Арбитражный суд Пермского края
Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь Дело № А50-4420/2014
«4» сентября 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 28 августа 2014 года. Полный текст решения изготовлен 4 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Торопицина С.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бородиной В.Ю. и секретарём судебного заседания Черепановой М.П.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Гарант» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
третьи лица - Министерство финансов Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Энергостройресурс» (ОГРН <***>, ИНН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Перминвестпроект» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании убытков в сумме 179 284, 36 руб.,
при участии представителей:
от истца – ФИО1 по доверенности от 09.01.2014 предъявлено удостоверение,
от ответчика - ФИО2 по доверенности от 25.12.2013 предъявлен паспорт,
от МинФина – ФИО3 по доверенности от 28.12.2013 предъявлен паспорт, ФИО4 по доверенности от 28.08.2014 предъявлен паспорт,
от общества «Перминвестпроект» - Бокс А.Н. по доверенности от 06.08.2014 предъявлен паспорт, ФИО5 по доверенности от 27.08.2014 предъявлен паспорт,
от иных лиц – не явились, извещены надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии заявления к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении о принятии заявления к производству,
УСТАНОВИЛ:
Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми (далее – истец, Департамент) обратился в арбитражный суд к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Гарант» (далее – ответчик, управляющая компания, общество «УК Гарант») с заявлением о взыскании с ответчика предоставленных ему и нецелевым образом использованных им средств финансовой поддержки в сумме 179 284,36 руб.
Определениями от 15.04.2014, 11.06.2014, 29.07.2014 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Пермского края (далее - МинФин), общество с ограниченной ответственностью «Энергостройресурс» (далее – общество «Энергостройресурс»), общество с ограниченной ответственностью «Перминвестпроект» (далее – общество «Перминвестпроект»), Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд ЖКХ) (л.д.1-2 том 1, л.д.134-135, л.д.12-13 том 3).
В судебном заседании 29.07.2014 истец уточнил заявленные требования, просил взыскать с ответчика убытки в сумме 179 284,36 руб. Лица участвующие в деле против уточнения заявленных требований возражений не высказали.
В соответствии со статьёй 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований (часть 1). Арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу (часть 5).
Учитывая, что уточнение заявленных требований не противоречит закону и не нарушает права других лиц, судом названное ходатайство удовлетворено, уточнение исковых требований принято (определение от 14.07.2014, л.д.157-161, 170-172 том 2).
В судебном заседании 25.08.2014 объявлялся перерыв до 14-15 28.08.2014. После перерыва в судебное заседание явились те же представители лиц, участвующих в деле, а также дополнительно от МинФина – ФИО4, от общества «Перминвестпроект» - ФИО5
В обоснование исковых требований Департамент указывает, что на основании договора долевого финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме ответчику выделялись денежные средства, однако часть работ обществами «Энергостройресурс» и «Перминвестпроект» фактически не были выполнены, что является для истца убытками, которые подлежат взысканию в судебном порядке.
Ответчик с исковыми требованиями не согласился, по основаниям, изложенным в отзыве. Считает, что Департамент является не надлежащим истцом, поскольку собственником бюджетных средств, предоставленных управляющей компании по договору долевого финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, выступает муниципальное образование город Пермь и Фонд ЖКХ. По мнению общества «УК Гарант», материалы дела не содержат доказательств, что взыскиваемые убытки возникли непосредственно у истца; истец не является ни стороной по обязательствам по проведению работ по капитальному ремонту, ни выгодоприобретателем; отношения между истцом и ответчиком по выделению и использованию бюджетных средств на капитальный ремонт возникли из административных, а не гражданских правоотношениях, в связи с чем исковые требования о взыскании убытков не имеют правовых оснований и не подлежат удовлетворению. Кроме того, ответчик ссылается на недоказанность размера убытков.
МинФин поддержал позицию Департамента, отметив в отзыве, что убытки у истца возникли в результате неправомерной оплаты подрядной организации - обществу «Энергостройресурс» части работ (125 114,22 руб.), которые фактически не выполнялись. Так, при проверке объёмов работ по устройству кровли установлено, что технология производства работ, состав работ, расход ресурсов по федеральным единичным расценкам (далее - ФЕР) 09-04-002-01, предусматривающая укладку листов, крепление их болтами и сваркой, антикоррозийное покрытие сварных швов, отличается от фактически выполненных работ, соответственно, подлежала применению ФЕР 46-02-005-04, подразумевающая следующие работы, - подъём и перемещение по кровле монтируемых конструкций, закрепление их сборочными приспособлениями, электроприхватка и проектное закрепление.
