ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-578/2012 от 21.02.2012 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

614990, г. Пермь, ул. Луначарского, 3

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь Дело № А50-578/2012

«29» февраля 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 февраля 2012 года. Полный текст решения изготовлен 29 февраля 2012 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Торопицина С.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бородиной В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЭнергия - Пермь» (ОГРН 1065905054610) в лице конкурсного управляющего Гершанка Александра Александровича

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Перми (ОГРН 1045900976527)

о признании незаконным бездействия,

при участии:

от заявителя – конкурсный управляющий Гершанок А.А., решение от 13.03.2009 и определение от 13.03.2012 Арбитражного суда Пермского края по делу № А50-13345/2008, предъявлен паспорт,

от Инспекции – Соснина В.М. представитель по доверенности от 10.01.2012, предъявлено удостоверение,

лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении о принятии заявления к производству,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ЭкоЭнергия - Пермь» (ОГРН 1065905054610) в лице конкурсного управляющего Гершанка Александра Александровича (далее – заявитель, Общество, общество «ЭкоЭнергия - Пермь», конкурсный управляющий) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы Индустриальному району г. Перми (далее – Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным бездействия Инспекции, выразившееся в непредставлении с 17.12.2011 по 24.01.2012 конкурсному управляющему Общества свидетельства о постановке на налоговый учёт Общества (с учётом принятых судом уточнений заявленных требований, л.д.16). В порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов, заявитель просит возложить на налоговый орган обязанность предоставить конкурсному управляющему Общества указанное свидетельство.

В обосновании заявленных требований общество «ЭкоЭнергия - Пермь» указывает, что для открытия расчётного счёта конкурсным управляющим в налоговый орган направлен запрос о предоставлении, в том числе свидетельства о постановке на налоговый учёт Общества. До настоящего времени указанное свидетельство заявителем не получено, что препятствует деятельности конкурсного управляющего.

Инспекция с требованиями заявителя не согласилась и полагает, что Обществом не исполнена обязанность по внесению платы за повторную выдачу свидетельства о постановке на налоговый учёт. Оплата по платёжному поручению от 11.12.2011 № 71 в сумме 200 руб. не может свидетельствовать об исполнении названной обязанности, поскольку в платёжном поручении указан неверный код бюджетной классификации.

В связи с тем, что лица участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте проведения предварительного судебного заседания, а также о возможности завершения предварительного заседания и открытия судебного заседания в суде первой инстанции, в том числе при его неявке в предварительное судебное заседание, представители сторон явились в предварительное судебное заседание, и против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции не возразили, судом вынесено протокольное определение о завершении подготовки по делу и открытии судебного заседания в суде первой инстанции (часть 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), пункт 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65).

Рассмотрев материалы дела, исследовав письменные доказательства, заслушав объяснение лиц участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Пермского края от 13.03.2009 по делу № А50-13345/2008 общество «ЭкоЭнергия - Пермь» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим должника утверждён Гершанок А.А. (л.д.13-14).

30.11.2011 конкурсный управляющий Общества направил в Инспекцию письмо, в котором просил повторно выдать свидетельство о государственной регистрации юридического лица; свидетельство о постановке общества «ЭкоЭнергия - Пермь» на учёт в налоговом органе; выписку из единого государственного реестра юридических лиц; копии устава и учредительного договора. Согласно сведениям, содержащимся на Интернет сайте www.russianpost.ruсервис отслеживание почтовых отправлений, указанное письмо поступило в налоговый орган 01.12.2011 (л.д.7-9).

Платёжным поручением от 11.12.2011 № 71 конкурсный управляющий перечислил 200 руб. на КБК 18211301030010000130 с комментарием, - оплата за общество «ЭкоЭнергия - Пермь» за повторную выдачу свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе, в связи с утратой (л.д.19). Названный платёжный документ представлен в налоговый орган 12.11.2011 (л.д.24).

Письмом от 16.12.2011 налоговый орган направил в адрес заявителя запрашиваемые свидетельство о государственной регистрации юридического лица; выписку из единого государственного реестра юридических лиц; копии устава и учредительного договора (л.д.22, 23).

Письмом от 29.12.2011 Инспекция сообщила, что за повторную выдачу свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе необходимо внести плату в размере 200 руб.

Считая, что налоговый орган обязан выдать указанное свидетельство в течение пяти дней, т.е. до 16.11.2011, а также учитывая цель его получения, - открытие расчётного счёта (фактически открыт 25.01.2012), общество «ЭкоЭнергия - Пермь» в лице конкурсного управляющего обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции, выразившееся в непредставлении с 17.12.2011 по 24.01.2012 свидетельства о постановке на налоговый учёт.

В соответствии с пунктом 5 статьи 101.2 Кодекса решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

Учитывая, что при оспаривании бездействия налоговых органов обязательный досудебный порядок не установлен, требования Общества подлежат рассмотрению судом по существу.

Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71 АПК РФ полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 2 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) налоговый орган, осуществивший постановку на учет вновь созданной российской организации или индивидуального предпринимателя, обязан выдать российской организации свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, индивидуальному предпринимателю - свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) и уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Пунктом 14 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утверждённых постановлением Правительства России от 26.02.2004 № 110 (далее - Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков) установлено, что сведения, содержащиеся в реестре, предоставляются на платной основе (при условии представления одновременно с запросом документа, подтверждающего оплату) организациям и физическим лицам - при обращении в налоговый орган за повторной выдачей свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в случае его утраты. Размер платы в этом случае составляет 200 рублей, а размер платы за срочную выдачу указанного свидетельства - 400 рублей.

