, 6.7.9, 6.7.16, 6.7.17, 6.7.18, 6.7.19, 6.7.20, 6.7.22 пункта 6.7 Порядка № 91-п требования к наличию и комплектности документов для получения гранта главой КФХ соблюдены.

Также глава КФХ соответствовал требованиям, предусмотренным пунктом 1.5 Порядка № 91-п: подпункту 1.5.1 пункта 1.5 - крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в силу пункта 3 части 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» относятся к сельскохозяйственным товаропроизводителям (л.д.129); подпункту 1.5.2 пункта 1.5 - зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства; для целей подпункта 1.5.3 пункта 1.5 включение в разделы 1-3, 6, 7 реестра получателей государственной поддержки сельскохозяйственного производства, утвержденного Министерством, начинающих фермеров (сельскохозяйственных товаропроизводителей, указанных в разделе VI Порядка № 91-п) не требуется; подпункту 1.5.4 пункта 1.5 - отсутствовала просроченная (неурегулированная) задолженность по возврату в бюджет Пермского края субсидий, бюджетных инвестиций, иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Пермским краем, не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и не находился в процедуре банкротства, не являлся получателем средств из бюджета Пермского края на основании иных нормативных правовых актов или муниципальных правовых актов на цели, указанные в пункте 1.2 Порядка № 91-п, у начинающего фермера отсутствовала обязанность представить отчет о своем финансово-экономическом состоянии по форме, устанавливаемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в порядке и сроки, установленные Министерством; подпункту 1.5.5 пункта 1.5 - на дату представления документов для получения субсидии отсутствовала неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Кроме того, именно соблюдение главой КФХ условий для получения гранта и представление в Министерство соответствующего комплекта документов предопределило прохождение им двух этапов процедуры отбора; соблюдение условий получения заявителем субсидии и комплектность и достоверность представленных главой КФХ документов являлись предметом оценки со стороны Министерства и комиссий Министерства.

Доводы Министерства в обоснование правомерности вынесенного и оспоренного в части приказа о выявлении в связи с получением обращения главы администрации Большесосновского муниципального района и сведений отношении главы КФХ ФИО1 из прокуратуры Большесосновского района оснований для отказа в предоставлении субсидии, предусмотренных пунктом 1.15 Порядка № 91-п (в частности подпункты 1.15.1, 1.15.4 пункта 1.15 Порядка № 91-п), арбитражным судом рассмотрены и отклонены.

Как следует из представленных в материалы дела доказательств, условия и требования для получения гранта в соответствии с разделом VI Порядка № 91-п главой КФХ соблюдены.

Исходя из подпунктов 1.15.1, 1.15.4 пункта 1.15 Порядка № 91-п основаниями для отказа сельскохозяйственным товаропроизводителям в предоставлении (перечислении) субсидии являются: - несоответствие сельскохозяйственных товаропроизводителей требованиям, установленным пунктом 1.5 Порядка № 91-п; - недостоверность информации, содержащейся в документах, представленных сельскохозяйственным товаропроизводителем.

Вместе с тем, из представленных в материалы дела доказательств, следует, что заявитель соответствует всем критериям, определенным пунктом 1.5 Порядка № 91-п, в свою очередь, какие конкретно из представленных заявителем документов содержат недостоверную (не соответствующую действительности) информацию заинтересованным лицом не указано и объективных доказательств этого факт не представлено (в нарушение части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ).

Так, заявка на предоставление граната начинающему фермеру, бизнес-план содержат личную подпись заявителя, как и представленные в комплекте документов для получения гранта договоры, иного Министерством не доказано (в нарушение части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ).

Субъективная негативная оценка личностных характеристик и деловых качеств заявителя, приведенная в документах, на которые ссылается Министерство (обращение главы администрации Большесосновского муниципального района и сведения отношении заявителя, поступившие из прокуратуры Большесосновского района) сама по себе доказательством недостоверности представленных главой КФХ документов не является.