В отношении разработки обществом «Перминвестпроект» проектно-сметной документации на капитальный ремонт установлено, что в нарушении пункта 3.5 Методических указаний по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве, утверждённых приказом Минрегиона России от 29.12.2009 № 620 (далее - Методические указания), проектной организацией неверно определена фактическая стоимость проектных работ на объекте, завышение составило 63 606,17 руб.
Общество «Перминвестпроект» поддержало позицию ответчика, дополнительно отметив в отзыве, что подрядной организацией правомерно применена ФЕР 09-04-002-01; фактическая стоимость проектных работ на объекте соответствует положениям справочника базовых цен на проектные работы в строительстве 2010 года, при этом истцом неправомерно применён справочник 2003 года.
Общество «Энергостройресурс», Фонд ЖКХ, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии заявления к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении о принятии заявления к производству, представителей в судебное заседание не направили, отзыв не представили, мнения относительно исковых требований не высказали.
Неявка лиц участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в силу части 3 статьи 156 АПК РФ, не является препятствием для рассмотрения дела.
Рассмотрев материалы дела, исследовав письменные доказательства, заслушав объяснение лиц участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что на основании решения общего собрания собственников дома от 16.12.2008 и договора от 01.05.2009 общество «УК Гарант» осуществляет управление жилым многоквартирным домом № 40 по ул. Закамской г. Перми (л.д.133-141 том 1).
12.02.2011 собственниками указанного дома принято решение о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, для чего необходимо принять участие в муниципальной адресной программе по капитальному ремонту многоквартирных домов. В целях реализации названного решения управляющей компанией в управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми, правопреемником которого является Департамент, направлена заявка от 19.11.2011 на включение жилого дома № 40 по ул. Закамской г. Перми в муниципальную адресную программу проведения капитального ремонта в 2012 году (л.д.142-146 том 1).
Постановлением Администрации г. Перми от 30.03.2012 № 138 жилой дом № 40 по ул. Закамской г. Перми включён в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в рамках муниципальной адресной Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в городе Перми на 2012 год с общей суммой расходов на проведение капитального ремонта в размере 4 299 702 руб. (позиция № 20 приложения № 1).
28.05.2012 между обществом «УК Гарант» (Исполнитель) и управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми (Плательщик) заключён договор долевого финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, по условиям которого Плательщик принимает на себя обязанности предоставить на безвозмездной и безвозвратной основе из бюджета города (в том числе за счёт средств Фонда ЖКХ) средства финансовой поддержки Исполнителю на проведение капитального ремонта внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, ремонта крыши, ремонта подвальных помещений, утепления и ремонта фасада, установку приборов учёта потребления ресурсов, электрической, тепловой энергии и холодной воды в многоквартирном доме № 40 по ул. Закамской г. Перми, на условиях долевого финансирования расходов собственников помещений указанного дома. Предоставление финансовой поддержки на проведение капитального ремонта производится в соответствии с решением Пермской городской Думы от 25.03.2008 № 74 «Об утверждении Порядка предоставления из бюджета города финансовой поддержки на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах» и постановлением Администрации города Перми от 30.03.2012 № 138.
В соответствии с пунктами 4.1 и 4.2 указанного договора общая стоимость работ определена в сумме 4 299 702 руб., размер финансовой поддержки из бюджета составляет 4 084 716,90 руб. (5% - вносят собственники многоквартирного дома).
Пунктом 5.1.2 названного договора установлено, что возврат финансовой поддержки производится в случае уменьшения стоимости работ (л.д.147-154 том 1).
Во исполнение условий договора, платёжными поручениями от 14.06.2012 №№ 166128, 166128, от 27.09.2012 №№ 290501, 290488 Плательщиком перечислены управляющей компании на специальный счёт денежные средства в сумме 4 084 716,90 руб. Денежные средства собственников дома в сумме 214 985,1 руб. (5% от общей стоимости работ) перечислены на специальный счёт платёжными поручениями от 05.06.2012 № 772, от 07.06.2012 № 836 (л.д.49-52 том 1, л.д.1-4 том 2).
