ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-5756/19 от 10.04.2019 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Пермь 

16.04.2019 года                                                                                             Дело № А50-5756/19

Резолютивная часть решения объявлена 10.04.2019 года. Полный текст решения изготовлен 16.04.2019 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Саксоновой А.Н.,

при ведении протокола помощником судьи Долгополовой М.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления МВД России по г.Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице Отдела полиции № 7 (дислокация Свердловский район)

к лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении – Обществу с ограниченной ответственностью «Меркурий» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ.

Представители административного органа и общества в судебное заседание не прибыли, о рассмотрении заявления участники процесса извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте суда в сети Интернет, что в силу ч. 3 ст.205 Арбитражного процессуального кодекса РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Отдел полиции № 7 Управление МВД России по г. Перми обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Меркурий» (далее – общество, ответчик) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за розничную продажу алкогольной продукции без лицензии.

Обществом письменный отзыв не представлен.

Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

08.07.2018 сотрудниками полиции проведена проверка в кафе «Рига», расположенном по адресу: <...>, принадлежащем ответчику.

На момент проверки в кафе на реализации находилась алкогольная продукция, а именно: водка «Русский стандарт» емк. 0,5 л. в количестве 9 единиц; водка «Хаски» емк. 0,5 л. в количестве 6 единиц, в том числе одна открытая;водка «Пять озер» емк. 0,5 л. в количестве 1 единицы; виски «Джек Дениэлс Теннесси» емк. 0,7 л. в количестве 1 единицы;водка «Финляндия» емк. 0,5 л. в количестве 1 единицы;водка «Финляндия клюквенная» емк. 0,5 л. в количестве 1 единицы; виски «Вильям Лоусон» емк. 0,7 л. в количестве 1 единицы;вино «Капская зебра» емк. 0,75 л. в количестве 2 единиц; игристое вино «Санто Стефано» емк. 0,75 л. в количестве 19 единиц; ликер «Ягермейстер» емк. 0,7 л. в количестве 2 единиц; игристое вино «Ламбруско» емк. 0,75 л. в количестве 2 единиц; вино «Гордость юга» емк. 0,7 л. в количестве 1 единицы, при отсутствии лицензии на право розничной продажи алкогольной продукции.

В ходе проверки сотрудниками полиции составлен протокол осмотра помещения, территории и находящихся там вещей и документов от 08.07.2018 (л.д.17-18). Осмотр проводился с участием бармена и в присутствии двух понятых.

В качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении указанная выше алкогольная продукция в присутствии управляющей кафе изъята сотрудниками полиции, о чем составлен протокол изъятия от 08.07.2018 (л.д.19).

В ходе проверки административным органом получены объяснения бармена-официанта ФИО1 который подтвердил продажу крепкой алкогольной продукции в кафе «Рига» (л.д.21).

Также получены объяснения управляющей ФИО2, которая подтвердила отсутствие у ООО «Меркурий» лицензии на продажу алкогольной продукции (л.д. 22).

21.12.2018 должностным лицом административного органа в отношении ООО «Меркурий» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст.14.17 КоАП РФ (л.д.6).  Протокол составлен полномочным лицом в силу п. 1 ч. 2 ст.28.3 КоАП РФ.

Протокол составлен в отсутствие представителя общества, общество о необходимости явки для составления протокола извещено телеграммой (л.д.24-25).

На основании ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.

Частью 3 ст. 14.17 КоАП РФ предусмотрена ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.

Правовую основу производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ).

Согласно ст. 3 Закона № 171-ФЗ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из данного Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 26 Закона №171-ФЗ запрещены производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий.

Пунктом 16 ст. 2 Закона № 171-ФЗ установлено, что под оборотом указанной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона № 171-ФЗ установлено, что лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением: производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.

Пунктом 1 ст. 16 названного Закона предусмотрено, что розничная продажа алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) осуществляется организациями.

Из протокола об административном правонарушении следует, что ответчику вменяется в вину нарушение, выразившееся в розничной продаже алкогольной продукции при отсутствии лицензии.

Из материалов дела судом установлено, что 08.07.2018 в кафе «Рига», деятельность в котором осуществляет ответчик, на реализации находилась алкогольная продукция при соответствующей лицензии.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о доказанности административным органом факта реализации алкогольной продукции в кафе «Рига» обществом «Меркурий» при отсутствии лицензии, что указывает на наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ.