Из вынесенного по материалам проверки, поступившим из прокуратуры Большесосновского района, должностным лицом МО МВД России «Очерский» постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 06.11.2020 следует, что заявитель зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 25.03.2020, в июле 2020 года представил в Министерство документы для получения гранта начинающему фермеру; ФИО1 и его представитель - ФИО2 фиктивность представленных в Министерство для получения гранта документов категорически отрицали, ФИО1 подтвердил, что ранее зарегистрированным субъектом предпринимательской деятельности в сфере агропромышленного комплекса не являлся, при этом собирается с помощью мер государственной поддержки вести данную деятельность, для чего им в установленном порядке осуществлена государственная регистрация в качестве главы КФХ. Как следует из указанного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 06.11.2020, собранными материалами проверки подтверждено, что для ведения хозяйственной деятельности главой КФХ ФИО1 заключены соответствующие предварительные договоры, в действиях главы КФХ ФИО1 отсутствует умысел на совершение противоправных действий в отношении бюджетных средств.

Кроме того, заявителем в материалы дела представлены доказательства фактического исполнения договор аренды помещения, земельного участка.

Реальность хозяйственных операций, фактическое исполнение договорных условий по сделкам, документы в подтверждение наличия которых представлены заявителем, Министерством сельского хозяйства не оспорены (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 65 АПК РФ), о фальсификации представленных главой КФХ документов Министерством в порядке статьи 161 АПК РФ не заявлено.

Исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в Постановлении от 24.02.2004 № 3-П, Определении от 04.06.2007 № 366-О-П, в силу принципа свободы экономической деятельности (часть 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации) хозяйствующий субъект осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией, поскольку в силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов.

Действующее законодательство не содержит положений, предоставляющих Министерству оценивать деятельность получателей субсидии и совершенные ими хозяйственные операции с позиции их экономической целесообразности, рациональности.

Хозяйствующие субъекты самостоятельно по своему усмотрению выбирают способы достижения результата от предпринимательской деятельности. Следовательно, хозяйственная деятельность заявителя, совершаемые сделки не подлежат оценке Министерством или судом с точки зрения целесообразности, рациональности.

Бремя доказывания нарушения нормативных требований - сбор уличающих фактов, их оценка, возложено на уполномоченные государственные органы (органы местного самоуправления) и их должностных лиц.

Оценке и доказыванию со стороны Министерства в спорной ситуации подлежит не выбор главой КФХ конкретной структуры договорных отношений с контрагентами, способы привлечения денежных средств и имущества для ведения хозяйственной деятельности, и оптимальность предпринимательских схем, а факт нарушения требований Порядка № 91-п, нарушение порядка и условий получения субсидии в форме гранта.

Согласно сформированной практике Конституционного Суда Российской Федерации право на судебную защиту оказывается существенно ущемленным, а рассмотрение судами дел не может быть признано объективным, если суды при рассмотрении дела не исследуют его фактические обстоятельства по существу, ограничиваясь установлением формальных условий применения нормы (Постановления от 06.06.1995 № 7-П, от 13.06.1996 № 14-П, от 28.10.1999 № 14-П, от 22.11.2000 № 14-П и от 14.07.2003 № 12-П, Определение от 05.03.2004 № 82-О).

Исходя из представленных в дело доказательств, Министерством не доказано нарушение главой КФХ порядка и условий получения субсидии в форме гранта, как и оснований для отказа в ее предоставлении, предусмотренных пунктом 1.15 Порядка № 91-п.

При изложенных обстоятельствах, при существовавшем и существующем нормативно-правовом регулировании, требования главы КФХ следует признать обоснованными. Доводы Министерства носят формально-констатирующий характер, объективно не доказывают обстоятельств наличия в деятельности заявителя нарушения нормативных требований, влекущих отказ в предоставлении субсидии и при соблюдении заявителем условий для получения субсидии, арбитражным судом не принимаются.

При указанных обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Расходы по уплате государственной пошлины по иску относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ОГРНИП <***> ИНН <***>) удовлетворить.

Признать недействительным приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) от 12.10.2020 № СЭД-25-01.1-02-167 в части исключения строки 36 из Перечня глав крестьянских (фермерских) хозяйств, в отношении которых принято решение о предоставлении гранта по мероприятию «Поддержка начинающих фермеров», утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 17.08.2020 № СЭД-25-01.1-02-97 (в редакции приказов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 07.09.2020 № СЭД-25-01.1-02-120, от 08.09.2020 № СЭД-25-01.1-02-123).

Обязать Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ОГРНИП <***> ИНН <***>) судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты его изготовления в полном объеме через Арбитражный суд Пермского края.

Судья Ю.В. Шаламова