01.06.2012 обществом «УК Гарант» (Заказчик) заключён договор № ПСД/2012/Зак на выполнение проектных работ с обществом «Перминвестпроект» (Подрядчик). По условиям названного договора Подрядчик обязался по заданию Заказчика разработать, а Заказчик принять и оплатить, проектную документацию на капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, ремонта крыши, ремонта подвальных помещений, утепления и ремонта фасада, установку приборов учёта потребления ресурсов, электрической, тепловой энергии и холодной воды, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома № 40 по ул. Закамской г. Перми.
Согласно пункту 3.1 данного договора стоимость работ Подрядчика составляет 383 901,37 руб. без налога на добавленную стоимость. Стоимость определена на основании сметы на выполнение работ по техническому обследованию и разработке проектно-сметной документации (Приложение № 1).
По акту приёма-передачи от 30.06.2012 проект и смета на капитальный ремонт передан Заказчику. Платёжными поручениями от 18.06.2012 № 1006 и от 15.11.2012 № 1494 денежные средства в сумме 383 901,37 руб. перечислены Подрядчику (л.д.5-10 том 2).
На основании разработанной проектной документации обществом «УК Гарант» (Заказчик) подписан договор от 01.06.2012 № СМР/2012/Зак, с обществом «Энергостройресурс» (Подрядчик), согласно которому Заказчик поручает, а Подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, ремонта крыши, ремонта подвальных помещений, утепления и ремонта фасада, установку приборов учёта потребления ресурсов, электрической, тепловой энергии и холодной воды, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома № 40 по ул. Закамской г. Перми.
Стоимость работ по капитальному ремонту составляет 3 839 019,64 руб. (пункт 2.1 договора). На каждый вид работ составлен отдельный локальный сметный расчёт.
Работы поименованные в договоре от 01.06.2012 № СМР/2012/Зак и локальных сметных расчётах Подрядчиком выполнены, что подтверждается справками о стоимости выполненных работ и затрат (по форме № КС-3), актами о приёмке выполненных работ (по форме № КС-2). Оплата за выполненные работы в сумме 3 839 019,64 руб. произведена платёжными поручениями от 18.06.2012 № 1014, от 03.08.2012 № 12290, от 05.09.2012 № 2198, от 26.10.2012 № 16212, от 15.11.2012 № 1488 (л.д.5-114 том 2).
Кроме того, в рамках договора от 01.06.2012 № ТН/2012/Зак, заключённого между обществом «УК Гарант» (Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Доверенные лица» (Исполнитель), Исполнителем осуществлён технический надзор за капитальным ремонтом внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, ремонта крыши, ремонта подвальных помещений, утепления и ремонта фасада, установку приборов учёта потребления ресурсов, электрической, тепловой энергии и холодной воды, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома № 40 по ул. Закамской г. Перми (л.д.115-120 том 2).
21.09.2012 рабочей комиссией, в составе представителей управляющей компании, общества «Энергостройресурс» (генеральный подрядчик), Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края, МКУ «Жилищная служба», общества с ограниченной ответственностью «Доверенные лица» (технический надзор), собственников помещений, подписан акт о приёмке в эксплуатацию законченные капитальным ремонтом внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, ремонта крыши, ремонта подвальных помещений, утепления и ремонта фасада, установку приборов учёта потребления ресурсов, электрической, тепловой энергии и холодной воды, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома № 40 по ул. Закамской г. Перми (л.д.121-123 том 2).
Обществом «УК Гарант» представлены соответствующие отчёты о реализации муниципальной адресной программы (л.д.126-131 том 2).
В 2013 году МинФином проведена комплексная ревизия муниципального образования город Пермь по вопросу исполнения бюджета города в части предоставления из бюджета Пермского края субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансферов, имеющих целевое назначение, о чём составлен акт ревизии от 28.06.2013 № 18 (л.д.111-115 том 1).
