ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-4628/17 от 24.04.2017 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

ул. Екатерининская, дом 177, г. Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

4 мая 2017 года

Дело № А50-4628/2017

Резолютивная часть решения принята 24 апреля 2017 года. Полный текст решения изготовлен 4 мая 2017 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи С.В. Торопицина рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по исковому заявлению Администрации губернатора Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Благотворительному фонду «Социальная деревня «Светлая» для людей с ограниченными возможностями» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании части субсидии в размере 76 226 руб.,

лица, участвующие в деле, о наличии возбужденного производства и возможности представления в сроки, установленные в определении о принятии заявления к производству, доказательств, дополнительных документов, извещены надлежащим образом путём направления в их адрес копий определения о принятии заявления к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении о принятии заявления к производству,

УСТАНОВИЛ:

Администрация губернатора Пермского края (далее – истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к Благотворительному фонду «Социальная деревня «Светлая» для людей с ограниченными возможностями» (далее – ответчик, Фонд), предъявив требования о взыскании части предоставленной на реализацию социального проекта субсидии в размере 76 226 рублей.

В обоснование предъявленных требований истец указывает на нарушение условий предоставления субсидии, превышение ответчиком предельного размера расходов на выплату заработной платы.

Ответчик против удовлетворения предъявленных требований возражает, указывает на отсутствие оснований для возврата части полученной субсидии, целевое использование полученных средств. Просит учесть, что расходование денежных средств осуществлено в соответствии с утвержденным истцом бюджетом проекта.

Дело рассматривается судом в порядке упрощенного производства без вызова сторон, путём исследования имеющихся в деле письменных доказательств (часть 5 статьи 227, статья 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 10.08.2015 между Администрацией и Фондом заключен договор № АГ8-254-С о предоставлении субсидии для выполнения работ по реализации проекта «Ранняя помощь» - системы ранней психолого-педагогической помощи, оказываемой детям с нарушениями развития и их семьям (далее – Договор).

Согласно пункту 2.1 договора объём субсидии составляет 447 080 рублей (л.д. 13-26).

Платежными поручениями от 25.08.2015 № 652841 и от 10.12.2015 № 99889 подтверждается, что Фонду перечислены денежные средства в указанной сумме (л.д. 27-28).

В январе 2016 года Прокуратурой Пермского края проведена проверка исполнения Администрацией бюджетного законодательства при предоставлении грантов в форме субсидий из бюджета Пермского края социально ориентированным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на реализацию социальных проектов по итогам конкурсов социальных и гражданских инициатив в 2015 году, в ходе которой установлено, что Администрация в нарушение части 4 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), пункта 3.4 Порядка определения объема и предоставления грантов в форме субсидий из бюджета Пермского края социально ориентированным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на реализацию социальных проектов по итогам конкурсов социальных и гражданских инициатив, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 19.05.2014 № 365-п (далее – Порядок), предоставила Фонду субсидию в размере 447 080 руб. на реализацию проекта, бюджет которого предусматривал возможность расходования средств субсидии на выплату заработной платы и оплату услуг физических лиц, соответствующих взносов во внебюджетные фонды, в размере, превышающем 30% от размера субсидии, а именно в размере 47%.

Представленным по итогам исполнения проекта отчётом Фонда подтверждается, что сумма средств, израсходованных на оплату труда, превышает установленный в пункте 3.4 Порядка верхний предел расходов на выплату заработной платы с учётом платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а также на оплату услуг физических лиц на 17% (76 226 руб.).

Указанные обстоятельства послужили основанием для направления истцом в адрес ответчика требования о возврате необоснованно израсходованной субсидии в размере 76 226 руб. (л.д. 75-76).

Поскольку требования о частичном возврате субсидии в добровольном порядке не исполнены, истец обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании с Фонда предоставленной субсидии в размере 76 226 руб.

Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71 АПК РФ полагает, что требования истца подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1326-п утверждена государственная программа «Обеспечение взаимодействия общества и власти», ответственным исполнителем которой является Администрация.

Согласно Закону Пермского края от 22.12.2014 № 414-ПК «О бюджете Пермского края на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» Администрации выделены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятия, предусмотренного в пункте 6.1.1 мероприятия «Предоставление краевых грантов социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию социальных проектов по итогам конкурсов социальных и гражданских инициатив» в рамках основного мероприятия «Оказание материальной и финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям» подпрограммы «Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Пермского края» государственной программы.