Срок предоставления указанных в пункте 14 указанных Правил сведений составляет не более 5 дней со дня получения запроса. Срочное предоставление информации осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем получения запроса (пункт 15).

Из материалов дела следует, что заявитель обратился в налоговый орган с запросом о повторном предоставлении свидетельства о постановке общества «ЭкоЭнергия - Пермь» на учёт в налоговом органе, который получен Инспекцией 01.12.2011.

12.11.2011 конкурсным управляющим направлено платёжное поручение от 11.12.2011 № 71 на сумму 200 руб. с комментарием, - оплата за общество «ЭкоЭнергия - Пермь» за повторную выдачу свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе, в связи с утратой.

Таким образом, заявителем выполнены все необходимые условия для повторного получения свидетельства о постановке на налоговый учёт, соответственно, Инспекция неправомерно не осуществила юридически значимые действия, направленные на выдачу указанного свидетельства.

Ссылки налогового органа о перечислении платы по платёжному поручению от 11.12.2011 № 71 на неверный код бюджетной классификации 18211301030010000130, судом рассмотрен и отклонён по следующим основаниям.

Согласно приложению № 6 к Федеральному закону от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» КБК 1821130103  0010000130 предназначен для зачисления платы за предоставление сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей; КБК 1821130102  0010000130 - платы за предоставление информации, содержащейся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.

Учитывая, что заявитель просил предоставить документ, который выдаётся в соответствии с законодательством о налогах и сборах и Правилами ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, следовательно, плата за выдачу свидетельства о постановке на налоговый учёт подлежит уплате на КБК 18211301020010000130. Фактически плата перечислена конкурсным управляющим на КБК 18211301030010000130, т.е. на неверный код бюджетной классификации.

Вместе с тем, учитывая правовую природу платы за выдачу документов (информации), которая не отнесена ни к налогам, ни к сборам (с 01.01.2012 за повторную выдачу свидетельства о постановке на учет в налоговом органе взимается государственная пошлина в сумме 200 руб., пункт 132 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ), а также принимая во внимание, что ни Кодекс, ни Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, не предусматривают последствий перечисления платы на неверный КБК, притом что перечисленная конкурсным управляющим плата поступила в бюджетную систему Российской Федерации, а в платёжном поручении от 11.12.2011 № 71 в назначении платежа указано за повторную выдачу свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе, в связи с утратой, следовательно, заявителем исполнена обязанность по перечислению платы за выдачу документа.

Более того, пунктом 1 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» физические лица, юридические лица, государственные органы и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.

Таким образом, в силу указанной нормы налоговый орган обязан бесплатно представить документы о должнике, в том числе свидетельство о постановке общества «ЭкоЭнергия - Пермь» на учёт в налоговом органе.

При таких обстоятельствах, ссылки налогового органа о неисполнении Обществом обязанности по перечислению платы, признаны судом ошибочными, основанными на неверном толковании норм права.

Определяя период незаконного бездействия, суд исходит из того, что запрос о предоставлении свидетельства получен Инспекцией 01.12.2011, документ об оплате – 12.12.2011, соответственно, полный пакет документов необходимый для получения свидетельства предоставлен 12.12.2011, пятидневный срок для выдачи свидетельства оканчивается 16.12.2011. При применении положений пункта 1 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» началом незаконного бездействия следует признать седьмой день после получения запроса, т.е. ещё более ранний срок.

На момент рассмотрения спора, доказательств направления заявителю свидетельства материалы дела не содержат, следовательно, незаконное бездействие продолжается по настоящий момент.

Из заявления об оспаривании, пояснений конкурсного управляющего следует, что свидетельство необходимо заявителю для открытия расчётного счёта. Фактически банк открыл счёт 25.01.2012 без предоставления свидетельства, но при условии его последующего предоставления. Доказательств обратного Инспекцией не представлено.

Учитывая, что суд не вправе выйти за пределы заявленных требований, бездействие налогового органа следует признать незаконным с 17.12.2011 по 24.01.2012.

Доводы Инспекции об отсутствии нарушения прав Общества, судом рассмотрены и отклонены, т.к. сам факт непредставления (несвоевременного представления) информации или документов, которые государственный орган обязан предоставить заинтересованному лицу в силу закона или иного нормативного акт, уже нарушает его права и законные интересы.

При изложенных обстоятельствах, бездействие Инспекции, выразившееся в непредставлении с 17.12.2011 по 24.01.2012 конкурсному управляющему Общества свидетельства о постановке на налоговый учёт Общества, является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя.

В порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, суд полагает возможным возложить на налоговый орган обязанность предоставить конкурсному управляющему Общества свидетельство о постановке на налоговый учёт Общества.

Поскольку определением суда от 17.01.2012 заявителю предоставлялась отсрочка по уплате государственной пошлины, а государственные органы освобождены от её уплаты, распределение государственной пошлины не производится.

Руководствуясь статьями 110, 168-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л :

1. Требования общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЭнергия - Пермь» (ОГРН 1065905054610) в лице конкурсного управляющего Гершанок Александра Александровича удовлетворить.

2. Признать незаконным бездействие Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Перми, выразившееся в непредставлении с 17.12.2011 по 24.01.2012 конкурсному управляющему общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЭнергия - Пермь» Гершанок Александру Александровичу свидетельства о постановке на налоговый учёт общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЭнергия - Пермь», как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.

3. Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Перми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя посредством предоставления конкурсному управляющему общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЭнергия - Пермь» Гершанок Александру Александровичу свидетельства о постановке на налоговый учёт общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЭнергия - Пермь».

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на официальном сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет: www.17aas.arbitr.ru

Судья С.В. Торопицин