В рамках проведения названной проверки привлекалось общество с ограниченной ответственностью «Пермь-Инжиниринг» далее - общество «Пермь-Инжиниринг»), которой проведена документарная проверка и осуществлены контрольные замеры фактически выполненных объёмов работ (технический аудит) по капитальному ремонту многоквартирных домов города Перми, выполненных подрядными организациями в 2011-2012 годах, в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в том числе в отношении проведённого капитального ремонта многоквартирного дома № 40 по ул. Закамской г. Перми.
Согласно заключению общества «Пермь-Инжиниринг») от 24.04.2013 № 9 общество «Энергостройресурс» в акте выполненных работ по капитальному ремонту указанного дома применена расценка завышающая стоимость работ по монтажу кровельного покрытия. Расценка ФЕР 09-04-002-01 не подходит по составу работ. Необходимо заменить данную расценку на ФЕР 46-02-005-04. Технология производства работ, состав работ, расход ресурсов по расценке ФЕР 09-04-002-01 отличается от фактического выполнения работ по устройству кровли из металлопрофиля по деревянным стропилам. Разница между предъявленными к оплате и фактически выполненными работами по капитальному ремонту крыши составило 125 114,22 руб.
Кроме того, обществом «Пермь-Инжиниринг» сделан вывод о завышении стоимости работ на выполнение проектных работ, выполненных обществом «Перминвестпроект», на сумму 63 606,17 руб. Так, цена проекта определена на основании Справочника базовых цен на проектные работы в строительстве 2010 года, однако в смете принят завышенный объём работ 61%, тогда как фактически объём работ составил – 43,6%. (л.д.64-110 том 1).
Полагая, что денежные средства, перечисленные ответчику за фактически не выполненные работы на сумму 179 284,36 руб. (125 114,22 руб. - 125 114,22 руб. * 5% + 63 606,17 руб. - 63 606,17 руб. *5%, 5% внесены собственниками многоквартирного дома и не взыскиваются в рамках настоящего дела), являются убытками, Департамент обратился в арбитражный суд с исковым заявлении о взыскании с общества «УК Гарант» убытков в сумме 179 284,36 руб.
Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71 АПК РФ полагает, что требования истца подлежат удовлетворению.
Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов урегулированы Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Во исполнение названного закона решением Пермской городской Думы от 25.03.2008 № 74 утверждён Порядок предоставления из бюджета города финансовой поддержки на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах (далее – Порядок). Порядок определяет условия предоставления из бюджета города финансовой поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах (пункт 1.2). Финансовая поддержка на капитальный ремонт - безвозмездное и безвозвратное предоставление средств бюджета города Перми (в том числе за счет средств софинансирования, передаваемых в бюджет города из регионального и федерального бюджетов) на условиях долевого финансирования расходов собственников помещений в многоквартирных домах при осуществлении капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах (пункт 2.1). Финансовая поддержка предоставляется путем долевого финансирования расходов собственников помещений на капитальный ремонт многоквартирного дома (пункт 3.1). Условия предоставления финансовой поддержки определены в пункте 3.4 Порядка, одним из условий для её предоставления являлось принятие собственниками помещений обязательства по финансированию капитального ремонта за счет собственных (заемных) средств не менее 5% общей стоимости работ по капитальному ремонту.
В целях получения финансовой поддержки на капитальный ремонт заинтересованными лицами подаются заявки, которые рассматриваются и на их основе формируется перечень объектов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в рамках муниципальной адресной Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в городе Перми на соответствующий год (раздел 4 Порядка).
Для осуществления долевого финансирования капитального ремонта многоквартирного дома Заявитель и функциональный орган заключают договор о долевом финансировании, в котором указываются условия и сроки перечисления средств из бюджета города (пункт 5.1 Порядка). Перечисление средств финансовой поддержки осуществляет функциональный орган на отдельный банковский счет Заявителя на основании утвержденного перечня объектов (пункт 5.3 Порядка).
Разделом 5 Порядка предусмотрено предоставление отчётности о реализации муниципальной адресной программы по каждому объекту, по которому предоставлялась финансовая поддержка.
В случае нецелевого использования финансовой поддержки, а также нарушения Заявителем условий предоставления финансовой поддержки, установленных настоящим Порядком и договором о долевом финансировании, средства подлежат возврату в бюджет города Перми. В случае невыполнения в установленный срок требования о возврате финансовой поддержки в случае ее нецелевого использования и нарушения условий, установленных при предоставлении финансовой поддержки, УЖКХ обеспечивает возврат средств финансовой поддержки в судебном порядке (пункты 8.2 и 8.3.3 Порядка).