Вина общества в совершении правонарушения заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требований законодательства об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции, за нарушение которых ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, в действиях общества заявителем доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.

Срок привлечения к ответственности  на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции не истек (ст. 4.5 КоАП РФ).

Обстоятельств, исключающих производство по делу в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ, а также нарушения прав лица, привлекаемого к административной ответственности, судом не установлено.

Оснований для квалификации нарушения в качестве малозначительного деяния судом не установлено (ст. 2.9 КоАП РФ).

Требования административного органа о привлечении ООО «Меркурий» к административной ответственности подлежат удовлетворению.

Санкция ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 265-ФЗ) предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц на юридических лиц - не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

Оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в порядке ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ не имеется, поскольку выявленное нарушение создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Учитывая характер выявленного нарушения, степень вины привлекаемого к ответственности, неоднократное привлечение ответчика к административной ответственности за аналогичное правонарушение (№№ А50-7553/18, А50-15498/18, А50-15501/18, А50-26329/18, А50-28960/18, А50-29301/18, А50-29302/18, А50-29304/18, А50-29306/18, А50-29307/18, А50-36683/18, А50-36684/18), как обстоятельство, отягчающее ответственность, арбитражный суд считает обоснованным назначить меру административного наказания в виде административного приостановления деятельности на срок шестьдесят суток.

Однако конфискация как безальтернативное (обязательное) дополнительное наказание, предусмотренное за совершение административного правонарушения, не может быть применена в отношении орудий совершения и предметов административных правонарушений, признаваемых на основании пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ находящимися в незаконном обороте.

Из положений части 3 статьи 3.3 КоАП РФ следует, что, если санкция статьи КоАП РФ предусматривает обязательное назначение дополнительного административного наказания наряду с основным, но при этом дополнительное наказание не может быть назначено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья вправе назначить лишь основное наказание.

Применительно к категории дел об административных правонарушениях, совершенных в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, такое основание (исключение) предусмотрено частью 3 статьи 3.7 КоАП РФ, а также Законом N 171-ФЗ, согласно которому в указанных в пункте 1 статьи 25 названного закона случаях этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, а также сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, средства укупорки потребительской тары, федеральные специальные марки и акцизные марки (в том числе поддельные), основное технологическое оборудование, автомобильный транспорт признаются находящимися в незаконном обороте, поэтому подлежат изъятию.

Данная позиция изложена в Обзоре практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018).

Таким образом, в силу п.2 ч.3 ст.29.10 КоАП РФ изъятая по протоколу от 08.07.2018 алкогольная продукция подлежит направлению административным органом на уничтожение.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 205, 206 Арбитражного процессуального  кодекса  Российской  Федерации, Арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

требования удовлетворить.

Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Меркурий» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения (регистрации): 614000, <...>) к административной ответственности на основании ч.3 ст. 14.17 КоАП РФ в виде административного приостановления деятельности (место осуществления деятельности: <...>, кафе «Рига») сроком на шестьдесят суток.

В силу п.2 ч.3 ст.29.10 КоАП РФ передать на уничтожение алкогольную продукцию согласно протоколу изъятия от 08.07.2018:

- водка «Русский стандарт» емк. 0,5 л. в количестве 9 единиц;

- водка «Хаски» емк. 0,5 л. в количестве 6 единиц, в том числе одна открытая;

- водка «Пять озер» емк. 0,5 л. в количестве 1 единицы;

- виски «Джек Дениэлс Теннесси» емк. 0,7 л. в количестве 1 единицы;

- водка «Финляндия» емк. 0,5 л. в количестве 1 единицы;

- водка «Финляндия клюквенная» емк. 0,5 л. в количестве 1 единицы;

- виски «Вильям Лоусон» емк. 0,7 л. в количестве 1 единицы;

- вино «Капская зебра» емк. 0,75 л. в количестве 2 единиц;

- игристое вино «Санто Стефано» емк. 0,75 л. в количестве 19 единиц;

- ликер «Ягермейстер» емк. 0,7 л. в количестве 2 единиц;

- игристое вино «Ламбруско» емк. 0,75 л. в количестве 2 единиц;

- вино «Гордость юга» емк. 0,7 л. в количестве 1 единицы.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня изготовления в полном объеме через Арбитражный суд Пермского края.

Судья                                                                                                         А.Н. Саксонова