Указом губернатора Пермского края от 21 марта 2014 г. № 34 утверждено положение о порядке проведения конкурсов социальных и гражданских инициатив в целях предоставления краевых грантов социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию социальных проектов (далее - Положение).

Порядок определения объема и предоставления грантов в форме субсидий из бюджета Пермского края социально ориентированным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на реализацию социальных проектов по итогам конкурсов социальных и гражданских инициатив, утвержден постановлением Правительства Пермского края от 19 мая 2014 г. № 365-п

Условия предоставления и использования субсидии определены в разделе 3 Порядка и предусматривают, что предоставление субсидии осуществляется на основании договора, заключаемого между Администрацией губернатора Пермского края и некоммерческой организацией, включенной в список победителей конкурса, утвержденный распоряжением руководителя Администрации губернатора Пермского края, по форме, утвержденной главным распорядителем бюджетных средств (пункт 3.1 Порядка).

Пунктом 3.4 Порядка № 365-п установлен запрет для некоммерческих организаций осуществлять выплату заработной платы с учетом платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а также на оплату услуг физических лиц в размере, превышающем 30 процентов от размера субсидии.

Обязанность по проверке условий, порядка и целей предоставления субсидии возложена на Администрацию (пункт 3.2 Договора).

Как следует из пункта 5.2.1 Порядка выявление факта нарушения некоммерческой организацией условий, установленных настоящим Порядком и (или) договором, является основанием для направления получателю субсидии требования о её возврате.

В случае невыполнения в указанный срок получателем гранта требования о его возврате, главный распорядитель бюджетных средств (администрация) или орган, осуществляющий внутренний государственный финансовый контроль обеспечивают возврат предоставленных денежных средств в судебном порядке (пункт 5.2.4 Порядка).

Как установлено судом и из представленного ответчиком финансового отчета следует, что сумма средств, израсходованных Фондом за счёт средств полученной по договору от 10.08.2015 субсидии, на оплату труда, составляет 210 350 руб., то есть 47% от размера предоставленной субсидии, что превышает на 17% (76 226 рублей) установленный в пункте 3.4 Порядка верхний предел расходов на выплату заработной платы с учетом платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а также на оплату услуг физических лиц.

Данное нарушение обусловлено установлением ответчиком в бюджете проекта выплаты заработной платы с учетом платежей в бюджет и внебюджетные фонды, и на оплату услуг физических лиц в сумме, превышающей 30 процентов от размера субсидии, предоставленной из бюджета Пермского края (бюджет проекта составляет 706 530 руб., из них 259 500 руб. - привлеченные внебюджетные средства, 447 080 руб. - средства субсидии из бюджета Пермского края, 210 350 руб. - расходы по фонду оплаты труда).

Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении ответчиком условий предоставления субсидий и неправомерном расходовании бюджетных средств в сумме 76 226 рублей (210 350 руб. - (447 080 руб. х 30%)), что, в свою очередь, в силу пункта 5.1 Порядка является основанием для возврата субсидии в бюджет Пермского края.

Ссылки ответчика на то, что расходование денежных средств осуществлено в соответствии с утвержденным истцом бюджетом проекта, не могут быть приняты судом во внимание как не свидетельствующие о соблюдении Фондом условий предоставления спорной субсидии, содержащихся в пункте 3.4. Порядка.

Факт нарушения Фондом условий предоставления субсидии и наличие его вины подтверждаются также постановлением Министерства финансов Пермского края от 19.04.2016 № 39-07-30-21, и решением Дзержинского районного суда от 12.07.2016 по делу № 12-444/2016.

Принимая во внимание изложенное, с учётом отсутствия в материалах дела доказательств добровольного возврата части полученной субсидии в размере 76 226 рублей, требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объёме.

Поскольку на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобождён от уплаты госпошлины, в соответствии со статьёй 110 АПК РФ, с учётом итогов рассмотрения дела государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета в размере 3 049 руб.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

1. Исковые требования Администрации губернатора Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворить.

2. Взыскать с Благотворительного фонда «Социальная деревня «Светлая» для людей с ограниченными возможностями» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Администрации губернатора Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) часть субсидии в размере 76 226 (семьдесят шесть тысяч двести двадцать шесть) рублей, а также в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 049 (три тысячи сорок девять) рублей.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий 15 дней со дня его принятия в полном объёме через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на официальном сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет: www.17aas.arbitr.ru.

Судья С.В. Торопицин