В соответствии со статьёй 15 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение потерпевшей стороне причиненных убытков является универсальной мерой гражданско-правовой ответственности за неправомерные действия (в том числе ненадлежащее исполнение принятого на себя обязательства).
По общему правилу убытки подлежат взысканию при наличии доказательств, подтверждающих возникновение убытков у лица, право которого нарушено, причинную связь между понесенными убытками и действиями ответчика, а также размер убытков.
С учётом названных положений, истец вправе требовать с ответчика взыскания убытков в соответствующей доле невыполненных, но оплаченных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома № 40 по ул. Закамской г. Перми.
Ссылки ответчика и общества «Перминвестпроект» на то, что Департамент является ненадлежащим истцом по делу, судом не принят во внимание по следующим основаниям.
По решению Пермской городской Думы от 26.06.2012 № 138 в структуре администрации города Перми с 01.10.2012 путём реорганизации в форме слияния управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми и управления развития коммунальной инфраструктуры администрации города Перми создан Департамент. Департамент является правопреемником всех прав и обязанностей управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми и управления развития коммунальной инфраструктуры администрации города Перми (пункт 1.2 Положения о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми, утверждённого вышеназванным решением).
В соответствии с пунктом 1.3 указанного Положения Департамент является юридическим лицом, имеет в своем оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевой счет в департаменте финансов администрации города Перми.
Согласно пункту 2.1 названного Положения основной целью деятельности Департамента является формирование и реализация единой отраслевой политики, направленной на создание для населения города Перми безопасных и комфортных условий проживания в жилищном фонде, развитие системы коммунальной инфраструктуры (производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов, линий электропередачи и иных объектов, используемых в сфере электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой и расположенных (полностью или частично) в границах города Перми и предназначенных для нужд потребителей города) и создание условий для предоставления коммунальных услуг установленных стандартов качества.
Пунктом 3.16 данного Положения определено, что в функции Департамента входит выполнение функций администратора поступлений в бюджет города Перми и главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с решением Пермской городской Думы о бюджете города Перми на текущий финансовый год и плановый период. Обеспечение контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начислением, учетом, взысканием платежей в бюджет города Перми, выполнением утвержденного плана по администрируемым доходным источникам в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством, правовыми актами города Перми и заключенными договорами.
Департамент имеет право выступать в качестве истца и ответчика в суде, представлять свои интересы в судах общей юрисдикции, третейских и арбитражных судах, органах государственной власти, органах городского самоуправления, организациях, направлять материалы в правоохранительные органы (пункт 4.1.4 Положения).
Истцом, принятые обязательства по договору от 28.05.2012 исполнены в полном объеме, что подтверждается копиями платежных поручений: от 14.06.2012 №№ 166128, 166128, от 27.09.2012 №№ 290501, 290488 на сумму 4 084 716,90 руб. Денежные средства истцом перечислены на лицевой счёт ответчика по договору долевого финансирования от 28.05.2012.
Таким образом, в рамках осуществления контроля за использованием перечисленных ответчику бюджетных средств и функций администратора поступлений в бюджет, Департамент имеет право на обращение в арбитражный суд за защитой нарушенных прав, в том числе с исками о взыскании убытков. Взаимоотношения истца с представителями региональных и федеральных бюджетов, а также Фонда ЖКХ не является предметом исследования по настоящему делу.
Довод ответчика и общества «Перминвестпроект» о том, что в данном случае истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, отклоняется судом, поскольку между истцом и ответчиком имеется заключенный договор от 28.05.2012.
Аналогичные выводы сделаны арбитражными судами по делам №№ А50-42271/2009, А50-42274/2009, А50-42334/2009, А50-761/2010, А50-909/2010 и других.
Иной подход к разрешению настоящего спора приведёт к невозможности взыскания перечисленных денежных средств за невыполненные, но оплаченные работы по капитальному ремонту многоквартирных домов, что противоречит основополагающим принципам гражданского законодательства.
Пунктом 5.2 Порядка предусмотрено, что перечисление средств финансовой поддержки производится, в том числе при условии представления проектной документации, разработанной специализированной организацией, имеющей лицензию на выполнение таких работ, с учетом данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома, и в соответствии с Постановлением Госстроя Российской Федерации от 05.03.2004 № 15/1 «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации», Постановлением администрации города Перми от 22.02.2008 № 127 «Об определении стоимости и условий оплаты работ по капитальному ремонту, реконструкции, модернизации объектов жилищного фонда, нежилого фонда, инженерной и социальной инфраструктуры, финансируемых из бюджета города Перми», либо сметы расходов на капитальный ремонт, утвержденной общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме, если при проведении капитального ремонта не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности.
Согласно пункту 1 постановления Администрации г. Перми от 22.02.2008 № 127 «Об определении стоимости и условий оплаты работ по капитальному ремонту, реконструкции, модернизации объектов жилищного фонда, нежилого фонда, инженерной и социальной инфраструктуры, финансируемых из бюджета города Перми» функциональным и территориальным органам администрации города Перми, бюджетным учреждениям, являющимся получателями средств бюджета города Перми, составлять сметную документацию для проведения работ по капитальному ремонту, реконструкции, модернизации объектов жилищного фонда, нежилого фонда, инженерной и социальной инфраструктуры в соответствии со сборниками государственных элементных сметных норм (ГЭСН), отраслевых сметных нормативов (ОСН), территориальных сметных нормативов (ТСН), территориальных единичных расценок на строительные работы в Пермском крае согласно Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 № 15/1, с применением индексов пересчета сметной стоимости в текущий уровень цен.
Постановление Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 утверждена и введена в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004). Согласно разделу 1 «Общие положения» МДС 81-35.2004, в редакции до изменений внесённых приказом Минрегиона России от 01.06.2012 № 220 настоящая Методика предназначена для определения стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения ремонтных и пусконаладочных работ, осуществляемого на территории Российской Федерации, а также формирования цен на строительную продукцию. Положения, приведенные в Методике, рекомендуются для использования организациями, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществляющими строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также внебюджетных источников финансирования.
Анализ названных положений показывает, что при определении стоимости капитального ремонта многоквартирных домов подлежат обязательному применению соответствующие федеральные единичные расценки (ГЭСН, ОСН, ТСН), а также справочники базовых цен на проектные работы в строительстве.
В соответствии с пунктом 1.1 Методических указаний настоящие указания предназначены для определения стоимости разработки проектной и рабочей документации для строительства новых зданий и сооружений, их реконструкции, расширения и технического перевооружения, определяемой с применением Справочников базовых цен на проектные работы в строительстве.
Согласно пункту 2.1.1 Методических указаний базовая цена разработки проектной и рабочей документации определяется по формуле:
C = (a + bx) x K , где
i
«a» и «b» - постоянные величины для определенного интервала основного
показателя проектируемого объекта, в тыс. руб.; x - основной показатель проектируемого объекта; K - коэффициент, отражающий инфляционные процессы в проектировании на i момент определения цены проектных работ для строительства объекта.
Пунктом 3.5 Методических указаний определено, что цена разработки проектной (рабочей) документации на капитальный ремонт объектов определяется по соответствующим Справочникам базовых цен.
Как следует из сметы на проектно-сметные работы, являющейся неотъемлемой частью договора от 01.06.2012 № ПСД/2012/Зак на выполнение проектных работ, заключённого между обществом «УК Гарант» (Заказчик) и обществом «Перминвестпроект» (Подрядчик), общая стоимость работ составила 383 901,97 руб. (л.д.7 том 2).
Согласно заключению общества «Пермь-Инжиниринг» от 24.04.2013 № 9 стоимость проектно-сметных работ составила 320 295,8 руб., т.е. завышение составило 63 606,17 руб. (383 901,97 руб. - 320 295,8 руб.).
Исходя из названных документов и объяснений лиц, участвующих в деле, следует, что при расчёте стоимости проектно-сметных работ проектной организацией и обществом «Пермь-Инжиниринг» применена формула, содержащаяся в пункте 2.1.1 Методических указаний. Отличие в расчётах заключается в определении объёма работ, а также применения понижающего коэффициента (0,93379648556) использованного обществом «Перминвестпроект» (последний показатель обществом «Пермь-Инжиниринг» в расчёте не применялся; в случае его использования размер убытков увеличится).
Таким образом, спор по данной позиции заключается в определении объёма проектно-сметных работ.
Из сметы на проектно-сметные работы усматривается, что проектной организацией объём работ определён из таблицы № 42 Справочника базовых цен на проектные работы в строительстве 2010 года в размере 61% (27 + 3 + 14 + 3 + 5 + 9), в том числе конструктивные и объёмно-планировочные решения (крыша, фасад) – 27%, водоснабжение 3%, отопление – 14%, водоотведение – 3%, электроснабжение – 5%, сметная документация – 9%.
Обществом «Пермь-Инжиниринг» объём проектно-сметных работ определён в размере 43,6% (10+5+3+14+3+3,6), в соответствии с таблицей № 44 Справочника базовых цен на проектные работы для строительства. Объекты жилищно-гражданского строительства 2003 года (введен в действие с 30 июня 2003 года (постановлением Госстроя России от 10.06.2003 № 60). Так, объём работ по фасаду составил 10%, крыши – 5%, водоснабжение 3%, отопление – 14%, водоотведение – 3%, электроснабжение – 5%, сметная документация – 9% от объёма работ = 3,6%.
С учётом изложенного, различие в расчётах заключается в объёме на проектно-сметные работы по капитальному ремонту крыши и фасада. Обществом «Перминвестпроект» принято 27% по таблице № 42 Справочника базовых цен на проектные работы в строительстве 2010 года, тогда как обществом «Пермь-Инжиниринг» 15% (по фасаду - 10%, крыше – 5%) по таблице № 44 Справочника базовых цен на проектные работы для строительства. Объекты жилищно-гражданского строительства 2003 года. При этом, различие по показателю «сметная документация» (9% и 3,6%) не повлияли на уменьшение стоимости проектных работ, поскольку обществом «Пермь-Инжиниринг» применён указанный коэффициент в общей формуле (1,09).
В связи с тем, что в конструктивные и объёмно-планировочные решения жилого дома входят не только ремонт фасада и крыши, но и другие элементы, т.е. обществом «Перминвестпроект» фактически не выполняло проектно-сметные работы по капитальному ремонту иных конструктивных и объёмно-планировочные решений жилого дома, определение объёма проектно-сметных работ по капитальному ремонту фасада и крыши в размере 27% следует признать ошибочным.
Вместе с тем, справочник базовых цен на проектные работы для строительства «Объекты жилищно-гражданского строительства», принятый и введённый в действие с 30.06.2003 постановлением Госстроя России от 10.06.2003 № 60, применённый при расчёте обществом «Пермь-Инжиниринг», фактически утратил силу в связи с изданием приказа Минрегиона России от 28.05.2010 № 260, утвердившего Государственный сметный норматив «Справочник базовых цен на проектные работы в строительстве «Объекты жилищно-гражданского строительства».
При таких обстоятельствах, основания для применения положений справочника базовых цен на проектные работы для строительства 2003 года, для определения стоимости проектно-сметных работ, отсутствуют.
Суд также не усматривает оснований для использования Справочника базовых цен на проектные работы в строительстве «Объекты жилищно-гражданского строительства» 2010 года, использованный при расчёте обществом «Перминвестпроект», т.к. пунктом 1.1 указанного справочника определено, что он предназначен для определения стоимости разработки проектной и рабочей документации для строительства объектов жилищно-гражданского назначения, а не для капитального ремонта, как имело место по договору от 01.06.2012 № ПСД/2012/Зак на выполнение проектных работ.
Более того, приказом Минрегиона России от 12.03.2012 № 96 утверждён Справочник базовых цен на проектные работы в строительстве «Нормативы подготовки технической документации для капитального ремонта зданий и сооружений жилищно-гражданского назначения». Согласно пункту 1.1 указанного справочника данный справочник предназначен для определения стоимости проектных работ по подготовке технической документации, необходимой для выполнения капитального ремонта соответствующих зданий и сооружений жилищно-гражданского назначения. С учётом изложенного при определении объёма проектных работ по договору от 01.06.2012 № ПСД/2012/Зак на выполнение проектных работ необходимо было руководствоваться именно справочником 2012 года.
Исходя из таблицы № 12 указанного справочника объёма проектных работ составит 30,1% (здание бескаркасные, многоэтажные):
- позиция 5, ремонт усиление, частичная замена конструкций крыши – 5,1%,
- позиция 8, ремонт фасада – 4,0%,
- позиция 13, ремонт (замена) систем отопления – 6,0%,
- позиция 14, ремонт (замена) систем водоснабжения и канализации – 6,0%,
- позиция 15, ремонт (замена) систем энергообеспечения и электроснабжения – 4,0%,
- позиция 18, сметная документация – 5,0%, а стоимость проектных работ подлежит определению в размере 170 542,2 руб. (90 000 + 10*6411)*30,1%*1,075*3,42).
Принимая во внимание, что по заключению общества «Пермь-Инжиниринг» от 24.04.2013 № 9 стоимость проектно-сметных работ составила 320 295,8 руб., т.е. завышение составило 63 606,17 руб. (383 901,97 руб. - 320 295,8 руб.), а фактически стоимость работ составляет 170 542,2 руб. (завышение составило больший размер, однако суд не вправе выходит за предмет исковых требований), требования истца в сумме 60 425,86 руб. (63 606,17 руб. - 63 606,17 руб. *5%) подлежат удовлетворению.
Другим основанием для предъявления иска явилось неверное применение расценок. Так, из актов о приёмке выполненных работ за август и сентябрь 2012 года по форме № КС-2 (позиции №№ 11, 19, соответственно), справок о стоимости выполненных работ и затрат от 31.08.2012, 20.09.2012 по форме № КС-3, следует, что по монтажу кровельного покрытия из профилированного листа применена расценка ФЕР 09-04-002-01.
Названной расценкой предусматривается укладка листов, крепление их болтами и сваркой, антикоррозийное покрытие сварных швов. Однако, из фотоматериалов, приложенных к заключению общества «Пермь-Инжиниринг» от 24.04.2013 № 9, усматривается, что профилированные листы закреплены на деревянной обрешётке крыши многоквартирного дома № 40 по ул. Закамской г. Перми. При этом стропила крыши также являются деревянными. Доказательств проведения сварных работ и антикоррозийного покрытия сварных швов, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что сварные работы и антикоррозийное покрытие сварных швов при ремонте крыши многоквартирного дома № 40 по ул. Закамской г. Перми фактически не проводились, соответственно, применение расценки ФЕР 09-04-002-01 следует признать неправомерным.
Расценка ФЕР 46-02-005-04, подразумевает проведение следующих работ, - подъём и перемещение по кровле монтируемых конструкций, закрепление их сборочными приспособлениями, электроприхватка и проектное закрепление, что соответствует фактически выполненным работам, поэтому именно указанная расценка подлежит использованию при определении стоимости работ.
Учитывая изложенное, разница между предъявленными к оплате и фактически выполненными работами по капитальному ремонту крыши составит 125 114,22 руб., следовательно, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию денежные средства в сумме 118 858,5 руб. (125 114,22 руб. - 125 114,22 руб. * 5%).
Общая сумма, подлежащая взысканию с ответчика, составит 179 284,36 руб. (60 425,86 руб. + 118 858,5 руб.).
Исходя из того, что пункт 1 статьи 395 ГК РФ подлежит применению к любому денежному требованию, вытекающему из гражданских отношений, и с целью обеспечения своевременного исполнения судебного акта должником, с ответчика подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные с момента вступления настоящего судебного акта в законную силу и до его фактического исполнения на сумму 9 700, 96 руб. по ставке рефинансирования Банка России (пункт 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 № 22 «О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта»).
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Поскольку истец освобождён от уплаты государственной пошлины, и его требования удовлетворены, с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 379 руб. (79 284,36 руб. * 3% + 4 000 руб.).
Руководствуясь статьями 110, 168-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л :
1. Требования Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми удовлетворить.
2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Гарант» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>) денежные средства в сумме 179 284 рубля 36 коп.
3. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Гарант» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>) проценты на случай неисполнения судебного акта, начисленные с момента вступления настоящего судебного акта в законную силу и до его фактического исполнения, на сумму 179 284 рубля 36 коп., по ставке рефинансирования Банка России 8,25% годовых.
4. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Гарант» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6 379 руб.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Судья С.В. Торопицин